Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I .2 Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности школьников с дизорфографией учителем и родителями
I.2.1 Исследование особенностей деятельности школьников с дизорфографией на уроках по дисциплине «Русский язык» Целью исследования является оценка уровня сформированности таких структурных компонентов учебной деятельности, как мотивы, цели и целеполагание, учебные действия, контроль, оценка. (Репкина Г.В., Заика Е.В., …). Материал исследования. Качественное описание уровней, бланк опросника. Качественное описание уровней сформированности учебно-познавательного интереса Первый уровень ̶ отсутствие интереса. Основной диагностический признак: интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал). Дополнительные диагностические признаки: безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. Второй уровень ̶ реакция на новизну. Основной диагностический признак: положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Дополнительные диагностические признаки: оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет. Третий уровень ̶ любопытство. Основной диагностический признак: положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач) Дополнительные диагностические признаки: оживляется и задает вопросы довольно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает. Четвертый уровень ̶ ситуативный учебный интерес. Основной диагностический признак: возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач). Дополнительные диагностические признаки: включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается. Пятый уровень ̶ устойчивый учебно-познавательный интерес. Основной диагностический признак: возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). Дополнительные диагностические признаки: охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.
Шестой уровень ̶ обобщенный учебно-познавательный интерес. Основной диагностический признак: возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Дополнительные диагностические признаки: является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.
Таблица …
Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности
Часть А (основная)
Часть Б. (дополнительная)
Процедура и инструкция. Учителю предлагаются протоколы, составленные по представленному образцу. Первоначально в них заполняется только графа с фамилиями и именами учеников контрольной и экспериментальной групп. Протокол … Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности учащихся ____ класса ____ школы _____ города _____ на_____ (дата составления таблицы)
Затем учитель обращается к тексту, последовательно изучая описание основных параметров учебной деятельности и их уровней. После этого он, пользуясь качественным описанием уровней сформированности учебно-познавательного интереса, выносит заключение о том, какому из описаний в наибольшей степени соответствует учебная активность каждого ученика, и выставляет в протоколе … соответствующий балл. С целью повышения точности выставляемых оценок надо иметь в виду некоторые общие положения: 1. Описанные уровни сформированности компонентов учебной деятельности в чистом виде встречаются далеко не всегда. Следует ориентироваться на наиболее существенные особенности проявлений каждого из компонентов в учебных ситуациях разного типа (классная работа, домашняя работа, контрольные задания и пр.). 2. В характеристике более высокого уровня сформированности у каждого из компонентов могут сохраняться какие-то свойства, проявившиеся ранее. В связи с этим надо учесть, что отдельно взятый сам по себе признак редко означает, что данный уровень достигнут. Его непременно надо соотнести с другими признаками и наиболее внимательно изучить описание того уровня, где он выступает как новое качество в развитии. 3. Характеристики компонентов учебной деятельности могут проявляться в разных учебных ситуациях, однако, не все учебные ситуации равноценны при диагностике: наиболее информативным и диагностически более точным является поведение ученика в процессе принятия и решения учебной задачи, когда на первом уровне оказываются способы действий и их соответствие условиям задачи. 4. Выявление некоторых проявлений уровня сформированности компонентов учебной деятельности часто трудно осуществимо без создания учителем специальных условий в учебной работе с учениками. Назовём несколько таких условий: а) Организация учебной работы так, чтобы она требовала сотрудничества с учителем, в процессе которого ученику могла быть оказана помощь в той или иной форме (вопросы по планам действий, по некоторым особенностям выполнения действия; косвенные подсказки, введение дополнительных условий, предложения разного вида и т.п.), и помощь оказывалась бы до тех пор, пока ученик не смог бы решить эту задачу. б) Введение новой задачи, которая по отдельным внешним признакам напоминает уже известную ученику, но по существу отличается от задач ранее усвоенных: в) На всех этапах работы очень важно систематически ставить перед учеником различные вопросы, требующие от него уточнения того, что он должен сделать, что делает, что сделал, что должен узнать, что узнал, что нового в задаче или его действиях, какие причины мешают решить задачу, как преодолены возникшие затруднения и т.