Навыки , над которыми работаем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навыки , над которыми работаем



умение дистанцироваться от себя, посмотреть на себя со стороны

ш умение сказать о себе в метафорической форме

Материалы: бумага, ручки, материалы для коллажа (камешки, игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, небольшие стеклянные пред­меты, кусочки дерева, ткани).

Работа группы

Разминка

Предложите каждому участнику выбрать в комнате пространство, кото­рое больше всего ему соответствует, с которым он чувствует какой-то резонанс. Можно сесть на пороге, у доски, в уголочке, в самом центре. Сначала ребята должны найти это место глазами, а потом его занять. Пусть они остаются в этом месте к началу следующего упражнения.

Работа по теме занятия

1

 Скажите ребятам: «Сейчас я предложу вам необычное задание. Возьмите лист бумаги и напишите письмо себе. Это могут быть просто размышления о жизни или советы о том, как справиться с про­блемой, можно рассказать о том, чему научились здесь».

Когда все закончат, продолжите: «Теперь следующее задание. Вы по­лучили письмо. Прочитайте его как письмо самого близкого человека и подумайте, что бы вы могли написать в ответ».

После окончания работы снова соберитесь в круг. Спросите ребят, всем ли удалось найти то самое место, которое ему соответствует? Как им работалось там? Что это за место, как его можно охарактеризовать?

325


Раздел 3


Что они чувствовали во время написания письма? Каково было полу­чить письмо? Все ли написали, что было важно? Хотелось бы вам поде­литься с кем-то из группы тем, что вы почувствовали или подумали?

2

 Раздайте листы бумаги и предложите ребятам перечислить 10 ка­честв их характера — как положительных, так и отрицательных, а затем рядом с каждым качеством написать, чем оно полезно, для чего нужно и почему важно в их жизни. Например: активная — много чего успеваю сделать; трудолюбивая — хороню учусь и пр. После того как ребята напишут, для чего качества характера нужны в их жизни, можно в кругу обсудить, удалось ли каждому участнику увидеть в этом какие-то свои ценности. Ведь одно и то же качество характера можно использовать по-разному: я могу быть очень активна и много путеше­ствовать (ценность узнавания нового) или много общаться с людьми (ценность отношений).

3

 Поговорите о том, что отношение к характеру бывает разное, и сравнивать характер можно с разными вещами. Например, ха­рактер можно рассматривать как скрытый от меня самого клад или как часть моего тела — как руку, которой я учусь пользоваться. Или как костюм, который я могу поменять по настроению. Предложите ре­бятам придумать свои метафоры.

Скажите, что сейчас вы поговорите о характере как о кладе внутри нас. Ведь действительно наш характер всегда внутри нас, он дан нам от природы. Кто-то его раскрыл, кто-то — нет. Кроме того, наш харак­тер — это всегда ценность, ресурс.

В разных углах комнаты расставьте разные материалы. Мы предла­гаем использовать камни, кусочки дерева, ракушки, кусочки ткани, стекла, металла, игрушки из киндер-сюрпризов или что-то еще.

Предложите каждому участнику выбрать материалы, которые, как ему кажется, подходят для того, чтобы составить картинку его внутреннего мира, его характера.

Мы предлагаем для набора материалов каждому сделать не­большие кулечки из бумаги, но можно заранее попросить ре­бят принести коробки от обуви. Уделите внимание атмосфере таинственностиприглушите свет, до начала упражнения спрячьте материалынакройте тканью, бумагой. Пусть для ребят это будет открытием, которое они сделают сами.

326


ШЁ Сценарии занятий

Набранные материалы ребята раскладывают на листах бумаги, соз­давая коллаж «Мой характер». Когда все закончат, начните презента­цию коллажей. Дайте возможность каждому желающему рассказать о своей работе; все остальные участники слушают, задают вопросы и говорят о чувствах, которые у них возникают.

VD Очень важно, чтобы высказывания участников не были оценоч- ^^ ными, обидными, следите за этим!

