Общая характеристика профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика профессии



Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов» № 14/4 от 13.07.90.

Социальная работа в целом – это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию («Словарь справочник по социальной работе»).

Цель работы социального педагога: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, а также образование: как в школе, так и дополнительное.

Социальный педагог формирует у учащихся систему социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, формирования нормального социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими.

Объекты социально-педагогической деятельности:

1) дети (дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой усыновления, опеки, попечительства, дети из малообеспеченных семей, подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию, проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав, проживающие с родителями, временно неспособными заботиться из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных, дети семей беженцев или вынужденных переселенцев, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность), имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, профессиональном или жизненном затруднении, безнадзорные.

2) семьи (малообеспеченные, имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неполные, многодетные, с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним беженцы или вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.), семьи, где дети и женщины подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщение к алкоголю, наркотикам и т.д.), молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями, семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных лечебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики, семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми, семьи, где родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии, семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный или паразитический образ жизни).

Основные направления работы социального педагога:

- Помощь в проблемах, связанных с учебой, воспитанием;

- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;

- Привлечение детей и общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

- Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

- Индивидуальное и групповое консультирование детей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятие стресса и т. п.;

- Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

- Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

Данная профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении своих обязанностей социальный педагог может использовать печатную машинку или компьютер, однако, это лишь сопровождение его профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для социального педагога:

- использование знаний в области социологии, педагогики, психологии и права для оказания социально-педагогической помощи;

- использование технологий и методов социально-педагогической работы.

Деятельность социального педагога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей социальный педагог взаимодействует с:

- детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- родителями;

- с педагогическим коллективом школы (или иного учебного заведения);

- представителями органов социальной защиты;

- представителями правоохранительных органов.

2. Профессиональные требования

2.1 Социальный педагог должен знать:

- Конституцию Российской Федерации.

- Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования, беспризорности, социальной защите населения.

- Конвенцию о правах ребенка.

- Основы закономерности развития личности

- Основы социальной политики, трудового и семейного законодательства.

- Формы и методы социальной работы с семьёй, с различными группами и категориями населения.

- Общую и социальную педагогику. Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию.

- Основы социальной гигиены.

- Методику и технологию диагностики личности и её микросреды, навыки анализа и программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику.

- Основные нормативные правовые акты, касающиеся деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

- В своей работе руководствуется инструкциями о мерах пожарной безопасности, обеспечивая строгое и точное соблюдение противопожарного режима.

- При возникновении чрезвычайной ситуации действует согласно инструкциям по обеспечению антитеррористической безопасности.

2.2 Требования к личности социального педагога

Социальный педагог должен быть порядочным и бескорыстным человеком, беспристрастно выполняющим свои профессиональные обязанности («Кодекс этики социального работника»).

Для социального педагога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы.

При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.

В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.

Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:

- взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;

- слушать и слышать;

- войти в ситуацию общения и установить контакт;

- выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;

- создавать и развивать позитивные отношения;

- строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;

- правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;

- объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) клиента (ребёнок, родитель и т.д.).

Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования:

- Готовность к новому, что появляется в теории и практике социальной педагогики;

- Расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;

- Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.01 с.)