Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С ОДЕРЖАНИЕ
В ВЕДЕНИЕ............................................................................................................... Значение народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста 1.1 Понятие народной педагогики и теоретические аспекты воспитания средствами народной педагогики........................................................................... 1.2. Основные направления народной системы воспитания.............................. 2. Практика воспитания народной педагогикой казахского народа детей дошкольного возраста.............................................................................. 2.1 Оформление уголков казахской национальной культуры в детском саду. 2.2 Казахский фольклор в воспитании детей дошкольного возраста................. 2.3 Народная игра в воспитани детей в дошкольном возрасте........................ 2.4 Юрта как мироздание Вселенной, ознакомление детей с бытом казахского народа.................................................................................................. 2.5 Ценность народных традиций и обычаев в воспитании детей................... 2.6 Работа с родителями по использованию народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста............................................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ Приложение Приложение 1 Альбом: Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста Приложение 2. Видео ипользования народной педагогики с детьми во время преддипломной практики Приложение 3. Тематическое планирование работы по использованию народной педагогикии в детском саду Приложение 4. Диагностический материал: Изучение роли народной педагогики в воспитании дошкольников и Обобщению опыта работы детского сада Приложеие 6. Слайд со своими фото– презентация. I ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан — 2030» значительная роль отводится воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения. В связи с этим, особую актуальность в настоящее время приобретает возрождение национального самосознания, культуры, народных традиций и обычаев. Что способствует формированию и развитию гармоничной личности. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры, культуры здоровья создание образовательно-культурной оздоровительной среды позволяет ребенку наиболее полно реализовывать свою индивидуальность. Многие обычаи, традиции, ритуалы казахского народа, по существу, стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, ибо в них выкристаллизовался вековой опыт воспитания в семье. Обычаи и традиции, ритуалы, пословицы, поговорки, сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером в семье показывают и поддерживают принципы и идеи, выраженные в них. Каждая поговорка, пословица, каждый ритуал, обычай, если они разумны, правильно применены, соответствуют духу и традициям казахской семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным поучительным нравственным уроком. Долгое время у нас считалось, что школа — главный воспитатель детей, а семья — ее помощник и союзник. Однако жизненный опыт показывает, что именно семья есть главный воспитатель. Именно в семье создается неповторимый образ каждого ребенка, он формируется как личность. Отсюда следует другой важный вывод: родители не менее, чем педагоги должны быть вооружены педагогическими знаниями и умениями. Многое из того, что происходит в последнее время в обществе, вселяет надежду, что наступит время, когда в каждой семье назреет необходимость приобщения к идеям народной педагогики казахов. Главное — не упустить этот момент. Помочь подрастающему поколению узнать «свои корни», развить интерес к истории, своей национальной культуре, потребность изучать их — вот в чем задача тех, кто призван воспитывать, и прежде всего — семьи. В казахской народной педагогике семейное воспитание определяется как первая общественная необходимость, т.е. основой всех воспитательных начал и родительского счастья была и есть семья. Актуальность проблемы Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений и всю педагогическую мысль общественности перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа - возрождения духовности всем арсеналом существующих и возможных средств. Это прежде всего возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания. Специфический образ духовного мира казахов отражен в декоративном искусстве, в самобытных произведениях устного народного творчества, которые несут в себе высокий заряд нравственности, учат пониманию национальных и общечеловеческих ценностей, служат источником педагогических идей. Одним из возможных способов качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики. Тема: Направления народной педагогики казахского народа в воспитании детей дошкольного возраста Цель исследования: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике. Достижение поставленной цели требует решения рядазадач.
Объектом данного исследования является процесс воспитания патриотизма детей дошкольного возраста. Предметом является использование этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры дошкольников.
