Приобщение детей к общечеловеческим ценностям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям



ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Ознакомиться с местом прохождения практики – образовательной организацией. Изучить основные направления образовательно-воспитательной деятельности, структуру организации и нормативно-правовую документацию, регулирующую ее деятельность.

2. Подготовить и провести эмпирическое исследование по тематике психолого-педагогической деятельности.

3. На основе проведенного эмпирического исследования составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по развитию личности учащихся.

4. Составить и провести:

- занятие с педагогами, направленное на повышение эффективности их профессиональной деятельности;

- не менее двух занятий (мероприятий) с обучающимися по тематике психолого-педагогической деятельности.

Дать оценку проведенным занятиям.

5. Изготовить дидактический материал или наглядное пособие по тематике психолого-педагогической деятельности.

6. Осуществить ведение текущей психолого-педагогической документации и представить пример заполнения.

7. На основе проведенных мероприятий составить профессиограмму работы психолога-педагога и социального педагога.

 


 

1. Ознакомиться с местом прохождения практики – организацией, осуществляющей работу с детьми дошкольного возраста. Изучить основные направления образовательно-воспитательной деятельности, структуру организации и нормативно-правовую документацию, регулирующую ее деятельность.

Наименование организации

Дата создания образовательной организации – 01 января 2014 года.

учредитель образовательной организации – Муниципальное образование город Обнинск Калужской области.

Уровень образования: дошкольное образование.

Форма обучения – очная.

Нормативный срок обучения: предусмотрен образовательной программой

 

Структура организации

Управление МДОУ осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель — заведующий МДОУ, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Заместитель заведующей по АХЧ ДОУ отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях детского сада и на участке, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала.

Медицинская сестра контролирует санитарное состояние помещений и участка дошкольного учреждения, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивает медицинское обслуживание детей, проводит санитарно-просветительскую работу среди работников учреждения и родителей, принимает участие в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Педагоги ДОУ в своей работе выполняют следующие функции:

Планируют и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой;

Ведут работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работают с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы;

Участвуют в педсоветах учреждений, методических объединениях, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках;

Осуществляют работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию нарушений речи, зрения и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

Структура образовательного учреждения соответствует решаемым ДОУ задачам, механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование.

В МДОУ сформированы коллегиальные органы управления:

Общее собрание работников;

Педагогический совет.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В МДОУ создан:

Родительский комитет

Родители (законные представители) детей, посещающих детский сад, в рамках работы Родительского комитета обеспечивают постоянную и систематическую связь детского сада с родителями (законными представителями), содействуют руководству дошкольного учреждения: в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья детей, свободного и гармоничного развития личности ребенка; в защите законных прав и интересов детей; в организации и проведении массовых воспитательных мероприятий, содействуют педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.

1.3. Основные направления образовательно-воспитательной деятельности

 

Интеллектуальное развитие

В МДОУ реализуются дополнительные программы интеллектуального развития детей:

− Применение технологии «Ситуация» (Л.Г.Петерсон), основанного на деятельностном методе обучения.

− Шахматно-шашечные турниры 

− Экологические кейс-игры. 

− Интеллектуальные конкурсы.

 

Физическое развитие

Организация физически-оздоровительной деятельности детей.

 

Конвенция о правах ребенка.

Международный правовой документ, определяющий права детей.

 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

Основные принципы дошкольного образования, устанавливаемые Стандартом:

− полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; индивидуализация дошкольного образования);

− содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

− поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

− сотрудничество с семьей;

− приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

− возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

− учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт включает следующие требования: к структуре Программы, к условиям реализации Программы, к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

− социально-коммуникативное развитие;

− познавательное развитие;

− речевое развитие;

− художественно-эстетическое развитие;

− физическое развитие.

 


Устав ДОУ

Устав – это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. С Уставом должны быть ознакомлены все работники дошкольного учреждения и родители (законные представители) воспитанников ДОУ. По требованиям современного законодательства Устав размещается на официальном сайте учреждения и с ним можно ознакомиться в свободном доступе.

 

5. Основная образовательная программа дошкольного образования

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса.

Программы должно охватывать следующие образовательные области:

− социально-коммуникативное развитие;

− познавательное развитие;

− речевое развитие;

− художественно-эстетическое развитие;

− физическое развитие.

