Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страшная страшилка «Гроб на колесиках»Стр 1 из 5Следующая ⇒
Однажды мама, уходя на работу, сказала дочке: | — Никому дверь не открывай! Через некоторое время зазвонил телефон. Девочка подняла трубку и услышала: — Девочка, девочка, гробик на колесиках ищет тебя. Он уже на Через некоторое время опять зазвонил телефон: — Девочка, девочка, гробик на колесиках нашел твою улицу и Девочка испугалась и стала прятаться. Опять зазвонил телефон, J но девочка не брала трубку. Тогда радио включилось само собой и сказало: — Девочка, девочка, гробик на колесиках нашел твой этаж и v _______________________________ ) 292 * Сценарии занятий ( Л Тут же раздался звонок в дверь. Девочка вылезла из шкафа и посмотрела в глазок, но никого там не увидела. Она открыла дверь. Гробик на колесиках въехал в комнату. Оттуда выскочил черт, затащил девочку в гробик и уехал... Смешная страшилка «Гроб на колесиках» Мама уходит на работу и говорит дочке: — Не включай радио и никому не открывай дверь! Но дочка не послушалась маму и включила радио, а там говорят: — Девочка-девочка, гроб на колесиках ищет твою улицу! Но девочка не обратила на это внимания. А по радио опять го — Девочка-девочка, гроб на колесиках нашел твою улицу и ищет Но девочка и на это не обратила внимания, а по радио опять говорят: — Девочка-девочка, гроб на колесиках нашел твой дом и подни Но девочка не обращала внимания, сидела и играла. Вдруг раздался звонок в дверь, и она пошла открывать. Заезжает в прихожую гроб на колесиках, а она швабру схватила и как даст по нему! Оттуда вылезает маленький чертик, плачет и орет: — Ты зачем мою бибику сломала?! Я все маме расскажу!!! V ____________________________________ ) После прочтения этого примера предложите ребятам переделать свои страшилки. Дайте ребятам достаточно времени. Возможно, не у всех детей получится выполнить это задание. Пусть готовые страшилки зачитают только желающие. Обсудите с участниками, что происходит со страхом, тревогой, когда страшилки заканчиваются вот так неожиданно? Какие возникают чувства? Удалось ли переделать страшилку так, как хотелось?
293 Раздел 3
Дайте домашнее задание: предложите детям вспомнить свои страхи и попробовать изобразить их в смешном виде. Пусть они напишут страшилку со своим участием и смешным концом. Речь может идти о любом страхе, который они испытывают, — от чертей и привидений до двоек, мышей, темноты и т.п. Заключительное обсуждение Спросите у ребят, с каким чувством они уходят с занятия.
Сценарии занятий занятие 6 Печаль Цели: актуализировать опыт проживания печали; ознакомить подростков с различными способами работы с этим чувством. Навыки, над которыми работаем: ■ умение распознавать собственные чувства ш умение выражать чувства ш умение работать в паре Материалы: различные предметы, старые вещи, открытки, календари, картинки (количество — в два раза больше, чем участников группы). Краски, кисти, бумага для рисования, восковые мелки, цветные карандаши, ручки. Работа группы Вступительная беседа Одно из чувств, которое хорошо известно каждому человеку, — печаль, или грусть. Это чувство появляется, когда мы теряем что-то важное, дорогое. Сильная печаль перерастает в переживание горя. В нашем обществе считается, что человек всегда должен быть радостным, бодрым, испытывать только «позитивные» чувства. Но это невозможно. Невозможно радоваться, когда мы теряем кого-то из близких, расстаемся с другом, покидаем место, которое нам дорого. В печали мы расстаемся, прощаемся с тем, что ценно для нас, примиряемся с потерей. Сегодня мы будем говорить о печали, учиться проживать ее. 295 Раздел 3 Работа по теме занятия | Расскажите ребятам печальную историю: Совсем недавно мне пришлось переезжать. Было очень грустно расставаться с тем домом, в котором выросла, где вокруг все такое родное и знакомое, где я радовалась и грустила, где так много всего со мной произошло. Теперь в моей комнате будут жить чужие люди, они все изменят, сделают по-своему. Из этого окна я смотрела на мое любимое дерево, наблюдала, как оно покрывалось листвой, как осенью листья желтели и опадали. А вот фонарь под окном. Как я любила смотреть на него! Теперь я буду жить совсем в другом месте...
