Автоматическая блокировка (АБ)
| - техническое средство интервального регулирования движения поездов на межстанционных перегонах по сигналам проходных и локомотивных светофоров
|
|
|
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС)
| - система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков
|
|
|
Акведук
| - искусственное сооружение в виде моста с лотками под водоток, строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой
|
|
|
Балластный слой
| - слой сыпучих материалов (щебня, гравия, песка) в виде трапеции на основной площадке земляного полотна, распределяет нагрузки на основную площадку земляного полотна, оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути
|
|
|
Берма
| - площадка между подошвой откоса насыпи и ближайшим водоотводом
|
|
|
Бровка
| - линия сопряжения основной площадки с откосом
|
|
|
Вагон
| - единица ПС железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов
|
|
|
Вагонное хозяйство
| - обеспечивает содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов, а также контейнеров в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов
|
|
|
Верхнее строение пути
| - единая комплексная конструкция, предназначенная для восприятия нагрузок от ПС, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения ПС
|
|
|
Виадук
| - искусственное сооружение, которое сооружают вместо высокой насыпи при пересечении дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий
|
|
|
Вредное пространство
| - расстояние от горла крестовины до сечения сердечника шириной 40 мм
|
|
|
Выемка
| - инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли
|
|
|
Вытяжной путь
| - путь который служит для выполнения на них маневров
|
|
|
Выходной светофор
| - светофор, который разрешает или запрещает поезду отправиться со станции на перегон
|
|
|
Входной светофор
| - светофор, предназначенный для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешает или запрещает вход поезда на станцию
|
|
|
Габарит погрузки
| - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути
|
|
|
Габарит подвижного состава
| - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути подвижной состав в порожнем и груженом состоянии
|
|
|
Габарит приближения строений
| - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств
|
|
|
Газотурбовоз
| - локомотив, имеющий в качестве силовой установки газовую турбину
|
|
|
Галерея
| - искусственное сооружение, которое строят на косогорах, в местах, угрожающих обвалами горных пород
|
|
|
Главные пути
| - пути перегонов и их непосредственное продолжение в пределах станций
|
|
|
Горло крестовины
| - самое узкое пространство между усовиками в их изгибе
|
|
|
Горловина (станционная)
| - зона, на которой последовательно уложена группа стрелочных переводов, соединяющие пути и парки между собой
|
|
|
Горочная автоматическая централизация
| - система, которая позволяет управлять стрелками и горочными сигналами и регулировать скоростями надвига и роспуска состава
|
|
|
Горочный светофор
| - светофор, разрешающий или запрещающий роспуск вагонов с горки
|
|
|
Грузовая станция
| - станция, предназначенная, в основном, для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, сортировки перевозимых грузов, приёма и отправления грузовых поездов
|
|
|
Грузооборот
| - сумма произведений количества перевезенных грузов на соответствующее расстояние их перевозки, выражается в тонно-километрах
|
|
|
Групповая отправка
| - партия груза, перевозимая по одному документу, для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута
|
Думпкар
| - вагон, предназначенный для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, рудных грузов, грунта, песка и т.п
|
|
|
Дюкер
| - искусственное сооружение, которое устраивают при необходимости пропуска трубопровода или малого водотока под путем
|
|
|
Забанкетная канава
| - элемент земляного полотна для сбора и отвода воды с площади обреза
|
|
|
Заградительные светофоры
| - светофоры, требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта
|
|
|
Земляное полотно
| - служит основанием для укладки верхнего строения пути и представляет собой полосу земли, спланированную в соответствии с продольным и поперечным профилями линий. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства.
