Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансперсональные феномены как события соучастия
Самая важная особенность трансперсональных событий состоит в том, что они носят характер соучастия. В этом контексте термин соучастие имеет три разных, но в равной степени важных значения. Во‑первых, он указывает на то, что после разрыва с картезианством, трансперсональные события – и знание, которое они передают – больше не могут считаться объективными, нейтральными или просто когнитивными. Напротив, трансперсональные события вовлекают человеческие существа в сопричастное, взаимосвязанное и нередко страстное познание, которое может быть связано не только с раскрытием ума, но и с раскрытием тела, сердца и души. Хотя трансперсональные события могут затрагивать только некоторые измерения человеческой природы, в акте сопричастного познания в игру потенциально вступают все измерения, от телесного преображения до пробуждения сердца, от эротического соединения до визионерского сотворчества и от созерцательного познания до морального прозрения, и этот перечень далеко не полон. Во‑вторых, соучастие относится к роли, которую играет в трансперсональных событиях индивидуальное сознание. Она не сводится к присвоению, обладанию или пассивному представлению знания, но предполагает единение и сотворческое участие. Как мы увидим, этот сопричастный характер трансперсонального познания имеет важные следствия для духовной эпистемологии и метафизики. Наконец, соучастие относится к фундаментальной онтологической ситуации человеческих существ по отношению к духовным энергиям и реалиям. Человеческие существа – знают они об этом, или нет – в силу самого своего существования всегда участвуют в самораскрытии Духа. Это положение участия является не только онтологическим фундаментом других форм соучастия, но и эпистемической основой утверждений духовного знания и моральным источником ответственного действия.[51]
Природа сопричастного познания
Крайне важно подчеркнуть, что всякий раз, когда я на последующих страницах говорю о сопричастном познании, это не следует понимать так, будто я говорю исключительно об умственной, интеллектуальной или когнитивной деятельности. Это далеко не так. В этой книге сопричастное познание означает многомерный доступ к реальности, который включает в себя не только интеллектуальное познание ума, но также эмоциональное и эмпатическое познание сердца, чувственное и соматическое познание тела, визионерское и интуитивное познание души, а также любые другие способы познания, имеющиеся у человеческих существ (7). Например, как указывает Чирбэн (Chirban, 1986) в своём обсуждении восточного православного христианства:
[Духовное] познание, о котором говорят Отцы, – это нечто большее, чем интеллектуальное познание; оно является моральным, аффективным, субъективно‑опытным, онтологическим… Считается, что интеллектуальное познание, взятое в отдельности, налагает ограничения на субъекта и объект. Поэтому даже высшая степень знания (как концептуального и интеллектуального) остаётся частичной без морального, аффективного и субъективно‑опытного знания. Подлинное понимание происходит из динамики всех этих измерений.
В отношении св. Василия он добавляет: «Познание Бога происходит посредством участия в “истинной жизни… возвращающейся к изначальному добру”. В этом соучастии Бог предлагает “близость” как результат нашего “аффективного” и “морального” познания Бога». В этой главе я собираюсь обрисовать основные особенности сопричастного познания и высказать предположение, что они могут помочь нам не только преодолеть ограничения субъективно‑опытной точки зрения, но и снова связать трансперсональные исследования с духовными целями. То, как эти особенности могут практически влиять на трансперсональные и духовные исследования, будет становиться ясным в последующих главах, но здесь я призываю читателя запастись терпением при чтении дальнейшего, безусловно, поверхностного и несколько абстрактного изложения. Говоря вкратце, трансперсональные феномены представляют собой события соучастия, связанные с презентивными (от английского presence =присутствие)[52], устанавливающими и преобразующими способами познания. Рассмотрим каждую из этих особенностей по очереди.
1. Сопричастное познание носит презентивный характер. Сопричастное познание – это познание посредством присутствия или отождествления. Иными словами, в трансперсональном событии познание происходит в силу бытия. Конечно, может быть соблазнительно объяснять это познание, говоря, что «некто познает X в силу бытия X». Однако такое объяснение ошибочно, поскольку предполагает существование познающего субъекта и познаваемого объекта – тех самых эпистемических категорий, которые трансперсональные события столь радикально ликвидируют. Сталкиваясь с трудностью адекватного выражения презентивного познания, многие мистики придумывали новый тип дискурса – отрицательный, или апофатический язык – который позволял им передавать природу их постижений путём замещения грамматического объекта их выражений (Sells, 1994). На этом этапе я предпочитаю характеризовать презентивное познание как познание в силу бытия.