Спросите ребят, какое чувство у них возникло, когда они слушали эту историю. Предложите желающим рассказать свои печальные истории.
Скажите следующее: «Поэты, художники, композиторы тоже касались печальной стороны жизни. Благодаря этому чувству появились прекрасные картины, известные стихи, гениальная музыка. Прислушайтесь к себе, к своему чувству. Решите, как вы хотели выразить его. Вы можете найти цвет печали и нарисовать ее. Можете вспомнить грустную мелодию или грустное стихотворение. Японские поэты пишут трехстишия — хокку (или хайку). Хокку обычно называют поэзией печали». Зачитайте для примера хокку известного японского поэта Басе: Веселье кругом, Вишни со склона горы, Вас не позвали? Предложите ребятам решить, как они будут выражать печаль. Кто хочет нарисовать ее, пусть возьмет кисти и краски. Для тех, кто будет писать хокку, напишите на доске следующую схему создания трехстишия: 1-я строка — описание природы; 2-я строка — описание предмета или событий; 3-я строка — описание чувства. 296 * Сценарии занятий Остальные могут написать обычное стихотворение или несколько строк в прозе (своих или другого автора).
Предложите ребятам разбиться на пары с теми, кому они могут доверить свое произведение, и рассказать друг другу о том, что они создали. Л Вторую половину занятия мы предлагаем начать с разминки. Скажите следующее: «Представьте, что вы едете в поезде и смотрите в окно. За окном мелькают деревья, дома. Вдруг появляются трое ребятишек, которые весело машут руками. Как вы помашете им в ответ? (Попросите участников показать, как они это сделают.) Представьте, что на вокзале вы провожаете друга, который уезжает к бабушке на все лето. В вагоне из окошка выглядывает ваш друг и машет вам. Как вы помашете ему в ответ? Что вы чувствуете? Теперь представьте, что вы в аэропорту. Вы провожаете родного дядю, который уезжает навсегда в Англию. Вы говорите друг другу прощальные слова, и дядя, уходя, машет вам рукой. Как помашете вы в ответ? Что вы чувствуете теперь? Отличаются ли ваши чувства в этой ситуации от тех, что вы испытали в предыдущей?»
Скажите ребятам, что после расставания, разлуки, прощания с чем-то дорогим что-то всегда остается в нашей душе. Предложите каждому участнику выбрать из разложенных на столе предметов (или картинок) тот, который напоминает о чем-то ушедшем. Это может быть клубок, напоминающий о бабушке, которая любила вязать, номер телефона бывшего друга или старая детская книга. Выберите способ работы в зависимости от ситуации в группе. Если группа небольшая (7—10 человек), останьтесь в общем кругу. Если ребят много или в группе небезопасно, предложите работать в парах. Пусть каждый участник расскажет о выбранном предмете (или картинке). С каким опытом из его жизни связан этот предмет, о чем напоминает, какие вызывает чувства? Заключительное обсуждение Спросите ребят, каким был для них сегодняшний день, что было особенно важно, с каким чувством они уходят? 297 Раздел 3 занятие / ______________ Радость _______________ Цели: выработать навыки регуляции поведения, обобщить знания подростков о способах выражения чувств, подвести итоги темы.
