При Президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При Президенте Российской Федерации»



Медведев Д. А. (председатель) Егоров В. К- (сопредседатель)

Бойков В. Э., Демидов Ф. Д., Игнатов В. Г.,

Мальцев Г. В., Мерцалов А. А., Месяц Г. А., Михайлов В. А.,

Никандров Н. Д., Степашин С. В., Фролов Г. Я.


Российская академия

государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Дальневосточная академия

государственной

службы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКИ

Учебник

Издание второе, дополненное и переработанное

Под общей редакцией

доктора экономических наук, профессора

В. И.Кушлина


УДК 338.242.4 (075) ББК65

Г11

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации в качестве

учебника для студентов и слушателей экономических специальностей,

обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения

квалификации госслужащих

Рецензенты:

Гриценко Н.Н. — доктор экономических наук, профессор Гонтмахер Е.Ш. — доктор экономических наук

Редакционная коллегия:

Кушлин В.И. (руководитель авторского коллектива),

Бударина А.В., Буланов В.С, Марголин А.М.,

Половинкин П.Д., Фоломьев А.Н., Хорзов СЕ.

Авторский коллектив:

Архангельский В.Н. — д.э.н., проф.; Бударина А.В. — к.э.н., доц.;

Буланов В.С. — д.э.н., проф.; Валентей СД. — д.э.н., проф.;

Владимирова А.А. — к.э.н., доц.; Волгин Н.А. —д.э.н., проф.;

Горбунов Н.М. —д.э.н., проф.; Горланов ГВ. —д.э.н., проф.; Грязнов Э.А. —

к.э.н., доц.; Гуртов В.К. — д.э.н.; Живалов В.Н. — к.э.н., доц.;

Ибрагимова Л.Ф. — к.э.н.; Колосов А.В. —д.э.н., проф.; Кушлин В.И. —

д.э.н., проф.; Любимцев Ю.И. — д.э.н., проф.; Маликова О.И. — д.э.н.,

проф.; Марголин А.М. — д.э.н., проф.; Мысляева И.Н. — д.э.н., проф.;

Никитинский В.Н. — к.э.н.; Пеньков Б.Е. —д.э.н., проф.; Перская В.В. —

д.э.н., проф.; Плакся В.И. —д.э.н., проф.; Половинкин П.Д. —д.э.н., проф.;

Потрубач Н.Н. —д.э.н., проф.; Ржаницина Л.С. —д.э.н., проф.;

Семенов С.А. — к.э.н., доц.; Сильвестров СН. — д.э.н., проф.;

Смирницкий Е.К. —д.э.н., проф.; Сорвина ГН. —д.э.н., проф.;

Фоломьев А.Н. — д.э.н., проф.; Хорзов СЕ. — д.э.н., проф.; Чалов В.И. —

д.э.н., проф.; Щербакова Л.И. — к.э.н., доц.; Яковец Ю.В. — д.э.н., проф.

© Издательство "Экономика", 2000 © Издательство РАГС, 2002


Предисловие

Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а также как регулирую­щего и управляющего органа. В разных странах мира неодина­ковым образом, сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между правительством и основными эко­номическими субъектами (предпринимателями и домохозяйст-вами). В разной мере реализуется и государственное вмеша­тельство в экономические процессы. Но общая линия такова, что роль государств в экономике становится с ходом времени все более сложной и требует от правительственных органов все большей квалификации. И о государственном влиянии на эко­номику ныне требуется говорить не в количественных оценках ("больше — меньше"), а с точки зрения качественной эффек­тивности государственного регулирования.

Особенно сложными, по существу комплексными, становят­ся экономические функции государства в странах, которые по­добно России взялись в исторически короткие сроки трансфор­мировать свою экономическую систему, освоить методы совре­менного рыночного хозяйствования. Именно на этой стороне дела и сосредоточивают авторы основное внимание.


