Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При Президенте Российской Федерации»Стр 1 из 21Следующая ⇒
Медведев Д. А. (председатель) Егоров В. К- (сопредседатель) Бойков В. Э., Демидов Ф. Д., Игнатов В. Г., Мальцев Г. В., Мерцалов А. А., Месяц Г. А., Михайлов В. А., Никандров Н. Д., Степашин С. В., Фролов Г. Я. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Дальневосточная академия государственной службы ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Учебник Издание второе, дополненное и переработанное Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора В. И.Кушлина УДК 338.242.4 (075) ББК65 Г11 Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов и слушателей экономических специальностей, обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих Рецензенты: Гриценко Н.Н. — доктор экономических наук, профессор Гонтмахер Е.Ш. — доктор экономических наук Редакционная коллегия: Кушлин В.И. (руководитель авторского коллектива), Бударина А.В., Буланов В.С, Марголин А.М., Половинкин П.Д., Фоломьев А.Н., Хорзов СЕ. Авторский коллектив: Архангельский В.Н. — д.э.н., проф.; Бударина А.В. — к.э.н., доц.; Буланов В.С. — д.э.н., проф.; Валентей СД. — д.э.н., проф.; Владимирова А.А. — к.э.н., доц.; Волгин Н.А. —д.э.н., проф.; Горбунов Н.М. —д.э.н., проф.; Горланов ГВ. —д.э.н., проф.; Грязнов Э.А. — к.э.н., доц.; Гуртов В.К. — д.э.н.; Живалов В.Н. — к.э.н., доц.; Ибрагимова Л.Ф. — к.э.н.; Колосов А.В. —д.э.н., проф.; Кушлин В.И. — д.э.н., проф.; Любимцев Ю.И. — д.э.н., проф.; Маликова О.И. — д.э.н., проф.; Марголин А.М. — д.э.н., проф.; Мысляева И.Н. — д.э.н., проф.; Никитинский В.Н. — к.э.н.; Пеньков Б.Е. —д.э.н., проф.; Перская В.В. — д.э.н., проф.; Плакся В.И. —д.э.н., проф.; Половинкин П.Д. —д.э.н., проф.; Потрубач Н.Н. —д.э.н., проф.; Ржаницина Л.С. —д.э.н., проф.; Семенов С.А. — к.э.н., доц.; Сильвестров СН. — д.э.н., проф.; Смирницкий Е.К. —д.э.н., проф.; Сорвина ГН. —д.э.н., проф.; Фоломьев А.Н. — д.э.н., проф.; Хорзов СЕ. — д.э.н., проф.; Чалов В.И. — д.э.н., проф.; Щербакова Л.И. — к.э.н., доц.; Яковец Ю.В. — д.э.н., проф. © Издательство "Экономика", 2000 © Издательство РАГС, 2002 Предисловие Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а также как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира неодинаковым образом, сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами (предпринимателями и домохозяйст-вами). В разной мере реализуется и государственное вмешательство в экономические процессы. Но общая линия такова, что роль государств в экономике становится с ходом времени все более сложной и требует от правительственных органов все большей квалификации. И о государственном влиянии на экономику ныне требуется говорить не в количественных оценках ("больше — меньше"), а с точки зрения качественной эффективности государственного регулирования.
Особенно сложными, по существу комплексными, становятся экономические функции государства в странах, которые подобно России взялись в исторически короткие сроки трансформировать свою экономическую систему, освоить методы современного рыночного хозяйствования. Именно на этой стороне дела и сосредоточивают авторы основное внимание. 6 Государственное регулирование рыночной экономики Учебник является результатом научных поисков и обобщений проблем управления экономическими процессами на уровне макросистем, которые продолжительное время ведет коллектив кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Нам помогла многолетняя творческая работа профессуры и преподавателей кафедры в довольно сложной аудитории. Она включает в себя действующих функционеров и руководителей органов государственного и муниципального управления, а также представителей бизнеса. Удалось за сравнительно короткое время сформировать достаточно целостный учебный курс, получивший название: "Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни". Он включает разнообразные темы, отчасти относящиеся к курсам политэкономии, макро- и микроэкономики, менеджмента, финансов. Появились и совершенно новые темы, возникшие из конкретных потребностей реформ в экономике и в административно-хозяйственных структурах страны. Этот учебный курс отрабатывался в течение ряда лет в разнообразных формах учебы в рамках полномасштабного высшего образования по специальности "Государственное и муниципальное управление". Активно использовался он также в системе профессиональной переподготовки и повышении квалификации государственных служащих.
