Определение и классификация ДТП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и классификация ДТП



В соответствии с терминологией, принятой в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», ДТП — событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, грузы, сооружения, либо причинен другой материальный ущерб.

Для квалификации происшествия как дорожно-транспортного необходимы следующие условия: участие в событии движущегося транспортного средства и наличие гибели людей, причинения им телесных повреждений или нанесения материального ущерба гражданам или организациям.

Согласно Приказу МВД России от 18.06.1996 № 328 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647» ДТП подразделяются на следующие виды:

столкновение  —   происшествие,  при  котором  движущиеся

транспортные средства столкнулись между собой или с ПС железных дорог. К  этому  виду  ДТП  относятся  также  столкновения  с  внезапно


остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения ПС железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось;

наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или человек сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или велосипедист сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство;

наезд на животное — происшествие, при которм транспортное средство наехало на диких или домашних животных;

иной вид ДТП — происшествие, не относящееся к указанным выше

видам: падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного  средства  предмета  на  человека,  животное  или  другое


транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т.п.) и др.

По тяжести последствий ДТП различают следующим образом:

 

вывялено пострадавших;

 

происшествия либо назначено амбулаторное лечение после оказания первой медицинской помощи, либо потребовалась госпитализация, но прерывание рабочего стажа приэтом не превышает 7 суток;

 

пострадавшим в результате происшествия после оказания первой медицинской помощи потребовалась госпитализация с прерыванием рабочего стажа более 7 суток, но в результате лечения человеку не была присвоена какая-либо группа инвалидности;

результате лечения после происшествия человеку была присвоена какая- либо группа инвалидности;

месте происшествия либо в течение 30 суток с момента происшествия.


 

К ДТП не относят следующие происшествия:

· с тракторами и другими самоходными механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены (пахота, рытье траншей и т. п.), вследствие нарушения правил эксплуатации и техники безопасности;

· вызвавшие пожары на движущихся механических транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью;

· возникшие в результате умышленных действий, направленных на причинение ущерба здоровью или жизни людей, материального ущерба;

· явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством;

· возникшие в результате стихийных бедствий;

· на закрытых территориях предприятий, учреждений, аэродромов, воинских частей и других охраняемых объектов;

· возникшие во время спортивных соревнований, когда по собственной вине пострадали водители-спортсмены или другие участники соревнований.


2. Учет и анализ ДТП.

В соответствии с Законом о безопасности дорожного движения на территории РФ осуществляется государственный учёт основных показателей оценки безопасности ДД. К таким показателям относят количество ДТП, пострадавших в них граждан, АТС, водителей, число нарушителей Правил ДД, количество административных правонарушений и уголовных преступлений в области ДД.

Учёту подлежат ДТП с участием хотя бы одного находящегося в движении транспортного средства, повлекшие гибель, телесные повреждения людей либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

К транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).

ДТП, в которых погибли или получили ранения люди, включаются в государственную статистическую отчётность. Таким образом, учитывая, что для составления первичных материалов ДТП требуется выезд на место происшествия сотрудников ГИБДД, регистрация и анализ ДТП имеют значительную трудоёмкость, полная документация и отчётность в ГИБДД ведётся не по всем ДТП, а только по тем, в которых имеются раненые или погибшие.

 

Для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по их устранению организован учет ДТП. В соответствии с действующими правилами [1] ведут учет следующие организации:

- территориальные органы внутренних дел (ГИБДД) проводят учет ДТП на территории обслуживания;


- органы управления автомобильными дорогами учитывают все ДТП, происшедшие на обслуживаемой ими дороге;

- владельцы транспортных средств учитывают все ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.

Учету подлежат ДТП, произошедшие по вине хотя бы одним движущимся транспортным средством, повлекшие гибель или телесные повреждения людей, или повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

ДТП подразделяются на три группы:

- ДТП, в которых погибли или ранены люди, включаются в госстатотчетность;

- ДТП с материальным ущербом, но без пострадавших  в госстатотчетность не включаются, обобщаются на уровне терригориальных образований;

- ДТП, которые но формальным признакам могут быть квалифицированы как ДТП, но в госстатотчетность не включaютcя:

- происшествия, произошедшие на огороженных и охраияемм* территориях предприятий, организаций, аэродромов, в/ч и другн* объектов с пропускной системой;

- происшествия, произошедшие во время проведения мероприя тий по автотранспорту;

- происшествия с тракторами, другими самоходными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производствен ных операций, для которых они предназначены;

- происшествия, возникшие в результате умышленных действии направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровы» людей или имуществу;

- происшествия, возникшие в результате нарушения ТБ и правил эксплуатации ТС при отсутствии водителя за рулем (запуск двигатсиа с помощью заводной рукоятки или при включенной передаче, при сцепке - расцепке ТС с прицепами, пожары на движущихся ТС, ш связанные с технической неисправностью;

- происшествия, явившиеся следствием попытки пострадавши»' покончить жизнь самоубийством;

- происшествия, возникшие в результате стихийных бедствий.

В государственную статистическую отчетность включаются


1. сведения органов внутренних дел с ДТП, повлекших гибель или ранения людей, а также о размере материального ущерба от них.

