Раздел 5. Практические приложения социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Практические приложения социальной психологии



Тема 12. Практические приложения социальной психологии

Специфика прикладного исследования в социальной психологии. Социально-психологические аспекты системы массовой коммуникации и пропаганды. Понятие массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Исследования основных компонентов процесса массовой коммуникации. Методы анализа содержания массовой коммуникации. Изучение и оценка пропагандистского воздействия средств массовой коммуникации. Социально-психологические особенности устного выступления перед открытой аудиторией. Использование исследовательских методов п научных рекомендаций социальной психологии. Социально- психологические аспекты противоправного поведения (на примере наркомании). Использование понятия референтной группы в анализе противоправного поведения. Роль групповых норм в освоении личностью социальных ценностей. Значение исследования конкретных жизненных ситуаций. Основные направления прикладных исследований в сфере управления. Специфика прикладной социально-психологической работы в различных отраслях практики. Социально-психологические исследования в политике. Социальная психология в управлении. Социальная психология в образовании.

1.3. Методические рекомендации по изучению разделов дисциплины «Социальная психология»

 

Изучение курса учебной дисциплины «Социальная психология» включает четыре раздела:

- в первом разделе представлена характеристика предмета, задач, направлений, методологии и методов социальной психологии, а также общая характеристика современных социально-психологических теорий;

- второй раздел содержит вопросы, касающиеся закономерностей общения и взаимодействия, где раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление, исследуются структура и функции общения, а также его механизмы;

- третий раздел включает проблемы социальной психологии групп, где дается классификация групп (больших и малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а также вопросы о внутренней динамике групп и их развитии;

- четвёртый раздел «Социальная психология личности» показывает, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, формируют личность в определенном социальном контексте и каковы формы активности личности в дальнейшем развитии общественных отношений.

Каждый из разделов ориентирован на практическое приложение социальной психологии. где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций. При изучении тем дисциплины первого радела необходимо разобраться в специфике социальной психологии, детерминированной ее «двойным» статусом – одновременного происхождения из психологии и социологии и в классификации ее методов. При этом следует обратить внимание на специфические для этой науки методы – методы воздействия, социометрию и др. Важное значение для понимания специфики социальной психологии является изучение современных социально-психологических теорий. В процессе изучения тематики второго раздела следует обратить внимание на структуру общения, поскольку логика последующего материала построена в соответствии с его компонентами (коммуникативного, перцептивного и интерактивного). В теме «Коммуникативная сторона общения» особое внимание следует уделить вербальным и невербальным средствам общения, позволяющим сформировать необходимые коммуникативные умения и навыки, знания закономерностей и особенностей человеческой коммуникации. В теме «Перцептивная сторона общения» наибольшее значение имеют вопросы эффектов, явлений и механизмов межличностной перцепции. На типы взаимодействия следует обратить внимание при изучении темы «Интерактивная сторона общения». При изучении тем дисциплины третьего радела, посвященных большим и малым группам, следует обратить внимание на современную классификацию групп и особенности поведения в них людей. При изучении тем четвёртого раздела «Социальная психология личности» особое внимание следует уделить проблемам социализации и социальных установок. При изучении темы пятого раздела следует особо изучить вопросы методологии проведения социально-психологического исследования и особенностям практической работы социального психолога.

1.4. Планы семинарских занятий дисциплины «Социальная психология»

 

Планы семинарских занятий по очной форме обучения

 

Семинар №1. Место социальной психологии в системе научного знания. История формирования социально-психологических идей

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, задачи и основные разделы современной социальной психологии.

2. Характеристика основных этапов формирования социально-психологических идей.

3. Социально-психологическое содержание концепций «психологии народов», «психологии масс» и «теории инстинктов социального поведения».

4. Необихевиористская ориентация в развитии западной социальной психологии.

5. Когнитивистская ориентация в развитии западной социальной психологии.

6. Психоаналитическая ориентация в развитии западной социальной психологии.

7. Интеракционистская ориентация в развитии западной социальной психологии.

 

Семинар №2. Методологические проблемы и методы социально-психологического исследования

Выступление с докладом по теме: «Теоретические основы и проблематика современных социально-психологических исследований»

Вопросы для обсуждения:

1. Методологические основы социально-психологических исследований. Общая и частная методология.

2. Понятие программы социально-психологического исследования.

3. Проблема измерения в социальной психологии.

4. Классификация и характеристика методов социально-психологических исследований.