6


Государственное регулирование рыночной экономики


Учебник является результатом научных поисков и обобще­ний проблем управления экономическими процессами на уровне макросистем, которые продолжительное время ведет коллектив кафедры теории и практики государственного регу­лирования рыночной экономики Российской академии госу­дарственной службы при Президенте Российской Федерации. Нам помогла многолетняя творческая работа профессуры и преподавателей кафедры в довольно сложной аудитории. Она включает в себя действующих функционеров и руководителей органов государственного и муниципального управления, а также представителей бизнеса. Удалось за сравнительно ко­роткое время сформировать достаточно целостный учебный курс, получивший название: "Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муници­пальный уровни". Он включает разнообразные темы, отчасти относящиеся к курсам политэкономии, макро- и микроэконо­мики, менеджмента, финансов. Появились и совершенно но­вые темы, возникшие из конкретных потребностей реформ в экономике и в административно-хозяйственных структурах страны. Этот учебный курс отрабатывался в течение ряда лет в разнообразных формах учебы в рамках полномасштабного высшего образования по специальности "Государственное и муниципальное управление". Активно использовался он также в системе профессиональной переподготовки и повышении квалификации государственных служащих.

Сейчас уже можно утверждать, что сложилась самостоятель­ная дисциплина экономико-управленческого цикла. Она от­кликается на важную потребность демократического общест­ва — осуществлять силами государственных институтов страте­гическую настройку и постоянную поднастройку экономичес­кой среды, регулировать экономические процессы в интересах страны и ее народа.

Предлагаемая читателю книга является вторым широким из­данием учебника. По сравнению с первым, вышедшим в 2000 году и быстро разошедшимся в розничной торговле, учебник основательно переработан. Усовершенствована и приведена в большее соответствие с учебной программой структура книги. В ней устранены повторения и упорядочена терминология, она очищена от излишнего иллюстративного и конъюнктурного


Предисловие


7


материала. Благодаря этому удалось сделать учебник более цельным и компактным.

Изложение проблем государственного регулирования эконо­мики приведено в большее соответствие с реальными тенден­циями последнего времени в мировой и российской экономи­ке. Учитывается переосмысление первоначальных трактовок места государства в рыночной экономике, происходящее в на­учной среде под влиянием мониторинга социально-экономи­ческих трансформаций в мире и конкретно в России. Противо­речивость многих явлений, вытекающая из неравновесного влияния глобализации на экономику России (как и ряда других стран, осуществляющих радикальные преобразования) не мог­ла, конечно, не отразиться и на несовпадениях в оценках раз­ными авторами конкретных процессов, анализируемых в кни­ге. Редакционная коллегия стремилась минимизировать подоб-нъ\е ^ядчмаччелил'А. Но иолнослъма \\х ^стрлничъ слтокая едал л\\ возможно: требуется все более многостороннее обсуждение но­вых проблем, в том числе и на занятиях со слушателями, сту­дентами и аспирантами.

Учебник написан во многом в расчете на внеаудиторную ра­боту слушателей в рамках избранной ими формы и программы обучения. Это связано с усилившимся в последнее время стремлением руководителей федеральных и региональных ор­ганов, работников государственного и муниципального аппа­рата учиться без отрыва от работы — в рамках заочной, модуль­ной и вечерней форм. Поэтому авторский коллектив стремился максимально оснастить текст методическими указаниями и ре­комендовать источники, позволяющие, работая самостоятель­но, глубоко осваивать главные разделы курса и плодотворно го­товиться к аудиторным занятиям, в том числе к таким актив­ным их видам, как кейз-стади, круглые столы, лекции-дискус­сии, мозговые атаки и др.

Книга может пригодиться при получении первичного выс­шего образования в вузах, дающих подготовку по разнообраз­ным специальностям, в которых нуждается государственное и муниципальное управления. Ею можно воспользоваться и при переподготовке кадров с предоставлением второго высшего об­разования. Она пригодна и как пособие при профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных


8


Государственное регулирование рыночной экономики


служащих. Конкретные состав и пропорции тем, затрат време­ни на их освоение определяются программами обучения.

Надеемся, что издание окажется полезным для слушателей и студентов экономических и управленческих специальностей и для преподавателей, аспирантов и соискателей академий (ин­ститутов) системы государственной службы и других вузов.

В.И.Кушлин, доктор экономических наук, профессор

© Кушлин В.И., 2002


Раздел первый

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ


Глава 1

Российская экономика в начале XXI века,

ее место в мировом хозяйстве

Чтобы эффективно регулиро­вать развитие экономики, нужно ясно представлять ее структу­ру, состояние, возможные перспективы развития, место и взаи­мосвязи в стремительно глобализирующемся мировом эконо­мическом пространстве.

