Глава 4. Роль сотрудников милиции в обеспечении избирательных прав граждан и их права на участие в местном референдуме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Роль сотрудников милиции в обеспечении избирательных прав граждан и их права на участие в местном референдуме



 

В соответствии с чч. 2, 3 ст. 3, чч. 1, 2 ст. 33, ч. 2 ст. 132 Конституции России граждане имеют право непосредственно участвовать в управлении обществом через избираемых представителей, а также путем референдума. Избирательные права граждан выступают одной из важнейших составляющих статуса гражданина Российской Федерации, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства.

Обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами выступает важнейшим условием формирования демократических основ в государстве. Речь идет не столько о совершенствовании правовой основы избирательной системы, сколько о проблемах в области правоприменительной деятельности в целях обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении избирательных кампаний всех уровней.

В обеспечении избирательных прав граждан участвуют различные субъекты: государственные и муниципальные органы власти всех ветвей и уровней, общественные формирования, международные организации и др. Роль каждого субъекта достаточно четко определена, регламентированы права и обязанности всех участников избирательных кампаний: избирательных комиссий, кандидатов, избирателей, наблюдателей. Правоохранительные органы, в частности, подразделения МВД России выступают в качестве субъекта обеспечивающего проведение избирательных кампаний и могут привлекаться к выполнению возложенных на них задач по инициативе различных участников, на разных этапах выборов.

Участие МВД России в обеспечении избирательных прав граждан отвечает мировым тенденциям, поскольку анализ конституционного законодательства зарубежных стран показывает, что в настоящее время вся деятельность по организации и проведению выборов либо её значительная часть возлагается на министерства внутренних дел. Нередко это объясняется исключительно решением правоохранительных задач – именно в этот период правоохранительные органы имеют возможность реально противодействовать проникновению организованной преступности во властные структуры.

По утвердившейся в российской правовой науке классификации деятельность органов внутренних дел по обеспечению, охране и защите конституционных прав и свобод граждан делится на нормотворческую, организационную, профилактическую, правоприменительную и правоохранительную2. Перечисленные направления деятельности реализуются подразделениями различных уровней системы МВД России. Например, центральный аппарат МВД России разрабатывает комплексный план организационно-практических мероприятий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на период подготовки и проведения федеральных выборов. Для руководства реализацией предусмотренных планом мероприятий создаётся специальный Оперативный штаб. Аналогичные штабы создаются во всех структурных подразделениях органов внутренних дел, возглавляют оперативные штабы, как правило, руководители подразделений лично.

В целях обеспечения спокойной обстановки в населенных пунктах и городах России в преддверии выборов в соответствии с планами, согласованными с органами исполнительной власти, взаимодействующими правоохранительными органами, спецслужбами проводятся комплексные оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению террористических и экстремистских акций, пресечению незаконного оборота оружия, взрывчатых и наркотических веществ.

Круг задач, поставленных перед органами внутренних дел, весьма широк. Основными из них являются: обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов, в том числе охрана помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, сопровождение и охрана транспортных средств, перевозящих избирательные документы, обеспечение пожарной безопасности помещений избирательных комиссий и комнат для голосования, предоставление по запросам избирательных комиссий сведений о наличии у кандидатов, зарегистрированных кандидатов неснятых или непогашенных судимостей, в том числе судимости по уголовному закону иностранного государства, за деяние признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, представление в участковые избирательные комиссии сведений об избирателях, регистрируемых либо снимаемых с регистрационного учёта на территориях соответствующих избирательных участков.

Личный состав органов внутренних дел обязан пресекать противоправную агитационную деятельность, информировать об этом соответствующие избирательные комиссии. Важным направлением деятельности органов внутренних дел является обеспечение личной безопасности кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа, на выборные должности в органы местного самоуправления, членов избирательных комиссий.

Основным субъектом выявления, пресечения, осуществления первоначальных процессуальных действий при нарушении избирательных прав граждан на муниципальных выборах и права граждан на участие в местном референдуме выступают сотрудники милиции. Составы административных правонарушений и уголовных преступлений к настоящему моменту сформулированы вполне емко и, как правило, не предполагают сложной квалификации, поэтому мы сочли возможным не подвергать их анализу, а представить в форме таблицы (Приложение 19).

Кроме того, органы внутренних дел должны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий по контролю за соблюдением порядка финансирования избирательных кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных блоков и избирательных объединений. Специалисты МВД России принимают участие и в работе контрольно-ревизионных служб при Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссиях. ОВД по запросам избирательных комиссий осуществляют проверку достоверности данных, содержащихся в подписных листах, сведений о размере и источниках доходов, имуществе и обязательствах имущественного характера кандидатов в депутаты, их супругов и детей (совместно с налоговыми органами).

