Экономика как объект общественного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика как объект общественного регулирования



В настоящем учебнике основ­ным объектом анализа является национальная экономическая си­ стема страны (конкретно России). Субъектом регулирования и управления системы выступает государство в целом и (или) его отдельные органы, наделенные соответствующими полномо­чиями. Национальная экономика складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяиств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и ин­тересов. Вместе с тем все они находятся в рамках экономичес­кой политики и институтов, формируемых на уровне государст­ва. Мера влияния государства различна в разные периоды исто­рии и зависит от традиций страны, устойчивых институцио­нальных условий.

Институты — весьма важное понятие при изучении управ­ленческих отношений. Согласно определениям классиков ин-ституционализма (Д.Норта и др.) институты — это "правила иг­ры" в обществе, т. е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила. Существуют и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершен­ствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе 1а155е2-Га1ге


Глава II. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 35

("позволять делать" — в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Ре­гулирующее участие государства при таком подходе допускает­ся в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

Во многих трудах дается "стандартное" оправдание государ­ственного вмешательства в экономику. В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсут­ствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства опреде­ляется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рын­ков, и в экономике действует совершенная конкуренция, скла­дывается равновесие между спросом и предложением. В резуль­тате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением "эффективности по Парето"'. Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем пра­вительство, знают, что принесет им удовлетворение. Отсюда логически конструируется предположение, что государствен­ное вмешательство на основе избранного принципа эффектив­ности не является необходимым.

Использование принципов 1а155е2-Га1ге и "эффективности по Парето" сыграло огромную роль в становлении рыночной эко­номики в развитом мире. Однако и представление, что идеаль­ной следует считать экономику, которая регулируется лишь "невидимой рукой" Адама Смита, не подтвердилось ни практи­кой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не су­ществует "совершенных" рынков, вследствие чего и приходит­ся прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общест­венно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономичес­ких, в том числе рыночных отношений. "Есть мало оснований

' Широко известное в экономической теории понятие, связываемое с име­нем итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923 гг.). — Прим. авт.


36                     Государственное регулирование рыночной экономики

считать, — замечают американские ученые Э.Аткинсон и Дж.Стиглиц, — что рынок мог бы функционировать в ситуа­ции, предполагающей негосударственную экономику"'.

Государственные интересы и сам фактор государства непре­менно присутствуют в функционировании рыночной экономи­ки на всех этапах ее существования и развития в более или ме­нее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся совре­менная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран. В научных публикациях приводятся весомые аргументы, обосновывающие важность государственного регулирования для успешного функционирования рыночных хозяйственных систем.

Можно выделить следующие основные причины для госу­дарственного вмешательства: 1) отсутствие в реальности совер­шенной конкуренции; 2) недоступность для рыночных субъек­тов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия; 3) необходимость общественного перераспределе­ния благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку; 4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых); 5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных дейст­вий; 6) существование значительных сфер, связанных с созда­нием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.); 7) разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым нужно снижать (алко­голь, табак, наркотики и др.).

Конкретные механизмы государственного регулирования национальной экономики определяются не только общими ус­тоявшимися в мире закономерностями, но и характером, осо­бенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика как объект регулирования отличается рядом специ­фических особенностей. Об этом говорят уникальные прост­ранственные масштабы российской экономики. Особые требо­вания, объективно предъявляются со стороны экономики в це­лом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам

1 Аткинсон Э.Б., СтиглицДж.Э. Лекции по экономической теории госуда­рственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л.Любимова. М.: Ас­пект Пресс, 1995. С. 18-23.


Глава II. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 3 7

связи и др.)- Но эти объекты недостаточно развиты и имеется большая потребность в капитальных ресурсах.