 

6. Годовой план

План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

 

7. Перспективные и календарные планы педагогических работников дошкольной образовательной организации

Комплексно-тематический план (как вариант перспективного планирования) образовательной деятельности – разрабатываются методической службой ДОУ совместно с педагогическими работниками. Комплексно-тематический план – это один из вариантов перспективного планирования, заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса по принципу интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности, объединённых общей тематикой. Иными словами, это комплекс последовательных тем (праздников, событий) с указанием их краткого содержания и временного интервала. Выбранные темы могут быть представлены также в форме проектов, сюжетов, событий, праздников и др.

Календарные планы воспитателей, специалистов ДОУ (на день, на неделю, на месяц)

Календарное планирование необходимо каждому педагогу для того, чтобы увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми, значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

Единых правил ведения этого документа на сегодняшний день нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Как продолжение календарного плана педагогами могут разрабатываться тематические планы конкретных мероприятий (конспекты НОД, совместной деятельности, праздников, развлечений, планы проведения прогулки, экскурсий, родительских собраний и т.д.)

 


8. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014)

Регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

9. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

Устанавливает правила аттестации педагогических работников образовательных учреждений.

10. Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н)

Данный документ содержит свод должностных инструкций по различным должностям и специальностям, в том числе и для работников дошкольных образовательных учреждений.

 

Профессиональный стандарт педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н)

Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" установлены функции педагога.

 

12. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

− условиям размещения дошкольных образовательных организаций,

− оборудованию и содержанию территории,

− помещениям, их оборудованию и содержанию,

− естественному и искусственному освещению помещений,

− отоплению и вентиляции,

− водоснабжению и канализации,

− организации питания,

− приему детей в дошкольные образовательные организации,

− организации режима дня,

− организации физического воспитания,

− личной гигиене персонала.

 

Таблица 1

Состав выборки

№ пп Пол Возраст
1 мальчик 7лет
2 мальчик 6 лет
3 мальчик 7 лет
4 девочка 6 лет
5 девочка 6лет
6 девочка 6 лет
7 девочка 6 лет
8 мальчик 7 лет
9 девочка 7 лет
10 мальчик 6 лет
11 девочка 6 лет
12 мальчик 7 лет

 

В таблице 2 отображены индивидуальные результаты исследования самооценки по методике «Лесенка» В.Г. Щур. В результате диагностики нами было выявлено четыре уровня самооценки: неадекватно завышенная самооценка, завышенная самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка. Каждому уровню самооценки соответствует выбор определенной ступеньки «Лесенки».

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Занятие № 1.

Цель занятия: диагностика застенчивости и эмоциональное отреагирование негативных эмоций.

Упражнение «Представление».

Цель: знакомство, снятие напряженности, установление контакта, доверительных отношений.

Все дети берутся за руки и произносят слова: «Всем, всем – здравствуйте!» Затем каждый участник занятия по кругу представляется следующим образом: «Меня зовут... Больше всего я люблю…».

Упражнение-разминка. «Теремок» Пальчиковая игра

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

«На поляне теремок, (ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок (поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочередно).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони).

Открывайте! (широко развести руки в стороны).

Я ваш друг!» (ладони сомкнуть одна поперек другой).

Арт-терапийная игра «Нарисуем обиду»

Цель: актуализация типичных трудностей ребенка, эмоциональное отреагирование негативных эмоций. Игра помогает понять свое эмоциональное состояние, учит выражать свои эмоции с помощью рисунка, говорить о них.

Предложите детям нарисовать обиду. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребенок испытывал чувство обиды, и нарисовать ее.

Рекомендации: Пока дети рисуют, можно включить спокойную музыку. Обязательно обратите внимание, какие цвета используют участники. Если очень темные, мрачные, это означает, что ребенок все еще подсознательно переживает эту ситуацию. Когда задание выполнено, все участники (каждый по кругу) обсуждают рисунки (что изображено на рисунке, какая именно ситуация вызвала обиду, какие еще были обидные ситуации и каков возможный выход из таких ситуаций).

