Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юрта как мироздание вселенной, ознакомление детей с бытом казахского народаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту – основное жилище тюркских народов. Казахи относились и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием. В процессе адаптации в экосистему, создании хозяйственно-культурных типов кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации - казахскую юрту. Казахская юрта является своеобразной моделью мира, малым космосом, основой мироздания в представлении кочевников. С ней была связана вся жизнь казахов, поэтому она занимала особое место в повседневном быте. Юрта, приспособлена к кочевой жизни, и очень эффективна в процессе кочевания, она соответствует всем требованиям кочевого образа жизни: легко разбирается и быстро устанавливается на новое место. Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе - юрте. Она была одной из доминант жизнеобеспечения казахов, она же была показателем искусства, здесь каждая вещь, имеющая утилитарное значение, способствовала своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности. Изучая шанырак с точки зрения аналогии его горизонтального плана с крестом, заключенным в круг, Р.Р. Фатиков пришел к выводу, что структуру шанырака можно рассматривать и как модель мира. [20, С.179] На наш взгляд, модель мира составляет не столько отдельно шанырак, а юрта в целом. В культурном горизонте юрты также можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаныраком, соотносясь с квадратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли. Шанырак выступает одним из основных классификаторов вертикальной плоскости пространства жилой площади. С одной стороны, он является границей между верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами. Попаданию дневного света, лучей солнца в жилище через шанырак, казахи придавали особое значение. Наверное, поэтому в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундік) над шаныраком. Также, шанырак является символом семейного благополучия, мира. У казахов был такой ритуал присяги: смотря на шанырак, люди давали клятву. Шанырак - это символ объединения, поэтому казахи, когда совершают бата – а это пожелания стариков – говорят «шаңырағың шайқалмасын» - пусть купол твоей юрты будет крепким, непоколебимым. Это означает: пусть царит в семье мир, дружба и братство. В национальном самосознании, мировоззрении казахов «шанырак» - это «дом», «семья», «поколение», в духовно-философском понимании он является символом очага, продолжением рода, традиций и воспитания, духовной близости. Работа по ознакомлению с бытом и традициями казахского народа определены программой воспитания и обучения в детском саду. Образовательная область «Социум». Раздел: Ознакомление с окружающим. 1) Формирование представлений о Республике Казахстан, людях разных национальностей, проживающих в ней, используя фотографии, картины о жизни народа, альбомы по национальному декоративному искусству, предметы быта и одежды, выполненные в национальном стиле; 2) Приобщение к истокам культуры Казахстана. Формирование знаний о народных музыкальных инструментах. Формирование навыков слушания музыкальных произведений. 3) Различать и называть устройство и внутреннее убранство казахской юрты, атрибуты национальной одежды и украшения; 4) Знакомство с культурой, обычаями и традициями народа Казахстана Образовательная область «Коммуникация». Раздел: Развитие речи 1) Развивать устную речь детей в различных формах и видах детской деятельности через знакомство с культурой, обычаями и традициями народа Казахстана; Можно сделать вывод, что, символика юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта. Говоря о казахской юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.007 с.) |