Навыки, над которыми работаем: ■ умение распознавать собственные чувства ш умение справляться со смущением ■ умение контролировать эмоции Материалы: различные детские музыкальные инструменты, листы цветной бумаги А4, ручки, фломастеры, файлы А4 по количеству детей. Работа группы Разминка Предложите ребятам вспомнить, что доставляет им радость. Скажите: «Вспомните, что в вашей жизни вас радует, что доставляет вам удовольствие, что приносит удовлетворение. Вспомните, почувствуйте, погрузитесь в эти ощущения». Предложите желающим высказаться. Работа по теме занятия
Скажите, что сейчас перед ребятами появятся музыкальные инструменты. Они будут нужны для того, чтобы попробовать выразить звук своей радости. Инструменты очень разные, у них разное звучание, они отличаются друг от друга и внешне. Так и у радости каждого человека — свой звук, свой ритм, своя форма. Предложите ребятам найти звук собственной радости. Пусть они, оставаясь на своем месте, подумают, какие из этих музыкальных инструментов им больше всего нравятся. А теперь пусть каждый возьмет себе по инструменту. Если им не достанется тот, который нравится больше всего, пусть подберут другой. Не стоит навязывать детям музыкальные инструменты, пусть они выберут сами, даже если процесс будет неорганизованным 298 XI Сценарии занятий и шумным. Если раздавать инструменты по принципу «кому какой достался», энергия в группе сильно падает. Ведь радость связана именно с тем, что нравится и хочется, а не с тем, что досталось. Когда каждый возьмет по инструменту, дайте задание. Пусть каждый попробует выразить свое чувство при помощи этого инструмента. Остановите процесс. Скажите, что радость дает энергию, и эту энергию можно использовать как угодно. Вот и у нас с вами кто-то с удовольствием шумит, кто-то создает свою мелодию. Давайте попробуем создать нашу общую мелодию, попробуем направить энергию радости в одно русло. Предложите кому-то из участников начать задавать ритм. Все остальные пусть подхватывают, когда им захочется. Остановите действие, когда энергия начнет падать — приблизительно через 1,5—2 минуты. Спросите, удалось ли выразить радость? Какое чувство ребята испытывают сейчас?
Это упражнение позволяет вырабатывать и тренировать навыки саморегуляции поведения, справляться с чрезмерной радостью и смехом.
Первый этап Скажите, что сейчас вы будете задавать ребятам вопросы, а их задача отвечать на любой вопрос «колбаска». Задача — сохранить серьезное выражение лица, не засмеяться. Те, кто засмеялся, отсаживаются из круга. Примеры вопросов: - Какой твой любимый запах духов? - На чем ты спишь? - Кому ты звонишь, когда тебе одиноко? - Что ты просил на день рождения? - Как тебя ласково называют родители? - Чем ты чистишь зубы? - Что тебе снится ночами? - Чем ты умываешься по утрам? 299 Раздел 3 Вы можете придумать собственные вопросы или предложить задавать их самим участникам. Игра ведется до нескольких победителей. Спросите у этих ребят, как им удалось сохранить серьезность? Пусть выскажутся не только победители, но и все желающие. Ребята могут предложить разные способы: сконцентрироваться на дыхании, внутренне отстраниться от происходящего, сосредоточить внимание на какой-либо сторонней мысли и т.п. На следующем этапе игры предложите всем участникам воспользоваться этими способами. Второй этап Сыграйте в эту игру еще раз (с другими вопросами). Обсудите, помогали ли участниками предложенные способы саморегуляции? Больше ли стало ребят, справившихся со смехом? Попросите привести примеры жизненных ситуаций, в которых важно уметь контролировать свою радость, свой смех.
Скажите, что сегодня последнее занятие по теме «Сильные чувства». Предложите создать шпаргалку, где будут записаны способы выражения чувств. Напишите на доске (или заранее на листе бумаге) все способы выражения чувств, которые использовались или упоминались на занятиях. Они должны быть конструктивными в соответствии с пунктом 2 схемы выражения чувств («чтобы никому не было обидно») (см. Занятие 3, с. 283). Предложите ребятам на выбор листы А4 разных цветов. Пусть каждый возьмет один лист, фломастер или ручку. Скажите: «Перед вами способы выражения чувств. Они очень разные, их много. Выберите, пожалуйста, те из них, которые вам наиболее близки и понятны, которые подходят именно вам. Если вы уверены, что попробуете воспользоваться каким-либо способом, обязательно запишите его на свой лист». Попросите ребят записывать способы в столбик, не нумеруя их. Когда все составят свои списки, предложите их проранжировать: поставить рядом с тем способом, который наиболее близок им, цифру 1, затем выбрать следующий и поставить рядом с ним цифру 2, и так до конца списка. Обсудите получившиеся списки. Попали ли в эти списки новые для ребят способы выражения чувств? 300 Сценарии занятий Раздайте файлы, в которые ребята поместят свои шпаргалки. Предложите их как-то украсить. Обязательно обсудите, что они будут делать со своими шпаргалками, куда их положат, как будут использовать. Заключительное обсуждение Попросите ребят поделиться чувствами. Что было для них самым важным? Какой была для них эта тема?