п. Содержание этих ответов позволяет судить о степени осознанности учеником и стоящих целей, и своих действий, и своих возможностей действовать и вносить какие-либо коррективы. 5. Оценивая компоненты учебной деятельности, следует иметь в виду, что при этом можно опираться на два центральных критерия: а) по наиболее типичным, часто проявляющимся особенностям поведения и эмоциональных реакций ученика; б) по максимальным возможностям, доступным ученику, хотя они могут проявляться изредка. В таких случаях следует учитывать максимально доступные качества деятельности, при этом в одних случаях именно в эту сторону нужно повысить балл при оценке уровня, если данное отдельное качество не вызывает сомнения и не противоречит структурным компонентам данного уровня; либо, напротив, обнаруживая не один, а несколько признаков нового уровня, видит их неустойчивость и тогда ставит оценку так: 4(3). 6. Следует иметь в виду, что психическое развитие является процессом динамичным, идущим к тому же не только по прямой линии, все эти проявления, даже едва наметившиеся, особенно в самое последнее время, предшествующее проведению диагностики, надо каким-либо образом фиксировать (или по выше предложенному варианту выставления двойной оценки, или использовать примечания, куда вписывать словесные формулировки обнаруженной дисгармонии или признаков резкого скачка вверх, едва подкреплённого в текущей учебной работе). 7. Описанные выше уровни сформированности основных компонентов учебной деятельности не следует соотносить с учебными оценками в виде отметок. Дело в том, что у «отличника» или «хорошиста», имеющего систематически хорошие отметки, уровень сформированности отдельных компонентов может быть невысок. Так, у него может быть резкий разрыв между его работой в условиях стандартных, типичных задач и действиями в случае неожиданного для него изменения их условий: учитель часто думает, что он «просто растерялся», а на самом деле речь идёт о недостатках целеполагания. 8. В ряде случаев оценка уровня сформированности учебной деятельности не может быть выполнена с «одного захода» (особенно при первых попытках), поскольку у учителя не всегда есть арсенал необходимых наблюдений. Если трудности возникают только по отношению к отдельным ученикам, целесообразно поработать с ними над новым и старым учебным материалом индивидуально. В ряде случаев нужна консультация психолога. Некоторым учителям помогает периодическое ведение дневника, куда записываются накапливаемые наблюдения, проблемы, варианты их решения как с классом в целом, так и с отдельными учениками. При любых условиях развитие учеников идёт неравномерно, и у каждого из них не будет одинакового уровня по всем компонентам, и у разных учеников эти «профили» (т.е. картина по всем компонентам) будут разные. Затем производится оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности по опроснику. Учителю предлагается следующая инструкция. Перед Вами список вопросов о различных проявлениях учебной деятельности ученика. Ваша задача, основываясь на результатах систематического наблюдения за поведением ученика на уроках и знании о том, что и как он делает в условиях выполнения самостоятельной работы в классе и дома, дать чёткий ответ на каждый вопрос, используя предложенные варианты ответов. При ответах на вопросы придерживайтесь следующих правил: 1. Учитывайте все те особенности поведения ученика, которые проявляются в наиболее существенных учебных ситуациях, т.е. в первую очередь тогда, когда есть возможность говорить о принятии и решении учебной задачи (задачи, где главным является выделение способов действий с учебным материалом). Именно такие ситуации сточки зрения оценки качественных особенностей учебной деятельности являются наиболее информативными и показательными. 2. Фиксируйте прежде всего наиболее типичные устойчивые особенности поведения ученика как показатели наиболее естественных для него проявлений учебной деятельности, но непременно обратите внимание и на то, что проявляется в самое последнее время, сравнивая это с типичными формами. 3. Старайтесь характеризовать особенности учебной деятельности по состоянию на данный момент учебного процесса, а не по состоянию на полгода или год назад, так как за это время учебная деятельность могла претерпеть существенные изменения. Для проведения работы необходимо: а) зафиксировать все ответы по каждому ученику в специальной таблице, составленной таким образом, что против фамилии каждого ученика вы последовательно пишете выбранный Вами ответ (например, 16, 26, 30 и т.д.); б) взяв «ключ» для обработки результатов, определить уровень сформированности каждого из компонентов и составить новую (итоговую) таблицу Текст опросника по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств. Обработка результатов: Для самостоятельного анализа своих ответов учителем предлагается в качестве основы обработки использовать приведенную ниже таблицу. В ней зафиксированы не все ответы, которые могут быть «приписаны» каждому из уровней, а только наиболее показательные. При сомнениях в оценке необходимо обратиться к основному тексту с описанием уровней сформированности того или иного компонента, чтобы сформулировать более основательную оценку относительно этого компонента у данного ученика. Оценка результатов. Ключ для обработки результатов по оценке уровня сформированности компонентов учебной деятельности (с применением опросника)
