Организация проектной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проектной деятельности



При организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, механизмы развития творческого воображения, художественного мышления и восприятия искусства, особенности становления изобразительной деятельности детей, следует опираться на весь комплекс полученных учащимися знаний и умений.

В ходе осуществления проектной деятельности на уроках изобразительного искусства, предполагается исследовательская или частично-поисковая работа с использованием различных ресурсов (фотоматериалов, натурных постановок, предметов декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений искусства, творческих работ учащихся, натурных зарисовок, учебников, методических пособий, Интернет-ресурсов и т. д.) с целью изучения проблемной ситуации. (Проблемная ситуация – это психическое состояние, вызванное затруднением человека, когда он не знает, как объяснить явление, факт, процесс, не может достичь цели известными способами, и побуждающее к поиску новых способов объяснения или действия).

Учебная исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства может быть отнесена к трем видам:

1. констатирующая исследовательская деятельность (основана на наблюдении) - раскрытие существенных признаков предметов путем наблюдения (размер, форма, текстура, цвет предмета; отличительные особенности различных природных явлений, объектов живой и неживой природы, объектов, созданных человеком);

2. умозаключающая исследовательская деятельность (основана на наблюдениях и опытах, выявляющих причинные связи между явлениями);

3. обобщающая исследовательская деятельность (основана на раскрытии закономерностей явления на основе наблюдения и опыта).

Например, при изучении в первом классе способа изображения птицы при помощи геометрических фигур, учащиеся отмечают сходство отдельных частей тела птицы с геометрическими фигурами (констатирующая исследовательская деятельность). Правильно отвечают на вопросы, почему у дятла клюв длинный, у синицы – маленький, а у орла - крючкообразный (умозаключающая исследовательская деятельность). Правильно делают вывод, что у всех хищных птиц клюв крючкообразный, а у всех водоплавающих птиц – на лапах между пальцами перепонки (обобщающая исследовательская деятельность) и т.п.

Все три вида могут сочетаться и взаимодополнять друг друга, однако для дошкольного и младшего школьного возраста наиболее доступна констатирующая исследовательская деятельность. Умозаключающая исследовательская деятельность также доступна младшим школьникам, однако, здесь необходимо моделирование учителем проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов. К обобщающей исследовательской деятельности учащиеся подводятся учителем постепенно, по мере накопления ребенком субъективного жизненного и художественного опыта и опыта исследовательской и проектной деятельности.

В практике обучения изобразительному искусству, решение проблемной ситуации неотделимо от решения художественно-творческих задач, и здесь на главное место выходят задачи по созданию художественного образа в процессе реализации творческой работы.

Цель деятельности педагога – создание условий для художественного исследования действительности, для поиска способов материализации замысла учащихся, создания ими художественного образа. Для учащихся начальной школы работа по созданию художественного образа наиболее плодотворно протекает при совместной работе над творческим проектом под руководством педагога, так как в этом возрасте учащиеся имеют недостаточный жизненный и художественный опыт и самостоятельно еще не в состоянии осуществить эту работу. В начальной школе формируются только базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем складывается система эстетических знаний, формируется собственные художественно-практические навыки ученика. Кроме того, учащимся младшего школьного возраста очень нравится совместная изобразительная деятельность, так как каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту, и продукт совместной деятельности получается более впечатляющим, эмоционально гораздо сильнее затрагивает детей [3, с.11]. Педагог может подсказать источники информации, а может направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный результат.

В ходе работы над совместным проектом на уроках изобразительного искусства выделяются следующие особенности этапов проектной деятельности:

1. поисковый (диагностический) этап характеризуется постановкой проблемной ситуации (эмоционально-художественных затруднений), актуализацией собственного багажа знаний, наблюдений, эмоционально-эстетических впечатлений, ассоциаций, художественно эстетического опыта;

2. аналитический этап характеризуется эстетической оценкой явлений действительности, осознанием художественных противоречий, затруднений художественно-эмоционального и мыслительного характера в реализации замысла, поиском способов воплощения замысла и художественного языка, сбором необходимой информации и материалов в различных источниках, а также путем натурно-исследовательских зарисовок, зарисовок аналогов в искусстве, зарисовок первых собственных творческих идей и эскизирования;

3. прикладной этап характеризуется реализацией замысла, изображением художественного образа в материале;

4. презентационный этап характеризуется эмоционально-эстетической оценкой (рефлексией) результата решения художественно-творческой задачи (художественного образа) с точки зрения его оригинальности, художественной выразительности, адекватности замыслу, эмоциональной насыщенности, на этом этапе происходит оформление и презентация проекта.

Результат реализации проекта зависит от того, как тщательно были проведены диагностический и аналитический этапы проекта и насколько грамотно организован педагогом прикладной этап работы над совместным проектом.

Фаза реализации проекта (прикладной этап) занимает наибольшее количество времени и может достигать значительной длительности (в некоторых случаях на проект может отводиться целая четверть). Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, "погружение" и т.п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла учебно-познавательной деятельности). Используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

 

На этом этапе педагог обязан спланировать организацию работы в группе, способы коммуникации и связей участников проекта, ввод в действие систему стимулирования, функционирование системы контроля за ходом работы, решение текущих задач.

Если рассматривать формы организации учебной деятельности по способу взаимодействия участников учебного процесса, то становится очевидным, что взаимодействие в большой группе/классе и взаимодействие в малых группах происходит не одинаково. В большой группе учитель работает с учащимися фронтально, взаимодействие между учащимися минимальное – каждый выполняет индивидуальную работу. В малых же группах, учитель работает с каждой группой в отдельности, кроме этого идет активное взаимодействие между участниками группы и между группами. Отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Учащиеся выполняют, как правило, работу, основанную на совместной деятельности. Величина группы может быть различной, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 10 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.005 с.)