1. Особенности и тенденции динамики экономики России

Каковы основные экономичес­кие категории, о которых идет речь в настоящей главе? Под эко­ номикой мы понимаем совокупность отношений собственнос­ти, распределения и обмена, в которые вступают люди в процессах производства, обращения и потребления матери­альных благ и услуг, а также сложившуюся структуру воспроиз­водства, достигнутый уровень развития производительных сил. Экономика рассматривается на четырех уровнях. Микроэко­ номика — система предприятий и организаций, непосредствен­но воспроизводящих товары и услуги (платные и бесплатные), а также сеть взаимоотношений между ними. Мезоэкономика — экономические отношения и пропорции воспроизводства в рамках отдельных территорий (например, городов, районов,


Глава I. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве    \ \

субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов, федеральных округов), отраслей и подотраслей как составных элементов национальной экономики. Макроэконо­ мика — система экономических отношений и производитель­ных сил, структура воспроизводства в масштабах страны. Миро­ вая экономика (глобальная экономика) — совокупность эконо­мических отношений и пропорций в масштабах всемирного хо­зяйства и мирового рынка, интеграционные связи между стра­нами, регионами, межгосударственными объединениями (типа Европейского Союза, СНГ).

Структура экономики выражает динамику пропорций вос­производственных секторов, отраслей, территорий, технологи­ческих укладов, форм собственности и внешнеэкономических связей.

Экономика каждой страны имеет свои особенности, опреде­ляющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом эко­номическом пространстве. Каковы же особенности экономики России?

Во-первых, это крупномасштабная экономика, что определя­ется ее территорией (17,1 млн км2 — первое место в мире), чис­ленностью населения (на 1 января 2001 г. — 144,8 млн человек — шестое место в мире), значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом. Правда, за годы кризиса 90-х гг. по доле в миро­вом валовом национальном продукте Россия оказалась отбро­шенной назад. Если в 1970 г. в России производилось 8% миро­вого ВВП, в 1990 г. - 5,5%, то в 2000 г. - всего 2,7%'. Тем не ме­нее она обладает значительными возможностями роста.

Во-вторых, большое богатство и разнообразие природных ре­ сурсов — земельных, минеральных, лесных, водных. По площа­ди сельскохозяйственных угодий (220 млн га), лесов (774 млн га), водных ресурсов (4310 кубокилометров речного стока в год, 2 млн озер), разведанных запасов нефти, газа, угля, руд черных металлов, некоторых цветных металлов, горнохи­мического сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире. К сожалению, эффективному использованию этих

' См.: Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономи­ки до 2015. М., 2001. С. 554.


12                     Государственное регулирование рыночной экономики

природных богатств мешают неблагоприятные климатические условия: около 70% территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это требует дополни­тельных затрат на их освоение, жизнеобеспечение населения, на перевозки грузов и пассажиров.

В-третьих, Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-эконо­мические отношения. На ее территории проживают представите­ли более 100 национальностей и народностей, множество этно­сов, имеется ряд конфессий (христианско-православная, мусуль­манская, буддийская и др.). Это разнообразие необходимо учиты­вать в социально ориентированной экономической политике.

В-четвертых, в результате реформ 90-х гг. экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. В 2000 г. из общего числа занятых в экономике 64,6 млн человек 38,1% были заняты в государственном и муниципальном секторах, 45% — в частном секторе, 14,1% — в смешанном секторе, 0,8% — в общественных и религиозных организациях, 2% — на совместных с иностранными компаниями и иностранных предприятиях1. Соответственно имеется несколько основных укладов: капиталистический, мелкотоварный (мелкие частные предприятия, фермеры, "челноки"), государственный, госу­дарственно-частный (смешанный). Особенностью России яв­ляется значительный удельный вес натурально-патриархально­го уклада, представленного в основном личными хозяйствами населения, которые в 2001 г. производили 54% сельскохозяйст­венной продукции — в основном для собственного потребле­ния. Важная задача государственного регулирования экономи­ки при таких обстоятельствах состоит в создании условий, что­бы каждый экономический уклад функционировал наиболее эффективно в присущей ему нише.

В-пятых, экономика характеризуется резкой, усилившейся в 90-е гг. дифференциацией региональных показателей хозяйствен­ного и социального развития 89 субъектов Российской Федера­ции. В 2000 г. по размеру территории Республика Саха (Якутия) превосходила Республику Адыгею в 277 раз. Размеры инвести­ций в основной капитал в Тюменской области почти в 5900 раз

1 См.: Российский статический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2000.