5. Методы опроса, Методы анкетирования. Интервью как метод в социальной психологии. Типология интервью.

6. Характеристика наблюдения как метода социальной психологии.

7. Методы исследования документов. Контент-анализ.

 

Семинар №3. Проблема общения и межличностных отношений в социальной психологии. Коммуникативная сторона общения - общение как обмен информацией

Выступление с докладом по теме: «Общественные и межличностные отношения. Межличностные отношения как форма проявления общественных отношения, их эмоциональная основа»

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика изучения общения в социальной психологии.

2. Структура общения: динамическая сторона; предметно-содержательная сторона. Формы и виды общения.

3. Стратегии и функции общения.

4. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Социально-психологический механизм социально-культурной коммуникации.

5. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития.

6. Вербальная коммуникация. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации.

7. Основные средства невербальной коммуникации.

Семинар №4. Перцептивная сторона общения – межличностное восприятие и взаимопонимание

Выступление с докладом по теме: «Роль межличностного восприятия в процессе общения»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «социальной перцепции». Механизмы перцепции.

2. Эмпатия как механизм межличностного познания. Виды эмпатии.

3. Идентификация и рефлексия как механизмы социального познания.

4. Феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции.

5. Феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Виды атрибуции: личностная, объектная и обстоятельственная.

6. Содержание и значение стереотипизации.

7. Этнические, профессиональные и гендерные стереотипы.

 

Семинар №5. Интерактивная сторона общения – общение как обмен действиями

Выступление с докладом по теме: «Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии»

Вопросы для обсуждения:

1. Общение как взаимодействие.

2. Теоретические подходы к анализу взаимодействия: структура взаимодействия, позиции участников, стиль действий и особенности ситуации

3. Типы и стратегии взаимодействия

4. Кооперативное и конкурентное взаимодействие.

5. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы совместной деятельности.

 

Семинар №6. Общая характеристика группы в социальной психологии. Социальная психология малых групп

Выступление с докладом по теме: «Проблема группы в социальной психологии»

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика и классификация социальных групп.

2. Понятие малой группы, ее признаки. Классификация малых групп.

3. История исследования малых групп.

4. Параметры описания малой группы в социальной психологии.

5. Основные направления исследования малых групп: социометрическое, социологическое, школа групповой динамики.

6. Динамические процессы в малой группе (отечественные и зарубежные подходы).

7. Стадии развития малой группы.

8. Феномены и механизмы социального влияния. Способы и механизмы группового воздействия.

9. Психологическая совместимость членов группы. Проблема групповой сплоченности в социальной психологии.

Семинар №7. Психологические характеристики больших социальных групп

Выступление с докладом по теме: «Методологическое значение изучения психологии больших групп и методы их исследования»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «большой» социальной группы. Признаки, отличающие большую группу от малой

2. Психология больших социальных групп: структура, методы исследования.

3. Организованные группы (социальные классы, профессиональные группы, «демографические» группы) и их психологическая характеристика.

4. Психологическая характеристика этнических групп. Элементы структуры психологии этнической группы.

5. Стихийные группы и социальные (массовые) движения. Способы воздействия в стихийных группах.

6. Толпа. Виды толп и их характеристика.

7. Психология массового поведения людей.

 

Семинар №8. Психология межгрупповых отношений

Выступление с докладом по теме: «Психология межгрупповых отношений как специфическая область социальной психологии»

Вопросы для обсуждения:

1. Теоретические подходы к проблематике межгрупповых отношений в зарубежной и отечественной литературе.

2. Межгрупповая дискриминация и внутригрупповой фаворитизм. Психология предрассудка.

3. Специфика межгрупповых процессов на уровне больших социальных групп.

4. Межэтническое восприятие как разновидность межгруппового восприятия; его роль в развитии межнациональных отношений.

5. Прикладные проблемы психологии межгрупповых отношений.

 

Семинар №9. Проблема личности в социальной психологии

Выступление с докладом по теме: «Специфика социально-психологической проблематики личности»

Вопросы для обсуждения:

1. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Социальная сущность личности.

2. Основные социально-психологические аспекты в теориях личности: психоаналитическое, необихевиористское, интеракционистское и гуманистическое направления.

3. Представления о личности в отечественной социальной психологии (с позиций психологии отношений и теории установки; деятельностного, структурно-динамического и комплексного подходов).

4. Социально-психологические свойства личности.

