Страшная страшилка «Гроб на колесиках» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страшная страшилка «Гроб на колесиках»



Однажды мама, уходя на работу, сказала дочке:

| — Никому дверь не открывай!

Через некоторое время зазвонил телефон. Девочка подняла труб­ку и услышала:

— Девочка, девочка, гробик на колесиках ищет тебя. Он уже на­
шел твой город.

Через некоторое время опять зазвонил телефон:

— Девочка, девочка, гробик на колесиках нашел твою улицу и
ищет твой дом.

Девочка испугалась и стала прятаться. Опять зазвонил телефон, J но девочка не брала трубку. Тогда радио включилось само собой и сказало:

— Девочка, девочка, гробик на колесиках нашел твой этаж и
квартиру.

v _______________________________ )

292


*

Сценарии занятий

(                                                                       Л

Тут же раздался звонок в дверь. Девочка вылезла из шкафа и по­смотрела в глазок, но никого там не увидела. Она открыла дверь. Гробик на колесиках въехал в комнату. Оттуда выскочил черт, затащил девочку в гробик и уехал...

Смешная страшилка «Гроб на колесиках»

Мама уходит на работу и говорит дочке:

— Не включай радио и никому не открывай дверь!

Но дочка не послушалась маму и включила радио, а там гово­рят:

— Девочка-девочка, гроб на колесиках ищет твою улицу!

Но девочка не обратила на это внимания. А по радио опять го­
ворят:                                                                                                  |

— Девочка-девочка, гроб на колесиках нашел твою улицу и ищет
твой дом!

Но девочка и на это не обратила внимания, а по радио опять говорят:

— Девочка-девочка, гроб на колесиках нашел твой дом и подни­
мается на твой этаж! Не смей открывать ему дверь!

Но девочка не обращала внимания, сидела и играла. Вдруг раз­дался звонок в дверь, и она пошла открывать. Заезжает в при­хожую гроб на колесиках, а она швабру схватила и как даст по нему!

Оттуда вылезает маленький чертик, плачет и орет:

— Ты зачем мою бибику сломала?! Я все маме расскажу!!!

V ____________________________________ )

После прочтения этого примера предложите ребятам переделать свои страшилки. Дайте ребятам достаточно времени. Возможно, не у всех детей получится выполнить это задание. Пусть готовые страшилки за­читают только желающие.

Обсудите с участниками, что происходит со страхом, тревогой, когда страшилки заканчиваются вот так неожиданно? Какие возникают чув­ства? Удалось ли переделать страшилку так, как хотелось?

293


Раздел 3

5

 Дайте домашнее задание: предложите детям вспомнить свои страхи и попробовать изобразить их в смешном виде. Пусть они напишут страшилку со своим участием и смешным концом. Речь мо­жет идти о любом страхе, который они испытывают, — от чертей и привидений до двоек, мышей, темноты и т.п.

Заключительное обсуждение

Спросите у ребят, с каким чувством они уходят с занятия.


*

Сценарии занятий

занятие 6                        Печаль


Цели: актуализировать опыт проживания печали; ознакомить под­ростков с различными способами работы с этим чувством.

Навыки, над которыми работаем:

умение распознавать собственные чувства ш умение выражать чувства ш умение работать в паре

Материалы: различные предметы, старые вещи, открытки, ка­лендари, картинки (количество — в два раза больше, чем участников группы). Краски, кисти, бумага для рисования, восковые мелки, цвет­ные карандаши, ручки.

Работа группы

Вступительная беседа

Одно из чувств, которое хорошо известно каждому человеку, — печаль, или грусть. Это чувство появляется, когда мы теряем что-то важное, дорогое. Сильная печаль перерастает в переживание горя.

В нашем обществе считается, что человек всегда должен быть радост­ным, бодрым, испытывать только «позитивные» чувства. Но это невоз­можно. Невозможно радоваться, когда мы теряем кого-то из близких, расстаемся с другом, покидаем место, которое нам дорого. В печали мы расстаемся, прощаемся с тем, что ценно для нас, примиряемся с потерей.