Глава I. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве 13

были больше чем в Эвенкийском автономном округе. Москва превосходила Эвенкийский АО по стоимости основных фондов в 700 раз, а по обороту розничной торговли — почти в 3600 раз. Соответственно Ингушетию по среднедушевым месячным до­ходам — в 16,3 раза, а по объему валового регионального про­дукта — в 338 раз. При таком разнообразии условий развития и экономических потенциалов субъектов Федерации первосте­пенное значение приобретает региональная политика, направ­ленная на постепенное сближение уровней социально-эконо­мического развития в различных регионах страны.

В-шестых, смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику. При централизованно-плановой модели монополия внешней торговли ограждала российские предприятия и внут­ренний рынок от конкуренции зарубежных монополий и транснациональных корпораций (ТНК). Теперь покупатели свободны в выборе российских или импортных товаров. К тому же товарные потоки между бывшими республиками Советско­го Союза приобрели характер внешней торговли. В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей и углубляя кризис. Доля импортных товаров в товарных ресурсах рознич­ной торговли выросла с 14% в 1991 г. до 54% в 1996 г. После де­вальвации рубля в 1998 г. она снизилась до 36%, но в 2000 г. вновь поднялась (до 39%).

Конкуренция импортных товаров предоставляла покупате­лям более широкий выбор и вынуждала отечественных товаро­производителей повышать конкурентоспособность своей про­дукции. В то же время ряд высокотехнологичных производств вытеснены зарубежными конкурентами. Во многих секторах рынка практически господствуют ТНК при поддержке местных компрадоров. Благодаря этому крупные ресурсы перекачива­ются за рубеж. Особенно пострадали сельское хозяйство, лег­кая промышленность и гражданское машиностроение, где про­изводство многократно сократилось. Многие предприятия, ра­нее считавшиеся российскими, фактически работают под кон­тролем иностранного капитала.

Все это говорит о том, что государство практически отказа­лось от поддержки и защиты отечественных товаропроизводи-


14                     Государственное регулирование рыночной экономики

телей. Не решались проблемы реинтеграции стран СНГ, воз­рождения общего рынка и единого экономического простран­ства в рамках евразийской цивилизации. Огромные внешние займы были бездарно растрачены, частично разворованы и не служили реструктуризации экономики. Во внешнеэкономичес­кой политике не учитывались противоречивые тенденции гло­бализации.

Перечисленные особенности российской экономики свиде­тельствуют о необходимости высочайшего профессионализма, об огромной ответственности государственных служащих при выборе и осуществлении модели государственного регулиро­вания экономики, при решении сложных задач ее трансфор­мации.

Государственное регулирование экономики должно опирать­ся на понимание и умелое использование закономерностей ее функционирования и динамики. Экономика может рассматри­ваться в трех разрезах — с точки зрения статики, динамики и генетики. Статика раскрывает структуру экономики, взаимо­действие между отдельными ее составными элементами в усло­виях сравнительно плавного, эволюционного развития. Дина­ мика показывает качественные перемены в экономике при пе­реходе от фазы к фазе экономического цикла или при смене циклов. Генетика исследует причины и последствия качествен­ных перемен в экономике, механизмы наследственности, из­менчивости и отбора в этой сфере общества. Можно выделить несколько общих закономерностей циклично-генетической динамики экономики как целостной и сложной по структуре системы.

Рыночная экономика развивается неравномерно, циклично, по­следовательно проходя через фазы стабильного развития, кри­зиса, депрессии, оживления, подъема, а также среднесрочных, долгосрочных (Кондратьевских), сверхдолгосрочных (цивили-зационных) циклов. Представления о возможности планомер­но-равномерной, бескризисной экономической динамики ока­зались иллюзией.

Экономика периодически переходит от одного относительно равновесного, устойчивого состояния к другому равновесному состоянию через переходный кризисный период, характеризу­ющийся усилением неустойчивости, спадом производства, хао-


Глава 1. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве \ 5

тичными переменами, перестройкой структуры экономики. При этом наследственное генетическое ядро экономической системы (или надсистемы — при смене систем) очищается от устаревших элементов и обогащается дополнительным содер­жанием в результате наследственной изменчивости, позволяю­щей адаптироваться к новым условиям развития общества. Эти полезные изменения происходят на основе отбора — стихийно­го или сознательного (целенаправленного) — из множества возможных вариаций. Цикличность необходимо учитывать в перспективной экономической политике.