Приложение к теме 7 Ч Примеры страшилок для упражнения 4* Дискотека Одна девочка жила в Москве. И вот однажды она собралась идти на дискотеку; она надела новые джинсы и все золотые украшения, которые у нее были. Мама не хотела пускать девочку. Она боялась, что с ее дочкой может что-то случиться. Но девочка все-таки пошла и сказала, что придет в одиннадцать. Мама стала ждать ее. В одиннадцать девочка не вернулась. Когда наступила полночь, мама стала волноваться. В час девочка тоже не пришла, не пришла и в два, и в три. Вдруг в четыре часа раздался звонок. Когда мама открыла дверь, то увидела, что перед ней стоит отрезанная половина ее дочери в джинсах. А верха со всеми украшениями нет. Поездка за лаком У мамы одной девочки было много помад, кремов, лаков для ногтей. Девочке очень хотелось покрасить ногти. Пока мама была на кухне, девочка покрасила мизинец. Мама увидела и пристыдила ее: - Ты еще маленькая, чтобы краситься. Прошло немного времени. Мама собиралась на работу и наказала дочке, чтобы та никуда не уходила из дома. Но девочка не послушалась. Когда мама ушла, дочь вышла на улицу. К ней подъехала черная «Волга», в которой сидели парень и старуха. Старуха сказала: - Хочешь, я подарю тебе красивый лак? Садись в машину. * Страшилки взяты с сайта: http://scarykids.ru 302
Сценарии занятий Они долго петляли по городу. Девочке было страшно. Наконец они приехали к пятиэтажному дому и вошли в подъезд. На одной из ступенек девочка провалилась в подвал, где стояли большие мясорубки. Из девочки сделали фарш. Старуха напекла пирожков и пошла продавать. В это время с работы возвращалась мать девочки. Она купила себе пирожок. Кушая, почувствовала что-то твердое. Это был накрашенный ноготок ее дочери. Мать сразу позвонила в милицию. Старуху арестовали, а этот страшный дом взорвали. Черный трамвай В одном городе жил мальчик. Однажды он шел из школы. В своем городе он знал каждый уголок. Но сейчас он увидел, что оказался в районе, в котором никогда не был. Стояли дома непривычной конструкции, росли деревья незнакомого вида. И на улице не было ни одного человека. Казалось, что в этой части города только что наступило самое раннее-раннее утро. Он подошел к остановке трамвая. Номера были какие-то странные: № 1932—1958, № 1983—1995. Как цифры на кладбище. И сразу же показался трамвай. Он ехал почти бесшумно, хотя выглядел очень старым на вид, как будто сошел с дореволюционной фотографии, и по логике должен был бы греметь. Он подъезжал ближе и ближе. Глаза у мальчика полезли на лоб, потому что трамвай был черного цвета. Не трамвай, а катафалк. Двери распахнулись. Мальчика так и потянуло в черную прямоугольную дыру. Еще секунда, и он сделал бы шаг. Но у него хватило разума повернуться и шагнуть в обратную сторону. И все резко переменилось. Появились люди. Возник шум города. Мальчик потом долго думал, почему же он не вошел в трамвай. И он понял. На трамвае стояла цифра 1982. Это был год его рождения. Случай с капитаном милиции Шел ночью через заброшенное старое кладбище капитан милиции. И вдруг он увидел, как к нему быстро приближается белое пятно. Капитан выхватил пистолет и стал стрелять в него... На следующий день капитан не явился на службу. Бросились искать. И на старом кладбище нашли его труп. В его руке был пистолет. А рядом лежала простреленная газета. 303 Раздел 3 Красное печенье У одних девочек была мама, а папы не было. И к маме часто приходили гости. Они с мамой веселились всю ночь и уходили. А дети ничего этого не помнили, потому что им вечером мама давала Красное Печенье, и они все забывали. И еще у них было пианино красное. Однажды они играли на пианино, нажали кнопочку, пианино отъехало, и открылся ход. Дети туда спустились, там был подвал со светом, и там сидели дядьки без голов, и Красное Печенье делали из их мозгов. И тогда все забывалось. Дети позвали милицию, и она всех арестовала. Костюм Черного Тюльпана Жила-была семья: мама, папа, бабушка и девочка. Однажды мама уехала в командировку и перед отъездом сказала девочке: — Вот тебе деньги. Скоро у тебя в школе новогодний праздник, пойди в магазин и купи