Поправки в Конституции Российской Федерации в части статуса Президента РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поправки в Конституции Российской Федерации в части статуса Президента РФ



Аннотация: Авторомв работе рассматривается конституционный статус Президента Российской Федерации в свете последних конституционных поправок, ознаменовавших масштабную конституционную реформу в России 2020 году, анализируются новшества, а также изменения, внесённые в статью 81 Конституции РФ и высказывается мнение.  

Ключевые слова: Президент Российской Федерации, конституционная реформа, срок Президента, поправки в Конституцию РФ.

 

Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»[308] в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, объем и значение которых свидетельствуют о масштабной конституционной реформе в России.

Значительная часть конституционных поправок коснулась статуса главы государства. Заметно возросли квалификационные требования к кандидату на президентскую должность. Президентом Российской Федерации теперь может стать гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, вместо 10 лет по прежней редакции Основного Закона. Так называемый «ценз оседлости» для кандидата в Президенты, таким образом, увеличивается в 2,5 раза, что кажется чрезмерным, даже с учетом зарубежного опыта, но является мудрым решением, так как даёт гарантию, что человек избранный на пост президента является лицом, прожившим в нашей стране немалую часть своей жизни, а значит заинтересован в улучшении её качества. 

Согласно новой конституционной редакции Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Данное уточнение (нововведение) является крайне важным, так как защищает государство и народ от так называемых «засланцев», ведь на главную государственную должность России претендует много сил, в том числе – аффилированных с Западом. Если человек не связывает свое будущее с Россией, а готовит себе «запасной аэродром» – то такой фигуре не место на посту Президента РФ. В требованиях к кандидату на пост Президента с точки зрения счётов, вкладов, ценностей, расположенных за пределами Российской Федерации, явно прослеживается заслон от тех, кто имеет тот же «запасной аэродром». Очевидно же: где у человека кошелёк, там и его надежды, устремления и планы.

 В своем Заключении от 16 марта 2020 № 1-З Конституционный Суд РФ подобные ограничения признал правомерными, указав, что введение для Президента Российской Федерации требования не иметь ни в прошлом, ни в настоящем гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, согласуется с особым конституционно-правовым статусом главы государства, на которого возложены основные обязанности по охране государственного суверенитета [309].

Новая конституционная редакция содержит ту примечательную оговорку, что ценз единственного гражданства в отношении кандидата на должность Президента РФ не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.

Несомненно, что это исключение сделано в отношении жителей Республики Крым, ранее входившей в состав Украины, что вполне оправдывается интересами государственной преемственности.

Неоднозначный резонанс вызвали конституционные новеллы, касающиеся ротации президентской должности. В соответствии с конституционными поправками пребывание в должности главы государства одного лица ограничивается двумя сроками, вместо имевших место двух сроков подряд, что можно полагать мерой прогрессивного порядка, обеспечивающей разумную сменяемость высшей власти, усиливающей республиканский образ государственного правления в России и устраняющие длительные сроки правления повторяющихся лиц, приводящие к застою.

Но одновременно поправками устанавливается, что конституционный предел в два срока не применяется к лицу, занимавшему или занимающему должность Президента РФ на момент вступления поправок в силу (ч. 3-1 ст. 81 Конституции РФ), что позволит, в частности, действующему Президенту в третий раз подряд избираться на должность главы государства. Такое уточнение создаёт множество мнений касающееся того «Зачем?» нужна эта оговорка. Одни считают, что нет труда в том, чтобы предсказать итог следующих выборов и не торопиться снимать со стен портреты действующего главы государства, другие же придерживаются мнения, что в двадцать четвёртом году действующий Президент не будет баллотироваться на третий срок, а данная поправка имеет своё значение лишь во внешней политики, как ослепляющий эффект. До сих пор не утихают дискуссии по вопросу легитимности решения аннулирования властных сроков для действующего президента. Но чьё мнение окажется истинным нам станет известно лишь в марте 2024 году на Президентских выборах. Накануне конституционной реформы С.А. Авакьян справедливо отмечал: «Хотим мы этого или нет, но главным вопросом в 2022 г. станет сохранение на следующий срок своих полномочий действующим главой государства»[310].

Конституционный Суд России вполне согласился с подобной оговоркой, указав в своем Заключении от 16 марта 2020 г., что конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства, его определение в рамках электоральной конкуренции всегда остается за избирателями[311].

Другими словами, лимит пребывания в должности одного лица не является принципиальным, поскольку в конечном итоге выбор остается за избирателями.

Но если руководствоваться подобной логикой, то можно вообще отказаться от всякого лимита избрания на президентскую должность, который всегда полагался важнейшей гарантией республиканского правления. В науке справедливо отмечается, что сменяемость власти – это правовой принцип, производный от фундаментальных принципов демократии, республиканской формы правления, разделения властей и верховенства права, а потому составляющий одну из неотъемлемых черт конституционного государства[312].

Ведь сам Конституционный Суд указывает в своем Заключении, что лимит в два срока направлен на упрочение гарантий периодической сменяемости Президента.

Таким образом, поправки, внесённые в статью 81 Конституции РФ, пускай и вызвали двоякое мнение у граждан, но они необходимы, так как укрепят республиканскую форму правления в Российской Федерации и не допустят того, что у власти окажется пришлый человек или обладатель «запасного аэродрома».

 


Курносова Арина Сергеевна

студентка 3 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Ефименко Л.А.,

доцент кафедры конституционного и муниципального права

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

кандидат юридических наук, доцент

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.005 с.)