Крайне неразвита специфически рыночная инфраструктура, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных от­ношений на периферии. Имеется огромная дистанция в уровне экономического и социального развития между меньшинством регионов, получившим название "доноров", и остальной час­тью страны. Россию отличает уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и про­живания людей на большинстве территории страны. Наконец, нельзя не сказать о наличии устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

Россия сообразно принятой в мире классификации относит­ся к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задает дополнительную управленческую компо­ненту в государственном влиянии на экономические и полити­ческие процессы. Французский ученый Ж.Сапир справедливо замечает: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп са­мому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимущества­ми еще не существующего института"1. К этому нужно доба­вить, что совершающийся в России переходный процесс от не­когда мощной централизованно-плановой экономики к эконо­мике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.

В соответствии с такими особенностями переходного про­цесса объективно весьма значительное место у нас должны за­нимать целевые государственные программы, призванные фор­мировать несуществующие или слабо развитые объекты рамоч­ного типа (инфраструктура, рыночные институты, база под­держки эффективного предпринимательства и т.д.). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.

Сложившаяся в России на рубеже XX и XXI веков экономи­ка относится к классу смешанных экономик, где частное пред­принимательство не может не сочетаться с государственным воздействием и регулированием. Она состоит из нескольких,

1 Сапир Ж. Структурные аспекты реформы / Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 12. С. 64.


38                     Государственное регулирование рыночной экономики

различных по типу собственности хозяйственных укладов. В пе­риод реформ, проводившихся после 1991 г., имела место транс­формация господствовавшего прежде уклада, базировавшегося на общественной (государственной) собственности на средства производства, в иные уклады с явным возрастанием доли част­ного предпринимательства. Удельный вес негосударственной собственности в производстве ВВП достиг почти 3/4, а до ре­форм он составлял порядка одной десятой.

Это существенное возрастание доли частнособственническо­го хозяйственного уклада происходило в условиях резкого об­щего экономического спада. В абсолютном выражении произ­водительная сила частнособственнического сектора была недо­статочной, чтобы компенсировать утрату былой производи­тельной роли объектов общественной собственности. Сектор частной и корпоративной собственности в значительной мере сосредоточился на финансовом бизнесе, слабо связанном с раз­витием реального сектора экономики. По состоянию на 2000 г. относительно 1990 г. ВВП России составлял менее 59%, промы­шленное производство — 54,5, сельскохозяйственное произ­водство — 61,2, инвестиции в основной капитал — 27,5%.

Многоукладность и смешанный характер российской эконо­мики породили противоречивое единство рыночного, коопера­тивного и государственного регулирования. Возрастает роль различных форм ассоциированной собственности, в частности, различных акционерных форм хозяйствования. Все больше воз­никает хозяйственных структур в виде различных фондов: стра­ховых, пенсионных, взаимно-инвестиционных и др. Но в эф­фективной смешанной экономике каждый ее сектор должен за­нимать свою нишу в удовлетворении потребностей общества в соответствии с требованиями экономической и социальной эффективности. Это и придает смешанной экономике гибкость и динамизм.

Заметим, что потенциальная роль государственного уклада в России намного выше чем количественная доля объектов го­сударственной собственности в производстве ВВП. Дело в сло­жившейся недостаточной загруженности большинства произ­водственных объектов. Это может быть изменено в лучшую сторону лишь на путях оптимальной экономической политики, а также при значительной доле пакетов собственности, принад-


Глава II. Государственное регулирование, стратегия и движущие сичы трансформации экономики 39

лежащих государству в многочисленных акционерных общест­вах. Кроме того, влияние государственных органов фактически остается решающим фактором для становления и последующей судьбы большинства крупных предпринимательских структур. Многие так называемые олигархи умножили свой капитал, пользуясь близостью к государственным структурам.

Таким образом, в условиях России экономическая роль госу­дарства по многим параметрам значительнее, чем могло бы по­казаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Со­храняется и высокая вероятность использования традиций ого­сударствления экономики в корыстных целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытека­ющими из этого негативными последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократи­зации экономики.