Сейчас уже можно утверждать, что сложилась самостоятельная дисциплина экономико-управленческого цикла. Она откликается на важную потребность демократического общества — осуществлять силами государственных институтов стратегическую настройку и постоянную поднастройку экономической среды, регулировать экономические процессы в интересах страны и ее народа. Предлагаемая читателю книга является вторым широким изданием учебника. По сравнению с первым, вышедшим в 2000 году и быстро разошедшимся в розничной торговле, учебник основательно переработан. Усовершенствована и приведена в большее соответствие с учебной программой структура книги. В ней устранены повторения и упорядочена терминология, она очищена от излишнего иллюстративного и конъюнктурного Предисловие 7 материала. Благодаря этому удалось сделать учебник более цельным и компактным. Изложение проблем государственного регулирования экономики приведено в большее соответствие с реальными тенденциями последнего времени в мировой и российской экономике. Учитывается переосмысление первоначальных трактовок места государства в рыночной экономике, происходящее в научной среде под влиянием мониторинга социально-экономических трансформаций в мире и конкретно в России. Противоречивость многих явлений, вытекающая из неравновесного влияния глобализации на экономику России (как и ряда других стран, осуществляющих радикальные преобразования) не могла, конечно, не отразиться и на несовпадениях в оценках разными авторами конкретных процессов, анализируемых в книге. Редакционная коллегия стремилась минимизировать подоб-нъ\е ^ядчмаччелил'А. Но иолнослъма \\х ^стрлничъ слтокая едал л\\ возможно: требуется все более многостороннее обсуждение новых проблем, в том числе и на занятиях со слушателями, студентами и аспирантами. Учебник написан во многом в расчете на внеаудиторную работу слушателей в рамках избранной ими формы и программы обучения. Это связано с усилившимся в последнее время стремлением руководителей федеральных и региональных органов, работников государственного и муниципального аппарата учиться без отрыва от работы — в рамках заочной, модульной и вечерней форм. Поэтому авторский коллектив стремился максимально оснастить текст методическими указаниями и рекомендовать источники, позволяющие, работая самостоятельно, глубоко осваивать главные разделы курса и плодотворно готовиться к аудиторным занятиям, в том числе к таким активным их видам, как кейз-стади, круглые столы, лекции-дискуссии, мозговые атаки и др. Книга может пригодиться при получении первичного высшего образования в вузах, дающих подготовку по разнообразным специальностям, в которых нуждается государственное и муниципальное управления. Ею можно воспользоваться и при переподготовке кадров с предоставлением второго высшего образования. Она пригодна и как пособие при профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных
8 Государственное регулирование рыночной экономики служащих. Конкретные состав и пропорции тем, затрат времени на их освоение определяются программами обучения. Надеемся, что издание окажется полезным для слушателей и студентов экономических и управленческих специальностей и для преподавателей, аспирантов и соискателей академий (институтов) системы государственной службы и других вузов. В.И.Кушлин, доктор экономических наук, профессор © Кушлин В.И., 2002 Раздел первый ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Глава 1 Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве Чтобы эффективно регулировать развитие экономики, нужно ясно представлять ее структуру, состояние, возможные перспективы развития, место и взаимосвязи в стремительно глобализирующемся мировом экономическом пространстве. 1. Особенности и тенденции динамики экономики России Каковы основные экономические категории, о которых идет речь в настоящей главе? Под эко номикой мы понимаем совокупность отношений собственности, распределения и обмена, в которые вступают люди в процессах производства, обращения и потребления материальных благ и услуг, а также сложившуюся структуру воспроизводства, достигнутый уровень развития производительных сил. Экономика рассматривается на четырех уровнях. Микроэко номика — система предприятий и организаций, непосредственно воспроизводящих товары и услуги (платные и бесплатные), а также сеть взаимоотношений между ними. Мезоэкономика — экономические отношения и пропорции воспроизводства в рамках отдельных территорий (например, городов, районов, Глава I. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве \ \ субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов, федеральных округов), отраслей и подотраслей как составных элементов национальной экономики. Макроэконо мика — система экономических отношений и производительных сил, структура воспроизводства в масштабах страны. Миро вая экономика (глобальная экономика) — совокупность экономических отношений и пропорций в масштабах всемирного хозяйства и мирового рынка, интеграционные связи между странами, регионами, межгосударственными объединениями (типа Европейского Союза, СНГ).
