Значение  народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение  народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста



С ОДЕРЖАНИЕ

 

 

В ВЕДЕНИЕ...............................................................................................................

Значение  народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста

1.1 Понятие народной педагогики и теоретические аспекты воспитания средствами народной педагогики...........................................................................

1.2. Основные направления народной системы воспитания..............................

2. Практика воспитания народной педагогикой казахского народа детей дошкольного возраста..............................................................................

2.1  Оформление уголков казахской национальной культуры в детском саду.

2.2 Казахский фольклор в воспитании детей дошкольного возраста.................

2.3 Народная игра в воспитани детей в дошкольном возрасте........................

2.4 Юрта как мироздание Вселенной, ознакомление детей с бытом казахского народа..................................................................................................

2.5 Ценность народных традиций и обычаев в воспитании детей...................

2.6 Работа с родителями по использованию народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста.............................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................

Приложение

Приложение 1 Альбом: Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста

Приложение 2. Видео ипользования народной педагогики с детьми во время преддипломной практики

Приложение 3. Тематическое планирование работы по использованию народной педагогикии в детском саду

Приложение 4. Диагностический материал: Изучение роли народной педагогики в воспитании дошкольников и Обобщению опыта работы детского сада

Приложеие 6. Слайд со своими фото– презентация. 

I ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан — 2030» значительная роль отводится воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения. В связи с этим, особую актуальность в настоящее время приобретает возрождение национального самосознания, культуры, народных традиций и обычаев. Что способствует формированию и развитию гармоничной личности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры, культуры здоровья создание образовательно-культурной оздоровительной среды позволяет ребенку наиболее полно реализовывать свою индивидуальность.

Многие обычаи, традиции, ритуалы казахского народа, по существу, стали неписаными закона­ми воспитания, своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, ибо в них выкристаллизовал­ся вековой опыт воспитания в семье.

Обычаи и традиции, ритуалы, пословицы, поговорки, сказки оказывают воспитательное воздей­ствие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером в семье показывают и под­держивают принципы и идеи, выраженные в них. Каждая поговорка, пословица, каждый ритуал, обычай, если они разумны, правильно применены, соответствуют духу и традициям казахской семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным поучительным нравственным уроком.

Долгое время у нас считалось, что школа — главный воспитатель детей, а семья — ее помощник и союзник. Однако жизненный опыт показывает, что именно семья есть главный воспитатель. Имен­но в семье создается неповторимый образ каждого ребенка, он формируется как личность. Отсюда следует другой важный вывод: родители не менее, чем педагоги должны быть вооружены педагогиче­скими знаниями и умениями.

Многое из того, что происходит в последнее время в обществе, вселяет надежду, что наступит время, когда в каждой семье назреет необходимость приобщения к идеям народной педагогики каза­хов. Главное — не упустить этот момент. Помочь подрастающему поколению узнать «свои корни», развить интерес к истории, своей национальной культуре, потребность изучать их — вот в чем задача тех, кто призван воспитывать, и прежде всего — семьи.

В казахской народной педагогике семейное воспитание определяется как первая общественная необходимость, т.е. основой всех воспитательных начал и родительского счастья была и есть семья.

Актуальность проблемы

Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений и всю педагогическую мысль общественности перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа - возрождения духовности всем арсеналом существующих и возможных средств. Это прежде всего возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания.

 Специфический образ духовного мира казахов отражен в декоративном искусстве, в самобытных произведениях устного народного творчества, которые несут в себе высокий заряд нравственности, учат пониманию национальных и общечеловеческих ценностей, служат источником педагогических идей. Одним из возможных способов качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики.

Тема: Направления народной педагогики казахского народа в воспитании детей дошкольного возраста

Цель исследования: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике.

Достижение поставленной цели требует решения рядазадач.

 

Объектом данного исследования является процесс воспитания патриотизма детей дошкольного возраста.

Предметом является использование этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры дошкольников.

 

Гипотеза — Если в педагогический процесс дошкольных учреждений включить методы, приемы, средства народной педагогики, то это будет положительно влиять на нравственное воспитание дошкольников.

Задачи исследования:

1. выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры личности;

2. Раскрыть национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания.

3. Определить и создать необходимые условия для воспитания всесторонне развитой личности – патриота своей страны.

Оформление уголков казахской национальной культуры в детском саду

Основным направлением работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Изучение традиций, быта народов республики Казахстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание.

