Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу



Тема 1. Классификации языков мира. Международные языки.

 

Многообразие и разнообразие языков мира. Возможности классификации языков: по числу людей, говорящих на них; по общественной функции языков; по собственно-языковым особенностям. Принципы классификации языков: генеалогический: типологический; ареальный, социолингвистический.  

Генеалогическая классификация языков. Понятие языковой семьи, ветви, группы. Индоевропейская семья языков. Славянская группа языков.

Морфологическая классификация языков. Основные морфологические типы. Языки изолирующие (корневые) и аффиксирующие. Языки агглютинативные и флективные (фузионные). Языки синтетического и аналитического строя.

Фонетико-фонологическая и просодическая типология языков: вокалические и консонантные языки; слоговые и неслоговые (фонемные) языки; тонические и атональные языки. Синтаксическая типология языков: языки номинативного строя, эргативного строя, активного строя.

Ареальная (географическая) классификация языков: языковые союзы, ареалы, зоны. Социолингвистическая (функциональная) классификация языков: языки мировые, международные, национальные (государственные), региональные, местные.

Необходимость международного языка в международном общении. Причины возникновения языка международного общения. Опасность использования языка международного общения

Вспомогательные международные языки и их типы. Языки-посредники естественного происхождения: лингва франка; койне; пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Языки – макропосредники. Мировые языки. Английский язык как глобальный.

Искусственные языки.

 

Тема 2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков.

 

Причины и закономерности языкового развития. Внешние и внутренние факторы развития языка. Взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции. Процессы взаимодействия языков: конвергенция (адстрат, субстрат, суперстрат); дивергенция. Виды языковых контактов. Интерференция и причины ее появления.

  5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины

Лекционный курс "Введение в языкознание" рассчитан на один учебный семестр.

В основе курса – концепция языка, представленная в "Курсе общей лингвистики" Ф. де Соссюра, и ее основополагающие дихотомии (язык – речь, синхрония – диахрония, синтагматика – парадигматика, внешняя – внутренняя лингвистика, означающее – означаемое языкового знака).

В данном курсе рассматриваются как общие вопросы науки о языке, так и вопросы внутренней лингвистики. Цикл общих вопросов включает следующие:  1) природа языка, его общественная сущность, основные функции, язык как знаковая система и его место среди других семиотических систем; 2) язык и речь; 3) история и типы письменности; 4) гипотезы происхождения человеческого языка; 5) внешние условия существования языка: дифференциация и интеграция языков, языковые контакты – явления субстрата, суперстрата и адстрата, языковые союзы; 6) методы лингвистического описания и возможные классификации языков; 7) международные языки; роль английского языка в современном мире.

Вопросы внутренней лингвистики рассматривают устройство языка – основные единицы языка и основные типы отношений между ними, язык как система систем: фонетико-фонологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни языковой структуры.

                                    


 

Содержание семинарских и практических занятий

►Модуль 1.

ТЕМА 1. Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц (2 ч.)

 

Цель – сформировать общие представления о предмете, объекте, разделах языкознания, уровнях языковой системы, единицах языка и речи, внутриуровневых и межуровневых отношениях единиц языка.

Понятия: языкознание, предмет языкознания, объект языкознания, метод языкознания, сравнительно-исторический метод, язык; форма языка, функция языка, речь, “внутренняя” и “внешняя” лингвистика; синхрония и диахрония, система языка, структура языка, уровень языковой системы, единица языка, единица речи, синтагматика единиц языка, парадигматика единиц языка

Вопросы для обсуждения

1. Понятие языка, формы существования и функции.

2. Язык и речь: диалектическое единство и отличительные свойства.

3. Основные уровни языковой системы (фонемный; морфемный; лексический; синтаксический). Единицы языка и единицы речи: фонема – звук (аллофон); морфема – морф; слово (лексема) – словоформа (лекс); предложение – высказывание.

4. Межуровневые (иерархические) и внутриуровневые (синтагматические и парадигматические) отношения единиц языка. Парадигматика и синтагматика языковых единиц.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 15-59.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.004 с.)