Структура экономики выражает динамику пропорций воспроизводственных секторов, отраслей, территорий, технологических укладов, форм собственности и внешнеэкономических связей. Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом экономическом пространстве. Каковы же особенности экономики России? Во-первых, это крупномасштабная экономика, что определяется ее территорией (17,1 млн км2 — первое место в мире), численностью населения (на 1 января 2001 г. — 144,8 млн человек — шестое место в мире), значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом. Правда, за годы кризиса 90-х гг. по доле в мировом валовом национальном продукте Россия оказалась отброшенной назад. Если в 1970 г. в России производилось 8% мирового ВВП, в 1990 г. - 5,5%, то в 2000 г. - всего 2,7%'. Тем не менее она обладает значительными возможностями роста. Во-вторых, большое богатство и разнообразие природных ре сурсов — земельных, минеральных, лесных, водных. По площади сельскохозяйственных угодий (220 млн га), лесов (774 млн га), водных ресурсов (4310 кубокилометров речного стока в год, 2 млн озер), разведанных запасов нефти, газа, угля, руд черных металлов, некоторых цветных металлов, горнохимического сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире. К сожалению, эффективному использованию этих ' См.: Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015. М., 2001. С. 554. 12 Государственное регулирование рыночной экономики природных богатств мешают неблагоприятные климатические условия: около 70% территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это требует дополнительных затрат на их освоение, жизнеобеспечение населения, на перевозки грузов и пассажиров. В-третьих, Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения. На ее территории проживают представители более 100 национальностей и народностей, множество этносов, имеется ряд конфессий (христианско-православная, мусульманская, буддийская и др.). Это разнообразие необходимо учитывать в социально ориентированной экономической политике. В-четвертых, в результате реформ 90-х гг. экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. В 2000 г. из общего числа занятых в экономике 64,6 млн человек 38,1% были заняты в государственном и муниципальном секторах, 45% — в частном секторе, 14,1% — в смешанном секторе, 0,8% — в общественных и религиозных организациях, 2% — на совместных с иностранными компаниями и иностранных предприятиях1. Соответственно имеется несколько основных укладов: капиталистический, мелкотоварный (мелкие частные предприятия, фермеры, "челноки"), государственный, государственно-частный (смешанный). Особенностью России является значительный удельный вес натурально-патриархального уклада, представленного в основном личными хозяйствами населения, которые в 2001 г. производили 54% сельскохозяйственной продукции — в основном для собственного потребления. Важная задача государственного регулирования экономики при таких обстоятельствах состоит в создании условий, чтобы каждый экономический уклад функционировал наиболее эффективно в присущей ему нише.
