Основные направления, формы и методы социально-культурной работы с детьми-инвалидами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления, формы и методы социально-культурной работы с детьми-инвалидами



Социально-культурная работа, несомненно, оказывает существенное положительное влияние на детей-инвалидов, поскольку осуществляется благодаря направлениям, формам и методам социально-культурной-работы, соответственно начинается процесс приобщения ребенка-инвалида к культурным и духовно-нравственным ценностям на основе включения в мир искусства, культуры и творчества.  

В предыдущем параграфе мы рассмотрели сущность социально-культурной работы с детьми-инвалидами, теперь мы определим основные направления, формы и методы работы с ними.

В данной работе рассматривается одно из направлений: социокультурная работа. Социокультурная работа с детьми-инвалидами рассматривается в качестве комплекса мероприятий, в том числе и культурологических механизмов, которые направлены на возращение и создание механизмов, которые способствуют постоянному внутреннему росту, развитию и восстановлению культурного статуса ребенка-инвалида как личности. Согласно точке зрения Л. В. Мерцаловой, ребенок-инвалид в процессе приобщения к культуре, становиться частью культурного сообщества.

Успех социально-культурной работы определяется тем, насколько полно и точно реализуются направления.

Есть несколько направлений социально-культурной работы с детьми-инвалидами [8].

1. Лечебно-оздоровительное направление. В лечебно-оздоровительном направлении применяются медико-социальные показатели здоровья ресурсов организма человека.

2. Культурно-досуговое направление. Входит: организации творчества и досуга для оказания в удовлетворении потребностей, организует различные спортивные, оздоровительные, культурно-просветительские (посещение выставок, концертов, театра) и развлекательно-игровые мероприятия, организует вечера и встречи в библиотеке.

3. Творческое направление. У детей-инвалидов формируется положительное отношение к окружающей среде, желание что-либо творить. Это помогает детям-инвалидам получать удовлетворение от полученных результатов.

4. Культурно-просветительское направление. Данное направление имеет познавательно-просветительский характер, раскрывает детям-инвалидам знания об обществе, общественных и социально-межличностных отношениях (об образе жизни, политике, практической деятельности, быте).

5. В сфере ограничений развития личности и жизнедеятельности посредством социально-культурных занятий. Коррекционное воздействие включает социальные нормы Коррекционное направление. Предусматривает компенсацию в, помогающие активно развиваться в обществе, овладевать необходимыми знаниями для саморазвития.

Формы социально-культурной деятельности являются основой процесса социально-культурной работы, которые направлены на духовное восстановление, снятие эмоционального напряжения, формирование социальных и нравственных установок посредством различных видов искусства и культуры, которые в дальнейшем помогают детям-инвалидам полноценно социализироваться.

Одной из задач социально культурной работы является не просто восстановить, а, чтобы дети-инвалиды могли быть включены в среду здорового общества. Им этого очень не хватает, если их круг общения будет только с детьми-инвалидами, то может произойти следующее: отставание в физическом, интеллектуальном и речевом развитии.

Таким образом, можно сделать вывод, что основа процесса социально культурной работы составляет такие принципы, как индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, с учетом изменения психосоматического состояния ребенка-инвалида.

За последние годы накоплен положительный опыт внедрения в процесс социально-культурной работы различных форм социально-культурной деятельности.

По способу организации аудитории формы бывают индивидуальными, групповыми и массовыми [16].

При работе с детьми-инвалидами в наиболее распространёнными являются индивидуальные и групповые формы.

Индивидуальная форма – в процессе её реализации учитываются особенности ребенка, от которых зависит дальнейшая работа.

Групповая форма – поскольку у ребенка-инвалида в большинстве случаев возникает недостаток общения, либо в целом отсутствуют социальные навыки, данная форма позволяет повысить уровень социализации, благодаря взаимодействию с другими детьми в процессе осуществления формы. Также данная форма позволяет ребёнку не чувствовать себя особенным и обделенным.

Групповые и индивидуальные формы можно реализовать с помощью арт-терапевтических методов.

Массовые формы не используются при работе с детьми-инвалидами в силу психологических и физических нюансов.

Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [7].

Многие дети-инвалиды не владеют вербальной коммуникацией, что влечет за собой нарушения гармоничных отношений с окружающим миром, отсутствует взаимопонимание с детьми и взрослыми, находящимися рядом. В данных случаях арт-терапевтические методы могут заинтересовать ребёнка, вовлечь его в совместную деятельность, помочь не только социально адаптироваться, но и помочь в духовно-творческом развитии.

Исследователи выделяют девять арт-терапевтических методов:

1. Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Сказкотерапия – это, по выражению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [6], «лечение сказками», это процесс поиска смыслов, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно заметить полный список человеческих проблем и способы их решения. Сказкотерапия, в свою очередь, – это процесс образования связи между сказочными событиями и реальностью, это процесс активизации ресурсов потенциала личности, осмысление прожитого, процесс подбора каждому (ребенку) своей особой сказки. Это процесс познания в наиболее созвучной душе сказочной форме

2. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии – ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нем зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Люди с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал.

3. Смехотерапия – метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.

4. Пескотерапия – метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с песком позволяют стимулировать речевую функцию у неговорящих детей и совершенствовать умения и навыки практического общения у детей с речевыми трудностями, используя вербальные и невербальные средства; способствуют обогащению пассивного и активного словарного запаса; побуждают детей к активным действиям и концентрации внимания; развивают фантазию и образное мышление.

5. Арт-терапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Для арт-терапии используется музыка, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. 

6. Игротерапия – метод коррекционного и реабилитационного воздействия на детей с использованием игры, Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.

7. Изотерапия как средство реабилитации позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства. Художественное творчество позволяет сгладить адаптационные трудности, заинтересовать ребёнка совместной игрой, которая позволит педагогу решить коррекционные задачи.

8. Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств. Дети с ограниченными возможностями входящие в мир музыки становятся другими, качественно меняется их психологическое состояние, наступает умиротворение, релаксация. Занятия вокалом, пение, игра на музыкальных инструментах помогают ребенку самоутвердиться, повысить самооценку.

9. Библиотерапия – это специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Подводя итоги параграфа можно сделать вывод, что формы, методы и направления социально-культурной работы с детьми-инвалидами положительно влияют на процесс социального развития и вовлечения в социальную активность детей, использование и развитие сильных сторон ребёнка-инвалида и его потенциальных возможностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.007 с.)