2. В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте дорожно-транспортного происшествия или в течение семи суток с момента происшествия.

По определению Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, погибшим считается лицо, скончавшееся на месте ДТП или умершее от его последствий в течение

30 последующих суток. В разных странах срок, на протяжении которого смерть пострадавшего в ДТП относит его к категории погибшего, различен, что затрудняет сравнение статистических данных о последствиях ДТП. Так, в Греции этот срок составляет 3 сут, во Франции — 6 сут, в Италии — 7 сут, в США — 30 сут.

В число раненых при ДТП включаются люди, которые получили телесные повреждения, вызвавшие потерю трудоспособности или необходимость госпитализации на срок не менее одного дня, либо назначения амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи. Назначение амбулаторного лечения в необходимых случаях подтверждается документами (справками) медицинских учреждений.

Заполнение, пересылку и хранение документации осуществляют работники службы безопасности движения или другие, назначенные приказом должностные лица, которые несут ответственность за качество, полноту и сохранность документации совместно с руководством организаций - владельцев автотранспортных средств.

На предприятиях и в организациях могут быть применены дополни- тельные вспомогательные формы учета ДТП и других документов службы безопасности движения, утвержденные администрацией.

В соответствии с целями и задачами анализа ДТП различают три основных

метода анализа: количественный, качественный, топографический.

Количественный анализ ДТП оценивает уровень аварийности по месту (пересечение, магистральная улица, город, регион, страна, весь мир) и времени их совершения (час, день, месяц, год и пр.). Таким образом, на


выходе количественного анализа получают значения параметров оценки уровня аварийности.

 

Условно можно рассмотреть следующую классификацию параметров количественного анализа ДТП

Как видно из рис. 2.2, абсолютные показатели дают общее представление об уровне аварийности, позволяют проводить сравнительный анализ во времени для определённого региона и показывают тенденции изменения этого уровня. Однако при сравнительной оценке уровня аварийности в различных городах, регионах, государствах с различным уровнем автомобилизации, численности населения наиболее объективную оценку дают относительные показатели аварийности. Прежде всего, при реализации метода количественного анализа ДТП устанавливается удельный вес каждого вида ДТП. Это позволяет получить объективную картину по структуре аварийности на исследуемом объекте (перекрёсток, улица, дорога, район городской УДС, регион, страна и т.д.). Для выявления структурных изменений целесообразно производить анализ вариации удельного веса ДТП каждого вида. Усреднённое распределение ДТП по видам в Российской Федерации с использованием официальной статистической информации по аварийности приведено на рис. 2.3.


 


 

Для оценки экономического аспекта количественного анализа ДТП разработаны различные методики расчёта материального ущерба от ДТП. Общий принцип следующий: потери условно делят на прямые и косвенные.

 

К прямым относят материальные потери, произошедшие в результате:

(транспортных средств, перевозимых грузов, ТСОДД и элементов обустройства дорог);

 

 

;

 

перерасход топлива, увеличение протяжённости маршрута, потери времени пассажирами и пр.)

К косвенным потерям относят потери, связанные с временным или полным прекращением трудовой деятельности членов общества, т.е. условную потерю части национального дохода страны


Качественный анализ ДТП служит для установления причинноследственных факторов возникновения ДТП и степени влияния каждого из них на ДТП. Как правило, каждое ДТП обусловлено воздействием нескольких причин.

Выявляя основную причину ДТП, не следует игнорировать влияние сопутствующих факторов. В связи с этим для объективного выявления причин ДТП необходимо производить анализ с учётом взаимодействия компонентов системы ВАДС.

К настоящему времени использование положений системного подхода является необходимым условием при анализе уровня аварийности.

В большинстве стран общественное мнение и официальнаястатистика органов организации дорожного движения чаще всегоусматривают основную причину ДТП s в небрежности, ошибках участников движения (водителей, пешеходов). Так, Всемирная организация здравоох-1 ранения считает, что 9 из 10 дорожно-транспортных происшествийпроисходят по вине человека, остальная: часть также зависит от него вкакой-то степени.

Анализ большого числа дорожно-транспортных происшествийпозволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причини сопутствующих им факторов.

 

Нарушения Правил дорожного движения РФ: водителями............................................................... 74–77

пешеходами......................................... 25–30

Неудовлетворительные дорожные условия и недостатки в организации дорожного движения...................................................... 15–23

Техническая неисправность транспортных средств 1,5–3

Как видим, основная причина ДТП – это нарушения, допускаемые водителями. Среди этих нарушений преобладают следующие, % от общего числа ДТП по вине водителей:

Нетрезвое состояние............................... 18–19

Нарушение скоростного режима........... 35–37

Выезд на полосу встречного движения и нарушение правил обгона....................................................................... 17–18


Нарушение очередности проезда перекрестков 8–9

 

Топографический анализ ДТП предназначен для выявления мест их концентрации в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.

Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.

Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причём в зависимо-сти от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде «проявляются» очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.

Линейный график, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнён по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений на график. Очаги ДТП на графике подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.

Масштабная схема представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т.д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП. Кроме того, могут быть нанесены дата, время суток, номер учётной карточки. Схема позволяет принимать решения о необходимости совершенствования ОДД на конкретном участке УДС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.031 с.)