Сегодня мы будем говорить о печали, учиться проживать ее.

295


Раздел 3

Работа по теме занятия | Расскажите ребятам печальную историю:

Совсем недавно мне пришлось переезжать. Было очень груст­но расставаться с тем домом, в котором выросла, где вокруг все такое родное и знакомое, где я радовалась и грустила, где так много всего со мной произошло. Теперь в моей комнате будут жить чужие люди, они все изменят, сделают по-своему. Из этого окна я смотрела на мое любимое дерево, наблюдала, как оно по­крывалось листвой, как осенью листья желтели и опадали. А вот фонарь под окном. Как я любила смотреть на него! Теперь я буду жить совсем в другом месте...

Спросите ребят, какое чувство у них возникло, когда они слушали эту историю. Предложите желающим рассказать свои печальные ис­тории.

2

Скажите следующее: «Поэты, художники, композиторы тоже каса­лись печальной стороны жизни. Благодаря этому чувству появи­лись прекрасные картины, известные стихи, гениальная музыка.

Прислушайтесь к себе, к своему чувству. Решите, как вы хотели вы­разить его. Вы можете найти цвет печали и нарисовать ее. Можете вспомнить грустную мелодию или грустное стихотворение. Японские поэты пишут трехстишия — хокку (или хайку). Хокку обычно называ­ют поэзией печали». Зачитайте для примера хокку известного япон­ского поэта Басе:

Веселье кругом, Вишни со склона горы, Вас не позвали?

Предложите ребятам решить, как они будут выражать печаль. Кто хо­чет нарисовать ее, пусть возьмет кисти и краски. Для тех, кто будет писать хокку, напишите на доске следующую схему создания трех­стишия:

1-я строка — описание природы;

2-я строка — описание предмета или событий;

3-я строка — описание чувства.

296


*

Сценарии занятий

Остальные могут написать обычное стихотворение или несколько строк в прозе (своих или другого автора).

3

Предложите ребятам разбиться на пары с теми, кому они могут доверить свое произведение, и рассказать друг другу о том, что они создали.

Л Вторую половину занятия мы предлагаем начать с разминки.

Скажите следующее: «Представьте, что вы едете в поезде и смотрите в окно. За окном мелькают деревья, дома. Вдруг появляются трое ре­бятишек, которые весело машут руками. Как вы помашете им в ответ? (Попросите участников показать, как они это сделают.)

Представьте, что на вокзале вы провожаете друга, который уезжает к бабушке на все лето. В вагоне из окошка выглядывает ваш друг и машет вам. Как вы помашете ему в ответ? Что вы чувствуете?

Теперь представьте, что вы в аэропорту. Вы провожаете родного дядю, который уезжает навсегда в Англию. Вы говорите друг другу прощаль­ные слова, и дядя, уходя, машет вам рукой. Как помашете вы в ответ? Что вы чувствуете теперь? Отличаются ли ваши чувства в этой ситуа­ции от тех, что вы испытали в предыдущей?»

5

Скажите ребятам, что после расставания, разлуки, прощания с чем-то дорогим что-то всегда остается в нашей душе. Предложите каждому участнику выбрать из разложенных на столе предметов (или картинок) тот, который напоминает о чем-то ушедшем. Это может быть клубок, напоминающий о бабушке, которая любила вязать, номер те­лефона бывшего друга или старая детская книга.

Выберите способ работы в зависимости от ситуации в группе. Если группа небольшая (7—10 человек), останьтесь в общем кругу. Если ребят много или в группе небезопасно, предложите работать в парах. Пусть каждый участник расскажет о выбранном предмете (или кар­тинке). С каким опытом из его жизни связан этот предмет, о чем напо­минает, какие вызывает чувства?

Заключительное обсуждение

Спросите ребят, каким был для них сегодняшний день, что было осо­бенно важно, с каким чувством они уходят?


