Психологические свойства «Зигзага» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические свойства «Зигзага»



Положительные. Креативность. Мечтательность. Экспрессивность. Остроумие. Интуитивность. Раскованность.

Отрицательные. Неорганизованность и разбросанность. Прожектер­ство/Несдержанность. Эксцентричность. Нелогичность. Непрактич­ность.

Обсудите с ребятами, насколько они согласны с результатами. Нра­вится ли им такая обратная связь о себе? С чем они не согласны, а что кажется им правильным? Скажите ребятам, что обратная связь бывает разной и достоверность результатов теста — тоже.

2

Дайте подросткам следующую инструкцию: «Представьте себе, что Землю ждет катастрофа. Все живое погибнет. Но ученые изобре-

315


Раздел 3

ли способ, при помощи которого люди могут уцелеть, превратившись в неживые предметы. Сейчас вы подумаете, в какой предмет хотели бы превратиться. На листочках подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качества; этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись опять в человека, вы были сами собой».

На этом можно закончить упражнение, но возможны и другие вари­анты:

1) Ребята не подписывают работы, ведущий раздает их другим взрос­лым (учителям, родителям, знакомым) с просьбой описать характер человека, закодировавшего себя таким образом.

2) Можно просто поделиться впечатлениями, желающие зачитывают свои описания.

3) Ведущий собирает работы и предлагает всем участникам превра­титься в группу психологов. Скажите: «Через 100 лет жизнь на Зем­ле стала опять возможной, и вот собрались психологи, чтобы создать психологические портреты людей, превратившихся в предметы 100 лет назад». Подчеркните, что очень важно создать точный портрет, по­скольку на его основании ученые потом будут воссоздавать этих людей. Зачитывайте по очереди описания вслух. Пусть участники делятся своими версиями, что это за человек, какими качествами он обладает. Тот, чей портрет зачитывают, может делиться версиями наравне со всеми, но раньше времени не говорит, что это его описание. Ведущий записывает портрет на листке под описанием предмета. После того как все желающие высказались, приступают к другому предмету. В кон­це все участники получают листки со своими описаниями и обратной связью.

1^5 Старайтесь пресекать желание подростков угадать, кто за-*^ шифрован. Обычно это вызывает такой интерес, что теряет­ся смысл упражнения, и оно превращается в «угадайку». Если у группы есть сильное желание узнать, кто каким предметом был, можете в конце предложить ребятам рассказать об этом друг другу.

Заключительное обсуждение

Проведите обсуждение занятия в общем кругу. Что было самым инте­ресным и важным сегодня? Что нового ребята узнали о себе, об окру­жающих, о теме? С каким чувством они уходят?

316


«

Сценарии занятий

Занятие 3     Я настоящий, Я идеальный,
____________________ я глазами других ___________

Цели: создать условия для самопознания, формирования образа Я; работы с образом Я в метафорической форме.

Навыки, над которыми работаем:

умение говорить «нет»

умение отстаивать свои интересы мирным путем

умение сказать о себе в метафорической форме

Материалы: текст психологических портретов на каждого участ­ника; бумага, ручки.

Работа группы

Разминка

Напомните ребятам, как на первом занятии они говорили, каким были бы животным или растением. Сейчас предложите ответить на вопрос: если бы я был чертой характера, то какой?

Работа по теме занятия

1

 Скажите ребятам, что вы провели дополнительную обработку те­стов с прошлого занятия и сегодня у вас есть новые данные. Каж­дый получит свой психологический портрет (раздайте результаты те­ста в случайном порядке). Спросите, какие чувства у ребят возникают? Что им нравится, а что — нет? Что кажется правильным? Кто считает, что это действительно его результаты?

Скажите ребятам о том, что любое совпадение результатов теста с их реальными характерами — случайность. Спросите о чувствах участ­ников. Скажите о правилах психологической диагностики и о том, что полноценная диагностика не делается с помощью одного теста и не определяется только датой рождения. Предложите ребятам вспомнить, как часто они пользуются тестами и насколько они доверяют им.

317


Раздел 3

YD Обязательно уделите время обсуждению. Для участников груп- '* ^ пы это может быть неприятным опытом. Желательно начать

обсуждение результатов теста с наиболее бойких, активных

участников группы.

После этого переходите к обсуждению того, как ребята воспринимают обратную связь о себе. Бывает ли так, что окружающие люди ошиба­ются относительно них? От чего зависит достоверность обратной связи? (От возраста, статуса, близости отношений и т.п.)

2

 На доске три квадрата, подписанные внизу: «Я настоящий», «Я идеальный», «Я глазами других». Раздайте участникам по ли­сту бумаги. Скажите: «Нарисуйте на своем листе такие же квадраты. Представьте себе, что это не квадраты, а три человека, с которыми вы более или менее знакомы. Надо подумать, насколько хорошо вы это существо знаете. Если считаете, что себя настоящего знаете наполо­вину, то закрашиваете соответствующую половину столбика, если еще меньше — закрасьте соответствующую часть».

Обсудите, какие открытия ребята сделали во время работы. Какой из трех квадратов они закрасили больше всего (какое свое Я они знают лучше всего)? О каком хотели бы узнать больше?

3

 Раздайте каждому по листу бумаги. В центре листа предложите написать «Я», а вокруг — свои черты характера. Скажите: «Можно размещать черты характера на разном расстоянии друг от друга, не­которые из них — выделять цветом (например, те, которые в себе нра­вятся и не нравятся, или те, которые появились недавно), можно также соединить черты характера с центром разными линиями. Подумайте, может быть, какие-то черты конфликтуют между собой? Насколько ча­сто вы проявляете те или иные черты?»