5. Самомониторинг как социально психологический аспект изучения личности.

6. Содержание социально-психологического исследования личности.

7. Развитие личности с точки зрения социальной психологии.

 

Семинар №10. Социализация личности

Выступление с докладом по теме: «Социально-психологические аспекты социализации личности»

Вопросы для обсуждения:

1. Социализация личности: понятие социализации, широкое и узкое определения термина «социализация»

2. Социологическое и социально-психологическое представления о социализации. Институты социализации.

3. Представление о стадиях социализации. Различия в стадиях социализации и периодизациях возрастного развития.

4. Психологические механизмы социализации.

5. Социально-психологическая адаптация. Социально-ориентированные проекты по содействию социально-психологической адаптации человека.

6. Характеристика стадии интеграции в период социализации личности.

7. Социально-психологические подходы к оценке соотношений адаптации и интеграции в процессе социализации.

 

Семинар №11. Регуляция социального поведения и социальная установка

Выступление с докладом по теме: «Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека»

Вопросы для обсуждения:

1. Социальное поведение: понятие, цели, виды, структура, регуляция.

2. Теория социального действия М. Вебера. Психологические и социально-психологические характеристики социальных действий.

3. Социальная установка: понятие, структура, формирование.

4. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты социальной установки.

5. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.

6. Диспозиционные механизмы регуляции социального поведения человека (В.А.Ядов).

7. Факторы, влияющие на социальные установки.


Семинар №12. Практические приложения социальной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

2. Социально- психологические аспекты системы массовой коммуникации и пропаганды.

3. Социальная психология в управлении.

4. Социально-психологические исследования в политике.

5. Социальная психология в образовании.

 

Планы семинарских занятий по заочной форме обучения

 

Семинар №1. Место социальной психологии в системе научного знания. История формирования социально-психологических идей (0,5 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, задачи и основные разделы современной социальной психологии.

2. Характеристика основных этапов формирования социально-психологических идей.

3. Методологические проблемы и методы социально-психологического исследования

 

Семинар №2. Проблема общения и межличностных отношений в социальной психологии. Формирование и развитие коммуникативной компетентности в общении (0,5 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика изучения общения в социальной психологии.

2. Стратегии и функции общения.

3. Коммуникативная сторона общения - общение как обмен информацией

4. Перцептивная сторона общения – межличностное восприятие и взаимопонимание

5. Интерактивная сторона общения – общение как обмен действиями

Семинар №3. Общая характеристика группы в социальной психологии. Социальная психология малых групп (1 час)

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика и классификация социальных групп.

2. Понятие малой группы, ее признаки. Классификация малых групп.

3. Основные направления исследования малых групп.

4. Динамические процессы в малой группе (отечественные и зарубежные подходы).

5. Стадии развития малой группы.

6. Социально-психологические аспекты командообразования.

7.  Психологические характеристики больших социальных групп

 

Семинар №4. Психология межгрупповых отношений (1 час)

Вопросы для обсуждения:

1. Теоретические подходы к проблематике межгрупповых отношений в зарубежной и отечественной литературе.

2. Межгрупповая дискриминация и внутригрупповой фаворитизм. Психология предрассудка.

3. Прикладные проблемы психологии межгрупповых отношений.

 

Семинар №5. Проблема личности в социальной психологии (1 час)

Вопросы для обсуждения:

1. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Социальная сущность личности.

2. Основные социально-психологические аспекты в теориях личности: психоаналитическое, необихевиористское, интеракционистское и гуманистическое направления.

3. Представления о личности в отечественной социальной психологии (с позиций психологии отношений и теории установки; деятельностного, структурно-динамического и комплексного подходов).

4. Социально-психологические свойства личности.

5. Развитие личности с точки зрения социальной психологии.

6. Социализация личности.

7. Регуляция социального поведения и социальная установка.

8. Практические приложения социальной психологии

 

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

2.1. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы

 

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Основными формами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются текущие консультации и разбор в часы практических занятий домашних заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными формами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернет-ресурсов и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц ребусов, кроссвордов, глоссария для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; справочников; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, заданий в тестовой форме и др.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; составление схем; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым и ролевым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка презентаций, творческих проектов; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Самостоятельную работу следует прежде всего начинать с доработки конспекта лекции, желательно в тот же день, поскольку через 10 часов после лекции в памяти остается не более 30% материала, а через 144 часа - материал может забываться полностью. Это необходимо потому, что в ходе лекций раскрываются основные вопросы рассматриваемых тем, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.

