Кандидат филологических наук доцент кафедры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидат филологических наук доцент кафедры



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Направление подготовки 050100: Педагогическое образование

Профиль подготовки: Иностранный язык

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 


 

                                                  Пермь

                                                   ПГПУ

                                                    2011


УДК 81(075.8)

ББК Ш10-923

В 24  

Рецензент:

Кандидат филологических наук доцент кафедры

иностранных языков, лингвистики и международной коммуникации

Пермского государственного технического университета О.С. Гребенкина

 

Автор-составитель: канд.фил.наук, доц. Тетерлева Е.В.

  В 24 Введение в языкознание: учеб.-метод. комплекс по дисциплине. Направление: Педагогическое образование. Профиль:   Иностранный язык (английский язык) Квалификация бакалавр / авт.-сост. Е.В. Тетерлева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 46 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение в языкознание составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование.

Дисциплина входит в профессиональный цикл,  относится к вариативной части.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.

 

 

УДК 81(075.8)

ББК Ш10-923

 

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан:____________________________________(Логинова Т.Г.)

 

Согласовано: Учебно-методическое комиссия факультета: «___» __________________2011 г. ______________________________     Рекомендовано кафедрой: Протокол №  33 «15»  мая 2011 г. Зав. кафедрой _______________ Баранцева О.А.

©Тетерлева Е.В.,

составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный   

педагогический университет», 2011


Содержание

1.  Цели и задачи изучения дисциплины                                                                  4

2.  Место дисциплины в структуре ООП                                                                   4

3.  Требования к результатам освоения дисциплины                                          4

      3.1. Принятая структура компетенций                                                                      4

      3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и

    формируемых компетенций                                                                                          6

4.  Объем дисциплины                                                                                                     7

      4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы                                                    7

      4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы                             8

5. Содержание дисциплины                                                                                          9

      5.1. Программа дисциплины                                                                                       9

      5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины                                               14

      5.3. Содержание семинарских и практических занятий                                       15

6.  Образовательные технологии                                                                          25

    6.1. Технологии аудиторной работы                                                                  25

    6.2. Технологии внеаудиторной работы                                                            26

7.  Структура и содержание самостоятельной работы студентов                  27

      7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов                 27

      7.2. Содержание самостоятельной работы студентов                                           27

      7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические                                                                                                                рекомендации    по их выполнению                                                                         28

Учебно-методическое, информационное и

    материально-техническое обеспечение дисциплины                                      28

      8.1. Основная литература                                                                                             28

      8.2. Дополнительная литература                                                                                29

      8.3. Учебно-методические материалы                                                                      31

      8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы            32

      8.5. Материально-техническое обеспечение                                                          33

9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации                                                               33

      9.1. Требования и форма проведения входного контроля                                   36

      9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний                                          36

      9.2.1. Формы текущего контроля знаний                                                                  26

      9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций                                    37

      9.3 Форма и содержание промежуточной аттестации                                          40


 

1. Цели дисциплины: получить необходимую начальную общелингвистическую подготовку, предваряющую изучение последующих дисциплин лингвистического цикла; ознакомиться с понятийно-терминологическим аппаратом языкознания, расширить лингвистический кругозор; научиться подбирать необходимый языковый материал, анализировать и систематизировать факты языка.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (БЗ.В.ОД.1).

Для освоения дисциплины Введение в языкознание студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Введение в языкознание» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Вид учебной работы

Очная

Номера семестров:

2

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

44

 

Лекции (Л) 18
Семинарские занятия (СЗ) 26

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

100

 

Реферат 10
Конспект в рабочей тетради 54
  Подготовка к экзамену 36

Общая трудоемкость:   часы/ зачетные единицы

144/ 4 ЗЕТ

Входной контроль (вид, № семестра)

2

Текущий контроль (вид, № семестра)

2

Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров

2-экзамен

П/п

Раздел/ тема

Неделя сем-ра

Всего час.

Виды учебной работы

студентов

И трудоемкость (в часах)

Аудиторная

Работа

Сам.

Работа

Лек. Сем. Обяз. Доп.