2. Современные задачи государственного регулирования

Наборы задач, решаемых пра­вительствами при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условия­ми определенной страны. Применительно к современной Рос­сии можно выделить три крупные обобщенные задачи, решае­мые входе государственного регулирования экономики. Во-пер­вых, обеспечение устойчивости экономического роста, служа­щего повышению благосостояния и социальному развитию на­ции. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результа­тивности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита нацио­нальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

Первая из этих задач решается в основном усилиями пред­приятий, фирм, корпораций. В условиях "идеального" рынка она могла бы гипотетически реализовываться и без участия го­сударства. Но, как уже говорилось, современный рынок не мо­жет функционировать без государственной экономики. Для до­стижения устойчивого и социально ориентированного эконо­мического роста нужна целостная экономическая политика об-


40                     Государственное регулирование рыночной экономики

щенационального масштаба. Это подразумевает адекватное кон­струирование и совершенствование государственных институ­тов, воздействующих на экономические интересы субъектов хозяйствования. Предполагается также реализация государст­венного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. Сегодня эконо­мическая политика в стране, равнозначной России, непремен­но должна быть инновационно ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, обра­зования и инновационного предпринимательства.

Вторая задача — трансформация экономической системы страны. В определенном смысле ее можно расценивать как иное выражение первой. Она по определению подразумевает, что в ходе своей трансформации, система достигает высокой хозяйственной и социальной результативности, сориентиро­ванной на устойчивый экономический рост. Трансформация экономической системы страны, имея в виду создание совре­менной и высокоэффективной рыночной экономики, предпо­лагает широкий круг реформационных действий, которые ха­рактеризуются сложными параметрами и требуют особого кон­троля со стороны государства. Решающее значение в этом бло­ке задач имеет формирование необходимых для высокоэффек­тивной экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы государственного управления.

Третья задача — внешнеэкономическая. Она связана с под­держкой государством самостоятельности и идентичности эко­номической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные эко­номические интересы могут оттесняться на второй и даже тре­тий план под мощных давлением интересов транснациональ­ного капитала. Но ТНК и международный капитал по своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях националь­ные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной. Но Россия слишком долгое время жила в условиях государственной монополии на внешне-


Глава II. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 41

экономические связи и их относительной ограниченности в сравнении с масштабами внутренней экономики. Теперь же в условиях почти полной открытости российской экономики глобальному миру внешнеэкономические аспекты государст­венного регулирования обретают стратегическое значение. Они связаны с преодолением многих потенциальных угроз для на­циональной безопасности.

Перечисленные три главные задачи государственного регу­лирования тесно переплетены и дополняют друг друга. Практи­чески, исходя из акцентов, рождаемых периодом реформ, они вращаются вокруг стратегии и тактики преобразования эконо­мической системы страны, как стержневой проблемы.

3. Трансформация экономической системы России

В 80-х гг. XX века полновесно обнажился клубок тяжелых противоречий, с которыми столк­нулись экономика и общество Советского Союза, наиболее крупной составной частью которого была Россия. Резко упали темпы экономического роста. Предприятия и структура управ­ления закостенели и оказались неприспособленными к требо­ваниям НТП. Большая часть продукции была неконкуренто­способной по внешнеэкономическим меркам. До предела обо­стрилась в торговле проблема дефицита почти по всем товар­ным группам. Начал снижаться жизненный уровень населения. Последовала по инициативе М.С.Горбачева неудачная попытка "перестройки" общества с приданием экономике "ускорения" на прежней (социалистической) основе. Поэтому после разру­шения Советского Союза и превращения России и входивших в СССР союзных республик в независимые государства в обще­ственном мнении возобладала идея радикального отхода от прежней концептуальной базы развития экономики и общест­ва. Отказались от всеобъемлющего централизованного плано­вого управления, от господства общенародной социалистичес­кой собственности и т.д.