Глубина, масштабы и длительность кризисной фазы опреде­ляются характером экономического цикла. При переходе к оче­редному среднесрочному циклу (примерно раз в десятилетие) пе­ремены охватывают в основном технологическую структуру экономики (смена преобладающих поколений техники и тех­нологии, адекватные перемены в составе и структуре экономи­ки), сферу микроэкономики и частично мезоэкономики.

Переход к очередному долгосрочному (Кондратьевскому) цик­лу (примерно раз в полвека) вызывает более интенсивные, глу­бокие и длительные макроэкономические перемены. Происхо­дит смена преобладающего технологического уклада, соотно­шений экономических укладов, меняются пропорции распре­деления рабочей силы, территориальная и воспроизводствен­ная структура экономики. Кризисная фаза длится ряд лет, глу­бокие перемены происходят в мировой экономике.

Наибольшие потрясения в макроэкономике и глобальной экономике наблюдаются при смене раз в несколько веков сверхдолгосрочных (цивилизационных) циклов. В эти периоды происходит переход к новым технологическому и экономичес­кому способам производства, выдвигаются новые лидирующие отрасли и страны. Наблюдается череда глубоких экономичес­ких кризисов и болезненных трансформаций. Спад производ­ства и расстройство экономических отношений достигают мак­симальных значений. Завершается это утверждением нового экономического строя. Такой процесс наблюдается при смене индустриального общества постиндустриальным в конце XX — начале XXI веков.

При переходе к очередному циклу перемены охватывают в определенной последовательности все элементы структуры


16                     Государственное регулирование рыночной экономики

экономики. Их исходной базой и импульсом становится проти­воречие между быстро растущим объемом потребностей обще­ства и падающей эффективностью экономики, неспособной удовлетворить эти потребности. Это вызывает перемены в тех­нологической, а вслед за ней в воспроизводственной, отрасле­вой и территориальной структуре экономики, в формах органи­зации производств, в институциональной структуре, в системе отношений собственности. В итоге преобразуется вся структу­ра экономики, весь ее облик. Эти тенденции в большей мере наблюдаются при сверхдолгосрочных и долгосрочных циклах, в меньшей мере — при среднесрочных.

Цикличная динамика экономики неразрывно связана с пре­образованием других элементов структуры общества, с качест­венными изменениями в демографических процессах, экологи­ческих отношениях общества и природы, социально-политиче­ском строе и сфере духовного воспроизводства (науке, культу­ре, образовании, этике, идеологии). Кризисы преобразуют все общество. Особенно это очевидно при цивилизационных цик­лах, смене мировых цивилизаций и поколений локальных ци­вилизаций.

Циклы в национальной и мировой экономике синхронизи­руются, что особенно ярко проявляется в условиях глобализа­ции. Каждая национальная экономика, будучи неразрывной составной частью мировой экономики, связана с ней тысячами нитей, ощущает на себе влияние цикличных колебаний миро­вого рынка, изменений его конъюнктуры.

С последней четверти XX века мировое сообщество вступи­ло в период глубочайших потрясений, сопровождающихся ра­дикальными преобразованиями и глобализацией экономики. Происходит смена лидеров мирового прогресса, формирова­ние четвертого поколения локальных цивилизаций. Тенден­ции этих перемен предвидел и четко выразил Питирим Соро­кин1. Эти перемены выражаются в глубокой трансформации экономики — как мировой, так и национальной. Развертыва­ется поворот экономики к человеку, к ноосфере, к рациональ-

' См.: Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997; Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001.


Глава I. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве 17

ному сочетанию малого, среднего и крупного бизнеса. Процес­сы глобализации переносят центр тяжести в принятии прин­ципиальных экономических решений на наднациональный уровень. В мировой экономике возросло влияние транснацио­нальных корпораций (ТНК) и мировых финансовых центров, возрастает разрыв между богатыми и бедными странами и ци­вилизациями. В результате очередной научно-технической ре­волюции происходит становление постиндустриального тех­нологического способа производства; вступает в понижатель­ную волну пятый технологический уклад, созревают предпо­сылки для становления в перспективе шестого уклада и адек­ватного ему Кондратьевского цикла. Расширяется сфера ры­ночной конкуренции, переживает ренессанс малый бизнес, но одновременно усиливаются государственное регулирование экономики, поддержка нерыночного сектора. Постепенно вы­рисовываются контуры социально, технологически и экологи­чески ориентированной, глобализированной постиндустри­альной экономики.