|
|
|
Зона обслуживания
| - два или более направлений с примыкающими к ним железнодорожными ответвлениями, обслуживаемыми локомотивами одного или нескольких депо и включающими в себя несколько участков смены бригад
|
|
|
Изотермический вагон
| - вагон, который служит летом для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, рыбы, молока, фруктов и т.п.), а зимой – грузов, боящихся замерзания (овощей, фруктов, молока, минеральных вод)
|
|
|
Искусственные сооружения
| - собирательное название всех строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью защиты от неблагоприятных воздействий
|
|
|
Кавальер
| - вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта
|
|
|
Колея
| - железнодорожный путь из двух параллельных рельсов
|
|
|
Контактная сеть
| - комплекс устройств, предназначенных для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу через токоприемники
|
|
|
Контррельс
| - элемент стрелочного перевода, который направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины и средней своей частью перекрывает вредное пространство
|
|
|
Крестовина
| - элемент стрелочного перевода, который обеспечивает проход колес ПС в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого пути
|
Крытые вагоны
| - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений
|
|
|
Кювет
| - продольные канавы, для отвода воды с каждой стороны основной площадки
|
|
|
Локомотив
| - (от лат. Lokus место и motio движение) – основная тяговая машина для передвижения вагонов
|
|
|
Локомотивное депо
| - основное линейное предприятие локомотивного хозяйства, предназначенное для технического обслуживания и ремонта локомотивов
|
|
|
Локомотивное хозяйство
| - отрасль железнодорожного транспорт – осуществляет мероприятия по совершенствованию содержания локомотивного парка в исправном состоянии для выполнения плана перевозок, его обновлению и насыщению локомотивами нового поколения, отвечающими по важнейшим технико-экономическим показателями передовым достижениям науки и техники
|
|
|
Локомотивный светофор
| - светофор, устанавливаемый в будке машиниста и повторяющий показания проходных светофоров
|
|
|
Лотки
| - искусственные сооружения, которые применяют при низких насыпях (до 2 м) на малых водотоках
|
|
|
Малодеятельные участки
| - участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки
|
|
|
Малотоннажная отправка
| - партия груза, перевозимая по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающая не более половины объема четырехосного вагона
|
|
|
Маневровая работа
| - внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон
|
|
|
Маневровый полурейс
| - перемещение вагонов с локомотивом или одного локомотива без изменения направления движения
|
|
|
Маневровый рейс
| - перемещение вагонов с локомотивами или одного локомотива по станционным путям с изменением направления
|
|
|
Маневровый светофор
| - светофор, разрешающий или запрещающий производство маневров
|
|
|
Маневровый состав
| - вагоны, с которыми совершается рабочий полурейс или рейс
|
|
|
Марка крестовины
| - тангенс угла крестовины (tg α) или отношение ширины сердечника в хвосте крестовины К к длине сердечника до математического центра l
|
Маршрутная отправка
| - когда груз предъявляют к перевозке по одному документу в количестве, достаточном для формирования целого состава
|
|
|
Маршрутный светофор
| - светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать из одного района станции в другой
|
|
|
Математический центр крестовины
| - точка пересечения рабочих граней сердечника
|
|
|
Междупутье
| - расстояние между осями двух смежных путей
|
|
|
Мелкая отправка
| - партия груза, перевозимая по одному документу, масса которой не превышает 10т, а объем – одной трети вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы
|
|
|
Метрополитен
| - городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров
|
|
|
Мосты
| - устраивают в местах пересечения железной дорогой рек, оврагов, каналов, ручьев
|
|
|
Мотовоз
| - локомотив малой мощности, в качестве источника энергии имеющий двигатель внутреннего сгорания — карбюраторный или дизельный
|
|
|
Насыпь
| - сооружение из насыпного грунта. Основная площадка насыпи расположена выше поверхности земли.