Самостоятельная работа с конспектом лекции имеет несколько целей. Первая из них связана с анализом материалов конспекта лекции, предполагающего прочтение своих записей с расшифровкой отдельных сокращений, установление логических взаимосвязей между элементами текста (в ряде случаев показав их графически), определение главных положений изучаемой темы, выделение вопросов, требующих дополнительной обработки (в частности, консультации преподавателя). Вторая цель – дополнение конспекта лекции примерами, идеями и цитатами, подкрепляющими и развивающими то, что было услышано на лекции, указание ссылок на найденную литературу по изучаемым вопросам. Третья цель – поиск того, что в краткой лекции было отмечено, но не раскрыто. В последнем случае конспект служит путеводителем, ориентирующем в дальнейшей работе: какую литературу следует найти, какие конкретные вопросы следует изучить более глубоко. Отрабатывая конспект лекции, делая выписки из книг, теоретические положения следует их прокомментировать, записывая на полях свои собственные мысли по этому поводу.

Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Самостоятельная работа студентов требует определенного уровня способности к самообразованию, а также устойчивых навыков работы с материалом лекций, учебной и научной литературой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Самостоятельная работа студентов - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также - научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию при методическом руководстве преподавателя. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. Ежедневно обучающийся должен уделять выполнению внеаудиторной самостоятельной работы в среднем не менее 3 часов.

Обучающийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по дисциплине. Перед началом самостоятельной работы студентам следует изучить содержание вопросов, выносимых на самостоятельную работу и предложенных преподавателем в соответствии с программой по данной учебной дисциплине, а также - определить ориентировочные затраты времени на их подготовку и поэтапный алгоритм действий.

Студенты в ходе выполнения самостоятельной работы должны руководствоваться ориентировочной основой алгоритма деятельности на каждом этапе организации своей деятельности при изучении вопросов учебных вопросов. На первом этапе студенту следует определить цели самостоятельной работы, на втором - конкретизировать познавательные (практические или проблемные) задачи; на третьем - оценить собственную готовность к самостоятельной работе по решению познавательных задач; на четвёртом - выбрать оптимальный способ действий (технологии, методы и средства), ведущий к достижению поставленной цели через решение конкретных задач; на пятом - спланировать (самостоятельно или с помощью преподавателя) программу самостоятельной работы; на шестом - реализовать программу самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является важнейшей составной частью процесса обучения и рассматривается в качестве высшей формой самоорганизации познавательной деятельности студента, решающей разнообразные дидактические задачи, включающие: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда и профессиональных умений; развитие самостоятельности мышления, формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.

Таким образом в процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

2.2. Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

 

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Семинар – вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения решаются задачи познавательного и воспитательного характера.

Цель семинарских занятий – углубленное изучение дисциплины, закрепление пройденного материала, овладение методологией научного познания, выработка опыта самостоятельного мышления по проблемам курса. Как правило, семинары проводятся в виде развернутой беседы – обсуждения (дискуссии), основанной на подготовке учебной группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара.

Подготовка к семинарскому занятию включает два этапа: организационный и теоретико–практический. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы и составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные теоретические положения изучаемой темы, выделяя в них главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. В ходе подготовки к семинарам следует изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

После изучения литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой, следует доработать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из изученных литературных источников и подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). В конспекте выделите главное и составьте план (первый элемент конспекта), представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

Вторым элементом конспекта являются тезисы. Тезис - это кратко сформулированное положение. Для лучшего усвоения и запоминания материала следует записывать тезисы своими словами. Тезисы, выдвигаемые в конспекте, нужно доказывать. Поэтому третий элемент конспекта - основные доводы, доказывающие истинность рассматриваемого тезиса. В конспекте могут быть положения и примеры.

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении.

2.2.1. Методические рекомендации по работе с учебной литературой

 

В процессе подготовки к семинарским занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

При работе с рекомендованными литературными источниками (учебниками, пособиями, монографией и др.) необходимо прежде всего определить цель их изучения (какие знания должны приобрести и какими умениями овладеть): найти новую, неизвестную информацию; расширить, углубить, дополнить имеющиеся сведения; познакомиться с другими точками зрения по определенному вопросу; научиться применять полученные знания или усовершенствовать умения. Исходя из этих целей выбираются литературные источники, которые необходимы для освоения основных знаний по изучаемой теме (учебники или учебные пособия, название разделов которых совпадает с наименованием темы) или формирования умений и навыков (практикумы). Для получения более глубоких знаний по отдельным темам или изучаемым проблемам необходимо обратиться к научным статьям и монографиям, приведенных в списках дополнительной литературы.

