Глава третья «утрата живой души». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава третья «утрата живой души».



Пророчество сбывается. Перед нами трагедия века двадцатого в стихотворении крестьянского поэта Н.А.Клюева.


Обозвал тишину

                           глухоманью,

Надругался над белым "молчи",

У креста простодушною данью

Не поставил сладимой свечи.

В хвойный ладан дохнул папиросой

И плевком незабудку обжег.

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох.


Как и в предыдущем произведении, лирический герой полностью утратил уважение к природе, не говоря уже о любви, если «о бозвал тишину глухоманью…» и «плевком незабудку обжег».

Вернее, отношение его стало враждебным – и не только к самой природе, если можно «не поставить сладимой свечи» у Креста – потому что свеча символизирует устремлённую к Небесам молитву. Значит, не признаёт он Творца и Его творений – созданное Творцом мироздание. Вернее, от Творца такой «человек» отрёкся. Оттого и во всём враждебность, ненависть к Вечной Красоте.

Конечно, всё сказанное не только о духовно слепом и злобном человеке. Это словно приход антихриста в окаянном семнадцатом году, когда стали разрушать храмы, разрушать Святость и любовь.

И стала постепенно пропадать вера человека в душу мироздания, в её Творца.                    И потерявшая веру душа начала чернеть, погружаться во мрак. А потому …


Светлый отрок - лесное молчанье,

Помолясь на заплаканный крест,

Закатилось в глухое скитанье

До святых, незапятнанных мест.

Заломила черемуха руки,

К норке путает след горностай...

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай.


Мироздание «уходит» от почерневших душ в далекие, неизвестные им места, так как ему нет смысла оставаться там, где его не признают и не уважают. Этот «поступок» можно сравнить со случившемся в стихотворении    Е.А. Баратынского «Приметы». И здесь природа оставляет людей - «закрывает» для них свое «сердце» и уходит.

«Сын железа и каменной скуки попирает берестяный рай» - а вместе с ним «попирает» свою душу...

Глава четвёртая «Трагедия души народа».

И вот таких «несчастных» и приносящих несчастье другим становится великое множество. А потому вот ещё один крик души того же поэта, от Руси крестьянской неотделимого.



Братья, мы забыли подснежник,

На проталинке снегиря,

Непролазный, мертвый валежник

Прославляют поэты зря!

Хороши заводские трубы,

Многохоботный маховик,

Но всевластней отрочьи губы,

Где живет исступленья крик.

Но победней юноши пятка,

Рощи глаз, где лешачий дед.

Ненавистна борцу лампадка,

Филаретовских риз глазет!


Ненависть к облачению священнослужителей, к Церкви… Потому что вера в Бога - Творца Неба и земли утрачена. «Вера» в науку, в цивилизацию. Всё это видно, всё это чувствуется уже в первом четверостишии.


И всё же наука могла возникнуть только в лоне христианской цивилизации – о чём «легкомысленно» забыли. Потому что «отрочьи губы», в который «живёт исступленья крик», сильнее «голоса» науки - вера сильнее холодного, бездуховного разума.


               Глава пятая «Возвращение…»


И нельзя, невозможно живую душу убить!


А потому обратимся к одному из довольно известных произведений Б.Л.Пастернака.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.004 с.)