себе костюм. Только ни в коем случае не бери себе костюм Черного Тюльпана. Мама уехала. На следующий день девочка пошла в магазин выбирать костюм. Но там остался только костюм Черного Тюльпана. Девочка подумала-подумала и купила его. Придя домой, она повесила костюм в шкаф. Ночью, когда все легли спать, Черный Тюльпан открыл дверь шкафа, протянул свои руки и задушил бабушку. На следующую ночь он задушил папу. Настала третья ночь. Девочка боялась лечь спать. Ровно в полночь открылась дверь шкафа, Черный Тюльпан протянул свои руки к лицу девочки. Она выскочила на балкон, хотела выпрыгнуть, но руки Черного Тюльпана все вытягивались и вытягивались. Наконец он поймал девочку, втащил ее в комнату и задушил. Зеленая тумбочка Жили отец, мать, дочь и сын. Пошли мать и дочь в магазин, а там продавалась зеленая тумбочка. Девочка попросила купить ее. Поставили тумбочку дома. Стали мальчик и девочка в прятки играть, девочка спряталась за дверку тумбочки и сразу в нее провалилась. Мальчик искал-искал ее — не мог найти. 304 * Сценарии занятий Пришла мать с работы, мальчик попросил ее поиграть с ним в прятки, сел возле дверцы тумбочки и упал в нее. Мать и отец заявили в милицию. Милиционеры осмотрели тумбочку, один приложился к дверце и упал в нее. А там — подземный ход и много-много комнат. Одна закрыта на большой замок. Сломали замок, а там синие глаза и зеленые руки рубят мальчика. Милиционеры закричали: — Руки вверх! Руки и глаза исчезли. А девочку так и не нашли Стог сена Вася провожал девушку домой. Это была их первая встреча. Тусклый лунный свет падал на дорожку. Вот уже и порог ее дома. Они простились. Как только за девушкой закрылась дверь, вокруг наступила тьма. Но Вася был смелым парнем и уверенно зашагал вперед. Вдруг Васе почудилось, что кто-то за ним наблюдает. Оглянулся — никого, только стог сена. Мальчик пошел дальше. Слышит, за ним что-то топает. Смотрит, а стог уже перед ним стоит, свои соломенные руки к шее тянет. Хорошо, что у Васи были спички. Чиркнул и зажег сено, а сам быстро-быстро побежал домой. Назавтра та девушка, которую он провожал, не пришла на свидание. Тогда Вася сам пошел к ней домой. Смотрит, а девушка вся в ожогах. Брови, ресницы и волосы сожжены. Вася все понял и с того момента перестал провожать незнакомых девушек домой. Кто я? Мы уже отмечали, что подросток в возрасте 10—12 лет стремительно меняется. Меняется его тело, его чувства, интересы и представления о жизни, и, конечно, меняется характер. Стремление к самопознанию в этом возрасте может быть очень активным, и в поисках информации ребята ищут тесты, читают гороскопы, выясняют значение имени и пр. Кроме того, они чувствуют на себе давление СМИ, которые предлагают однотипный образ современного подростка. Именно поэтому мы хотим предложить подростку качественные инструменты самопознания, которые помогут сформироваться картине его внутреннего мира — абсолютно уникального, ценного, к которому можно обращаться в сложные моменты жизни. Только зная, какой я, я могу ценить себя. В этом блоке мы много работаем с метафорами образа Я и символами. Много внимания уделяется обратной связи. С одной стороны, мы учимся давать обратную связь — точную и такую, чтобы не обижать другого человека. С другой — получаем опыт обхождения с обратной связью, которую слышим в свой адрес: не принимать на веру сразу, а соотносить с собой, со своими представлениями, искать в обратной связи ресурс. *Р1 Задачи и логика работы по теме Мы начинаем знакомиться с характером с ассоциаций, образов, сравнений, используя знакомую подросткам лексику, пытаясь вместе найти слова для описания своих особенностей. Далее мы знакомимся со значением слов, обозначающих черты характера, представляем, каким бы мог быть идеальный характер, чем он отличается от характера самого подростка. Постепенно мы приходим к тому, что нет «плохих» 306 К Сценарии занятий и «хороших» черт характера. Есть особенности, у каждой из которых имеются сильная и слабая стороны. Например, один человек легок в общении, у него много друзей, он много и интенсивно общается. Но именно поэтому ему непросто строить