Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и взаимосвязь основных понятий
В данной работе социально-культурная сфера является как одно из направлений социально-культурной деятельности. Социально-культурная работа с детьми-инвалидами – это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы ребенку с ограниченными возможностями здоровья проходить процесс социализации, реабилитации и социальной адаптации. Социально-культурная работа включает в себя следующие понятия: социально-культурную реабилитацию, социальную адаптацию, социализацию, социальное воспитание. Понятие ребенок-инвалид является относительно новым, так как на протяжении длительного времени к данной группе детей не проявлялось должного внимания и не считалось необходимым выделения их в особую категорию. Более того, таким детям не оказывалось должной помощи, не велась статистика. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается, в соответствии со степенью расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельностью лицам в возрасте до 18 лет. Эта категория может быть поставлена сроком на один, два года или до достижения 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и социального развития [24, с. 15]. Воздействие социальных практик на сферу социальной работы является сложным и многосторонней. Особое внимание уделяется процессам адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и их успешной социализации. Раскрывая сущность социально-культурной работы, мы обратились к исследованию. Е.И Григорьевой [3], которая полагает, что социально-культурная работа может быть определена как интегративная многофункциональный сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; её целью являются организация рационального и содержательного досуга детей-инвалидов, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности ребенка, раскрытия его способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени. Одной из главных проблем, которая безусловно сказывается на положении детей-инвалидов, является сохранившееся в нашем обществе отношение к инвалидам как физически и психологически к детям. Дело в том, что изменения экономических реалий привели к тому, что инвалиды стали не просто невостребованными, но, что гораздо хуже, изолированными от общества. Более того, чрезмерная дифференциация общества привела к тому, что дети-инвалиды стали считаться вынужденной нагрузкой на социум, отношения общества к категории детей-инвалидов обусловлено и недостаточным спектром возможностей их полноценного включения в культурную жизнь общества.
В педагогике социально-культурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в общем виде рассматривается как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. [11] Социально-культурная реабилитация включает: - оказания услуг, ориентированные на потребности детей-инвалидов; - преодоление культурных, правовых, социальных и других барьеров; - преобразование социальных норм чтобы дети-инвалиды не чувствовали себя ущемленными Социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Решение социокультурных задач помогает детям с ограниченными возможностями достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, необходимый уровень культурной компетентности и удовлетворения культурно - досуговых потребностей, что позволит создать условия для позитивных изменений в образе жизни за счёт расширения рамок их независимости». Наиболее точно определён процесс социально-культурной реабилитации в исследовании О.А. Шабановой: «Социально-культурная реабилитация – это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями» [17].
Социально-культурная реабилитация - комплекс технологий, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса ребенка-инвалида.Социально-культурная реабилитация является одной из главных целей психофизического и эмоционального оздоровления, а также развития ребенка с ограниченными возможностями. Задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки, ставят перед собой специалисты социальной и творческой реабилитации. Такая работа способствует созданию творческой атмосферы, защищенности для всех и каждого, доверия, адаптации детей к новой социальной ситуации, восприятию и принятию ценности и уважения каждого члена коллектива, утверждения себя как полноценной личности. Коноплева Е. А и Кукина Е. Е определяют социально-культурную адаптацию лиц с ограниченными возможностями как процесс и одновременно результат включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности (прежде всего, игровой, образовательной, трудовой и творческой). понятия адаптация тесно связана с социализацией личности [11]. Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности [14]. Социализация – это совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена обществ [9]. Подводя итоги первой главы, можно сделать вывод, что социально-культурная работа – это многогранная система, состоящая из подсистем: социальной адаптации, социального воспитания, социально-культурной реабилитации, социализации. Всё перечисленное влияет на процесс развития личности ребёнка-инвалида.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.007 с.) |