Россия, другие постсоветские страны, бывшие социалисти­ческие страны, входившие в Восточный блок, избрали путь трансформации экономической и политической систем. Они ориентировались на модель, отработанную многовековой


42                      Государственное регулирование рыночной экономики

практикой частнокапиталистического хозяйствования в наибо­лее развитых странах мира. Термин "трансформация" обозна­чил радикальные реформы, начатые на пространстве постсоци­алистических стран. Самым общим их ориентиром стало стремление создать полноценную рыночную экономику, соот­ветствующую опыту основных стран мира.

Реальная практика преобразования экономической системы оказалась однако намного сложнее проектов и замыслов. По­следовавший за спадом эйфории "рыночных реформ" взве­шенный анализ реформаторских сдвигов и провалов показал, что трансформация в России и многих других странах началась и проходила при отсутствии проработанных проектов. Возник­ла потребность в более глубоких исследованиях содержания экономических трансформаций. Главной проблемой оказалось научное определение движущих сил, стратегии и механизма из­менения экономической системы.

Экономическая трансформация по самой логике термина оз­начает перевод экономической системы в новое состояние, позволяющее лучше удовлетворять потребности общества. По­скольку этот процесс, как показала жизнь, длительный, пона­добилось выработать стратегию трансформации, т.е. четко оп­ределить ее цели, а также средства и механизмы их достижения. Необходимо было еще и внятое представление об имеющихся ограничениях.

Ключевой вопрос в том, как сформулированы цели транс­формации. Самое главное условие — цели должны соответст­ вовать потребностям конкретного развития. Они также долж­ны быть понятны обществу и разделяться подавляющим боль­шинством его членов. Такие цели обязаны быть критериальны­ ми, т.е. поддаваться количественной и качественной оценке. Их следует четко выстроить во времени и увязать с имеющимися средствами. Достижение же целей стратегии должно опираться на ясную привязку к пространственным характеристикам, т.е. проработано в регионально-территориальном разрезе.

Как при определении, так и при реализации стратегии эко­номической трансформации существует реальная опасность впасть в порочный круг некритериальных целей. Так, собствен­но, и было на первых этапах экономической реформы в России. Целью провозгласили "создание рынка" и "рыночной эконо-


Глава II. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 43

мики". Но может ли это быть целью? Рыночная экономика су­ществует многие века и находится в состоянии непрерывной эволюции. И само по себе понятие "рынок" весьма бесхитрост­ное. Вот типичное для западных учебников его определение: рынок — это "совокупность условий, благодаря которым поку­патели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги)"1. Но прежде чем продолжать этот сюжет, оценим основные исто­рические этапы (и в каком-то смысле качественно особые мо­дели) рыночного хозяйства.

Экономические системы развитых стран мира прошли через следующие исторические этапы.

1. ЭПОХА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Когда она на­
чалась и существовала ли она в достаточно чистом виде, сказать
трудно. Подчеркнем лишь, что становление "чистого" капита­
лизма, базирующегося на свободной конкуренции, было весь­
ма длительным. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмот­
реть на годы жизни отцов классической буржуазной политэко­
номии. В.Петти жил в 1623-1687 гг., А.Смит— в 1723-1790 гг.,
Д.Рикардо — в 1772-1823 гг. Как видим, между Вильямом Пет-
ти и Адамом Смитом прошло 100 лет и между Адамом Смитом
и Давидом Рикардо — еще 50 лет.

Свободная конкуренция в экономике всегда сопровождалась ограничениями (зачастую значительными). По этому поводу П.Самуэльсон заметил, что свободная конкуренция всем хоро­ша, но она никогда не была испытана2. Всегда что-нибудь ее ог­раничивало: либо остатки феодализма, либо разного рода дик­татуры, либо войны, либо социальное давление.