Модуль 1. Введение в науку о языке

1,2,3 22 2 4 16   1. Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц   14 2 2 10   2. Проблема происхождения языка.   8   2 6  

Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем

4,5,6 23 2 4 17   1. Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных.   14 2 2 10   2. Письмо, его история и типы.   9   2 7  

Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии

7,8 11         1. Фонетика: акустический, артикуляционный и лингвистический аспекты. Фонетические единицы и фонетические процессы.   11 2 2 7  

Модуль 4. Основы общей лексикологии

9,10,11   25 4 4 17   1. Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения.   11 2 2 7   2. Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка.   14 2 2 10  

Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса

12,13,14, 15,16 29 6 6 17   1. Грамматика: морфология.   18 4 4 10   2. Грамматика: синтаксис.   11 2 2 7  

Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу

17,18,19, 20 24 2 6 16   1. Классификации языков мира. Международные языки.   12 2 4 6   2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков.   12   2 10  

 

5. Содержание дисциплины

 

5.1. Программа дисциплины.

Понятие письменности. Письмо как особая знаковая система. Причины возникновения письма. Предписьменный этап: предметное письмо, вампум, кипу и др. Этапы развития начертательного письма: достоинства и недостатки. Пиктография (рисуночное письмо) – первый этап начертательного письма: достоинства и недостатки Идеография – символическое письмо. Важнейшие системы идеографического письма – китайское иероглифическое письмо, древнеегипетская иероглифика, клинописное шумерское письмо. Консонантное письмо. Слоговое письмо. Буквенное письмо. Алфавиты. Графика. Орфография. Основные принципы орфографии: фонематический (морфематический); фонетический; традиционно-исторический. Специализированные системы письма (транскрипция, транслитерация, стенография). Расположение знаков начертательного письма у разных народов.

Содержание семинарских и практических занятий

►Модуль 1.

ТЕМА 1. Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц (2 ч.)

 

Цель – сформировать общие представления о предмете, объекте, разделах языкознания, уровнях языковой системы, единицах языка и речи, внутриуровневых и межуровневых отношениях единиц языка.

Понятия: языкознание, предмет языкознания, объект языкознания, метод языкознания, сравнительно-исторический метод, язык; форма языка, функция языка, речь, “внутренняя” и “внешняя” лингвистика; синхрония и диахрония, система языка, структура языка, уровень языковой системы, единица языка, единица речи, синтагматика единиц языка, парадигматика единиц языка

Вопросы для обсуждения

1. Понятие языка, формы существования и функции.

2. Язык и речь: диалектическое единство и отличительные свойства.

3. Основные уровни языковой системы (фонемный; морфемный; лексический; синтаксический). Единицы языка и единицы речи: фонема – звук (аллофон); морфема – морф; слово (лексема) – словоформа (лекс); предложение – высказывание.

4. Межуровневые (иерархические) и внутриуровневые (синтагматические и парадигматические) отношения единиц языка. Парадигматика и синтагматика языковых единиц.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 15-59.

Модуль 1.

ТЕМА 2. Проблема происхождения языка (2ч.)

 

Цель: ознакомить с существующими гипотезами возникновения человеческого языка.

 

Понятия: теория«по установлению» (thesei), теория «по природе» (physei), теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий), жестовая теория происхождения языка, теория общественного договора, теория трудовых выкриков

 

Вопросы для обсуждения

1. Проблема происхождения языка. Невозможность решения проблемы сугубо лингвистическим путем.

2. Гипотезы происхождения языка в античном мире: «по установлению» (thesei); «по природе» (physei). Логисическая теория происхождения языка: язык – дар богов. Причины живучести идеи божественного происхождения языка.

3. Биологические гипотезы: теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий); теория происхождения языка из жестов.

4. Социальные гипотезы: теория общественного договора; теория трудовых выкриков, совместной деятельности людей. Обоснование социальной необходимости возникновения языка. Принцип «гоминидной триады» – прямохождение – рука – мозг. Современное состояние проблемы.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 457-464.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие знака, знаковой системы и знаковой ситуации. Важнейшие свойства знаков.

2. Виды знаков: собственные (признаки) и искусственные (словесные и несловесные). Понятие “нулевого знака”.

3. Специфика и структура языкового знака. Асимметричность планов выражения и содержания языкового знака.

4. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных.

Базовый учебник

Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.34-45, 56-58.

Модуль 2.

ТЕМА 2. Письмо, его история и типы (2 ч.)

 

Цель: сформировать общие представления об этапах истории письменности и типах письма.