Затем каждый опускает свой рисунок в коробочку и психолог накрывает ее крышкой. Все встают в круг, берутся за руки и вместе повторяют слова: «Теперь я не дам себя в обиду, я уверен в себе, я самый смелый» (повторяем 3 раза).

В завершении занятия каждый делится своими впечатлениями. Психолог говорит слова благодарности за работу.

Занятие №2.

Цель занятия: преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.

Приветствие

Упражнение «Полет на луну».

Цели:

1. Снятие психоэмоционального напряжения.

2. Обучение выражению эмоции гордости.

3. Обучение детей выразительным движениям.

Рекомендации: считается, что времена, когда все дети мечтали стать космонавтами ушли в прошлое, но это совсем не так. Образ космонавта по-прежнему остается очень притягательным для ребят. Они с большим удовольствием играют в «полет на Луну». Игра помогает формировать у детей произвольность поведения – они с большой охотой выполняют все самые сложные правила и справляются со всеми ограничениями, которые вы предлагаете им (лишь бы быть такими, как настоящие космонавты). Во время игры дети чувствуют себя сильными и мужественными - у них формируется уверенность в себе, поэтому игра может быть рекомендована для коррекции застенчивости и неуверенности у детей. При этом надо отметить, что девочкам нравится быть космонавтами не меньше, чем мальчикам. Можно также использовать наглядный материал, вырезать из бумаги звездочки, планеты и наклеить по классу, создавая тем самым «космическую» атмосферу.

Игра состоит из нескольких этапов:

1. Подготовка к полету. Дети делают зарядку, (присядают, разводят руки в стороны и т.п., можно эмитировать подъем штанги – космонавты должны быть очень сильными и организованными).

2. Сборы перед полетом. Полет - очень ответственное дело - выбирают только самых лучших – но наши ребята все такие. Они собираются, пожимают друг другу руки, как взрослые, машут рукой Земле.

3. Полет. Одевают скафандры, проверяют космический аппарат - все ли в порядке. Теперь в путь!

Нужно рассказать детям, что при отрыве от Земли возникают перегрузки, поэтому они изображают, как сильно напряжены. /Этап напряжения/ Ну вот отрыв произошел, и так как в космосе невесомость, то можно поболтать руками и ногами, «полетать» по игровой комнате. /Этап расслабления/

4. Пока летим на Луну, можно немного поиграть. Скафандры мешают разговаривать, поэтому пообщаемся жестами. Дети встают в круг и по очереди загадывают профессии, объясняя их жестами. Если дети затрудняются придумать профессию, психолог им подсказывает профессию и как ее можно показать, например:

повар – варит суп

строитель – укладывает кирпичи

спортсмен – упражняется

водитель – крутит руль

дворник – метет снег

балерина – танцует и т.д.

5. Ну, вот мы и прилетели на Луну, как здесь все необычно! Дети ходят по группе лунной походкой и исследуют поверхность Луны. /Расслабление мышц, релаксация/ Можно ввести в игру встречу с инопланетянами. Психолог может взять на себя эту роль. Ребята по очереди должны подойти к инопланетянину и познакомиться, сказав вежливые слова. (Например, «Здравствуйте, меня зовут Маша, а вас как зовут? Приятно было с вами познакомиться»).

6. Летим обратно. Небольшая перегрузка при отлете – дети напрягают мышцы - затем расслабляют.

7. Мы вернулись на Землю героями. Похлопаем себе!

В конце игры можно обсудить, кому что понравилось и не понравилось при полете.

 

Занятие №3.

Цель занятия: преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.

Приветствие

Упражнение «Паровозик».

Цели: Упражнение в качестве разминки и установления доверительных отношений между участниками, учит детей работать в группе, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Рекомендации: Объясните детям, что тем, кто стоит в конце, сложнее преодолевать препятствия. Препятствия можно сделать из кубиков, мячей, положить гимнастическую палку на стулья и т.д.

После упражнения обсуждаем, как чувствовали себя участники, будучи в роли паровозика и вагончика.

На заключительном этапе занятия можно провести

Упражнение «Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Упражнение «Замри.

Цель: упражнение используется в качестве разминки, преодоление скованности движений.

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игроки должны замереть на месте в той позе, в которой их застала тишина. В конце занятия делимся своими впечатлениями.

 

Занятие №4.

