Народная игра в воспитании детей в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная игра в воспитании детей в дошкольном возрасте



     Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

      С развитием нашей страны возрождается и древняя культура казахов, национальные игры, танцы, искусство, литература, все это есть культурное наследие, которое мы должны сохранить и передать новому поколению и применять их как средство воспитания. С помощью игр у казахов развивалась физическая подготовка в духе уважения к старшим и обязанность перед обществом, близкими и родными. Игры во все времена имели огромное общественное значение. Игры развлечения выполняли всегда общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные зрелищно - эстетические, коммуникативные и др.

Существует множество определений игры. Изучением игр занимаются многие отрасли знаний такие как, педагогика, антропология, история, теория и методика физического воспитания. В самом начале, игра отображала только трудовые и бытовые действия. Постепенно это понятие расширилась, где уже больше стало вкладываться широкое содержание. Игра эмоциональная деятельность, в связи с этим она носит большую роль в воспитательной деятельности детей и молодежи. С помощью подвижных игр, ребенок развивается физически, они направлены на преодоление трудностей, препятствий для достижения целей, где активизируется двигательная деятельность.

        Национальные игры - это память народа, сохраняющий духовный опыт народа, педагогические воззрения, связывающая прошлое и настоящее. В народной педагогике, игра используется как средство воспитания, обучения и общения. Некоторые казахские игры внедрены в школах. Как показывают эмпирические данные, Е. Сагындыкова сказала: «Казахская народная игра способствует углублению логического мышления, повышает поисковой характер ума».  [11,с.4]   

 Первоначально игра складывалась с помощью подражательных действий, имитирующие собирательство и охоту. В связи с этим в фольклорных фондах содержатся большое количество подвижных игр, связанные с образами птиц, животных. С развитием общества появляется потребность в осуществлении действий в более эмоциональной форме - игр, танцев которое развивало в человеке физическое воспитание и приносило эстетическое удовольствие. Исследование показывало, что большое влияние на разнообразие игр различных народов оказывают климатогеографические, природные, региональные, производственные, этнические особенности. Например, у среднеазиатских народов, часто встречаются игры, проводимые на лошадях, где обязательными компонентами служат аркан и нарта. Подвижные игры развивались не только из-за быта и культуры, но и в местах, где проходили боевые столкновения, детей готовили с раннего детства с помощью игр. У детей развивались нравственные и физические качества. Если раньше игра представляла собой выполнение трудового, бытового или военного действия, то в наше время оно не всегда осознается играющими. У близко расположенных народов, которые живут рядом, некоторые игры сходятся. В основном народные игры, попадая в другую среду, получает новое развитие, трансформирует, но основа остается. Например, конная игра «Козлодрание» у казахов звучит «Кокпар», у киргизов - «Улактарыш», у узбеков «Улак», у таджиков «Бузакши». В связи с тем, что с давних времен у казахов общественные обязанности выполняли мужчины, а женщина занималась заботой семьи, то это и проявилось на детских играх. Мужские игры в основном относятся к состязательным, а женские относятся к более сюжетным, хозяйственного характера. Игры вносят большой культурно - исторически вклад в развитии каждого народа, которые содержат в себе основные факторы воспитания детей, это как бы первоначальная подготовка детей к жизни.

В наше время низко снизилась двигательная активность людей, в связи с этим возрастает роль систематических занятии, физические упражнения, подвижные игры. Во время игр у детей проявляются творческие способности, активности, инициативы. Во время игры ребенок более самостоятелен, свободен в действии, проявляет эмоции. Все подвижные игры содержат в себе комплексное и многоплановое воздействие и педагогическое средство воспитания.

Воспитательное воздействие народных игр предъявляют определенные методические требования к их поведению:

- они должны соответствовать образу жизни людей, культуре, традициям и психологическому складу.

- сложность должна соответствовать уровню знания, физическим качествам, навыкам и возрасту.

- соответствие задачам воспитания, развития, образования, условиям успешного осуществления педагогического процесса.

Население древнего Казахстана занималось сельским хозяйством, где преобладало кочевое и полукочевое животноводство. Условия жизни оказывали большое влияние на формирование культуры казахского народа, обычай, традиции. Казахские племена вынуждены были вести воины, чтобы сохранить свою независимость, которые так же оказали влияние на развитие игр. В играх казахов в основном применялись приспособления из дерева, кости животных, камней, а позднее из металла. При взаимоотношениях с другими народами, рождаются новые игры и развлечения. Многие игры сохранили свое значения, но подверглись изменениям в названии. Например: «Карагие»- «Найза лактыру»(метание копьем), «Какпа тас»- «Бестас» (пять камешков), «Саадак ату» - «Жамбы ату» (Стрельба из лука) и т.д.

Воспитание детей с раннего возраста с помощью национальных игр, способствует правильному формированию отношений к природе и взаимоотношению в обществе. У казахов по традиции мужчины занимались воспитанием юношей. В играх мальчики подражали взрослым мужчинам, воспроизводя их хозяйственную деятельность, а девочки отражали в своих играх бытовые и семейно-брачные отношения.