  В возрастных группах дошкольных учреждений оформляются уголки казахской национальной культуры, состоящие из: национальных костюмов, казахских народных сказок, музыкальных инструментов, казахских национальных игрушек, национальной утвари, домашних животных казахского народа, которые формируют у ребенка познавательное отношение к жизни, культуре и быту своего народа, интерес к истории ремесел. Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к государственным и народным символам, оберегам, обычаям.

Воспитатель должен использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, инсценированные занятия о народных праздниках; рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства казахского народа, организация казахских народных игр; привлечение детей к созданию национальных игрушек, узоров, одежды для кукол и инсценирования казахских народных сказок.

На занятиях организуется проведение дидактических игр для закрепления знаний об элементах национального узора, занятия проводят активно, применяя казахские национальные игры.

К настоящему времени педагогами накоплен большой опыт организации этнопедагогической деятельности с дошкольниками. Для воспитания национального самосознания применяются такие элементы этнопедагогической методики как: беседа об обычаях и традициях, национальных костюмах казахского народа. Например, в процессе изучения темы «Одежда», «Части тела» с детьми беседуют о наряде казахской красавицы, где дети описывают, во что одета девушка, рассматривают казахские национальные костюмы.

Все занятия можно связывать с элементами народной педагогики, например, при изучении темы «Моя Родина» знакомить детей с достопримечательностями родного края, в темах «Домашние и дикие животные» рассказываю о животных родного края. При изучении темы: «Птицы» беседа о диких-птицах обитающих в Казахстане, изучая тему «Продукты питания», «Посуда» рассматриваем иллюстрации казахских национальных блюд и посуды таких как: «Торсық», «Қазан», «Құмған», «Пиала».

Во время занятий дети инсценируют загадки, сказки, что повышает у детей интерес к окружающему миру, развивает наблюдательность, раскрывает актерские способности. С помощью игры «Определим пословицу по началу» идет закрепление знаний детей казахских пословиц.

Характерной чертой казахских национальных игр является присутствие возможностей для развития у детей сообразительности, быстроты мышления, обогащения воображения и творческого самовыражения ребенка. Казахскую национальную игру можно рассматривать как средство умственного развития детей дошкольного возраста. В содержании национальных игр казахского народа заключен познавательный материал, в достаточной степени расширяющий кругозор ребенка, уточняющий его преставления о мире, стране, родном народе.

Таким образом, уголок казахской национальной культуры, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о своем народе. Наличие уголка, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к истокам казахской культуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи.

Народная педагогика обширного региона представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировалось нынешнее поколение кочевников. Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, поговорки, загадки, сказки, а до сих пор они не утратили своей актуальности. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство и в этом нам поможет народное слово — вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело использовать их в повседневную речь.

Народная педагогика–это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.

Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки. Именно поэтому дошкольное учреждение, решая задачи воспитания, должно опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности и гордости за свой народ. Этому поможет народная педагогика, органически вплетенная в учебно-воспитательный процесс.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация проф. образов., 1995

2. Ефимов А.И. Ушинский К.Д. о народности воспитания // Народность этетического воспитания в наследии передовых русский педагогов второй половины 19 в. и просветителей народов России: Учебное пособие – Чебоксары, 1992. – с.4-7.

3.Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

4.Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.

5.Турманжанов У. Казахские пословицы и поговорки. — Алма-Ата: Знание, 1980. — С. 82-86.

6.Жахан Ж.Ж. Народное воспитание и преемственность поколений казахского народа.

7.Корнилко И. А. Битабаров Е.А., Алтаева Б.С. Семейные традиции казахского народа как фактор нравственного воспитания современных школьников.

8.Абай. Слова назидания. Алма-Ата, Изд. Жалын.1982.с 107-109

9.Аймауытов Ж. Психология. Алма-ата, 1926. с 126

10.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание.-1991.- №9.-С.16-22.

11. Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с.

12. Степанова Н. М. Казахские национальные игры как средство воспитания молодежи: учебное пособие. - Павлодар, 2006. - 66 с.

13. Акшораев А. Молодость древней игры тогузкумалак. Тараз, 2000.

14. Казахстан спортивный.- Алма-Ата: Казахстан, 1969-260с

15.Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата, 1981. - 205 с.

16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и пед. учебн. заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр «Акакдемия», - 2000. - 232 с.

17. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.- №5. - С. 34-35.

18. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск,1926 г.

19.Ушинский К. Д. Собрание сочинений - М.: 1985,т.2. - 196с.