297


Раздел 3

занятие / ______________ Радость _______________

Цели: выработать навыки регуляции поведения, обобщить знания подростков о способах выражения чувств, подвести итоги темы.

Навыки, над которыми работаем:

умение распознавать собственные чувства
ш умение выражать чувства

ш умение справляться со смущением

умение контролировать эмоции

Материалы: различные детские музыкальные инструменты, листы цветной бумаги А4, ручки, фломастеры, файлы А4 по количе­ству детей.

Работа группы

Разминка

Предложите ребятам вспомнить, что доставляет им радость. Скажите: «Вспомните, что в вашей жизни вас радует, что доставляет вам удо­вольствие, что приносит удовлетворение. Вспомните, почувствуйте, по­грузитесь в эти ощущения». Предложите желающим высказаться.

Работа по теме занятия

1

 Скажите, что сейчас перед ребятами появятся музыкальные ин­струменты. Они будут нужны для того, чтобы попробовать вы­разить звук своей радости. Инструменты очень разные, у них разное звучание, они отличаются друг от друга и внешне. Так и у радости каждого человека — свой звук, свой ритм, своя форма. Предложите ре­бятам найти звук собственной радости. Пусть они, оставаясь на своем месте, подумают, какие из этих музыкальных инструментов им больше всего нравятся. А теперь пусть каждый возьмет себе по инструменту. Если им не достанется тот, который нравится больше всего, пусть под­берут другой. Не стоит навязывать детям музыкальные инструменты, пусть они выберут сами, даже если процесс будет неорганизованным

298


XI

Сценарии занятий

и шумным. Если раздавать инструменты по принципу «кому какой до­стался», энергия в группе сильно падает. Ведь радость связана именно с тем, что нравится и хочется, а не с тем, что досталось.

Когда каждый возьмет по инструменту, дайте задание. Пусть каждый попробует выразить свое чувство при помощи этого инструмента.

Остановите процесс. Скажите, что радость дает энергию, и эту энер­гию можно использовать как угодно. Вот и у нас с вами кто-то с удо­вольствием шумит, кто-то создает свою мелодию. Давайте попробуем создать нашу общую мелодию, попробуем направить энергию радости в одно русло.

Предложите кому-то из участников начать задавать ритм. Все осталь­ные пусть подхватывают, когда им захочется.

Остановите действие, когда энергия начнет падать — приблизительно через 1,5—2 минуты. Спросите, удалось ли выразить радость? Какое чувство ребята испытывают сейчас?

2

Это упражнение позволяет вырабатывать и тренировать навыки саморегуляции поведения, справляться с чрезмерной радостью и смехом.

Первый этап

Скажите, что сейчас вы будете задавать ребятам вопросы, а их задача отвечать на любой вопрос «колбаска». Задача — сохранить серьезное выражение лица, не засмеяться. Те, кто засмеялся, отсаживаются из круга.

Примеры вопросов:

- Какой твой любимый запах духов?

- На чем ты спишь?

- Кому ты звонишь, когда тебе одиноко?

- Что ты просил на день рождения?

- Как тебя ласково называют родители?

- Чем ты чистишь зубы?

- Что тебе снится ночами?

- Чем ты умываешься по утрам?

299


Раздел 3

Вы можете придумать собственные вопросы или предложить задавать их самим участникам. Игра ведется до нескольких победителей. Спро­сите у этих ребят, как им удалось сохранить серьезность? Пусть выска­жутся не только победители, но и все желающие. Ребята могут пред­ложить разные способы: сконцентрироваться на дыхании, внутренне отстраниться от происходящего, сосредоточить внимание на какой-либо сторонней мысли и т.п. На следующем этапе игры предложите всем участникам воспользоваться этими способами.

Второй этап

Сыграйте в эту игру еще раз (с другими вопросами). Обсудите, помо­гали ли участниками предложенные способы саморегуляции? Больше ли стало ребят, справившихся со смехом?

Попросите привести примеры жизненных ситуаций, в которых важно уметь контролировать свою радость, свой смех.