Цель занятия: закрепление нового опыта. (Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к другим людям, к самому себе; новых форм общения).

Приветствие

Упражнение. Рисунок «я в будущем»

Цель: закрепление навыков эффективного общения, также упражнение позволяет проследить установку ребенка на дальнейшую жизнь.

Дома давалось задание: нарисовать себя в будущем. Каждый по очереди, показывая свой рисунок, должен рассказать о нем и ответить на интересующие других вопросы. Обсуждая рисунок, спросите, как он (она) будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, каким будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: упражнение способствует повышению уверенности в себе, в свои силы.

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

Арт-терапевтическое упражнение «Королевский марш льва»

Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению.

Звучит активная музыка. Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка. «Львы засыпают».

В конце занятия делимся впечатлениями от совместной работы. Дети встают в круг и по очереди говорят, чему они научились, что они нового узнали и т.п. Затем все хором говорим: «я молодец, я уверен в себе!!! Всем спасибо за работу».

 

Оценка проведения занятия:

Проводимые мероприятия были направлены на коррекцию застенчивости детей 6 – 7 лет. Мероприятия представляли собой цикл из 4 занятий, цели которых сводились к диагностике застенчивости, эмоциональному отреагированию негативных эмоций, преодолению застенчивости, повышению самооценки, приобретению чувства уверенности.

В проводимых упражнениях использовались элементы психогимнастики, арт-терапии, сюжетно-ролевой игры, вербализации, расслабления и т.п. Были задействованы такие элементы психики ребенка как память, внимание, мышление, эмоции, воображение, моторная сфера. Упражнения обеспечивали активное участие каждого ребенка в выполнении задания.

Длительные упражнения («Полет на луну») потребовал от детей большей концентрации внимания и напряжения. Для сохранения внимания требовалось больше усилий со стороны педагога-психолога.

В целом цикл упражнений прошел с большим откликом со стороны детей. Большие трудности были отмечены при выполнении заданий, связанных с установлением контакта. Рекомендовано продолжение занятий в данном направлении.

Список литературы

1. Алексеев А.В. Автор бестселлера «Преодолей себя!», и научно-популярного фильма «От мысли к движению».

2. Е.А.Аркин Письма о воспитании детей M.; Ребенок в дошк. годы, вступ. ст и ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова [М., 1968]

3. Зимбардо Ф. Как побороть застенчивость. М., Альпина Паблишер, 2013 г., 308 с., ISBN 978-5-9614-4421-6.

4. Гаврилова Т.П. У истоков творческой личности. Витебск, 1996.

5. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

6. Cattell, R. B. (1990). The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 26, 48-57.

7. Макшанцева Людмила Викторовна. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников: диссертация доктора психологических наук: 19.00.13.- Москва, 2000.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-19/209.

8. Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg) австралийский психолог д-р Майкл Карр-Грегг интернет источник.

9. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. В кн.: Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.

10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. 304 c.

11..Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996.

12..Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР - М.: Педагогика, 1983 - 448 с.

13..Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999г. - 529 с.

14..Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. - М.: Медицина, 1970.

15..Савина Е. «Тревожные дети». Дошкольное воспитание - 1996, №4 с. 11-14.

16..Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., №4.

17..Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. - М., 1992. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми” Лютова Е.К., Монина Г.Б. - М.: Генезис, 2000

18. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 1990.

19..Фрейд З. «Психология бессознательного». М., 1989, с. 57-104.

20..Фром Э. «Бегство от свободы». М., 1993, с. 272.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика "Лесенка" (Щур В.Г., Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей/Психология личности: теория и эксперимент, М., 1982.)

 

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материалы и оборудование: Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Инструкция: Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Обработка и анализ результатов:

Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности.

Об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос, куда их поставят взрослые. Для ощущения чувства защищенности ребенка важно, чтобы кто-то поставил его на самую высокую ступеньку.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых они ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит учительница?» - помещение на одну из нижних ступеней нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитателя.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г.Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже — на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».

Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

— действительно благополучных;

— инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

— «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант — дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл — его не любят. По данным В.Г.Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.

Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший». Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.

Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой. Способ выполнения задания Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки:


Приложение 2

Инструкция

Инструкция:

"Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант):

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.137 с.)