Гипотеза — Если в педагогический процесс дошкольных учреждений включить методы, приемы, средства народной педагогики, то это будет положительно влиять на нравственное воспитание дошкольников. Задачи исследования: 1. выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры личности; 2. Раскрыть национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания. 3. Определить и создать необходимые условия для воспитания всесторонне развитой личности – патриота своей страны. Оформление уголков казахской национальной культуры в детском саду Основным направлением работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Изучение традиций, быта народов республики Казахстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. В возрастных группах дошкольных учреждений оформляются уголки казахской национальной культуры, состоящие из: национальных костюмов, казахских народных сказок, музыкальных инструментов, казахских национальных игрушек, национальной утвари, домашних животных казахского народа, которые формируют у ребенка познавательное отношение к жизни, культуре и быту своего народа, интерес к истории ремесел. Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к государственным и народным символам, оберегам, обычаям. Воспитатель должен использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, инсценированные занятия о народных праздниках; рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства казахского народа, организация казахских народных игр; привлечение детей к созданию национальных игрушек, узоров, одежды для кукол и инсценирования казахских народных сказок. На занятиях организуется проведение дидактических игр для закрепления знаний об элементах национального узора, занятия проводят активно, применяя казахские национальные игры. К настоящему времени педагогами накоплен большой опыт организации этнопедагогической деятельности с дошкольниками. Для воспитания национального самосознания применяются такие элементы этнопедагогической методики как: беседа об обычаях и традициях, национальных костюмах казахского народа. Например, в процессе изучения темы «Одежда», «Части тела» с детьми беседуют о наряде казахской красавицы, где дети описывают, во что одета девушка, рассматривают казахские национальные костюмы. Все занятия можно связывать с элементами народной педагогики, например, при изучении темы «Моя Родина» знакомить детей с достопримечательностями родного края, в темах «Домашние и дикие животные» рассказываю о животных родного края. При изучении темы: «Птицы» беседа о диких-птицах обитающих в Казахстане, изучая тему «Продукты питания», «Посуда» рассматриваем иллюстрации казахских национальных блюд и посуды таких как: «Торсық», «Қазан», «Құмған», «Пиала». Во время занятий дети инсценируют загадки, сказки, что повышает у детей интерес к окружающему миру, развивает наблюдательность, раскрывает актерские способности. С помощью игры «Определим пословицу по началу» идет закрепление знаний детей казахских пословиц. Характерной чертой казахских национальных игр является присутствие возможностей для развития у детей сообразительности, быстроты мышления, обогащения воображения и творческого самовыражения ребенка. Казахскую национальную игру можно рассматривать как средство умственного развития детей дошкольного возраста. В содержании национальных игр казахского народа заключен познавательный материал, в достаточной степени расширяющий кругозор ребенка, уточняющий его преставления о мире, стране, родном народе. Таким образом, уголок казахской национальной культуры, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о своем народе. Наличие уголка, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к истокам казахской культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. Народная педагогика обширного региона представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировалось нынешнее поколение кочевников. Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха. Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, поговорки, загадки, сказки, а до сих пор они не утратили своей актуальности. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство и в этом нам поможет народное слово — вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело использовать их в повседневную речь. Народная педагогика–это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки. Именно поэтому дошкольное учреждение, решая задачи воспитания, должно опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности и гордости за свой народ. Этому поможет народная педагогика, органически вплетенная в учебно-воспитательный процесс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация проф. образов., 1995 2. Ефимов А.И. Ушинский К.Д. о народности воспитания // Народность этетического воспитания в наследии передовых русский педагогов второй половины 19 в. и просветителей народов России: Учебное пособие – Чебоксары, 1992. – с.4-7. 3.Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с. 4.Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20. 5.Турманжанов У. Казахские пословицы и поговорки. — Алма-Ата: Знание, 1980. — С. 82-86. 6.Жахан Ж.Ж. Народное воспитание и преемственность поколений казахского народа. 7.Корнилко И. А. Битабаров Е.А., Алтаева Б.С. Семейные традиции казахского народа как фактор нравственного воспитания современных школьников. 8.Абай. Слова назидания. Алма-Ата, Изд. Жалын.1982.с 107-109 9.Аймауытов Ж. Психология. Алма-ата, 1926. с 126 10.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание.-1991.- №9.-С.16-22. 11. Сагындыков Е.А. Қазақтың ұлттық ойындары. — Алматы: Рауан, 2001. — 175 с. 12. Степанова Н. М. Казахские национальные игры как средство воспитания молодежи: учебное пособие. - Павлодар, 2006. - 66 с. 13. Акшораев А. Молодость древней игры тогузкумалак. Тараз, 2000. 14. Казахстан спортивный.- Алма-Ата: Казахстан, 1969-260с 15.Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата, 1981. - 205 с. 16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и пед. учебн. заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр «Акакдемия», - 2000. - 232 с. 17. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.- №5. - С. 34-35. 18. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск,1926 г. 19.Ушинский К. Д. Собрание сочинений - М.: 1985,т.2. - 196с. 20.Фатиков Р.Р. К семантике шанарака// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. - Алма-Ата,1980. - С.179-185. 21. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред и высш. пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с. 22.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана / Ш. А. Мирзоева - Махачкала, 1986. 23.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала:, 1993. С ОДЕРЖАНИЕ
