Совместно-индивидуальная форма организации изобразительной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместно-индивидуальная форма организации изобразительной деятельности.



Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Несмотря на кажущуюся простоту организации, совместно-индивидуальной деятельности, учителю на уроке изобразительного искусства необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции и ее эстетическое качество. Например, на практике очень часто желание объединить индивидуальные работы в коллективную композицию появляется у педагога в конце самостоятельного труда детей. Для этого, как правило, детям предлагается вырезать изображения по контуру и наклеить их на общий фон. Но некоторые обучающиеся могли изобразить предмет в «среде», из которой «вырывать» его бывает очень сложно. Более охотно школьники расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка — стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную де­ятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активней будет их индивидуальная изобразительная деятельность.

Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности обучающихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

· продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

· выбрать единый изобразительный материал и технику изображения, как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

· определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;

· определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединяться или крепиться отдельные детали к общему фону;

· продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции.

Роль организатора коллективной деятельности в начальной школе выполняет учитель. Во фронтальной работе с группой он ставит художественную задачу или занимательную проблему (в зависимости от сценария занятия), руководит поиском путей ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объем, размеры и т. д.). Во время индивидуальной работы детей педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, учителю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно-индивидуальной работы на уроке изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т.е. коллективной композиции.

Если по сценарию занятия дети не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль учителя в организации коллективного процесса, а также его результата велика.

Если же ученики сами являются инициаторами совместной работы, то они могут выступить и организаторами процесса деятельности, и составителями коллективной композиции. В этом случае учитель является лишь консультантом или может возглавить работу группы, которая составляет коллективную композицию. Таким об­разом, роль учителя в процессе коллективного творчества зависит от уровня готовности детей к совместной деятельности.

К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности на занятии изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу всю группу. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого воспитанника.

Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, их положения в пространстве индивидуального листа. В начальной школе могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты гжельской посуды, филимоновской игрушки, варежек, шапочек и т.п.).

Достоинством совместно-индивидуальной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ребенка в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у детей самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причем не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.006 с.)