2. ЭПОХА МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА. Это был пери­
од, когда тон во всей системе экономических отношений зада­
вала фаза производства. Продукция была лишена значительных
внутривидовых различий, и каждая новинка длительное время
по своим потребительским и конструктивным качествам соот­
ветствовала нуждам потребителей. Главным оружием против
конкурента было снижение издержек производства. Одним из

1 Фишер С, Дорнбуш Р., Шмаяензи Р. Экономика. 2-е изд. / Пер. с англ. М.:
"Дело ЛТД", 1993. С. 778.

2 См.: Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1964. С. 55.


44                     Государственное регулирование рыночной экономики

наиболее характерных представителей эпохи массового произ­водства был Генри Форд. Выдающимся его достижением стал дешевый общедоступный автомобиль, выпускаемый с помо­щью конвейера. В США эпоха массового производства берет начало примерно с 20-30-х гг. XIX века. Важные импульсы ее становлению дало сначала формирование системы каналов, а затем общенациональной системы железных дорог. Считает­ся, что к 80-90-м гг. в этой стране была сформирована инфраст­руктура для массового производства. Именно с этим периодом связывается появление фирмы (корпорации) как типичной фор­мы организации капитала.

3. ЭПОХА СБЫТА пришла на смену "массовому производст­
ву" примерно с начала 30-х гг. XX века. Для этого периода ха­
рактерна быстрая дифференциация продукции, активизация
борьбы за потребителя. Наступил, так сказать, "звездный час"
тех фаз воспроизводства, которые непосредственно связаны
с рынком. Считается, что корпорация "Дженерал Моторз"
в США первой переключила внимание с фазы производства на
фазу сбыта, на изучение рынка. От характерной для прошлого
работы на устойчивого потребителя пришлось перейти к систе­
ме постоянного поиска новых потребителей и формирования
своих ниш на рынке. Отсюда берет начало новая концепция и
функция бизнеса, получившая название маркетинга.

4. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА охватывает эконо­
мику и социальные процессы в развитых странах примерно
с середины 50-х годов. Главным фактором, меняющим систем­
ную ориентацию экономики, стала научно-техническая револю­
ция
середины века. Она вызвала активную смену используемых
в производстве технологий. Несомненно, цели трансформации
экономической системы России должны тяготеть к параметрам
постиндустриальной модели рынка. Но и такая конкретизация
цели недостаточна. Она остается размытой по связи с потреб­
ностями общества. Может служить лишь рамочным, фоновым
ориентиром.

Как видим, цели трансформации экономической системы страны не могут быть исчерпывающе выражены с помощью ха­рактеристик преобразования экономических институтов. Одни и те же институты, формы хозяйствования и управления могут быть весьма эффективными в одних условиях и совершенно


Глава II. Государственное регулирование, стратегия и движущие сшы трансформации экономики 45

бесполезными и даже вредными в иных условиях. Поэтому при осуществлении экономических реформ никак нельзя ориенти­роваться на прямое копирование моделей, сложившихся в дру­гих странах. Цели экономической трансформации должны не­сти в себе компоненты результативности преобразуемой эконо­мической системы в аспекте ее способностей эффективно отве­чать на потребности общества.

Поэтому критерии трансформации экономики должны сов­падать с критериями социально-экономического развития страны. В странах с развитой рыночной экономикой прави­тельства в своей экономической политике стремятся к дости­жению в том или ином сочетании следующего набора целей: а) экономический рост; б) полная занятость; в) экономическая эффективность; г) стабильный уровень цен; д) экономическая свобода; е) справедливое распределение доходов; ж) экономи­ческая обеспеченность; з) торговый баланс1.

Чтобы избежать подмены конечных целей экономической трансформации средствами их достижения или некритериаль­ными лозунгами, важно руководствоваться требованиями эко­номического закона расширенного воспроизводства. Напомним, что в терминах экономической теории процесс устойчивого экономического развития страны есть ни что иное, как реаль­ное осуществление расширенного воспроизводства. Процесс воспроизводства означает такое последовательное и беспере­бойное функционирование фаз производства, распределения, обмена и потребления, что каждый новый цикл воспроизводст­ва начинается производством, перешедшим на более высокую ступень своего развития. Это обеспечивает затем более высо­кий уровень удовлетворения потребностей общества.