|
|
|
Негабаритный груз
| - груз, размеры которого выходят за пределы габарита погрузки, но не превышают определенной величины, позволяющей перевозить его при соблюдении специальных условий
|
|
|
Нерабочий парк вагонов
| - вагоны, оставленные в резерве МТК, неисправные, находящиеся в различных видах ремонта, проходящие испытания, и вагоны, находящиеся в других специальных формированиях
|
|
|
Обгон поездов
| - состоит в приеме с остановкой первого поезда на приемоотправочный путь и пропуске второго поезда того же направления по главному пути
|
|
|
Обгонный пункт
| - раздельный пункт на двухпутной линии с путевым развитием для обгона одних поездов другими и перевода их с одного пути на другой
|
|
|
Обочина
| - площадка между бровкой земляного полотна и нижней гранью откоса балластного слоя
|
|
|
Обрез
| - элемент земляного полотна, представляющая собой полосу земли между полевой бровкой выемки и кавальером
|
Основная площадка
| - верхняя площадка земляного полотна, на которую уложено верхнее строение пути
|
|
|
Откос насыпи (выемки)
| - боковая наклонная поверхность насыпи (выемки)
|
|
|
Отправка
| - количество груза, принятое к перевозке по одному перевозочному документу
|
|
|
Отцеп
| - один или несколько вагонов в составе, подлежащем расформированию, которые в процессе сортировки должны быть поставлены на один путь
|
|
|
Парк
| - группы станционных путей одинакового назначения, объединенные общими горловинами
|
| -
|
Паровоз
| - локомотив, который в качестве силовой установки имеет паровой котел и паровую машину, сообщающую движение колесным парам
|
|
|
Пассажирооборот
| - сумму произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах
|
|
|
Пассажирская станция
| - станция, предназначенная для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, продажи билетов, посадки пассажиров на поезда и высадки из поездов, приёма и выдачи багажа, почты и грузобагажа, а также выполнения ряда других операций, связанных с обслуживанием пассажиров
|
|
|
Пассажирский остановочный пункт
| - пункт, расположенный на перегонах и предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров
|
Перегон
| - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами
|
|
|
Переезд железнодорожный
| - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне
|
|
|
Переносные сигналы
| - щиты, фонари, флаги, факел-свечи, временно устанавливаемые для ограждения всякого рода препятствий на пути, мест производства работ
|
|
|
План пути
| - графическое изображение оси пути на горизонтальной плоскости
- проекция трассы на горизонтальную плоскость
|
|
|
Платформа
| - вагоны, предназначенный для перевозки длинномерных, штабельных, громоздких грузов, колесно-гусеничной техники, не требующих защиты от атмосферных воздействий
|
|
|
Площадка
| - горизонтальный участок пути без подъемов и спусков
|
|
|
Повагонная отправка
| - количество груза, для перевозки которого требуется отдельный вагон
|
|
|
Повторительный светофор
| - светофор, оповещающий о показании основного светофора, когда из-за местных условий его видимость не обеспечивается
|
|
|
Подвижной состав
| - перевозочные средства железнодорожного транспорта, подразделяется на самоходный (локомотивы, моторный вагон, дрезины) и несамоходный (прицепной)
|
|
|
Подпорные стены
| - искусственные сооружения, которые строят на крутых косогорах, на берегах рек и морей для удержания грунта от обрушения
|
|
|
Подъездной путь
| - путь, который соединяет станцию общего пользования с промышленным предприятием
|
|
|
Полезная длина пути
| - это та часть полной его длины, в пределах которой можно устанавливать подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям
|
|
|
Полная длина пути
| - расстояние между остряками стрелочных переводов, ведущих на этот путь
|
|
|
Полоса отода
| - полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути, других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и лесонасаждений
|
|
|
Полуавтоматическая блокировка
| - система интервального регулирования движения поездов, при которой функции по отправлению и приему поездов выполняются как вручную, так и автоматически
|
|
|
Полувагоны
| - вагоны, предназначенные для перевозки навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий
|
|
|
Полувыемка
| - инженерное сооружение основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один
|
|
|
Полунасыпь
| - инженерное сооружение основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один
|
|
|
Полунасыпь-полувыемка
| - основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки
|
|
|
Поперечный профиль
| - сечение земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси
|
Постоянные сигналы
| - сигналы, устанавливаемые в определенных местах железнодорожного пути
|
|
|
Пошерстное движение
| - движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу в направлении от крестовины к остряку стрелки
|
|
|
Предельный столбик
| - деревянный или железобетонный путевой знак, устанавливаемый после стрелочных переводов посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся или расходящихся путей будет 4100 мм. Он указывает границу, в пределах которой может находиться подвижной состав не нарушая безопасности движения по соседнему пути.