3

 Скажите, что сегодня последнее занятие по теме «Сильные чувст­ва». Предложите создать шпаргалку, где будут записаны способы выражения чувств. Напишите на доске (или заранее на листе бумаге) все способы выражения чувств, которые использовались или упомина­лись на занятиях. Они должны быть конструктивными в соответствии с пунктом 2 схемы выражения чувств («чтобы никому не было обидно») (см. Занятие 3, с. 283).

Предложите ребятам на выбор листы А4 разных цветов. Пусть каждый возьмет один лист, фломастер или ручку.

Скажите: «Перед вами способы выражения чувств. Они очень разные, их много. Выберите, пожалуйста, те из них, которые вам наиболее близки и понятны, которые подходят именно вам. Если вы уверены, что попробуете воспользоваться каким-либо способом, обязательно за­пишите его на свой лист».

Попросите ребят записывать способы в столбик, не нумеруя их. Когда все составят свои списки, предложите их проранжировать: поставить рядом с тем способом, который наиболее близок им, цифру 1, затем выбрать следующий и поставить рядом с ним цифру 2, и так до конца списка.

Обсудите получившиеся списки. Попали ли в эти списки новые для ребят способы выражения чувств?

300


Сценарии занятий

Раздайте файлы, в которые ребята поместят свои шпаргалки. Предло­жите их как-то украсить. Обязательно обсудите, что они будут делать со своими шпаргалками, куда их положат, как будут использовать.

Заключительное обсуждение

Попросите ребят поделиться чувствами. Что было для них самым важ­ным? Какой была для них эта тема?


Приложение к теме 7

Ч

Примеры страшилок для упражнения 4*

Дискотека

Одна девочка жила в Москве. И вот однажды она собралась идти на дискотеку; она надела новые джинсы и все золотые украшения, кото­рые у нее были. Мама не хотела пускать девочку. Она боялась, что с ее дочкой может что-то случиться. Но девочка все-таки пошла и сказала, что придет в одиннадцать. Мама стала ждать ее. В одиннадцать девоч­ка не вернулась. Когда наступила полночь, мама стала волноваться. В час девочка тоже не пришла, не пришла и в два, и в три. Вдруг в четыре часа раздался звонок. Когда мама открыла дверь, то увидела, что перед ней стоит отрезанная половина ее дочери в джинсах. А верха со всеми украшениями нет.

Поездка за лаком

У мамы одной девочки было много помад, кремов, лаков для ногтей. Девочке очень хотелось покрасить ногти. Пока мама была на кухне, девочка покрасила мизинец. Мама увидела и пристыдила ее:

- Ты еще маленькая, чтобы краситься.

Прошло немного времени. Мама собиралась на работу и наказала доч­ке, чтобы та никуда не уходила из дома. Но девочка не послушалась.

Когда мама ушла, дочь вышла на улицу. К ней подъехала черная «Волга», в которой сидели парень и старуха. Старуха сказала:

- Хочешь, я подарю тебе красивый лак? Садись в машину.

* Страшилки взяты с сайта: http://scarykids.ru

302


*

Сценарии занятий

Они долго петляли по городу. Девочке было страшно. Наконец они приехали к пятиэтажному дому и вошли в подъезд. На одной из сту­пенек девочка провалилась в подвал, где стояли большие мясорубки. Из девочки сделали фарш. Старуха напекла пирожков и пошла про­давать. В это время с работы возвращалась мать девочки. Она купила себе пирожок. Кушая, почувствовала что-то твердое. Это был накра­шенный ноготок ее дочери. Мать сразу позвонила в милицию. Старуху арестовали, а этот страшный дом взорвали.

Черный трамвай

В одном городе жил мальчик. Однажды он шел из школы. В своем го­роде он знал каждый уголок. Но сейчас он увидел, что оказался в райо­не, в котором никогда не был. Стояли дома непривычной конструкции, росли деревья незнакомого вида. И на улице не было ни одного чело­века. Казалось, что в этой части города только что наступило самое раннее-раннее утро.

