Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления, формы и методы социально-культурной работы с детьми-инвалидами
Социально-культурная работа, несомненно, оказывает существенное положительное влияние на детей-инвалидов, поскольку осуществляется благодаря направлениям, формам и методам социально-культурной-работы, соответственно начинается процесс приобщения ребенка-инвалида к культурным и духовно-нравственным ценностям на основе включения в мир искусства, культуры и творчества. В предыдущем параграфе мы рассмотрели сущность социально-культурной работы с детьми-инвалидами, теперь мы определим основные направления, формы и методы работы с ними. В данной работе рассматривается одно из направлений: социокультурная работа. Социокультурная работа с детьми-инвалидами рассматривается в качестве комплекса мероприятий, в том числе и культурологических механизмов, которые направлены на возращение и создание механизмов, которые способствуют постоянному внутреннему росту, развитию и восстановлению культурного статуса ребенка-инвалида как личности. Согласно точке зрения Л. В. Мерцаловой, ребенок-инвалид в процессе приобщения к культуре, становиться частью культурного сообщества. Успех социально-культурной работы определяется тем, насколько полно и точно реализуются направления. Есть несколько направлений социально-культурной работы с детьми-инвалидами [8]. 1. Лечебно-оздоровительное направление. В лечебно-оздоровительном направлении применяются медико-социальные показатели здоровья ресурсов организма человека. 2. Культурно-досуговое направление. Входит: организации творчества и досуга для оказания в удовлетворении потребностей, организует различные спортивные, оздоровительные, культурно-просветительские (посещение выставок, концертов, театра) и развлекательно-игровые мероприятия, организует вечера и встречи в библиотеке. 3. Творческое направление. У детей-инвалидов формируется положительное отношение к окружающей среде, желание что-либо творить. Это помогает детям-инвалидам получать удовлетворение от полученных результатов. 4. Культурно-просветительское направление. Данное направление имеет познавательно-просветительский характер, раскрывает детям-инвалидам знания об обществе, общественных и социально-межличностных отношениях (об образе жизни, политике, практической деятельности, быте).
5. В сфере ограничений развития личности и жизнедеятельности посредством социально-культурных занятий. Коррекционное воздействие включает социальные нормы Коррекционное направление. Предусматривает компенсацию в, помогающие активно развиваться в обществе, овладевать необходимыми знаниями для саморазвития. Формы социально-культурной деятельности являются основой процесса социально-культурной работы, которые направлены на духовное восстановление, снятие эмоционального напряжения, формирование социальных и нравственных установок посредством различных видов искусства и культуры, которые в дальнейшем помогают детям-инвалидам полноценно социализироваться. Одной из задач социально культурной работы является не просто восстановить, а, чтобы дети-инвалиды могли быть включены в среду здорового общества. Им этого очень не хватает, если их круг общения будет только с детьми-инвалидами, то может произойти следующее: отставание в физическом, интеллектуальном и речевом развитии. Таким образом, можно сделать вывод, что основа процесса социально культурной работы составляет такие принципы, как индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, с учетом изменения психосоматического состояния ребенка-инвалида. За последние годы накоплен положительный опыт внедрения в процесс социально-культурной работы различных форм социально-культурной деятельности. По способу организации аудитории формы бывают индивидуальными, групповыми и массовыми [16]. При работе с детьми-инвалидами в наиболее распространёнными являются индивидуальные и групповые формы. Индивидуальная форма – в процессе её реализации учитываются особенности ребенка, от которых зависит дальнейшая работа. Групповая форма – поскольку у ребенка-инвалида в большинстве случаев возникает недостаток общения, либо в целом отсутствуют социальные навыки, данная форма позволяет повысить уровень социализации, благодаря взаимодействию с другими детьми в процессе осуществления формы. Также данная форма позволяет ребёнку не чувствовать себя особенным и обделенным.
Групповые и индивидуальные формы можно реализовать с помощью арт-терапевтических методов. Массовые формы не используются при работе с детьми-инвалидами в силу психологических и физических нюансов. Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [7]. Многие дети-инвалиды не владеют вербальной коммуникацией, что влечет за собой нарушения гармоничных отношений с окружающим миром, отсутствует взаимопонимание с детьми и взрослыми, находящимися рядом. В данных случаях арт-терапевтические методы могут заинтересовать ребёнка, вовлечь его в совместную деятельность, помочь не только социально адаптироваться, но и помочь в духовно-творческом развитии. Исследователи выделяют девять арт-терапевтических методов: 1. Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Сказкотерапия – это, по выражению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [6], «лечение сказками», это процесс поиска смыслов, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно заметить полный список человеческих проблем и способы их решения. Сказкотерапия, в свою очередь, – это процесс образования связи между сказочными событиями и реальностью, это процесс активизации ресурсов потенциала личности, осмысление прожитого, процесс подбора каждому (ребенку) своей особой сказки. Это процесс познания в наиболее созвучной душе сказочной форме 2. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии – ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нем зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Люди с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал. 3. Смехотерапия – метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях. 4. Пескотерапия – метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с песком позволяют стимулировать речевую функцию у неговорящих детей и совершенствовать умения и навыки практического общения у детей с речевыми трудностями, используя вербальные и невербальные средства; способствуют обогащению пассивного и активного словарного запаса; побуждают детей к активным действиям и концентрации внимания; развивают фантазию и образное мышление.
5. Арт-терапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Для арт-терапии используется музыка, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. 6. Игротерапия – метод коррекционного и реабилитационного воздействия на детей с использованием игры, Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами. 7. Изотерапия как средство реабилитации позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства. Художественное творчество позволяет сгладить адаптационные трудности, заинтересовать ребёнка совместной игрой, которая позволит педагогу решить коррекционные задачи. 8. Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств. Дети с ограниченными возможностями входящие в мир музыки становятся другими, качественно меняется их психологическое состояние, наступает умиротворение, релаксация. Занятия вокалом, пение, игра на музыкальных инструментах помогают ребенку самоутвердиться, повысить самооценку. 9. Библиотерапия – это специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Подводя итоги параграфа можно сделать вывод, что формы, методы и направления социально-культурной работы с детьми-инвалидами положительно влияют на процесс социального развития и вовлечения в социальную активность детей, использование и развитие сильных сторон ребёнка-инвалида и его потенциальных возможностей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.007 с.) |