Происходящие в мировой экономике процессы не могли не затронуть и Россию. Более того, именно здесь сфокусировался узел противоречий, нарабатывается отрицательный и положи­тельный опыт, ценный для многих стран, которые переживают или будут переживать аналогичные преобразования. Каковы же главные тенденции и уроки преобразований экономики и об­щества в России?

Россия переживает болезненный процесс перехода от позд-неиндустриально-социалистического — через деформирован-но-капиталистическое — к постиндустриальному обществу. В СССР был испробован социалистический вариант позднеин-дустриального общества. Он оправдал себя в кризисных ситуа­циях XX века, позволил преобразовать экономику, выстоять и победить в Великой Отечественной войне, быстро восстано­вить разрушенное войной хозяйство, добиться паритета в воен­но-техническом соревновании с Западным блоком. Однако чрезмерная централизация, милитаризация, закрытость эконо­мики снижали ее эффективность, ее реакцию на перемены ми­ровой конъюнктуры.

Попытки реформировать экономику в рамках социалистиче­ской модели не дали эффекта, нарастало-отставание от уровня


13                     Государственное регулирование рыночной экономики

экономического развития и благосостояния народа в авангард­ных странах. С запозданием страна переходила к пятому техно­логическому укладу. Ее позиции в мировой экономике ухудша­лись. Нарастали противоречия, недовольство большинства на­рода. Запоздавшая перестройка при отсутствии четких ориен­тиров не смогла предотвратить растущее отставание страны от происходивших в мире преобразований. Нарастали предпосыл­ки кризиса, необходимость глубоких преобразований.

Однако правящая, интеллектуальная и деловая элиты оказа­лись в постсоветский период не готовы к таким радикальным переменам. Вместо создания основ постиндустриального об­щества, избрали путь назад — к капитализму эпохи рыночной конкуренции и первоначального накопления капитала, кото­рое приняло паразитический характер. Экономика была вверг­нута в затяжной глубокий кризис. ВВП за восемь лет сократил­ся почти вдвое, инвестиции — без малого в пять раз, реальные доходы населения — вдвое. Этому способствовали роспуск СЭВ и разрушение СССР, разрыв десятилетиями складывав­шихся технологических и экономических связей, безмерное раскрытие экономики, создавшее простор для хозяйничанья ТНК и вытеснения отечественной продукции с внутреннего и внешнего рынков. Инфляция приобрела галопирующий харак­тер, что послужило перераспределению национального дохода в пользу монополизированных отраслей и теневой экономики, экспроприации сбережений населения и обнищанию значи­тельных его слоев. Был разорван единый национальный рынок, усилились сепаратистские тенденции.

Обострение кризиса в 1998 г. показало тупиковость такого пути. Началось отрезвление правящей и деловой элиты, ис­правление допущенных стратегических ошибок, переориен­тирование на центростремительные тенденции, на путь к постиндустриальному обществу. Появились и усиливались признаки оживления экономики, особенно в 2000 г., чему не­мало способствовала благоприятная для России мировая конъюнктура. Страна возвращается к нормальному курсу на постепенное становление основ постиндустриального обще­ства и адекватной ему экономики. Но снижение темпов эко­номического роста в 2001-2002 гг. в условиях развернувшегося мирового экономического кризиса показало, что еще не при-


Глава I. Российская экономика в начале XXI века, ее место в мировом хозяйстве 19

ведены в действие внутренние источники устойчивого эконо­мического роста.

Принятая модель преобразования экономических отношений оказалась противоречивой и мало эффективной. Но она содер­жала и некоторые прогрессивные элементы. Началось преодо­ление чрезмерной государственно-бюрократической централи­зации управления, отказались от сковывания предприниматель­ской инициативы. Уходят в прошлое низкая ответственность предприятий и работников за конечные результаты своей дея­тельности, закрытость и отрыв от прогрессивных сдвигов в ми­ровой экономике. Перспективным оказалось формирование смешанной, многоукладной экономики. К 2000 г. из общего числа предприятий доля государственных составила 4,8%, му­ниципальных — 6,4%, частных — 74,4%, смешанных — 7,5%, общественных организаций — 6,9%'. Поскольку предприятия смешанной формы собственности обычно работают в интересах частных акционеров, можно считать, что частнохозяйственный уклад стал господствующим в экономике России.