|
|
|
Предохранительный тупик
| - предназначен для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов
|
|
|
Предупредительные светофоры
| - светофоры, заблаговременно предупреждающие о показаниях входного, проходного, заградительного сигнала
|
|
|
Приемо-отправочный путь
| - путь, предназначенный для приема и отправления поездов
|
|
|
Провозная способность
| - возможный объем грузовых перевозок, млн т, на данной линии в течение года
|
|
|
Промежуточная станция
| - станция, предназначенная, главным образом, для приема, отправления и пропуска поездов
|
|
|
Пропускная способность
| - наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы, которое может быть пропущено в единицу времени (сутки, час) в зависимости от имеющихся постоянных технических средств, типа и мощности подвижного состава и принятых методов организации движения поездов
|
|
|
Противошерстное движение
| - движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу по направлению от остряка стрелки к ее крестовине.
|
|
|
Профиль пути
| - графическое изображение оси пути на вертикальной плоскости
- вертикальный разрез по трассе
|
|
|
Проходной светофор
| - светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать с одного блок-участка на другой
|
|
|
Путепроводы
| - искусственные сооружения, которые строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают безопасный и независимый пропуск транспорта на разных уровнях
|
|
|
Рабочая отметка
| - разность между отметками земли и отметками бровки земляного полотна;
- представляют собой глубину выемок или высоту насыпей
|
|
|
Рабочий парк вагонов
| - исправные вагоны, находящиеся в поездах, на станциях, под погрузкой и выгрузкой и т.д., т.е. участвующий непосредственно в перевозочном процессе
|
|
|
Рабочий рейс (полурейс)
| - передвижение локомотивов с вагонами
|
|
|
Раздельные пункты
| - пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны
|
|
|
Разъезд
| - это раздельный пункт на однопутном участке, имеющий путевое развитие для скрещения и обгона поездов
|
|
|
Рамные рельсы
| - часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе, к которым прижимаются стрелочные остряки
|
|
|
Расформирование поездов
| - сортировка вагонов в соответствии с их назначением
|
|
|
Регулируемый переезд
| - переезд, оборудованный устройствами переездной сигнализации, которые извещают водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда или обслуживаются дежурным по переезду
|
Резервы
| - служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод.
|
|
|
Рельсовые скрепления
| - предназначены для соединения рельсов между собой и прикрепления рельсов к подрельсовому основанию
|
|
|
Рельсы
| - элемент верхнего строения пути; непосредственно воспринимают нагрузку от подвижного состава, передают ее на лежащие ниже элементы и направляют движение колес
|
|
|
Ручные сигналы
| - фонари, флаги, диски, устанавливаемые на поездах для обозначения головы и хвоста поезда, а также для обозначения снегоочистителей и дрезин
|
|
|
Светофоры прикрытия
| - светофоры, ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником
|
|
|
Селеспуски
| - искусственные сооружения, которые устраиваются в гористой местности для пропуска грязекаменных потоков (селей) с гор
|
|
|
Сигнал
| - видимый или звуковой знак, при помощи которого передаются приказы машинистам локомотивов о запрещении или разрешении движения и ограничении скорости
|
|
|
Скрещение поездов
| - заключается в приеме первого поезда на один из приемоотправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд;
- пропуск встречных поездов на однопутной линии
|
|
|
Соединительный путь
| - два отрезка колеи, которые соединяют стрелку с крестовиной: один прямой, а другой криволинейный, называемый переводной кривой.