Он подошел к остановке трамвая. Номера были какие-то странные: № 1932—1958, № 1983—1995. Как цифры на кладбище. И сразу же показался трамвай. Он ехал почти бесшумно, хотя выглядел очень старым на вид, как будто сошел с дореволюционной фотографии, и по логике должен был бы греметь.

Он подъезжал ближе и ближе. Глаза у мальчика полезли на лоб, пото­му что трамвай был черного цвета. Не трамвай, а катафалк. Двери распахнулись. Мальчика так и потянуло в черную прямоугольную дыру. Еще секунда, и он сделал бы шаг. Но у него хватило разума по­вернуться и шагнуть в обратную сторону.

И все резко переменилось. Появились люди. Возник шум города. Маль­чик потом долго думал, почему же он не вошел в трамвай. И он понял. На трамвае стояла цифра 1982. Это был год его рождения.

Случай с капитаном милиции

Шел ночью через заброшенное старое кладбище капитан милиции. И вдруг он увидел, как к нему быстро приближается белое пятно. Ка­питан выхватил пистолет и стал стрелять в него...

На следующий день капитан не явился на службу. Бросились искать. И на старом кладбище нашли его труп. В его руке был пистолет. А ря­дом лежала простреленная газета.


303


Раздел 3

Красное печенье

У одних девочек была мама, а папы не было. И к маме часто приходили гости. Они с мамой веселились всю ночь и уходили. А дети ничего этого не помнили, потому что им вечером мама давала Красное Печенье, и они все забывали. И еще у них было пианино красное. Однажды они играли на пианино, нажали кнопочку, пианино отъехало, и открылся ход. Дети туда спустились, там был подвал со светом, и там сидели дядьки без голов, и Красное Печенье делали из их мозгов. И тогда все забывалось.

Дети позвали милицию, и она всех арестовала.

Костюм Черного Тюльпана

Жила-была семья: мама, папа, бабушка и девочка. Однажды мама уе­хала в командировку и перед отъездом сказала девочке:

— Вот тебе деньги. Скоро у тебя в школе новогодний праздник, пойди в магазин и купи себе костюм. Только ни в коем случае не бери себе костюм Черного Тюльпана.

Мама уехала. На следующий день девочка пошла в магазин выбирать костюм. Но там остался только костюм Черного Тюльпана. Девочка подумала-подумала и купила его.

Придя домой, она повесила костюм в шкаф. Ночью, когда все легли спать, Черный Тюльпан открыл дверь шкафа, протянул свои руки и задушил бабушку. На следующую ночь он задушил папу.

Настала третья ночь. Девочка боялась лечь спать. Ровно в полночь открылась дверь шкафа, Черный Тюльпан протянул свои руки к лицу девочки. Она выскочила на балкон, хотела выпрыгнуть, но руки Чер­ного Тюльпана все вытягивались и вытягивались. Наконец он поймал девочку, втащил ее в комнату и задушил.

Зеленая тумбочка

Жили отец, мать, дочь и сын. Пошли мать и дочь в магазин, а там про­давалась зеленая тумбочка. Девочка попросила купить ее. Поставили тумбочку дома. Стали мальчик и девочка в прятки играть, девочка спряталась за дверку тумбочки и сразу в нее провалилась. Мальчик искал-искал ее — не мог найти.

304


*

Сценарии занятий

Пришла мать с работы, мальчик попросил ее поиграть с ним в прят­ки, сел возле дверцы тумбочки и упал в нее. Мать и отец заявили в милицию.

Милиционеры осмотрели тумбочку, один приложился к дверце и упал в нее. А там — подземный ход и много-много комнат. Одна закрыта на большой замок. Сломали замок, а там синие глаза и зеленые руки рубят мальчика. Милиционеры закричали:

— Руки вверх!

Руки и глаза исчезли. А девочку так и не нашли

Стог сена

Вася провожал девушку домой. Это была их первая встреча. Тусклый лунный свет падал на дорожку. Вот уже и порог ее дома. Они про­стились. Как только за девушкой закрылась дверь, вокруг наступила тьма. Но Вася был смелым парнем и уверенно зашагал вперед.

