Работа с родителями по использованию народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с родителями по использованию народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста



      На современном этапе развития общества, народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью.

     Обычаи и традиции, ритуалы, пословицы, поговорки, сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером в семье показывают и поддерживают принципы и идеи, выраженные в них. Каждая поговорка, пословица, каждый ритуал, обычай, если они разумны, правильно применены, соответствуют духу и традициям казахской семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным поучительным нравственным уроком.

Жизненный опыт показывает, что именно семья есть главный воспитатель. Именно в семье создается неповторимый образ каждого ребенка, он формируется как личность. Отсюда следует другой важный вывод: родители не менее, чем учителя должны быть вооружены педагогическими знаниями и умениями.

Многое из того, что происходит в последнее время в обществе, вселяет надежду, что наступит время, когда в каждой семье назреет необходимость приобщения к идеям народной педагогики казахов. Главное — не упустить этот момент. Помочь подрастающему поколению узнать «свои корни», развить интерес к истории, своей национальной культуре, потребность изучать их — вот в чем задача тех, кто призван воспитывать, и прежде всего — семьи.

В казахской народной педагогике семейное воспитание определяется как первая общественная необходимость, т.е. основой всех воспитательных начал и родительского счастья была и есть семья.

     Жизнь человека зарождается в семье, он растет для создания новой семьи, живет ради благополучия семьи и народная педагогика со дня рождения начинает готовить человека к семейной жизни. Тема семьи есть в колыбельных песнях, в общении родителей с малышом, в считалках, скороговорках, сказках, легендах и мифах, которые малыш слышит с раннего возраста. В песнях, сказках и легендах мы найдем идеального сына, отца, мать, хозяйку, воина, труженика и др. социальные роли человека; написанные правила, пословицы и поговорки дополняют их характеристики. Семья в первую очередь заботится о формировании семейных ролей, каждая семейная роль требует физического развития и нравственного совершенствования, трудолюбия и высоких эстетических вкусов, ума, самостоятельности и ответственности, культуры общения труда и поведения.

Отношения к семье, способность выполнять свою роль в семье выступают в народной педагогике как высшие критерии. Они закладываются в раннем детстве.

Говоря о средствах народной педагогики, в первую очередь следует сказать о родном языке, где родное слово стоит на недосягаемой высоте. Г. Н. Волков называет родной язык фактором воспитания.[21,с.168]

Родной язык - язык окружения. Дитя уже в утробном возрасте «слышит» этот язык, его подсознание «заряжается» этой речью, в младенческом возрасте слышит эту речь, и рядом с ним нужно разговаривать на родном языке.

Родной язык - язык сказок, пословиц и поговорок, загадок, постулатов-назиданий, язык мудрости родного народа, язык народных идеалов. Родной язык - язык эмоций народа, язык народных песен, народной поэзии, метафор, метонимий, аллегорий, язык народной иронии и сатиры.

На колыбельные песни нужно обратить особое внимание, поскольку они постепенно забываются, между тем исполнение колыбельных песен младенцу - это начало его духовного воспитания.

Порой достаточно было сказать: «Наверно мать не пела над твоей колыбелью», - и человек мог серьезно осмыслить свои поступки».

Уже с колыбели народ воспитывал детей раздельно, девочкам пели одни колыбельные песни, а мальчикам - другие. Ранняя половая идентификация, раздельное воспитание характерны для народной педагогики и являются одним из средств формирования нравственной чистоплотности. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще не понятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждают их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

Народная педагогика придает имени человека очень большое значение. Имя ребенка обсуждается родителями и родственниками еще до его появления на свет. Родители мечтают видеть своего ребенка красивым, сильным, здоровым, трудолюбивым, умным, высоконравственным, вежливым, наделенным благородными качествами и подбирают имя, которое достойно отражало бы эти свойства. Поэтому имя ребенка является кодом родительских пожеланий, мечтаний, представлений о благородном человеке. В народной педагогике ребенку нужно раскодировать его имя. В беседах с ним родители должны говорить, что, называя его таким именем, они хотели видеть его вот каким и вот каким. Но до этого, конечно же, в ребенке нужно сформировать любовь к его имени.