Понятия: письменность, предметное письмо, вампум, купу, пиктография, идеография, фонография, пиктограмма, идеограмма, иероглифика, консонантное письмо, слоговое письмо, буква, алфавит, графика, орфография, принцип орфографии, транскрипция, транслитерация, стенография

 

Вопросы для обсуждения

1. Причины возникновения письма как особой знаковой системы.

2. Предписьменный этап: предметное письмо, вампум, кипу и др.

3. Этапы развития начертательного письма: достоинства и недостатки.

4. Основные принципы орфографии: фонемный, фонематический, традиционно-исторический.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 347-384.

Вопросы для обсуждения

1. Аспекты изучения звуков: акустический, артикуляционный, лингвистический.

2. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

3. Позиционные и комбинаторные фонетические процессы.

4. Фонология: признаки и функции фонемы. Звук речи и звук языка. Научные традиции в фонологии. Понятия фонемы в МФШ и ПЛК.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 157-242.

Вопросы для обсуждения

1. Проблема определения слова.

2. «Семантический треугольник». Слово и предмет. Слово и понятие.

3. Типы лексического значения.

4. Виды переноса наименований: метафора, метонимия, синекдоха.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 60-156.

Модуль 4.

ТЕМА 2. Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка (2 ч.)

Цель: сформировать общие представления о системных отношениях в лексике и способах пополнения словарного состава.

Понятия: лексико-семантическая парадигматика, лексико-семантическая группа, тематическая группа, семантическое поле, синонимия, синоним, синонимический ряд, языковой синоним, речевой синоним, антонимия, антоним, языковой антоним, речевой антоним, энантиосемия, гипо-гиперонимическая группа, гипоним, гипероним, конверсивы, меронимы, омонимия, омоним, омофон, омограф, омоформа, полный омоним, интеромонимия, интеромоним, «ложные друзья переводчика», паронимия, пароним, фразеологизм, фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, лексическая синтагматика, закон сочетаемости слов, словарный состав языка, основной словарный фонд, лексика (активная, пассивная, общеупотребительная, ограниченного употребления, нейтральная, книжная, разговорная, официально-деловая, исконная, заимствованная) жаргон (сленг), профессионализм, арготизм, диалект, этнографизм, варваризм, экзотизм, термин, архаизм, историзм, неологизм, калька, пуризм, внешняя деривация (морфемная); внутренняя деривация (семантическая)

 

Вопросы для обсуждения

1. Принципы классификации лексики: семантический, стилистический, хронологический, генетический.

2. Корреляции семантического поля: синонимия, омонимия, антонимия и др.

3. Фразеология: типы фразеологизмов.

4. Пути обогащения лексического состава языка.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 90-101, 133-151.

Вопросы для обсуждения

1. Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория.

2. Способы выражения грамматических значений.

3. Грамматические классы слов и их классификации.

4. Способы словообразования.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 244-323.

Модуль 5.

ТЕМА 2. Грамматика: синтаксис (2 ч.)

 

Цель: сформировать общие представления о синтаксическом строе языка.

Понятия: синтаксис,словосочетание (сочинительное, подчинительное), предложение (простое, осложненное, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное), синтаксическая связь, согласование, управление, примыкание, сочинительный союз, подчинительный союз, грамматическая предикативность, предикация, предикат, предикатив, главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство), парадигма предложения, внутренняя семантика предложения, внешняя семантика предложения, коммуникативная семантика предложения, актуальное членение предложения, тема, рема, эквивалент сложного предложения, семантический актант, агент, патиент, локатив, бенефициант, экспериенцер,

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные единицы синтаксиса и их типы

2. Внутренняя семантика предложения. Соотношение «частей речи» и членов предложения.

3. Внешняя семантика предложения. Соотношение членов предложения и семантических актантов.

4. Актуальное членение предложения.

Базовый учебник

Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.184-218.

Вопросы для обсуждения

1. Принципы классификации языков мира.

2. Международные естественные языки. «Клуб мировых языков».

3. Международные искусственные языки.

4. Причины и возможные последствия распространения английского языка в мире.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 386-456.

Модуль 6.

ТЕМА 2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков (2 ч.)

 

Цель: сформировать общие представления о факторах языкового развития, языковых контактах, причинах появления интерференции.

Понятия: асимметрия означаемого и означающего, принцип аналогии, фонетический закон, языковой контакт, конвергенция, дивергенция, адстрат, субстрат, суперстрат, языковой союз, билингвизм, интерференция языков

 

Вопросы для обсуждения

1. Причины и закономерности языкового развития.

