Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юрта как мироздание вселенной, ознакомление детей с бытом казахского народа

Поиск

  До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту – основное жилище тюркских народов. Казахи относились и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием.

  В процессе адаптации в экосистему, создании хозяйственно-культурных типов кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации - казахскую юрту. Казахская юрта является своеобразной моделью мира, малым космосом, основой мироздания в представлении кочевников. С ней была связана вся жизнь казахов, поэтому она занимала особое место в повседневном быте. Юрта, приспособлена к кочевой жизни, и очень эффективна в процессе кочевания, она соответствует всем требованиям кочевого образа жизни: легко разбирается и быстро устанавливается на новое место. Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе - юрте. Она была одной из доминант жизнеобеспечения казахов, она же была показателем искусства, здесь каждая вещь, имеющая утилитарное значение, способствовала своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности.
Заслуживает большое внимание символика казахской юрты, раскрывающая духовно-культурный смысл юрты. Сборка и разборка ее при перекочевках на другое джайлау символизировали наступление Хаоса и вновь создания Гармонии. 

Изучая шанырак с точки зрения аналогии его гори­зонтального плана с крестом, заключенным в круг, Р.Р. Фатиков при­шел к выводу, что структуру шанырака можно рассматривать и как модель мира. [20, С.179] На наш взгляд, модель мира составляет не столько отдельно шанырак, а юрта в целом. В культурном горизонте юрты также можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаныраком, соотносясь с квад­ратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли. Шанырак выступает одним из основных классификаторов вертикальной плоскости пространства жилой площади. С одной стороны, он является границей между верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами. Попаданию дневного света, лучей солнца в жилище через шанырак, казахи придавали особое значение. Наверное, поэтому в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундік) над шаныраком. Также, шанырак является символом семейного благополучия, мира. У казахов был такой ритуал присяги: смотря на шанырак, люди давали клятву.

Шанырак - это символ объединения, поэтому казахи, когда совершают бата – а это пожелания стариков – говорят «шаңырағың шайқалмасын» - пусть купол твоей юрты будет крепким, непоколебимым. Это означает: пусть царит в семье мир, дружба и братство. В национальном самосознании, мировоззрении казахов «шанырак» - это «дом», «семья», «поколение», в духовно-философском понимании он является символом очага, продолжением рода, традиций и воспитания, духовной близости.

  Работа по ознакомлению с бытом и традициями казахского народа определены программой воспитания и обучения в детском саду. Образовательная область «Социум». Раздел: Ознакомление с окружающим.

  1) Формирование представлений о Республике Казахстан, людях разных национальностей, проживающих в ней, используя фотографии, картины о жизни народа, альбомы по национальному декоративному искусству, предметы быта и одежды, выполненные в национальном стиле;

  2) Приобщение к истокам культуры Казахстана. Формирование знаний о народных музыкальных инструментах. Формирование навыков слушания музыкальных произведений.

3) Различать и называть устройство и внутреннее убранство казахской юрты, атрибуты национальной одежды и украшения;

4) Знакомство с культурой, обычаями и традициями народа Казахстана

Образовательная область «Коммуникация». Раздел: Развитие речи

1) Развивать устную речь детей в различных формах и видах детской деятельности через знакомство с культурой, обычаями и традициями народа Казахстана;

Можно сделать вывод, что, символика юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта. Говоря о казахской юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.007 с.)