I.2.2 Исследование особенностей деятельности школьников с дизорфографией во время подготовки домашних заданий Для изучения индивидуального стиля учебной деятельности школьников с дизорфографией используется «Комплексная методика изучения индивидуального стиля учебной деятельности школьников». В основу данной методики положен опросник А.К. Байметова. Также использовалась характеристика структуры стиля, предложенная М.Р. Щукиным и материалы методики, использованной в диссертационном исследовании М.Н. Самбикиной. В процессуальной стороне стиля выделяются динамические характеристики деятельности, особенности, характеризующие активность субъекта в плане обеспечения более удобных условий деятельности, околодеятельностные проявления. Методика самооценки особенностей учебной деятельности представляет собой опросник, состоящий из утверждений, касающихся различных сторон учебной деятельности (Вартанова И.И., 2003; Самбикина О.С., 1998; Щукин М.Р., 1995). Материал исследования. Методика представляет собой опросник для родителей, состоящий из утверждений, касающихся различных сторон учебной деятельности. 1. Довольно легко и быстро может переключиться с одной формы работы на другую. 2. Быстро выполняет домашнее задания. 3. Использует в работе черновики. 4. Проверку задания проводит после его выполнения. 5. Долго готовится к выполнению задания (несколько раз читает и продумывает условие, составляет план и т. д.). 6. Предпочитает заниматься в оживлённой обстановке. 7. Придя из школы, сначала отдыхает и лишь потом садится за уроки. 8. Делает перерывы во время выполнения домашнего задания. 9. Больше любит заниматься в одиночестве. 10. Выполнение домашнего задания начинает с более трудных предметов. 11. Домашнее задание готовит в определённое время. 12. Сохраняет спокойствие перед выполнением ответственного задания (контрольной работой, экзаменом). 13. Любит подбирать дополнительный материал по теме урока. 14. При возникновении затруднений (не может выполнить упражнение, не знает, как ответить на вопрос) предпочитает разрешить их самостоятельно, не торопясь обращаться за помощью к другим. 15. Планирует своё время. Процедура и инструкция. Испытуемым раздаются специальные бланки, работа на которых проводится в соответствии с приведённой ниже инструкцией. Вам предлагаются утверждения, касающиеся особенностей учебной деятельности. Оцените, в какой мере каждая из этих особенностей проявляется в деятельности вашего ребёнка, по предложенной шкале: «5» – проявляется всегда; «4» – проявляется часто; «3» – проявляется иногда; «2» – проявляется редко; «1» – не проявляется никогда. Оценка результатов. Для оценки степени их проявления в деятельности используется пятибалльная шкала. Баллом «5» обозначается максимальное проявление той или иной особенности, а баллом «1» минимальное. При проведении исследования выделялось 32 показателя. Динамические характеристики. 1. Динамичность переключения с одной формы работы на другую. 2. Возможность параллельно выполнять разные формы работ. 3. Быстрый темп деятельности. 4. Возможность выполнения на уроке большего объёма работ. 5. Продуманность ответов. Соотношение основных компонентов деятельности. 6. Использование черновика. 7. Выделение проверки задания в отдельный этап. 8. Развёрнутость проверки работ. 9. Выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап. Обеспечение оптимальных условий для работы. 10. Предпочтение работать в оживлённой обстановке. 11. Предпочтение давать письменный ответ. 12. Предпочтение отвечать с места. 13. Наличие отдыха перед выполнением домашнего задания. 14. Наличие перерывов в выполнении домашнего задания. 15. Предпочтение заниматься в одиночестве. 16. Последовательность выполнения заданного (с более трудных заданий). 17. Режим подготовки домашнего задания. Околодеятельностные проявления. 18. Способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания. 19. Пропуск уроков по объективным причинам. 20. Способность терпеливо слушать ответ другого. 21. Желание доказывать правильность своей гипотезы, решения и т. д. 22. Дополнения и исправления ответов одноклассников. 23. Активная работа на уроке. 24. Желание подбирать дополнительный материал к уроку. 25. Предпочтение выбирать более лёгкие задания. 26. Сосредоточенность во время урока. 27. Внимание к объяснению урока учителем. 28. Внимание к ответам одноклассников. 29. Предпочтение не списывать у других. 30. Самостоятельность при решении учебных задач. 31. Своевременная подготовка рабочего места. 32. Предварительное планирование.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.151 с.) |