Вдруг Васе почудилось, что кто-то за ним наблюдает. Оглянулся — ни­кого, только стог сена. Мальчик пошел дальше. Слышит, за ним что-то топает. Смотрит, а стог уже перед ним стоит, свои соломенные руки к шее тянет. Хорошо, что у Васи были спички. Чиркнул и зажег сено, а сам быстро-быстро побежал домой.

Назавтра та девушка, которую он провожал, не пришла на свидание. Тогда Вася сам пошел к ней домой. Смотрит, а девушка вся в ожогах. Брови, ресницы и волосы сожжены. Вася все понял и с того момента перестал провожать незнакомых девушек домой.


Кто я?

Мы уже отмечали, что подросток в возрасте 10—12 лет стремительно меняется. Меняется его тело, его чувства, интересы и представления о жизни, и, конечно, меняется характер. Стремление к самопознанию в этом возрасте может быть очень активным, и в поисках информации ребята ищут тесты, читают гороскопы, выясняют значение имени и пр. Кроме того, они чувствуют на себе давление СМИ, которые предлагают однотипный образ современного подростка. Именно поэтому мы хотим предложить подростку качественные инструменты самопознания, ко­торые помогут сформироваться картине его внутреннего мира — абсо­лютно уникального, ценного, к которому можно обращаться в сложные моменты жизни. Только зная, какой я, я могу ценить себя.

В этом блоке мы много работаем с метафорами образа Я и символа­ми. Много внимания уделяется обратной связи. С одной стороны, мы учимся давать обратную связь — точную и такую, чтобы не обижать другого человека. С другой — получаем опыт обхождения с обратной связью, которую слышим в свой адрес: не принимать на веру сразу, а соотносить с собой, со своими представлениями, искать в обратной связи ресурс.

*Р1 Задачи и логика работы по теме

Мы начинаем знакомиться с характером с ассоциаций, образов, срав­нений, используя знакомую подросткам лексику, пытаясь вместе най­ти слова для описания своих особенностей. Далее мы знакомимся со значением слов, обозначающих черты характера, представляем, ка­ким бы мог быть идеальный характер, чем он отличается от характера самого подростка. Постепенно мы приходим к тому, что нет «плохих»

306


К

Сценарии занятий

и «хороших» черт характера. Есть особенности, у каждой из которых имеются сильная и слабая стороны. Например, один человек легок в общении, у него много друзей, он много и интенсивно общается. Но именно поэтому ему непросто строить глубокие, серьезные отношения. Другой человек бережлив и экономен, но иногда это доходит до скупо­сти, с которой трудно и ему самому, и его близким.

Далее мы обращаемся к имени. Смотрим, что отражает наше имя, как мы относимся к своему имени, чем можно гордиться в нем, а что нам совсем не нравится. Говорим о прозвищах и псевдонимах. Что дают нам «ники», которые так широко используются в Интернете? Обяза­тельно обсуждаем имена на бейджиках участников: что дает им новое имя? Почему оставили свое имя?

Выяснив, что имя является важным ресурсом, ищем другие ресурсы своего характера, работаем над самооценкой.

Очень важно для подростков, как их воспринимают другие люди, осо­бенно сверстники. Мы обращаемся к теме «Я глазами других», ставя задачу развести мнение других людей и собственное мнение, найти опору в себе, обрести устойчивость. Учимся смотреть на себя глазами других людей, не подстраиваясь под них, но и не игнорируя их мне­ние.

На протяжении всей темы мы работаем над адекватной самооценкой, подростки получают представление о себе как об уникальной лично­сти, о своих сильных и слабых качествах, о своих границах и возмож­ностях.

Если тема окажется очень актуальной для группы, можно провести дополнительное занятие или предлагать более глубокие упражне­ния. Дополнительные материалы приведены в конце этого раздела в Приложении к теме 8.