Заключительное обсуждение

Проведите обсуждение занятия в общем кругу. Что было самым ин­тересным и важным сегодня? Что нового подростки узнали о себе, об окружающих, о теме? С каким чувством они уходят?


Раздел 3

занятие 7 _________ Учимся ценить себя ___________

Цели: подведение итогов работы; обобщение опыта самопознания; закрепление позитивных эмоций в отношении себя за счет собствен­ного опыта и обратной связи от других людей.

Навыки, над которыми работаем:

умение выражать симпатию

умение принимать комплименты

навык самоподдержки

Материалы: бумага для «черновика» (тетрадные листы), бумага для «чистовика» (альбомные листы и листы ватмана), ножницы, руч­ки, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага.

Работа группы

Разминка

Предложите ребятам по вашей команде изобразить телом скульптуру неуверенного человека. Затем подвигаться как неуверенный человек. После этого предложите показать скульптуру уверенного человека, подвигаться как уверенный человек и в этом состоянии вернуться на свои места.

Т^Э Подростки часто путают уверенное поведение и агрессивное.

^*^ Если кто-то из ребят будет вести себя агрессивно, останови­те действие и спросите у группы: действительно ли уверенный человек ведет себя так?

Работа по теме занятия

1

 Скажите ребятам: «У каждого из нас бывают минуты и дни, когда мы теряем веру в себя. В этот момент нам нужна помощь, какая-нибудь подсказка, напоминание о том, что каждому из нас на самом деле есть чем гордиться. Сегодня на занятии мы с вами попробуем сделать именно такую подсказку — на случай плохого настроения, по­тери уверенности в себе». Каждому участнику группы предлагается

328


-¥.

Сценарии занятий

вспомнить 5 вещей о себе, которыми он гордится (за которые он себя уважает, за которые может сказать себе «Молодец!»). Это могут быть как достижения, успехи, так и просто черты характера или что-то еще. Пусть участники запишут эти вещи на отдельном листке.

На следующем этапе ребята по желанию подходят к кому-нибудь из участников (к кому считают нужным) и предлагают 5 позитивных утверждений, подходящих для этого человека. Пусть те, к кому подош­ли, запишут эти утверждения на другом листке, а если подошел еще один человек, то его утверждения надо записать на третьем листке.

^) Обратите внимание на тех ребят, к которым никто не подо-*• *^ шел. Обязательно подойдите к ним сами!

Далее предложите ребятам собрать все листки, на которых записаны их качества - и те, что они сами про себя написали, и те, которые им высказали другие ребята. Затем предложите подумать, какие утверж­дения им больше всего нравятся. Пусть они возьмут новые листы и выпишут туда некоторые (или все) поддерживающие позитивные утверждения о себе. По желанию, можно что-то нарисовать и/или по­просить, чтобы тебе нарисовали другие участники. Предложите офор­мить эти листы в книжку или склеить в один большой лист и оставить себе. Важно сделать так, чтобы самому подростку нравился результат, чтобы готовая книжка или плакат могли поддержать его в трудную минуту.

Скажите ребятам: «В ходе работы по этой теме мы узнавали что-то новое о своих талантах. Предлагаю вам проверить, обладаем ли мы еще одним талантом — умеем ли мы говорить так, чтобы не показы­вать своих зубов? Сейчас мы по кругу будем задавать друг другу один и тот же вопрос соседу справа и давать на него одинаковый ответ. Я начну с себя». Ведущий спрашивает у соседа справа: «Скажите, вы не видели мисс Марпл?» — так, чтобы во время говорения зубы не были видны. Сидящий справа должен ответить: «Нет, я не видел мисс Марпл. Но я могу спросить у соседа», и задать вопрос дальше своему соседу справа.

Говорить, не показывая зубов, можно несколькими способа­минапример, свернув губы трубочкой. Мы уверены, что груп­па подростков придумает свои многочисленные варианты. Все эти варианты выглядят забавно, поэтому обычно в группе это упражнение сопровождает веселый смех.