В наиболее развитых странах, начиная с середины XX века, процесс расширенного воспроизводства стал воплощением ин­ новационного типа экономического развития, а само воспроиз­водство стало именоваться инновационным. Каждый новый цикл такого воспроизводства сопровождался внедрением в производство научно-технологических нововведений, повы­шающих уровень его эффективности. Фактически в условиях

1 См.: К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и полити­ка. М.: Респуб-лика, 1992. С. 23-24.


46                     Государственное регулирование рыночной экономики

инновационного типа экономического развития процесс вос­производства начинается не с фазы производства как таковой, а с фазы научной подготовки воспроизводства (см. схему 1).


Научная  
подготовка  
расши- —*-
ренного  
воспроизв  
одства  

 

Произ водство —► Распре деление >■ Обмен —► Потре бление

Схема 1. Фазы современного процесса расширенного воспроизводства

Научная подготовка воспроизводства подразумевает заблаго­временное проведение масштабных научных изысканий, все­объемлющего маркетинга, конструкторских и технологических разработок, опытных работ (НИОКР в широком смысле слова). Это позволяет предпринимателям постоянно поддерживать производство в инновационно насыщенном состоянии, обес­печивая высокую конкурентоспособность продукции. Пред­приятия-лидеры современного рынка вкладывают в научную подготовку воспроизводства ресурсы, соизмеримые по масшта­бам с обычными капитальными вложениями. А в целом в раз­витых странах на развитие науки направляется 3-4% от годово­го объема ВВП. Не меньшее влияние на характер воспроизвод­ства оказывает уровень образования населения, которому в раз­витых странах также уделяется пристальное внимание.

Приведенная схема процесса расширенного воспроизводст­ва позволяет четко обозначить направление, критерий и глав­ные движущие силы (факторы и источники) совершенствова­ния экономической системы. Критерий совершенства системы находится в области параметров, характеризующих уровень потребления (благосостояния) народа в стране. Возвышающи­еся потребности людей и общества через цепь фаз процесса


Глава II. Государственное регулирование, стратегия и движущие шы трансформации экономики 47

расширенного воспроизводства и обозначают главные движу­ щие силы прогрессивных трансформаций.

Основной источник движения в этом направлении — разви­тие производства на базе науки и инноваций. Рациональные распределительные процессы, совершенствование обмена тоже очень важны. Однако они в итоге способны повышать уровень благосостояния лишь в меру воздействия на производство, на развитие науки и технологий. К сожалению, в России именно в период радикальных рыночных реформ произошло резкое снижение внимания к науке и технологиям как факторам эко­номического и социального развития. И именно здесь сейчас необходимо совершить перелом.

В Основных направлениях социально-экономического раз­вития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, принятых Правительством РФ, поставлена задача модерниза­ции экономики. Она должна осуществляться во взаимоувязке с еще двумя задачами: установить новый социальный контракт в обществе и осуществить реформу власти. Среди мер запроек­тированной модернизации упоминаются создание благопри­ятного инвестиционного и предпринимательского климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэко­номической политики, осуществление структурной перест­ройки экономики и др. Структурная перестройка, в частности, подразумевает: переход от политики поддержки неэффектив­ных предприятий к развитию инфраструктуры; обеспечение мобильности рабочей силы; поддержку "новых" секторов (прежде всего инновационных и информационных); стимули­рование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий; нацеленность дальнейшей привати­зации на структурную перестройку экономики; стимулирова­ние диверсификации экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехно­логичной.

Набор мер выглядит довольно насыщенным и представляет­ся разумным. Но его результативность будет зависеть от того, насколько в действительности он выразит содержание модер­низации экономики как наполнения ее инновационными про­цессами, нацеленными на эффективный экономический рост и повышение благосостояния народа в целом.