11*


307


Раздел 3

занятие  ______ Какой бывает характер?

Цели: познакомить с понятием «характер», обсудить, чем различа­ются понятия «чувство», «черта характера», «поступок»; дать возмож­ность почувствовать особенности своей личности, получить новый эмо­циональный опыт обращения к собственному внутреннему миру.

Навыки, над которыми работаем:

умение вступать в обсуждение ш умение выражать симпатию

умение принимать комплименты

ш умение сказать о себе в метафорической форме

Материалы: анкеты для индивидуальной работы для каждого участника, бумага, ручки, список качеств (черт характера).

Работа группы

Вступительная беседа

Сегодня вы приступаете к изучению темы «Я и мой характер». Эта тема о том, какие мы, какие качества характера нам присущи, в чем наши сильные и слабые стороны. В ходе работы мы узнаем о себе много нового, поймем, какими нас представляют другие люди.

Разминка

Предложите ребятам по кругу ответить на вопросы: «Если бы я был(а) книгой, то какой? Почему?»

Работа по теме занятия

1

Раздайте ребятам анкеты и предложите заполнить их самостоя­тельно.

308


<jjj[ Сценарии занятий

Анкета для индивидуальной работы*

1. Если бы я был цветком, то охотнее всего я стал бы_________,

потому что__________________________________.

2. Если бы я был животным, то охотнее всего я стал бы_______,

потому что______________________.

3. Если бы я был птицей, то охотнее всего я стал бы__________,

потому что__________________________________.

4. Если бы я был насекомым, то охотнее всего я стал бы______,

потому что__________________________________.

5. Если бы я был деревом, то охотнее всего я стал бы_________,

потому что__________________________________.

6. Если бы я был мебелью, то охотнее всего я стал бы________,

потому что__________________________________.

7. Если бы я был музыкальным инструментом, то охотнее всего я стал бы, потому что.

8. Если бы я был домом, то охотнее всего я стал бы__________,

потому что________________________________.

9. Если бы я был автомобилем, то охотнее всего я стал бы_____

______, потому что_______________________________.

10. Если бы я был дорогой, то охотнее всего я стал бы_________,

потому что_________________________________.

11. Если бы я был страной, то охотнее всего я стал бы_________,

потому что__________________________________.

12. Если бы я был игрой, то охотнее всего я стал бы___________,

потому что__________________________________.

Фопелъ К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подрост­ковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность и сильные стороны. Отношение к телу. — М.: Генезис, 2008.

309


Раздел 3

13. Если бы я был чем-то съедобным, то охотнее всего я стал бы   , потому что.

14. Если бы я был краской, то охотнее всего я стал бы_________,

потому что ___^_____________________________.

15. Если бы я был одеждой, то охотнее всего я стал бы_________,

потому что__________________________________.

16. Если бы я был частью тела, то охотнее всего я стал бы______,

потому что__________________________________.

17. Если бы я был месяцем года, то охотнее всего я стал бы_____

_______, потому что_____________________________.

18. Если бы я был числом, то охотнее всего я стал бы__________,

потому что__________________________________.

19. Если бы я был днем недели, то охотнее всего я стал бы_____,

потому что______________________________.

20. Если бы я был частью речи, то охотнее всего я стал бы
             , потому что______________________________.

2

 Ребята объединяются в пары и рассказывают друг другу о резуль­татах своей работы: какие пункты анкеты показались наиболее интересными, на какие было сложнее всего отвечать? Пусть скажут друг другу о том, какие ответы партнера показались неожиданными или, наоборот, соответствующими ему.

Затем соберитесь снова в круг и спросите о чувствах участников груп­пы - понравилось ли упражнение, была ли продуктивной работа в паре? Есть ли что-то важное, что хочется сказать в кругу всем участ­никам?

3

 Предложите ребятам вспомнить как можно больше разных черт характера. Ответы фиксируйте на доске. Обращайте внимание на различие понятий «чувство», «черта характера», «поступок». После это­го предложите список качеств, посмотрите вместе с ребятами, есть ли в нем какие-то новые качества, которые вы не вспомнили.