2. Внешние и внутренние факторы развития языка. Взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции.

3. Процессы взаимодействия языков: конвергенция (адстрат, субстват, суперстрат); дивергенция.

4. Понятие интерференции и причины ее появления. Возможные ошибки вследствие явления интерференции в фонетике, лексике и грамматике при изучении иностранного языка.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 464-487.

Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Введение в языкознание» используются следующие образовательные технологии:

6.1 Технологии аудиторной работы:

Традиционные технологии

· лекции:

· установочные и обобщающие лекции,

· семинарские занятия.

 

Традиционные технологии

· Конспектирование литературы

· Подготовка к коллоквиуму, собеседованию

· Реферирование монографии и периодических изданий

Наименование раздела

дисциплины

Виды самостоятельной работы

(ак. час. / зач. ед.)

Общая трудоемкость

  (ак. час. / зач. ед.)

Конспектирование в рабочей тетради Написание реферата по одной из тем (на выбор студента) Подготовка к экзамену

Модуль 1. Введение в науку о языке

  1. Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц 6   4 10/0,3 зет 2. Проблема происхождения языка. 4   2 6/0,1 зет

Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем

  1. Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных. 6   4 10/0,3 зет 2. Письмо, его история и типы. 4   3 7/0,2 зет

Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии

  1. Фонетика: акустический, артикуляционный и лингвистический аспекты. Фонетические единицы и фонетические процессы. 4   3 7/0,2 зет

Модуль 4. Основы общей лексикологии

  1. Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения. 4   3 7/0,2 зет 2. Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка. 6   4 10/0,3 зет

Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса

  1. Грамматика: морфология 6   4 10/0,2 зет 2. Грамматика: синтаксис 4   3 7/0,2 зет

Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу

  1. Классификации языков мира. Международные языки. 4   2 6/0,1 зет 2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков. 6   4 10/0,3 зет   ИТОГО: 54/1,5 зет 10/0,3 зет 36/1 зет 100 / 2,8 зет

7.2 Содержание самостоятельной работы студентов

№ п/п Виды самостоятельной работы Тема дисциплины курса Обязательное/ дополнительное Сроки (неделя семестра) Форма контроля
1. Конспектирование в рабочей тетради Все обязательно 1-20 В ходе опроса на практических занятиях
2. Написание реферата По выбору студента обязательно 1-20 Собеседование на экзамене
  1. 3. Темы рефератов

1. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

2. Проблема соотношения языка и речи.

3. Проблема соотношения языка и мышления.

4. История создания славянской системы письма.

5. Типы ударений в языках мира.

6. Картина мира и ее отражение в лексике языка.

7. Картина мира и ее отражение в грамматике языка.

8. Картина мира и ее отражение во фразеологии языка.

9. Самые «удивительные» языки мира.

10. Языки аналитические и синтетические.

11. Языки агглютинирующие и фузионные.

12. Международные искусственные языки.

13. Международные языки естественного происхождения.

14. Индоевропейская языковая семья.

15. Мертвые языки и их значение для истории культуры.

16. Языковая ситуация в современной Великобритании.

17. Языковая ситуация в США.

18. «Ложные друзья переводчика».

19.  Проявление интерференции в фонетике, лексике и грамматике изучаемого языка.

20. Типы словарей.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины  

 

8.1. Основная литература (изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов):

 

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные С указанием шифра библиотеки Краткая аннотация
1 Боронникова, Н.В.  Языкознание: Курс лекций / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. – 343 с. Ш10-923 Б835 ББК 81 Курс представляет собой введение в цикл лингвистических дисциплин. В дополнение к материалу классических учебников включает вопросы лингвистики речи и словарь лингвистических терминов.
2 Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с. Ш10-923 М316 ББК 81я73 В классическом учебнике освещены основные разделы языкознания, понятия и проблемы науки о языке.
3 Реформатский, А.А. Введение в языковедение / Реформатский. – 4-е изд. М.: Аспект Пресс, 2002. -536 с. Ш 10-923 Р 455 ББК 81 Классический учебник знакомит студентов с системой понятий и терминов, которыми пользуется любая языковедческая дисциплина. Даются сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, что такое структура и система языка. Указаны принципы эволюции языка.