В любом случае здесь должно быть ясно, что сопричастное познание не привязано к картезианской субъектно‑объектной модели познания. По контрасту с традиционными эпистемологиями сопричастное познание – это не познание чего‑то кем‑то. Скорее сопричастное познание переживается как возникновение воплощённого присутствия, несущего в себе смысл, который преобразует и самость и мир. Таким образом, можно было бы сказать, что в самом акте сопричастного познания соединяются воедино субъект и объект, познание и бытие, эпистемология и онтология.
2. Сопричастное познание носит устанавливающий характер. Следуя новаторским идеям Матураны и Варелы (Maturana & Varela,1987), и Варелы, Томпсона и Роша (Varela, Thompson, & Rosh (1991), точка зрения соучастия включает в себя парадигму познания как установления (8). Таким образом, сопричастное познание – это не умственное представление изначально данных, независимых духовных объектов, а установление, порождения мира или сферы отличительных признаков, совместно создаваемых элементами, вовлечёнными в событие соучастия. Некоторые центральные элементы трансперсональных и духовных событий соучастия включают в себя индивидуальные намерения и склонности; культурные, религиозные или исторические перспективы; архетипические и топкие энергии; и, как мы увидим, неопределённую и динамичную духовную силу, обладающую неисчерпаемыми творческими возможностями. Устанавливающий характер точки зрения соучастия имеет решающее значение для её освободительной силы (9). Если бы точка зрения соучастия признавала репрезентационную парадигму познания – согласно которой, знание является внутренним субъективным представлением независимой объективной реальности, – она бы автоматически скатывалась к картезианству субъективно‑опытной точки зрения и страдала множеством её пороков. Однако, вопреки Рорти (Rorty, 1979) и Хабермасу (Habermas, 1987а), не всякий эпистемический дискурс можно приспособить к фундаменталистской, объективистской или репрезентационной схемам. Как мы увидим в следующих главах, сопричастное познание не обязательно подвержено проблемам картезианских модусов сознания.
3. Сопричастное познание носит преобразующий характер. Сопричастное познание является преобразующим, по меньшей мере, в следующих двух смыслах. Во‑первых, участие в трансперсональном событии приводит к преобразованию самости и мира. И во‑вторых, для того чтобы быть способным участвовать в трансперсональной познании, обычно необходимо преобразование самости, и такое познание в свою очередь проводит самость через этот преобразующий процесс для того, чтобы сделать возможным это участие.
Преобразующее качество человеческого соучастия в трансперсональных и духовных феноменах наблюдали многие современные исследователи сознания (напр., Grof, 1985, 1988; Harman, 1994) и мистицизма (напр., Barnard, 1994; Staal, 1975). Нужно быть готовым к личностной трансформации, чтобы иметь доступ к большинству трансперсональных феноменов и полностью их понимать. Эпистемологическое значение такого личностного преобразования невозможно переоценить, особенно учитывая, что позитивистское отрицание этого требования явно представляет собой одно из главных препятствий для эпистемического узаконивания трансперсональных и духовных притязаний на современном Западе. Как указывает Эванс (Evans, 1993), одной из главных догм скептицизма в отношении духовных реалий является то, что он называет «обезличиванием» – догматическая тенденция отвергать любое утверждение истины, для адекватного понимания и оценки которого требуется личностное преобразование.
Освободительное значение поворота к соучастию
Одно из главных достоинств этого понимания с точки зрения соучастия состоит в том, что оно радикально преодолевает большинство недостатков субъективно‑опытной точки зрения, в том числе внутрисубъективный редукционизм, тонкое картезианство, духовный нарциссизм и невозможность интеграции. Давайте кратко взглянем на то, как точка зрения соучастия противодействует этим ограничениям.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.006 с.) |