310


*


Сценарии занятий


 

  Список

Качеств

1. аккуратность 21. обаяние
2. беспечность 22. обидчивость
3. вдумчивость 23. осторожность
\ 4. доверчивость 24. отзывчивость                 1
5. жизнер а д остность 25. педантичность
6. заботливость 26. подвижность
7. завистливость 27. подозрительность
8. застенчивость 28. принципиальность
9. злопамятность 29. презрительность
10. импульсивность 30. радушие
11. искренность 31. раскованность
12. капризность 32. рассудительность
13. медлительность 33. решительность
14. мечтательность 34. скромность
15. мнительность 35. сдержанность
16. мстительность 36. сострадательность
17. настойчивость 37. терпеливость
18. нежность 38. трусость
19. нерешительность 39. упорство
[ 20. несдержанность 40. уступчивость

4

 Предложите участникам взять небольшой лист бумаги, написать на нем 5 качеств, которые они больше всего в себе ценят и/или за которые, как им кажется, их уважают другие люди. Теперь пусть ребята перевернут лист и напишут 5 своих качеств, которые им не нра­вятся.

Закончив работу, участники молча ходят по залу и выбирают челове­ка, которого меньше всего знают. Предложите им объединиться в пару с этим человеком. Дайте инструкцию для работы в парах: «Обменяй-

311


Раздел 3

тесь карточками. Теперь ваша задача, получив карточку и прочитав 5 положительных качеств, подумать, что это за человек, какие у него радости и трудности в жизни. Попробуйте представить себя этим че­ловеком, постарайтесь при этом забыть, кому принадлежит карточка. Расскажите от первого лица об этом человеке и его жизни, представив себя на его месте, не употребляя в речи названия качеств. То же самое проделывается с отрицательными качествами. При этом можно про­должать свой рассказ, а можно представить себя другим человеком и рассказать от его имени. Поменяйтесь ролями. Теперь старайтесь вни­мательно выслушать рассказ о себе другого человека, не перебивайте его, будьте внимательны к своим чувствам».

После проведения упражнения важно обсудить его сначала в парах, потом — в общем кругу. Спросите ребят, как они воспринимали рас­сказ о себе, совпадал ли он с их представлениями о своей жизни, какие чувства они испытывали.

Заключительное обсуждение

Обсудите занятие в общем кругу. Что было самым интересным и важ­ным сегодня? Что нового ребята узнали о себе, об окружающих, о теме? С каким чувством они уходят?


<Jk Сценарии занятий

занятие Z                       Какой я?

Цели: способствовать самопознанию, формированию образа Я; об­ращению к внутреннему миру другого человека; работе с образом Я в метафорической форме.

Навыки, над которыми работаем:

умение осознавать свои предпочтения

ш умение выражать симпатию

ш умение представлять себя в метафорической форме

Материалы: бланки теста для каждого участника, бумага, ручки.

Работа группы

Разминка

Инструкция: «Сейчас каждый из вас ответит на мой вопрос, но не сло­вами, а действием: «Ты умный или красивый?» Те, кто считает себя умным, отходит к правой стене зала, кто красивым — к левой». По ко­манде ведущего все снова собираются вместе и на следующем вопросе вновь разделяются.

Список вопросов:

- Сильный или сообразительный?

- Добрый или с чувством юмора?

- Надежный или изобретательный?

- Смелый или общительный?

- Оптимист или пессимист?

Работа по теме занятия

1

Предложите ребятам простой психологический тест, например, «Круг, треугольник, квадрат».

313


Раздел 3


Тест «Круг, треугольник, квадрат»

Инструкция

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоу­гольник, зигзаг), изображенных на рисунке.

О

Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего это я». Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. В результате получится упо­рядоченный ряд геометрических фигур. Фигура, которую вы поместили на первое место, — ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не под­ходит, то вас можно описать комбинацией двух или даже трех фигур.

Обработайте вместе с группой результаты.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.23 с.)