Однако институциональные преобразования были произве­дены в экономике России с минимальным, а то и отрицатель­ным эффектом и способствовали углублению трансформаци­онного кризиса. Приватизация привела к переходу наиболее эффективных предприятий в руки олигархов и лидеров теневой экономики, сопровождалась падением производства, банкрот­ством многих предприятий, перекачкой капитала за рубеж. Лишь небольшой сектор малых предприятий работал сравни­тельно эффективно, насыщая отечественный рынок и обеспе­чивая занятость миллионам работников. Многократное сокра­щение государственных заказов и разрыв технологических свя­зей подорвали некогда мощный оборонно-промышленный комплекс, служивший стержнем экономики страны. Продук­ция отечественного машиностроения, легкой, фармацевтичес­кой, химической промышленности оказалась в значительной мере вытесненной из внутреннего и внешнего рынков. Инфля­ция и неплатежи, "бартеризация" и "долларизация" экономи­ки подорвали внутренний рынок. Конечные результаты факти-

1 См.: Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2000. С. 277.


20                     Государственное регулирование рыночной экономики

чески осуществленных институциональных преобразований оказались противоположными обещанным и ожидаемым. Эко­номика страны отброшена на десятилетия назад. Лишь с 1999 г. начался медленный процесс восстановления экономики, при­дания ей "человеческого лица", восстановления утраченных позиций — но уже на новой основе.

Наблюдалась тенденция технологической деградации эконо­мики, упала конкурентоспособность отечественной продук­ции. В мире победоносно утверждался пятый технологический уклад, определяющий конкурентоспособность продукции на современном мировом рынке. В России же наблюдалась обрат­ная тенденция. И без того незначительная доля пятого уклада, сконцентрированного в основном в военно-промышленном комплексе, за 1991-1995 гг. упала, по некоторым оценкам, втрое. Снизилась доля четвертого уклада при росте третьего и реликтовых укладов, преобладавших до XX века1. Это не могло не сказаться отрицательно на конкурентоспособности россий­ской экономики, ее отраслей и предприятий. Сведены к мини­муму инновации, практически прекратилась их государствен­ная поддержка.

Лишь с конца 90-х гг. положение стало медленно меняться. Четырехкратное падение курса рубля в 1998 г. повысило конку­рентоспособность отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Многие предприятия получили сред­ства для инвестиций и инноваций. Однако государственная поддержка технологического прогресса и инноваций продол­жает оставаться минимальной. В результате роста внутренних цен эффект девальвации в основном утрачен.

Сдвиги в воспроизводственной структуре экономики в основ­ ном носили негативный характер. Существенно упала доля сек­тора личного потребления и инвестиционно-инновационного сектора при увеличении доли топливно-сырьевого уклада и особенно сегмента рыночной инфраструктуры, который раз­дулся за счет спекулятивных операций и неоправданно высоких доходов. Экономика потеряла способность к насыщению рынка и воспроизводству за счет собственных источников, все более приближаясь по своей структуре к экономике полуколо-

' См.: Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. С. 110-111.


Глава I. Российская экономика в начшхе XXI века, ее место в мировом хозяйстве 21

ниального типа. Хищнически исчерпываются лучшие место­рождения полезных ископаемых и лесные массивы. Рента при­сваивается олигархами и ТНК и в значительной части перека­чивается за границу.

Эта негативная тенденция стала менее заметной к 2000 г., когда опережающими темпами стала развиваться обрабатываю­щая промышленность, а отечественные товары стали заполнять рыночные ниши, вытесняя импортные. Доля импортных това­ров в структуре розничного товарооборота заметно снизилась.

Резко ухудшилось положение России, в мировой экономике. Эта тенденция рассматривается в пункте 3 настоящей главы.

2. Перспективы развития российской экономики

Из проанализированных выше тенденций вытекает, что к началу XXI века российская эконо­мика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъектив­ными факторами.

И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и обра­зование), которая становится ключевой в становлении постин­дустриального общества. Страна обладает разнообразными ви­дами природных ресурсов — минеральных, земельных, лес­ных, водных. По многим из них продолжает оставаться уни­кальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развиваюши-


22                     Государственное регулирование рыночной экономики

мися странами Востока и Запада, что позволяет получать транс­портную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что яв­ляется базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструк­тура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.083 с.)