48                     Государственное регулирование рыночной экономики

Органическая увязка стратегии дальнейшей трансформации экономической системы страны с ее конечной результативнос­тью требует всесторонней разработки и четкого понимания проблемы эффективности экономики.

4. Социально-экономическая результативность трансформации

Эффе ктивность экономики есть система отношений по поводу достижения целесообразно­го результата, создаваемого процессом производства и реализу­емого в потреблении, в связи с совершаемыми затратами. Оп­ределение эффективности может осуществляться на уровне на­ционального хозяйства страны, на уровне иных региональных и отраслевых хозяйственных систем, на уровне фирм (предприя­тий), домохозяйств, предпринимательских проектов. Весьма распространенным вариантом выражения в рыночной среде эффективного состояния хозяйственной системы является уже упоминавшаяся "эффективность по Парето".

Известный теоретик экономики П.Самуэльсон (США) заме­тил: "Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением вре­мени, с помощью денег или без их участия, избирают для про­изводства различных товаров и распределения их в целях по­требления в настоящем и в будущем между различными людьми и группами людей'". Отсюда можно вывести четыре принципи­альных положения. Во-первых, при принятии хозяйственных решений необходимо исходить из редкости (ограниченности) ресурсов. Во-вторых, центральное место в любой экономичес­кой политике принадлежит проблеме выбора ресурсов и целей. В-третьих, особое значение имеет эффективное распределение ре­сурсов между субъектами хозяйства. В-четвертых, чрезвычайно важно учитывать не только настоящие, но и будущие потребно­сти людей.

Проблема эффективности в литературе детально проработана во многих разрезах, касающихся, например, оценки хозяйство­вания в фирмах и их подразделениях, оценки инвестиционных

Самуэльсон П. Указ. соч. С. 56.


Глава //. Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики 49

проектов, нововведений и др. Однако она еще недостаточно раз­работана в разрезе соизмерения затрат и результатов в ходе круп­ных реформ в экономике. Такие реформы обычно связаны с пре­образованием значительного массива институтов. И, к сожале­нию, большинство проектов, рекомендующих радикальные ры­ночные реформы в экономике, исходят из представления, что сами рыночные институты являются беззатратными. Между тем, это далеко не так. Взять, к примеру, так называемые трансакци-онные издержки1 на рынке США, возникающие при движении товара (затраты на банковские и финансовые услуги, страхова­ние, оптовую и розничную торговлю). Изучая их, Д.Норт и Дж.Уоллес установили, что на трансакции приходится свыше 45% национального дохода. Более того, эта доля за последнее столетие выросла примерно на 20 процентных пунктов (с 25%).

В этих условиях обоснования тех или иных программ преобра­зований экономических систем не могут ограничиваться словес­ной аргументацией. От инициаторов трансформационных проек­тов и реформенных мероприятий нужно требовать расчеты, поз­воляющие сопоставлять графики ожидаемых эффектов во време­ни с графиками неизбежных затрат. Разумеется, это дело крайне сложное. Отсутствует достаточный опыт подобных расчетов. Но и идти на ощупь в масштабных трансформациях недопустимо.

Обоснования проектируемых трансформационных мероп­риятий требуют широкой разъяснительной работы в отноше­нии их социального смысла. Весь мировой опыт экономичес­ких реформ свидетельствует, что успех всегда предопределял­ся тщательными подготовительными акциями, связанными с социальной адаптацией идей реформ в массиве общества. С учетом этого на дальнейших этапах рыночных преобразова­ний в России было бы полезным реализовать ряд важных под­ходов.

Прежде всего необходима осязаемая для населения связь проводимых мероприятий по трансформации экономической системы с улучшением благосостояния нации. Улучшения от ре-

' В последнее время термину "трансакционные издержки" придают более широкий смысл, чем просто издержки, связанные с обменом. Под трансакционными издержками понимаются все "издержки эксплуатации экономической системы". — Прим. авт.


50                     Государственное регулирование рыночной экономики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.049 с.)