Выполнение задач, стоящих перед органами внутренних дел, всегда осложняется изменением политической, социально-экономической, криминогенной ситуацией в стране, что объясняет повышенный научно-практический интерес к работе органов внутренних дел в нестандартных условиях. Осуществление органами внутренних дел своих полномочий в период избирательной кампании следует рассматривать как деятельность в особых условиях, так как с началом выборных процедур увеличивается политическая активность граждан и их объединений, обостряется борьба за власть с использованием кандидатами незаконных методов ведения избирательной кампании. А это, в свою очередь, отражается на общей защищённости прав и свобод граждан и, соответственно, сказывается на деятельности ОВД.

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 1999 года «О внесении изменений и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации "О милиции"» на милицию были возложены дополнительные задачи:

– оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органов местного самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

– оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидата, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органов местного самоуправления;

– принимать меры по пресечению в ходе избирательной компании противоречащей закону предвыборной агитации (возлагая меры по пресечению попыток подкупа избирателей), информировать соответствующую избирательную комиссию о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах.

Возложение на ОВД дополнительных задач по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации не всегда должным образом подготовлено. Так, в результате специального исследования Г.А. Станкевичем выявлено отсутствие методик, оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных алгоритмов фиксации, раскрытия преступных проявлений в условиях избирательного процесса, констатирован недостаточный уровень материально-технического и ресурсного обеспечения ОВД[39]. Возрастает также роль воспитательной работы с личным составом, поскольку именно в период избирательной кампании возрастает роль разъяснения сотрудникам не только их непосредственных служебных обязанностей, но и политической значимости выборных процедур, степень ответственности, возложенной на каждого сотрудника.

Следовательно, обеспечение избирательных прав граждан сотрудниками милиции требует принятия ряда дополнительных организационных действий. Научно-методическое обеспечение осуществляют научно-исследовательские и образовательные учреждения МВД России. Комплектование милиции сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы возлагается на образовательные учреждения МВД России, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.

Очевидно, что нельзя недооценивать особенности выполнения задач по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, как не следует полагаться только на самостоятельную подготовку сотрудников ОВД и поэтому необходимо организовать их профессиональную подготовку к действиям в таких условиях. Причем соответствующие знания должны быть отражены на всех уровнях системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД[40], которая включает:

– специальное первоначальное обучение;

– обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России;

– повышение квалификации;

– переподготовка;

– обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая подготовка).

Заметим, что вопросы обеспечения избирательных прав граждан являются неотъемлемой составляющей обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России (затрагивается несколькими учебными дисциплинами), регулярно включаются в занятия по общественно-государственной подготовке в рамках служебно-боевой подготовки. Ускоренное приобретение знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности до самостоятельного исполнения служебных обязанностей – специальное первоначальное обучение (п. 20 Приказа МВД России от 8 октября 2002 г. № 965) очень своеобразно и соответствующие вопросы объективно не могут быть рассмотрены в должной мере. Поэтому основная нагрузка по подготовке сотрудников милиции к выполнению задач по обеспечению избирательных прав граждан, на наш взгляд, должна осуществляться в форме повышения квалификации и переподготовки.

Основным документом, на основе которого должно осуществляться обучение сотрудников милиции является учебная программа. Учебная программа преследует цель описать стратегию обучения по специальному курсу – включает набор идей и представлений о тенденциях развития избирательного права (содержание обучения) и технологию формирования познавательной деятельности обучающихся (методика преподавания). Прилагаемая программа в этом плане может выступить основой для разработки авторских материалов с учетом категории обучающихся, вида выборов к участию в которых привлекаются сотрудники милиции, времени отводимого на обучение. Система принципов построения учебного курса, критериев отбора учебного материала открыта и предполагает дополнение принципами, отражающими профессионально-педагогическую позицию автора, его видением перспектив своей деятельности, воплощенных в структуре учебного материала[41].

В Нижегородской академии МВД России была разработана примерная программа обучения сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, военнослужащих внутренних войск МВД России, привлекаемых к несению службы на объектах проведения выборов (Приложение 21). Данная программа отражает состояние современного избирательного права России и раскрывает особенности тактики действий сотрудников ОВД, в зависимости от складывающейся обстановки, характера проводимых мероприятий и особенностей объектов выборов.

Проведен тщательный отбор содержания обучения, изложенного в прилагаемой программе, чтобы соблюсти баланс минимально необходимого объема информации, освоение которой позволит сотрудникам ОВД должным образом действовать при проведении избирательных кампаний. Основное влияние оказывают специфика предмета избирательного права, широкий общественный резонанс избирательных кампаний, своеобразием сложившейся правоприменительной практики при их проведении.

Итак, деятельность сотрудников милиции к выполнению задач по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации требует проведения системы организационных мероприятий. Профессиональная подготовка должна учитывать изменяющиеся избирательное законодательство, условия проведения избирательных кампаний, соответствовать многогранным и постоянно обновляющимся задачам, возлагаемым на милицию по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.009 с.)