В ВЕДЕНИЕ............................................................................................................... Значение народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста 1.1 Понятие народной педагогики и теоретические аспекты воспитания средствами народной педагогики........................................................................... 1.2. Основные направления народной системы воспитания.............................. 2. Практика воспитания народной педагогикой казахского народа детей дошкольного возраста.............................................................................. 2.1 Оформление уголков казахской национальной культуры в детском саду. 2.2 Казахский фольклор в воспитании детей дошкольного возраста................. 2.3 Народная игра в воспитани детей в дошкольном возрасте........................ 2.4 Юрта как мироздание Вселенной, ознакомление детей с бытом казахского народа.................................................................................................. 2.5 Ценность народных традиций и обычаев в воспитании детей................... 2.6 Работа с родителями по использованию народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста............................................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ Приложение Приложение 1 Альбом: Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста Приложение 2. Видео ипользования народной педагогики с детьми во время преддипломной практики Приложение 3. Тематическое планирование работы по использованию народной педагогикии в детском саду Приложение 4. Диагностический материал: Изучение роли народной педагогики в воспитании дошкольников и Обобщению опыта работы детского сада Приложеие 6. Слайд со своими фото– презентация. I ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан — 2030» значительная роль отводится воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения. В связи с этим, особую актуальность в настоящее время приобретает возрождение национального самосознания, культуры, народных традиций и обычаев. Что способствует формированию и развитию гармоничной личности. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры, культуры здоровья создание образовательно-культурной оздоровительной среды позволяет ребенку наиболее полно реализовывать свою индивидуальность. Многие обычаи, традиции, ритуалы казахского народа, по существу, стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, ибо в них выкристаллизовался вековой опыт воспитания в семье. Обычаи и традиции, ритуалы, пословицы, поговорки, сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером в семье показывают и поддерживают принципы и идеи, выраженные в них. Каждая поговорка, пословица, каждый ритуал, обычай, если они разумны, правильно применены, соответствуют духу и традициям казахской семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным поучительным нравственным уроком. Долгое время у нас считалось, что школа — главный воспитатель детей, а семья — ее помощник и союзник. Однако жизненный опыт показывает, что именно семья есть главный воспитатель. Именно в семье создается неповторимый образ каждого ребенка, он формируется как личность. Отсюда следует другой важный вывод: родители не менее, чем педагоги должны быть вооружены педагогическими знаниями и умениями. Многое из того, что происходит в последнее время в обществе, вселяет надежду, что наступит время, когда в каждой семье назреет необходимость приобщения к идеям народной педагогики казахов. Главное — не упустить этот момент. Помочь подрастающему поколению узнать «свои корни», развить интерес к истории, своей национальной культуре, потребность изучать их — вот в чем задача тех, кто призван воспитывать, и прежде всего — семьи. В казахской народной педагогике семейное воспитание определяется как первая общественная необходимость, т.е. основой всех воспитательных начал и родительского счастья была и есть семья. Актуальность проблемы Сегодня, в период ломки старых стереотипов и противоречий в условиях нестабильности и ощутимого обострения межчеловеческих отношений в рамках социума, наблюдается довольно резкое нарушение процесса формирования и развития духовного мира подрастающего поколения. Оно сопряжено со сложившимся дефицитом духовных ценностей, их переоценкой в современном мире. Такое положение ставит педагогические коллективы образовательных учреждений и всю педагогическую мысль общественности перед необходимостью реализации важнейшего социального заказа - возрождения духовности всем арсеналом существующих и возможных средств. Это прежде всего возрождение народной педагогической культуры, традиций этнического воспитания. Специфический образ духовного мира казахов отражен в декоративном искусстве, в самобытных произведениях устного народного творчества, которые несут в себе высокий заряд нравственности, учат пониманию национальных и общечеловеческих ценностей, служат источником педагогических идей. Одним из возможных способов качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики. Тема: Направления народной педагогики казахского народа в воспитании детей дошкольного возраста Цель исследования: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике. Достижение поставленной цели требует решения рядазадач.
Объектом данного исследования является процесс воспитания патриотизма детей дошкольного возраста. Предметом является использование этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры дошкольников.
Гипотеза — Если в педагогический процесс дошкольных учреждений включить методы, приемы, средства народной педагогики, то это будет положительно влиять на нравственное воспитание дошкольников. Задачи исследования: 1. выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций казахов в формировании индивидуальной культуры личности; 2. Раскрыть национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания. 3. Определить и создать необходимые условия для воспитания всесторонне развитой личности – патриота своей страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.011 с.) |