В-пятых, экономика характеризуется резкой, усилившейся в 90-е гг. дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития 89 субъектов Российской Федерации. В 2000 г. по размеру территории Республика Саха (Якутия) превосходила Республику Адыгею в 277 раз. Размеры инвестиций в основной капитал в Тюменской области почти в 5900 раз 1 См.: Российский статический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2000. Глава I. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве 13 были больше чем в Эвенкийском автономном округе. Москва превосходила Эвенкийский АО по стоимости основных фондов в 700 раз, а по обороту розничной торговли — почти в 3600 раз. Соответственно Ингушетию по среднедушевым месячным доходам — в 16,3 раза, а по объему валового регионального продукта — в 338 раз. При таком разнообразии условий развития и экономических потенциалов субъектов Федерации первостепенное значение приобретает региональная политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны. В-шестых, смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику. При централизованно-плановой модели монополия внешней торговли ограждала российские предприятия и внутренний рынок от конкуренции зарубежных монополий и транснациональных корпораций (ТНК). Теперь покупатели свободны в выборе российских или импортных товаров. К тому же товарные потоки между бывшими республиками Советского Союза приобрели характер внешней торговли. В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей и углубляя кризис. Доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли выросла с 14% в 1991 г. до 54% в 1996 г. После девальвации рубля в 1998 г. она снизилась до 36%, но в 2000 г. вновь поднялась (до 39%). Конкуренция импортных товаров предоставляла покупателям более широкий выбор и вынуждала отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции. В то же время ряд высокотехнологичных производств вытеснены зарубежными конкурентами. Во многих секторах рынка практически господствуют ТНК при поддержке местных компрадоров. Благодаря этому крупные ресурсы перекачиваются за рубеж. Особенно пострадали сельское хозяйство, легкая промышленность и гражданское машиностроение, где производство многократно сократилось. Многие предприятия, ранее считавшиеся российскими, фактически работают под контролем иностранного капитала. Все это говорит о том, что государство практически отказалось от поддержки и защиты отечественных товаропроизводи- 14 Государственное регулирование рыночной экономики телей. Не решались проблемы реинтеграции стран СНГ, возрождения общего рынка и единого экономического пространства в рамках евразийской цивилизации. Огромные внешние займы были бездарно растрачены, частично разворованы и не служили реструктуризации экономики. Во внешнеэкономической политике не учитывались противоречивые тенденции глобализации. Перечисленные особенности российской экономики свидетельствуют о необходимости высочайшего профессионализма, об огромной ответственности государственных служащих при выборе и осуществлении модели государственного регулирования экономики, при решении сложных задач ее трансформации. Государственное регулирование экономики должно опираться на понимание и умелое использование закономерностей ее функционирования и динамики. Экономика может рассматриваться в трех разрезах — с точки зрения статики, динамики и генетики. Статика раскрывает структуру экономики, взаимодействие между отдельными ее составными элементами в условиях сравнительно плавного, эволюционного развития. Дина мика показывает качественные перемены в экономике при переходе от фазы к фазе экономического цикла или при смене циклов. Генетика исследует причины и последствия качественных перемен в экономике, механизмы наследственности, изменчивости и отбора в этой сфере общества. Можно выделить несколько общих закономерностей циклично-генетической динамики экономики как целостной и сложной по структуре системы. Рыночная экономика развивается неравномерно, циклично, последовательно проходя через фазы стабильного развития, кризиса, депрессии, оживления, подъема, а также среднесрочных, долгосрочных (Кондратьевских), сверхдолгосрочных (цивили-зационных) циклов. Представления о возможности планомерно-равномерной, бескризисной экономической динамики оказались иллюзией. Экономика периодически переходит от одного относительно равновесного, устойчивого состояния к другому равновесному состоянию через переходный кризисный период, характеризующийся усилением неустойчивости, спадом производства, хао- Глава 1. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве \ 5 тичными переменами, перестройкой структуры экономики. При этом наследственное генетическое ядро экономической системы (или надсистемы — при смене систем) очищается от устаревших элементов и обогащается дополнительным содержанием в результате наследственной изменчивости, позволяющей адаптироваться к новым условиям развития общества. Эти полезные изменения происходят на основе отбора — стихийного или сознательного (целенаправленного) — из множества возможных вариаций. Цикличность необходимо учитывать в перспективной экономической политике. Глубина, масштабы и длительность кризисной фазы определяются характером экономического цикла. При переходе к очередному среднесрочному циклу (примерно раз в десятилетие) перемены охватывают в основном технологическую структуру экономики (смена преобладающих поколений техники и технологии, адекватные перемены в составе и структуре экономики), сферу микроэкономики и частично мезоэкономики. Переход к очередному долгосрочному (Кондратьевскому) циклу (примерно раз в полвека) вызывает более интенсивные, глубокие и длительные макроэкономические перемены. Происходит смена преобладающего технологического уклада, соотношений экономических укладов, меняются пропорции распределения рабочей силы, территориальная и воспроизводственная структура экономики. Кризисная фаза длится ряд лет, глубокие перемены происходят в мировой экономике. Наибольшие потрясения в макроэкономике и глобальной экономике наблюдаются при смене раз в несколько веков сверхдолгосрочных (цивилизационных) циклов. В эти периоды происходит переход к новым технологическому и экономическому способам производства, выдвигаются новые лидирующие отрасли и страны. Наблюдается череда глубоких экономических кризисов и болезненных трансформаций. Спад производства и расстройство экономических отношений достигают максимальных значений. Завершается это утверждением нового экономического строя. Такой процесс наблюдается при смене индустриального общества постиндустриальным в конце XX — начале XXI веков. При переходе к очередному циклу перемены охватывают в определенной последовательности все элементы структуры 16 Государственное регулирование рыночной экономики экономики. Их исходной базой и импульсом становится противоречие между быстро растущим объемом потребностей общества и падающей эффективностью экономики, неспособной удовлетворить эти потребности. Это вызывает перемены в технологической, а вслед за ней в воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуре экономики, в формах организации производств, в институциональной структуре, в системе отношений собственности. В итоге преобразуется вся структура экономики, весь ее облик. Эти тенденции в большей мере наблюдаются при сверхдолгосрочных и долгосрочных циклах, в меньшей мере — при среднесрочных. Цикличная динамика экономики неразрывно связана с преобразованием других элементов структуры общества, с качественными изменениями в демографических процессах, экологических отношениях общества и природы, социально-политическом строе и сфере духовного воспроизводства (науке, культуре, образовании, этике, идеологии). Кризисы преобразуют все общество. Особенно это очевидно при цивилизационных циклах, смене мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций. Циклы в национальной и мировой экономике синхронизируются, что особенно ярко проявляется в условиях глобализации. Каждая национальная экономика, будучи неразрывной составной частью мировой экономики, связана с ней тысячами нитей, ощущает на себе влияние цикличных колебаний мирового рынка, изменений его конъюнктуры. С последней четверти XX века мировое сообщество вступило в период глубочайших потрясений, сопровождающихся радикальными преобразованиями и глобализацией экономики. Происходит смена лидеров мирового прогресса, формирование четвертого поколения локальных цивилизаций. Тенденции этих перемен предвидел и четко выразил Питирим Сорокин1. Эти перемены выражаются в глубокой трансформации экономики — как мировой, так и национальной. Развертывается поворот экономики к человеку, к ноосфере, к рациональ- ' См.: Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997; Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001. Глава I. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве 17 ному сочетанию малого, среднего и крупного бизнеса. Процессы глобализации переносят центр тяжести в принятии принципиальных экономических решений на наднациональный уровень. В мировой экономике возросло влияние транснациональных корпораций (ТНК) и мировых финансовых центров, возрастает разрыв между богатыми и бедными странами и цивилизациями. В результате очередной научно-технической революции происходит становление постиндустриального технологического способа производства; вступает в понижательную волну пятый технологический уклад, созревают предпосылки для становления в перспективе шестого уклада и адекватного ему Кондратьевского цикла. Расширяется сфера рыночной конкуренции, переживает ренессанс малый бизнес, но одновременно усиливаются государственное регулирование экономики, поддержка нерыночного сектора. Постепенно вырисовываются контуры социально, технологически и экологически ориентированной, глобализированной постиндустриальной экономики. Происходящие в мировой экономике процессы не могли не затронуть и Россию. Более того, именно здесь сфокусировался узел противоречий, нарабатывается отрицательный и положительный опыт, ценный для многих стран, которые переживают или будут переживать аналогичные преобразования. Каковы же главные тенденции и уроки преобразований экономики и общества в России? Россия переживает болезненный процесс перехода от позд-неиндустриально-социалистического — через деформирован-но-капиталистическое — к постиндустриальному обществу. В СССР был испробован социалистический вариант позднеин-дустриального общества. Он оправдал себя в кризисных ситуациях XX века, позволил преобразовать экономику, выстоять и победить в Великой Отечественной войне, быстро восстановить разрушенное войной хозяйство, добиться паритета в военно-техническом соревновании с Западным блоком. Однако чрезмерная централизация, милитаризация, закрытость экономики снижали ее эффективность, ее реакцию на перемены мировой конъюнктуры. Попытки реформировать экономику в рамках социалистической модели не дали эффекта, нарастало-отставание от уровня 13 Государственное регулирование рыночной экономики экономического развития и благосостояния народа в авангардных странах. С запозданием страна переходила к пятому технологическому укладу. Ее позиции в мировой экономике ухудшались. Нарастали противоречия, недовольство большинства народа. Запоздавшая перестройка при отсутствии четких ориентиров не смогла предотвратить растущее отставание страны от происходивших в мире преобразований. Нарастали предпосылки кризиса, необходимость глубоких преобразований. Однако правящая, интеллектуальная и деловая элиты оказались в постсоветский период не готовы к таким радикальным переменам. Вместо создания основ постиндустриального общества, избрали путь назад — к капитализму эпохи рыночной конкуренции и первоначального накопления капитала, которое приняло паразитический характер. Экономика была ввергнута в затяжной глубокий кризис. ВВП за восемь лет сократился почти вдвое, инвестиции — без малого в пять раз, реальные доходы населения — вдвое. Этому способствовали роспуск СЭВ и разрушение СССР, разрыв десятилетиями складывавшихся технологических и экономических связей, безмерное раскрытие экономики, создавшее простор для хозяйничанья ТНК и вытеснения отечественной продукции с внутреннего и внешнего рынков. Инфляция приобрела галопирующий характер, что послужило перераспределению национального дохода в пользу монополизированных отраслей и теневой экономики, экспроприации сбережений населения и обнищанию значительных его слоев. Был разорван единый национальный рынок, усилились сепаратистские тенденции. Обострение кризиса в 1998 г. показало тупиковость такого пути. Началось отрезвление правящей и деловой элиты, исправление допущенных стратегических ошибок, переориентирование на центростремительные тенденции, на путь к постиндустриальному обществу. Появились и усиливались признаки оживления экономики, особенно в 2000 г., чему немало способствовала благоприятная для России мировая конъюнктура. Страна возвращается к нормальному курсу на постепенное становление основ постиндустриального общества и адекватной ему экономики. Но снижение темпов экономического роста в 2001-2002 гг. в условиях развернувшегося мирового экономического кризиса показало, что еще не при- Глава I. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве 19 ведены в действие внутренние источники устойчивого экономического роста. Принятая модель преобразования экономических отношений оказалась противоречивой и мало эффективной. Но она содержала и некоторые прогрессивные элементы. Началось преодоление чрезмерной государственно-бюрократической централизации управления, отказались от сковывания предпринимательской инициативы. Уходят в прошлое низкая ответственность предприятий и работников за конечные результаты своей деятельности, закрытость и отрыв от прогрессивных сдвигов в мировой экономике. Перспективным оказалось формирование смешанной, многоукладной экономики. К 2000 г. из общего числа предприятий доля государственных составила 4,8%, муниципальных — 6,4%, частных — 74,4%, смешанных — 7,5%, общественных организаций — 