20.Фатиков Р.Р. К семантике шанарака// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. - Алма-Ата,1980. - С.179-185.

21. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник  для студ. сред и высш. пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.

22.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана / Ш. А. Мирзоева - Махачкала, 1986.

23.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала:, 1993.

С ОДЕРЖАНИЕ

 

 

В ВЕДЕНИЕ...............................................................................................................

Значение  народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста

1.1 Понятие народной педагогики и теоретические аспекты воспитания средствами народной педагогики...........................................................................

1.2. Основные направления народной системы воспитания..............................

2. Практика воспитания народной педагогикой казахского народа детей дошкольного возраста..............................................................................

2.1  Оформление уголков казахской национальной культуры в детском саду.

2.2 Казахский фольклор в воспитании детей дошкольного возраста.................

2.3 Народная игра в воспитани детей в дошкольном возрасте........................

2.4 Юрта как мироздание Вселенной, ознакомление детей с бытом казахского народа..................................................................................................

2.5 Ценность народных традиций и обычаев в воспитании детей...................

2.6 Работа с родителями по использованию народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста.............................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................

Приложение

Приложение 1 Альбом: Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста

Приложение 2. Видео ипользования народной педагогики с детьми во время преддипломной практики

Приложение 3. Тематическое планирование работы по использованию народной педагогикии в детском саду

Приложение 4. Диагностический материал: Изучение роли народной педагогики в воспитании дошкольников и Обобщению опыта работы детского сада

Приложеие 6. Слайд со своими фото– презентация. 

I ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан — 2030» значительная роль отводится воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения. В связи с этим, особую актуальность в настоящее время приобретает возрождение национального самосознания, культуры, народных традиций и обычаев. Что способствует формированию и развитию гармоничной личности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры, культуры здоровья создание образовательно-культурной оздоровительной среды позволяет ребенку наиболее полно реализовывать свою индивидуальность.

Многие обычаи, традиции, ритуалы казахского народа, по существу, стали неписаными закона­ми воспитания, своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, ибо в них выкристаллизовал­ся вековой опыт воспитания в семье.

Обычаи и традиции, ритуалы, пословицы, поговорки, сказки оказывают воспитательное воздей­ствие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером в семье показывают и под­держивают принципы и идеи, выраженные в них. Каждая поговорка, пословица, каждый ритуал, обычай, если они разумны, правильно применены, соответствуют духу и традициям казахской семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным поучительным нравственным уроком.

Долгое время у нас считалось, что школа — главный воспитатель детей, а семья — ее помощник и союзник. Однако жизненный опыт показывает, что именно семья есть главный воспитатель. Имен­но в семье создается неповторимый образ каждого ребенка, он формируется как личность. Отсюда следует другой важный вывод: родители не менее, чем педагоги должны быть вооружены педагогиче­скими знаниями и умениями.

Многое из того, что происходит в последнее время в обществе, вселяет надежду, что наступит время, когда в каждой семье назреет необходимость приобщения к идеям народной педагогики каза­хов. Главное — не упустить этот момент. Помочь подрастающему поколению узнать «свои корни», развить интерес к истории, своей национальной культуре, потребность изучать их — вот в чем задача тех, кто призван воспитывать, и прежде всего — семьи.

В казахской народной педагогике семейное воспитание определяется как первая общественная необходимость, т.е. основой всех воспитательных начал и родительского счастья была и есть семья.

Актуальность проблемы

Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений и всю педагогическую мысль общественности перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа - возрождения духовности всем арсеналом существующих и возможных средств. Это прежде всего возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания.

 Специфический образ духовного мира казахов отражен в декоративном искусстве, в самобытных произведениях устного народного творчества, которые несут в себе высокий заряд нравственности, учат пониманию национальных и общечеловеческих ценностей, служат источником педагогических идей. Одним из возможных способов качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики.

Тема: Направления народной педагогики казахского народа в воспитании детей дошкольного возраста

Цель исследования: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике.

Достижение поставленной цели требует решения рядазадач.

 

Объектом данного исследования является процесс воспитания патриотизма детей дошкольного возраста.

Предметом является использование этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры дошкольников.

 

Гипотеза — Если в педагогический процесс дошкольных учреждений включить методы, приемы, средства народной педагогики, то это будет положительно влиять на нравственное воспитание дошкольников.

Задачи исследования:

1. выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры личности;

2. Раскрыть национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания.

3. Определить и создать необходимые условия для воспитания всесторонне развитой личности – патриота своей страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.048 с.)