Трансперсональные феномены как мультилокальные события 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансперсональные феномены как мультилокальные события



    

По контрасту с сосредоточением субъективно‑опытной точки зрения на индивидуальном, точка зрения соучастия признает, что трансперсональные феномены являются мультилокальными в том смысле, что они происходят не только в отдельном человеке, но также во взаимоотношении, сообществе, коллективной самотождественности или месте.[48]

Адекватное объяснение мультилокальной природы трансперсональных событий выходит за рамки этого раздела, поэтому я здесь просто укажу, что это представление находит широкую поддержку в мировой духовной литературе. Во‑первых, мы обязаны Мартину Буберу (Buber, 1970), который предложил одно из самых неотразимых объяснений соотносительного понимания духовности. В своём переходе от мистической концепции духовности –сосредоточивающейся на индивидуальном внутреннем опыте ( Erlebnis )   – к диалогическому пониманию – настроенному на межличностное и общность (Gemeinschaft )   – Бубер полагает, что истинным местом духовного постижения следует считать не индивидуальный опыт, а сообщество, «Между». По словам Бубера, «Дух находится не в «я», а между «я» и «ты», он подобен не крови, циркулирующей в тебе, а воздуху, которым ты дышишь. Или, как пишет Мендес‑Флор (Mendes‑Flohr, 1989), обобщая идеи Бубера: «Местом постижения Бога является сфера Между, то, что устанавливает “подлинную” Gemeinschaft ».   И эта общность (Gemeinschaft), говорил Бубер, «представляет собой событие, которое возникает из Центра между людьми». Важно подчеркнуть, что Бубер говорит не метафорически. Для него сфера Между, или межчеловеческого (der Zwischenmenschliche), обладает независимым от ума, самостоятельным онтологическим статусом, и именно в этой сфере, а не в сфере индивидуального внутреннего опыта происходит подлинное духовное постижение (5).

Во‑вторых, о коллективных духовных событиях часто сообщалось в религиозной литературе. В христианской традиции примером могут служить нисхождение Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу или их единение с Богом в Святом Причастии. Как указывает Джонстон (Johnston, 1955), «повсюду в Деяниях Апостолов мы видим, как Дух нисходит на группу, сообщая дары и наполняя всех своим присутствием». Коллективные духовные события хорошо известны и в других духовных системах, что иллюстрирует первая фаза Синайского откровения Бога народу Израиля (6), танец Кружащихся Дервишей в суфийском ордене Мелвели или ритуалы аяхуаска в некоторых традициях коренного населения Южной Америки.

В‑третьих, трансперсональные события могут происходить и в локусе коллективных отождествлений, типа тех, что могут возникать из архетипических, филогенетических, расовых или культурных морфических полей. Обобщая и творчески расширяя работы Грофа (Grof, 1985, 1988) и Шелдрейка (Sheldrake, 1981, 1988), Баше (Bache, 2000) доказывает, что многие из трансперсональных переживаний в психоделических сеансах необходимо понимать как происходящие с участием не только индивидуального человеческого сознания, но и более широких полей сознательных отождествлений, которые «включают в себя познание, планирование и создание нового». Например, говоря о соучастии в разуме человеческого вида, он пишет:

    

 это не опыт становления чем‑то иным, чем мы есть, а скорее достижения более глубоких уровней того, чем мы уже являемся. Мы не обретаем разум вида, а открываемся той части своего существа, где мы уже являемся разумом вида.[49]

   

Наконец, существует обширная литература о священных местах, которые в религиозных традициях считаются особенно заряжёнными духовной силой или духовным присутствием (Eliade, 1959; Olsen, 1996; Swan, 1990, 1991). У любой духовной традиции есть одно или несколько священных мест, особое духовное качество которых делает их предпочтительными для ритуальных и религиозных практик, например очищения и исцеления, молитвы и созерцания, визионерского поиска и паломничества или, в более общем смысле, духовного обновления. Примерами таких мест, зачаровывающих даже современного человека, могут, в частности, служить Паленко, гора Арафат, Дельфы, Мекка, гора Синай и Лурд. Следующее высказывание Свона (Swan, 1988), несмотря на свой субъективно‑опытный язык, многое говорит о природе священных мест: «Если мы обнаруживаем, что многие люди, независимо от культурного наследия или предварительной осведомлённости о «силе» того или иного места, приходят в это место и переживают там трансперсональный опыт, то, пожалуй, можем начать лучше понимать, почему шаманы почитают так называемые места силы». Я закончу этот раздел словами Джоан Галифакс (Halifax, 1998), которые прекрасно передают суть этого расширенного понимания духовности: «Я не решаюсь называть себя духовной», пишет она, «но ощущаю, что духовное течёт между существами, будь то люди или другие создания».[50]

    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.004 с.)