Работа с текстом литературного источника обычно включает в себя предварительное знакомство с ним и его чтение. Предварительное общее знакомство с литературой — это знакомство с внешними данными работы (фамилией автора, названием, годом издания); просмотр оглавления, введения, предисловия (это поможет оперативно определить соответствие данной работы изучаемой проблематике); беглый постраничный просмотр книги, оценка языка, стиля, теоретического уровня работы, ее познавательной ценности. Выбрав несколько источников для ознакомления, изучите их оглавление; это позволит определить, представлен ли там интересующий вас вопрос, проблема, в каком объеме он освещается. После этого откройте нужный раздел, просмотрите его, обратив внимание на заголовки и шрифтовые выделения, чтобы выяснить, как изложен необходимый материал в данном источнике (проблемно, доступно, очень просто, популярно интересно, с представлением разных позиций.). На основании ознакомительного прочтения нескольких литературных источников, выберете необходимые для детальной проработки.

При работе с учебно-научной литературой выделяют три основных вида чтения: первичное (ориентировочное), повторное (углубленное) и синтетическое (комбинированное). Цель первичного (ориентировочного) чтения состоит в том, чтобы усвоить общую структуру и логику работы, предварительно ознакомиться с ее основными проблемами, их научной и практической ценностью. При первичном, ориентировочном чтении нет необходимости составлять конспект, тезисы и делать выписки. Вместо этого целесообразно на отдельном листе бумаги составить план вопросов, рассматриваемых в изучаемой работе, с указанием соответствующих страниц. Это даст возможность обращаться при углубленном чтении непосредственно к интересующим проблемам. Повторное (углубленное) чтение необходимо для более продуманного и основательного усвоения материала. В его процессе следует выделять выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемой работы, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам автора, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.). При этом следует обратить внимание на слова и предложения, особо выделенные шрифтом, изучить рисунки, схемы, помещенные в тексте. Синтетическое (комбинированное) чтение объединяет в себе два предыдущих метода. Оно характерно для подготовленного студента, хорошо ориентирующегося в научной литературе и изучаемой проблеме. В этом случае быстрое чтение работы сопровождается акцентированием внимания на ее ключевых, интересующих студента вопросах.

При работе с литературными источниками могут быть использованы следующие приемы понимания (осмысления) логики учебного текста:

1) Приём постановки вопросов к тексту и ответов на них («диалог с текстом») является основным в процессе уяснения содержания и способствует всестороннему пониманию учебного текста (отдельных слов, предложений, параграфов, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора).

2) Прием составления блок-схемы предполагает графическое представление логических связей между основными текстовыми субъектами (в отличии от плана содержит наличие связей между элементами).

3) Прием составления сводной таблицы используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из некоторого раздела.

4) Приём составления плана предполагает последовательное перечисление всех текстовых субъектов текста и представление их в виде пунктов плана.

По способу выражения план может быть номинативный (утвердительные односоставные предложения, главный член которых – в форме подлежащего), вопросительный (каждый пункт плана представляет собой вопросительное предложение), цитатный (пункты плана – цитаты из исходного текста) и тезисный (пункты плана передают основные моменты содержания текста). Процесс тезирования (тезис (с греческого thesis) - кратко сформулированные основные положения текста, в которых кратко и последовательно раскрываются его тема и основная мысль) состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста. Составление плана прочитанной книги (статьи) включает в себя решение трех основных задач: определение перечня рассмотренных проблем; установление логической связи между ними и приведение информации в определенную систему, удобную для ее усвоения. В самостоятельной работе студента, как правило, используются структурный, логический планы и план-конспект. Структурный план отражает внутреннюю композицию (построение) изучаемого материала, логический — последовательность (логику) рассмотрения вопросов, а план-конспект сочетает в себе элементы плана и конспекта.

Конспект (от лат. conspectus – обзор) - особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника. Конспект представляет собой наиболее полное изложение изучаемой работы. В нем соединены воедино план, выписки, цитаты, самостоятельные мысли, замечания и другой информационный материал. Цель конспектирования - выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной для понимания изучаемой темы информации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.65 (0.112 с.)