|
|
|
Сортировочная станция
| - станция, основной работой которой является расформирование составов поездов, сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов новых поездов
|
|
|
Сортировочный путь
| - путь, предназначенный для сортировки вагонов по назначению следования и для накопления их на составы
|
|
|
Специальные вагоны
| - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих особых условий при перевозке
|
|
|
Станционная площадка
| - горизонтальный участок продольного профиля главных путей в пределах станции
|
|
|
Станционные пути
| - все пути в границах станции
|
|
|
Станция
| - раздельные пункты, имеющие путевое развитие и позволяющие производить прием, отправление, скрещение и обгон, формирование и расформирование поездов
|
|
|
Стрелка
| - элемент стрелочного перевода, который направляет движущийся ПС на боковой путь и обратно
|
|
|
Стрелочный перевод
| - предназначен для перевода подвижного состава с прямого пути на ответвленный боковой
|
|
|
Стыки
| - места соединений рельсов между собой
|
|
|
Тепловоз
| - локомотив, который источником энергии имеет двигатель внутреннего сгорания (дизель), который через специальную передачу (электрическая, гидравлическая или механическая) сообщает движение колесным парам
|
|
|
Технические пассажирские станции
| - предназначены для комплексной подготовки пассажирских составов к рейсу (осмотр, текущий ремонт, санитарная обработка и экипировка вагонов). Они находятся на крупных пунктах приписки и формирования пассажирских поездов
|
|
|
Техническо-распорядительный акт станции
| - основной документ станции, который содержит основные данные о всех технических средствах станции (путевом развитии, стрелочном хозяйстве, устройстве сигнализации и связи, грузовых устройствах и др.) и их специализации, определяет порядок использования технических средств, предусматривая при этом полное обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы
|
|
|
Технологический процесс работы станции
| - рациональная система выполнения операций с грузами, обслуживания пассажиров, обработки вагонов и поездов, основанная на применении передовых методов труда и наилучшем использовании технических средств
|
|
|
Тоннель
| - искусственное сооружение для прокладки пути под землей
|
|
|
Тормоз
| - устройство, которым создается искусственное сопротивление движению, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости
|
|
|
Транспортер
| - разновидность вагона, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые не могут быть перевезены в других вагонах
|
|
|
Трасса
| - линия, характеризующая положение продольной оси пути в пространстве
|
|
|
Трассирование
| - процесс прокладки трассы
|
|
|
Трубы
| - укладывают в тело насыпи, когда под ней необходимо пропустить сравнительно небольшое количество воды
|
|
|
Угон пути
| - продольное перемещение рельсов относительно шпал или вместе со шпалами. Он разрушает балластную призму, вызывает поломку рельсов, скреплений, износ шпал, искажение колеи
|
|
|
Улавливающий тупик
| - для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по крутому затяжному спуску или подъему
|
|
|
Универсальные вагоны
| - вагоны, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов
|
|
|
Участковая станция
| - станция, предназначенная для формирования участковых и сборных поездов, смены в поездах локомотивов и локомотивных бригад, технического обслуживания подвижного состава в проходящих поездах
|
|
|
Участок обращения
| - направление, обслуживаемое локомотивами одного или нескольких депо и состоящее из нескольких участков работы бригад
|
|
|
Холостой рейс (полурейс)
| - перемедвижение локомотивов без вагонов
|
|
|
Хоппер
| - вагон, предназначенный для перевозки массовых сыпучих грузов (от английского hop – прыгать)
|
|
|
Цистерна
| - вагон, предназначенный для перевозки жидких, газообразных и пылевидных грузов
|
|
|
Ширина колеи
| - расстояние между внутренними гранями головок рельсов
|
|
|
Шпалы
| - служат опорами для рельсов.
- передают давление от рельсов на балласт, обеспечивая постоянство ширины колеи и устойчивость рельсового пути
|
|
|
Электровоз
| - локомотив, который своего источника энергии не имеет: он получает электрическую энергию через контактную сеть от стационарных источников — электростанций и преобразует ее в механическую работу с помощью тяговых электродвигателей
|
|
|
Эстакада
| - искусственной сооружение, которое создают вместо высокой насыпи в городах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними
|