Обсудите с ребятами упражнение. Какое чувство у них возникает, ког­да они смотрят на рисунок? Легко ли было работать? Какие открытия были сделаны во время работы? Что показалось особенно важным, на что нужно обратить внимание?

Заключительное обсуждение

Проведите обсуждение занятия в общем кругу. Что было самым инте­ресным и важным сегодня? Что нового каждый узнал о себе, об окру­жающих, о теме? С каким чувством ребята уходят?

318


*

Сценарии занятий

Занятие 4 ______ Мое имя и мой характер _________

Цели: актуализировать эмоциональный опыт, связанный с именем; способствовать самопознанию, формированию образа Я.

Навыки, над которыми работаем:

умение сознавать свои предпочтения

ш умение распознавать собственные чувства

Материалы: бумага, ручки.

Работа группы

Вступительная беседа

Скажите участникам, что сегодняшнее занятие вы начнете с беседы об именах. Обратите внимание на важность имени в жизни челове­ка. Имя дается нам родителями, кому-то оно нравится, кому-то — нет. Есть люди, которые во взрослом возрасте меняют свое имя.

Разминка

Предложите ребятам назвать свое имя по кругу, обращая внимание на то, как они его произносят. После этого обсудите в группе следующие вопросы:

Как я произношу свое имя? Какие вариации моего имени мне нравят­ся? Знаю ли я этимологию своего имени? Соответствует ли мне мое имя? Если нет, как хотел(а) бы называться и почему? Соответствует ли мне мой ник, который написан у меня на бейджике? Что есть в моем нике такого, чего нет в моем имени?

Работа по теме занятия

1

 Обратите внимание ребят на то имя, которым они называют себя в этой группе. Это может быть как реальное имя, так и ник. Раз­дайте каждому участнику по листочку бумаги и предложите ответить письменно на вопросы: «Почему в этой группе я называю себя так? Какой я вкладываю в это имя (ник) смысл?» Например: «Я выбрал себе имя сказочного волшебника, мне кажется, я кажусь группе более му-

319


Раздел 3

дрым и талантливым». Или: «Я называю себя Мария — мне кажется, так я кажусь взрослее». Или: «Я называю себя Зайчиком, и мне кажет­ся, что все, кто ко мне обращается, начинают относиться ко мне более ласково». Приведите несколько примеров.

2

 На следующем этапе предложите ребятам выбрать, от кого из группы они хотели бы услышать обратную связь о своем имени. Подойдя к этому человеку, они задают следующие вопросы: «Какие чувства у тебя возникают, когда ты слышишь мое имя? Какие ассоциа­ции в связи с именем у тебя возникают по отношению ко мне? Как тебе кажется, соответствует ли это имя мне? Дополняет ли мой образ или противоречит ему?» Только после того, как будет получена обратная связь, можно сказать партнеру, какой смысл вкладываете в свое имя (ник) вы сами.

Эту разную обратную связь можно также зафиксировать на листе. Важно, чтобы у каждого участника оставался его собственный вари­ант, с которым он может сравнивать все остальные.

YD Если в вашей группе доверие между участниками невелико и ^^ перед вами стоит задача сплочения группы, то вы можете продолжить упражнение по-другому. Предложите ребятам на листах бумаги написать разные варианты имени. Можно так­же предложить ребятам обсудить, какая у кого роспись. После этого сделайте общий рисунок на ватмане.

Еще одно упражнение, связанное с именем, вы можете найти в при­ложении к этой теме. Это упраэюнение «Мои имена». Вы можете использовать его как разминку или как короткое упраэюнение (если оно не вызовет сильного отклика).

3

Предложите ребятам по очереди называть свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву имени. Напри­мер, «Маша — милая».

4

 Каждый участник группы выбирает несколько своих позитивных черт характера, которыми, как ему кажется, он мог бы поделить­ся с другими. Поделиться — не значит остаться в итоге без этого ка­чества. Идея в том, что данного качества у человека (на его взгляд) очень много, поэтому он готов делиться им. В центре комнаты ведущий ставит стол, организовывая таким образом «Волшебную лавку». Начи­нает работу ведущий, предлагая свое качество характера для обмена. Участник группы, желающий получить это качество, должен взамен

320


Сценарии занятий

оставить что-то свое. Ведущий может торговаться, предлагать повы­сить цену — то есть предложить еще что-то, если его качество пользу­ется спросом в группе. Или выкупить половину. После того как торг с одним участником закончен, в лавке снова остается одно (или больше) качеств характера, начинается торг со следующим участником.

*MD Это упражнение должно проводиться с очень четкой инструк- ^^ цией и соблюдением правил групповой работы. Группа подрост­ков легко может обесценить это действие. Если в вашей группе высокая степень агрессии, низкая безопасность, проводить это упражнение рискованно.

Заключительное обсуждение

Проведите обсуждение занятия в общем кругу. Спросите, что было са­мым интересным и важным сегодня? Что нового участники узнали о себе, об окружающих, о теме? С каким чувством они уходят?


Раздел 3

Занятие 5 Я глазами других. Мои ресурсы ____

Цели: ознакомить с некоторыми формами работы с обратной связью от других людей; дать возможностьполучить обратную связь о себе; на­учиться давать обратную связь; увидеть ресурс в «негативных» чертах своего характера.

i



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.027 с.)