Жизнь казахов - кочевников, скотоводов требовало от них всестороннего физического развития. В связи с этим все казахские национальные игры в основном подвижные, где участники игры показывали свои силы и ловкость. Игры казахов воспитывали и приучали детей к бережному отношению к животным и окружающей среде. Одной из отраслей хозяйства казахов, была охота, где издавна славилось искусство подражание движениям и звукам зверей и птиц. Есть такие игры, имитирующие повадки животных. Правильное применение казахских национальных игр приведет к сближению и взаимообогащению национальных культур.

В играх казахского народа лежал глубокий смысл, где соблюдались правовые нормы, что учило детей к честности и справедливости, дисциплине. Многие игры носят в себе воспитательный характер, воспитывает в человеке выдержку, взаимовыручку, решительность, настойчивость и т.д. С древних времен казахский народ уделял большое внимание единоборствам, в них джигиты могли показать и развивать свои силы и психологические качества. В наше время преобладает коллективные игры. У казахов во время праздников проводились различные национальные игры, такие как: борьба, скачки и многое другое. Из века в век передавались оригинальные конноспортивные игры, состязания, такие как: кыз- куу, байга, човган и многое другое, можно насчитать полсотни видов конных игр. С помощью игр проверялась подготовка всадников и лошадей. Появление конного спорта связано с военными действиями, во время битвы жизнь всадника зависела от подготовки лошади, в ней необходимо было приучить к подчинению человека. От лошади требовалось: умение резко остановится, скакать по тяжелой дороге, преодолевать препятствия, в итоге это стало конным спортом. Любовь к конным играм и почитание их стали традицией среди казахов. Мы знаем, что казахский кочевой народ с детства учили своих сыновей и даже дочерей ездить верхом на лошади. Многие народные праздники не обходились без участия конных состязаний. По данным исследователей, самым большим праздником у казахов были поминки старейшего в роде, которые сопровождались конными скачками. В той могли принимать участие все, не зависимо от принадлежности, который мог продолжаться от 3 до 7 дней, конец дня завершался скачками. Где все, кто участвуют, могли показать свое мастерство и силу. Конные игры развивали с детства человеку силу, мужество, ловкость.

Из-за кочевого уклада географического положения казахов, большое распространение получили конные игры, такие как: «Кокпар», «Байга», «Аламан Байга»,

Байга - это конная игра, в которую играли с древнейших времен, часто встречаются у тюркских народов (казахов, киргизов, татар, узбеков, алтайцев). Первоначально байга зародилась для того, чтобы подготовить лошадей к длинной дороге и угона табунов, а постепенно она стала игрой. Байга- это скачки на длинную дистанцию, длиною 1,2-20 км, а ранее она могла составлять и 50 км, устраивалась она на ровной местности по замкнутому кругу. Чаще всего соревнования проводились таким образом: лошадь в возрасте до 2 лет на дистанции от 5-12 км, в возрасте от 3-4, дистанция от 15-25км, в возрасте 5 и старше 30-50 км. Во время скачек большое значение имеет мастерство наездника. В основном эта игра проводилась на всех праздниках, каждый мог принять участие в ней.

  Аламан байга скачки на большие расстояния в такой скачке участвуют только взрослые кони от 3-х лет и старше. В этом виде скачек нет определенно установленного протяженности забега дистанции. В этом забеге главнее всего выносливость лошади и мастерство скакуна, быстрое оценивание обстановки, распределение сил зависит от всадника.

В связи с этим не разрешается участие чистокровных скакунов чистой породы, в этих забегах участвуют кони местных парод.

Игры обладали особой спецификой для мальчиков и для девочек, которая определяло их будущее положение в системе полового и возрастного разделения труда.

    Национальные игры это богатство наших предков, которые они нам передали. Со времен в них произошли некие изменения в связи с бытом и образом жизни и развития разума казахов.

   Казахский народ параллельно с развитием физического воспитания детей и молодежи, уделял большое место развитию умственных способностей детей и молодежи, примером этого служит казахская национальная игра «тогыз кумалак». Изначально «тогыз кумалак»- это отображение мировоззрения казахского народа, и только со временем становится творчеством, спортом и наукой. Тогыз-кумалак - это казахская народная, настольная игра, где играют два человека. В игре используют четырехугольную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из двух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Согласно исследованиям, тогыз кумалак играют уже около 4 тысячелетий, а может и более. Все традиционные игры казахов зародились благодаря развитию экономических отношений, основой является кочевой образ жизни. Ранее для казахских детей кумалаки были в качестве игр, кумалаки верблюдов они представляли как овцы, а овечьи были ягнятами, за которыми они ухаживали, подражая взрослым. Собирая кумалаки в одном месте, они их никому не отдавали и боролись за них. Это игра параллельно развивалась и видоизменялась с изменением жизни народа. В связи со спорами детей за обладание кумалаками во время игры, подтолкнуло родителей на усложнение игры и установление определенных правил. До сих пор существовавшие многочисленные варианты правил игры были сведены в один вариант. Тогызкумалак приобрел классическое оформление. Интеллектуальная игра стала еще ярче проявлять состязательность, способствовать развитию памяти, сообразительности, находчивости, расчетливости и комбинационного мышления. Поэтому-то, в настоящий момент тогызкумалак стал искусством логического мышления для каждого интеллектуала.

Таким образом, казахские народные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.008 с.)