329


Раздел 3

2

 Каждый участник обводит свою ладошку на листке бумаги. В цен­тре пишет свое имя. Затем все одновременно передают «ладошки» по кругу соседу справа. Каждый, кто получает «ладошку» от соседа, вписывает одно положительное качество человека — «владельца» ла­дошки. После того как все напишут, по команде ведущего листочки передаются следующему соседу. Обратите внимание, что передача ли­стов должна всегда происходить одновременно. Действие продолжает­ся до тех пор, пока листы не вернутся к своим владельцам.



Если у вас мало времени, а участников много, разбейте их на микрогруппы по шесть человек, так, чтобы в каждой ладошке появилось по 5 позитивных качеств.


Заключительное обсуждение

Проведите обсуждение занятия в общем кругу. Что было самым ин­тересным и важным сегодня? В завершение занятия подведите ито­ги темы. Напомните группе, какие упражнения вы выполнили за это время. Спросите у ребят, какой это для них был опыт, что нового они узнали, что получили в результате работы по этой теме? Что особенно запомнилось?


Приложение к теме 8

Дополнительные материалы

Эта тема может вызвать разный отклик у подростков в силу их лич­ностных особенностей, ситуации в группе и т.п. Иногда требуется до­полнительное время для обращения к какой-то теме или проживания определенного опыта. Случается, что какое-то занятие или упражне­ние не очень актуально или, наоборот, группа очень увлечена какой-то темой. Ниже мы предлагаем вам дополнительный материал для твор­ческого подхода к сценарию, чтобы у вас была возможность сделать эту тему своей, подходящей именно вам и вашей группе.

Мой ритм (10 мин)

Каждый участник группы задает с помощью рук и ног свой собствен­ный ритм, который затем повторяет вся группа.

Поговорите с ребятами о том, что у каждого человека время — свое. Наверное, сами участники группы могут привести примеры, как по-разному разные люди воспринимают время. Например, выполняют какие-то дела дольше или быстрее, и пр. Мы предлагаем плавно вы­вести дискуссию на тему, кто с какой скоростью живет.

Моя скорость (15 мин)

Предложите ребятам пройти от одной стены зала до другой и вернуть­ся на свое место так (той же походкой, с той же скоростью), как они обычно ходят, прислушаться к своим ощущениям.

После того как все вернулись, предложите пройти по тому же маршру­ту так, с той скоростью, которая, как им кажется, им соответствует. Обсудите в группе, есть ли отличия между первым и вторым вариан­тами, изменилась ли скорость движения. Обратили ли ребята внима­ние, как по-разному они ходили по сравнению с другими участника­ми группы? Есть ли что-то похожее в том, как они сейчас двигались в

331


Раздел 3


группе, с тем, как они обычно живут, проживают время? Как бы они описали свою скорость, на что это похоже? (Можно предложить группе взять примеры из мира животных — скорость улитки, черепахи, ягуа­ра, слона,...)

Рисунок «Мое время» (20 мин)

Предложите каждому сделать рисунок «Мое время» и в символиче­ской форме изобразить, как он воспринимает время своей жизни. Вы можете предложить сделать не индивидуальный, а общий рисунок, в зависимости от того, что актуальнее для группы — глубокая внутрен­няя работа или тема отношений, сравнения, межгруппового взаимо­действия.

Мои имена (15 мин)

Каждый участник группы пишет на отдельных листочках 5 или 7 вариантов своего имени (все, что можно придумать, даже такие ва­рианты, какими его редко или никогда не называют). Все листочки перемешиваются в одной корзине (шляпе). Затем каждый участник подходит к корзине, вытаскивает чье-то имя и выкрикивает его, автор имени подходит и забирает свое имя. Задача каждого — собрать все свои имена.

\D Скорее всего во время проведения этого упражнения в группе бу-**** дет очень шумноэто нормально, не пытайтесь установить тишину, потому что тогда может повыситься тревога каж­дого участника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.029 с.)