6,9%'. Поскольку предприятия смешанной формы собственности обычно работают в интересах частных акционеров, можно считать, что частнохозяйственный уклад стал господствующим в экономике России. Однако институциональные преобразования были произведены в экономике России с минимальным, а то и отрицательным эффектом и способствовали углублению трансформационного кризиса. Приватизация привела к переходу наиболее эффективных предприятий в руки олигархов и лидеров теневой экономики, сопровождалась падением производства, банкротством многих предприятий, перекачкой капитала за рубеж. Лишь небольшой сектор малых предприятий работал сравнительно эффективно, насыщая отечественный рынок и обеспечивая занятость миллионам работников. Многократное сокращение государственных заказов и разрыв технологических связей подорвали некогда мощный оборонно-промышленный комплекс, служивший стержнем экономики страны. Продукция отечественного машиностроения, легкой, фармацевтической, химической промышленности оказалась в значительной мере вытесненной из внутреннего и внешнего рынков. Инфляция и неплатежи, "бартеризация" и "долларизация" экономики подорвали внутренний рынок. Конечные результаты факти- 1 См.: Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2000. С. 277. 20 Государственное регулирование рыночной экономики чески осуществленных институциональных преобразований оказались противоположными обещанным и ожидаемым. Экономика страны отброшена на десятилетия назад. Лишь с 1999 г. начался медленный процесс восстановления экономики, придания ей "человеческого лица", восстановления утраченных позиций — но уже на новой основе. Наблюдалась тенденция технологической деградации экономики, упала конкурентоспособность отечественной продукции. В мире победоносно утверждался пятый технологический уклад, определяющий конкурентоспособность продукции на современном мировом рынке. В России же наблюдалась обратная тенденция. И без того незначительная доля пятого уклада, сконцентрированного в основном в военно-промышленном комплексе, за 1991-1995 гг. упала, по некоторым оценкам, втрое. Снизилась доля четвертого уклада при росте третьего и реликтовых укладов, преобладавших до XX века1. Это не могло не сказаться отрицательно на конкурентоспособности российской экономики, ее отраслей и предприятий. Сведены к минимуму инновации, практически прекратилась их государственная поддержка. Лишь с конца 90-х гг. положение стало медленно меняться. Четырехкратное падение курса рубля в 1998 г. повысило конкурентоспособность отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Многие предприятия получили средства для инвестиций и инноваций. Однако государственная поддержка технологического прогресса и инноваций продолжает оставаться минимальной. В результате роста внутренних цен эффект девальвации в основном утрачен. Сдвиги в воспроизводственной структуре экономики в основ ном носили негативный характер. Существенно упала доля сектора личного потребления и инвестиционно-инновационного сектора при увеличении доли топливно-сырьевого уклада и особенно сегмента рыночной инфраструктуры, который раздулся за счет спекулятивных операций и неоправданно высоких доходов. Экономика потеряла способность к насыщению рынка и воспроизводству за счет собственных источников, все более приближаясь по своей структуре к экономике полуколо- ' См.: Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. С. 110-111. Глава I. Российская экономика в начшхе XXI века, ее место в мировом хозяйстве 21 ниального типа. Хищнически исчерпываются лучшие месторождения полезных ископаемых и лесные массивы. Рента присваивается олигархами и ТНК и в значительной части перекачивается за границу. Эта негативная тенденция стала менее заметной к 2000 г., когда опережающими темпами стала развиваться обрабатывающая промышленность, а отечественные товары стали заполнять рыночные ниши, вытесняя импортные. Доля импортных товаров в структуре розничного товарооборота заметно снизилась. Резко ухудшилось положение России, в мировой экономике. Эта тенденция рассматривается в пункте 3 настоящей главы. 2. Перспективы развития российской экономики Из проанализированных выше тенденций вытекает, что к началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами. И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества. Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов — минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития. России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развиваюши- 22 Государственное регулирование рыночной экономики мися странами Востока и Запада, что позволяет получать транспортную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.083 с.) |