Совместно-последовательная деятельность и формы ее организации на уроке изобразительного искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместно-последовательная деятельность и формы ее организации на уроке изобразительного искусства.



Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества школьников встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди педагогов изобразительного искусства, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество. Действительно, совместно-последовательная деятельность предполагает последова­тельное выполнение детьми определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроке изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль худож­ника-мастера, работающего на линии, конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей, а ее процесс, дающий возможность не только поработать на воображаемом конвейере, но и пережить чувство ответственности за собственный взнос и за качество конечного результата, имеет огромное воспитательное значение.

Процесс выполнения изделия на групповом конвейере отличается от работы производственного конвейера еще и тем, что дети в отличие от рабочих-сборщиков сами выполняют детали, части собираемого на конвейере изделия. Поэтому совместно-последовательная деятельность на занятии представляет собой два основных этапа:

1. индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;

2. последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной
технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Если рассматривать деятельность каждого ученика, работающего на конвейере, то можно отметить, что на некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например, при выполнении узоров на крыльях и хвостах птиц или декора сарафанов и платков кукол для композиции «Веселый хоровод». Для того чтобы все дети могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход школьников с одного рабочего места на другое. Так, когда будет выполнено достаточное количество заготовок основы изделия, дети, работающие на первых, наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции.

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на занятии перед школьниками встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, декоративное убранство зала, сцены, елочные украшения и т.п. Из тематики приведенных примеров видно, что совместная деятельность детей, организован­ная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат. К тому же производительность художественного труда дошкольников гораздо выше, когда они работают «на конвейере».

Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Учитель тщательно продумывает каждый этап работы «группового конвейера», которым становится ряд столов. Каждый этап коллективной де­ятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологией его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции. К совместно-последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность школьников, организованную по принципу эстафеты.

Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ничем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно-индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» дети поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано предыдущими детьми. В качестве эстафетной палочки на занятии изобразительного искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбике клеем.

В младших классах композиция будущего коллективного панно часто задается учителем, например: графический абрис Жар-птицы и ледяного замка, силуэт корзины для грибов и т.п. В процессе изобразительной эстафеты активизируется чувство композиции обучающихся, так как каждый, привнося свой элемент в общую композицию, старается не разрушить ее целостность, уравновесить ее части и сохранить колорит и стиль изображения. Поэтому у участников изобразительной эстафеты так же высоко чувство ответственности за коллективный результат, как и у тех, кто работает на художественно-производственном конвейере.

Организовать совместную деятельность по принципу эстафеты легче, чем работу конвейера, но у изобразительной эстафеты есть один существенный недостаток. Наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочередную работу учеников непосредственно на общем фоне, поле листа коллективной композиции, например, выполнение кистью какого–либо ее фрагмента. На общем листе могут рисовать одновременно не более двух-трех человек, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить класс на три подгруппы и вести параллельно три коллективные композиции, т.е. предоставить лист для каждого классного ряда. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы – «эстафета».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.005 с.)