Если родители с восхищением слушают традиционную музыку, ценят казахское народное творчество, вывозят детей на природу, восхищаются окружающими горами, лесами, бывают с детьми на берегах рек и озер, любят красивый ландшафт, у детей появляется эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Большая духовная, нравственная сила заложена в казахских народных пословицах и поговорках. Сила пословиц и поговорок заключена в концентрации разума, трудового и социального опыта многих человеческих поколений и в их художественных достоинствах - кратности, емкости, образности, энергичности. У казахского народа сотни пословиц и поговорок о труде, отношении к нему, трудолюбии и лени, старательных и нерадивых, ремесле и мастерстве, соратниках по труду и орудиях труда.

Сказки и другие эпические сюжетные произведения устного народного творчества, которые дети слышат с самых ранних лет из уст родителей, являются прекрасным материалом для строительства нравственного мира, помогают ребенку вырастить в душе иерархическую лестницу ценностей. Общественная жизнь для ребенка начинается через сказки..

Народ считает, что для физического развития нужны постоянные физические тренировки. Физические упражнения и подвижные игры, генетически возникнув из трудовых процессов на ранних ступенях общественного развития, на рассматриваемом этапе жизни народа стали применяться им в качестве подготовительных упражнений для физического развития народа. Говоря о народных физических упражнениях, мы, прежде всего, имеем в виду различные варианты упражнений на коне, бег взапуски, метание и переноска различных предметов, лазание по шесту, борьба, соколиная охота и т.д. Существование древнего обычая кочевания по обширным просторам Древнего Казахстана заставляло детей рано приучаться ездить верхом. Следует заметить, что поныне эти традиционные виды физических упражнений на коне не утратили свои позиции.

В семьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитет родителей. С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные песни, где воспевается семья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери. Подрастая, дети слышат сказки из уст своих родителей о сказочных батырах, которые могучи, справедливы, в семьях, где родители разучивают со своими детьми стишки, потешки, загадывают загадки, вырастают умные ребята. У ребенка расширяется кругозор, вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.

Таким образом, семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи.

Народная педагогика обширного региона представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировалось нынешнее поколение кочевников. Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, поговорки, загадки, сказки, а до сих пор они не утратили своей актуальности. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство и в этом нам поможет народное слово — вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело использовать их в повседневную речь.

Народная педагогика–это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.

Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки. Именно поэтому дошкольное учреждение, решая задачи воспитания, должно опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности и гордости за свой народ. Этому поможет народная педагогика, органически вплетенная в учебно-воспитательный процесс.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация проф. образов., 1995

2. Ефимов А.И. Ушинский К.Д. о народности воспитания // Народность этетического воспитания в наследии передовых русский педагогов второй половины 19 в. и просветителей народов России: Учебное пособие – Чебоксары, 1992. – с.4-7.

3.Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

4.Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.

5.Турманжанов У. Казахские пословицы и поговорки. — Алма-Ата: Знание, 1980. — С. 82-86.

6.Жахан Ж.Ж. Народное воспитание и преемственность поколений казахского народа.

7.Корнилко И. А. Битабаров Е.А., Алтаева Б.С. Семейные традиции казахского народа как фактор нравственного воспитания современных школьников.

8.Абай. Слова назидания. Алма-Ата, Изд. Жалын.1982.с 107-109

9.Аймауытов Ж. Психология. Алма-ата, 1926. с 126

10.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание.-1991.- №9.-С.16-22.

11. Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.

12. Степанова Н. М. Казахские национальные игры как средство воспитания молодежи: учебное пособие. - Павлодар, 2006. - 66 с.

13. Акшораев А. Молодость древней игры тогузкумалак. Тараз, 2000.

14. Казахстан спортивный.- Алма-Ата: Казахстан, 1969-260с

15.Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата, 1981. - 205 с.

16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и пед. учебн. заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр «Акакдемия», - 2000. - 232 с.

17. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.- №5. - С. 34-35.

18. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск,1926 г.

19.Ушинский К. Д. Собрание сочинений - М.: 1985,т.2. - 196с.

20.Фатиков Р.Р. К семантике шанарака// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. - Алма-Ата,1980. - С.179-185.

21. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник  для студ. сред и высш. пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.

22.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана / Ш. А. Мирзоева - Махачкала, 1986.

23.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала:, 1993.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.015 с.)