 

 

8.2. Дополнительная литература:

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные с указанием шифра библиотеки Краткая аннотация
1. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. – 128 с. Материал охватывает вопросы сущности, происхождения, функционирования языка как знаковой системы, его внутренней структуры, через углубленное рассмотрение основных частей (фонетики, лексики, грамматики), общие вопросы развития и взаимодействия языков, их классификации и виды письма. Материал представлен в виде таблиц и схем, а также включает краткий словарь лингвистических терминов.
2. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2001. – 391 с. Ш 10-923 В 29 ББК Ш10-923, Ш 10я7 В 29 Ш 10я7 Пособие содержит сведения, отражающие современное состояние науки о языке и позволяющие овладеть основами теоретических знаний по лингвистике.
3. Гречко, В.А. Теория языкознания: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. – 375 с. Ш 10-923 Г 814 ББК 81 Учебное пособие включает темы: проблема сущности языка, система и структура языка, форма существования языка, язык и мышление, язык как знаковая система, язык и общество, форма и содержание языка, типы языковых значений, происхождение языка и др. Проблемы рассматриваются с учетом новейших научных достижений и в контексте современных реалий.
4. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. – 232 с. Ш 10-923 К 188 В пособии рассматривается внутренняя и социальная структура языка, даются основные сведения о лингвистической типологии и языковом родстве.
5. Левицкий, Ю.А. О классах грамматических единиц: Учебное пособие по спецкурсу / Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГПИ, 1987. – 67 с. В пособии рассматриваются традиционная, формальная, семантическая и функциональная классификации «частей речи» - грамматических классов слов, указываются достоинства и недостатки каждой из классификаций.
6. Левицкий, Ю.А. Язык, речь, текст: Учебное пособие по курсу «Общее языкознание» / Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 1999. – 124 с. В пособии предпринята попытка дать единообразную интерпретацию основных понятий лингвистики: «язык», «речь», «текст», «знак», «система», «структура».
7. Левицкий, Ю.А. Основы теории синтаксиса: Учебное пособие по спецкурсу / Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2003. – 419 с.   В пособии рассматриваются основные понятия синтаксиса и их интерпретация в разных типах грамматических учений.
8 Левицкий, Ю.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий. Пермь, ПГУ, 2004. – 156 с. Издание представляет собой курс лекций по теоретической грамматике современного английского языка.
9 Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с. В книге показано место языка в жизни человека и истории человечества. Рассмотрены закономерности социальной эволюции языков, разнообразие языковых ситуаций на Земле, современные проблемы общения в многообразном мире.
10. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. – 296 с. Ш10-923 Н831 ББК Ш10-923 В пособии раскрываются важнейшие принципы устройства языка, его происхождения, развития и функционирования в современном обществе. К каждой теме прилагаются задачи и упражнения для самостоятельной работы.

Тест

1. Язык – это

а) генетически наследуемая способность человека, обязательно, при любых обстоятельствах реализующаяся при наступлении определенного возрастного периода.

б) чисто биологическое явление.

в) естественно на определенной стадии развития человеческого общества возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности.

г)  результат свободного творчества человека.

 

2. Определением какого лингвистического понятия является следующее? «Служебная морфема, минимальный строительный элемент языка, присоединяемый к корню в процессах морфологической деривации и служащий преобразованию корня в грамматических или словообразовательных целях».

а) фонемы

б) аффикса

в) буквы

г) слова

 

3. Слова «два» в русском языке, «two» в английском и «zwei» в немецком сходны. В чем причина этого сходства?

а) Во взаимовлиянии соседних языков.

б) В случайно совпадении.

в) В родстве языков, общности происхождения.

г) В универсальности языковой логики.

 

4. Соотнесите способ синтаксической связи и соответствующие словосочетания.

1) согласование 2) управление 3) примыкание а) новое платье б) спускаться вниз в) гордиться отцом г) копать лопатой д) очень быстро е) синее море  

5. Носителем лексического значения является

а) корень

б) корень со словообразовательными морфемами

в) словообразовательная морфема

г) аффикс

 

6. Какой язык не входит в «клуб мировых языков?

а) китайский (мандарин)

б) английский

в) испанский

г) русский

д) арабский

е) японский

ж) французский

 

7. Укажите мертвые языки:

а) македонский б) праславянский в) латинский г) ведийский д) санскрит е) чешский    

СК 1



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.205.18 (0.2 с.)