глубокие, серьезные отношения. Другой человек бережлив и экономен, но иногда это доходит до скупости, с которой трудно и ему самому, и его близким. Далее мы обращаемся к имени. Смотрим, что отражает наше имя, как мы относимся к своему имени, чем можно гордиться в нем, а что нам совсем не нравится. Говорим о прозвищах и псевдонимах. Что дают нам «ники», которые так широко используются в Интернете? Обязательно обсуждаем имена на бейджиках участников: что дает им новое имя? Почему оставили свое имя? Выяснив, что имя является важным ресурсом, ищем другие ресурсы своего характера, работаем над самооценкой. Очень важно для подростков, как их воспринимают другие люди, особенно сверстники. Мы обращаемся к теме «Я глазами других», ставя задачу развести мнение других людей и собственное мнение, найти опору в себе, обрести устойчивость. Учимся смотреть на себя глазами других людей, не подстраиваясь под них, но и не игнорируя их мнение. На протяжении всей темы мы работаем над адекватной самооценкой, подростки получают представление о себе как об уникальной личности, о своих сильных и слабых качествах, о своих границах и возможностях. Если тема окажется очень актуальной для группы, можно провести дополнительное занятие или предлагать более глубокие упражнения. Дополнительные материалы приведены в конце этого раздела в Приложении к теме 8. 11* 307 Раздел 3 занятие ■ ______ Какой бывает характер? Цели: познакомить с понятием «характер», обсудить, чем различаются понятия «чувство», «черта характера», «поступок»; дать возможность почувствовать особенности своей личности, получить новый эмоциональный опыт обращения к собственному внутреннему миру. Навыки, над которыми работаем: ■ умение вступать в обсуждение ш умение выражать симпатию ■ умение принимать комплименты ш умение сказать о себе в метафорической форме Материалы: анкеты для индивидуальной работы для каждого участника, бумага, ручки, список качеств (черт характера). Работа группы Вступительная беседа Сегодня вы приступаете к изучению темы «Я и мой характер». Эта тема о том, какие мы, какие качества характера нам присущи, в чем наши сильные и слабые стороны. В ходе работы мы узнаем о себе много нового, поймем, какими нас представляют другие люди. Разминка Предложите ребятам по кругу ответить на вопросы: «Если бы я был(а) книгой, то какой? Почему?» Работа по теме занятия
Раздайте ребятам анкеты и предложите заполнить их самостоятельно. 308 <jjj[ Сценарии занятий Анкета для индивидуальной работы* 1. Если бы я был цветком, то охотнее всего я стал бы_________, потому что__________________________________. 2. Если бы я был животным, то охотнее всего я стал бы_______, потому что______________________. 3. Если бы я был птицей, то охотнее всего я стал бы__________, потому что__________________________________. 4. Если бы я был насекомым, то охотнее всего я стал бы______, потому что__________________________________. 5. Если бы я был деревом, то охотнее всего я стал бы_________, потому что__________________________________. 6. Если бы я был мебелью, то охотнее всего я стал бы________, потому что__________________________________. 7. Если бы я был музыкальным инструментом, то охотнее всего я стал бы, потому что. 8. Если бы я был домом, то охотнее всего я стал бы__________, потому что________________________________. 9. Если бы я был автомобилем, то охотнее всего я стал бы_____ ______, потому что_______________________________. 10. Если бы я был дорогой, то охотнее всего я стал бы_________, потому что_________________________________. 11. Если бы я был страной, то охотнее всего я стал бы_________, потому что__________________________________. 12. Если бы я был игрой, то охотнее всего я стал бы___________, потому что__________________________________. Фопелъ К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность и сильные стороны. Отношение к телу. — М.: Генезис, 2008. 309 Раздел 3 13. Если бы я был чем-то съедобным, то охотнее всего я стал бы , потому что. 14. Если бы я был краской, то охотнее всего я стал бы_________, потому что ___^_____________________________. 15. Если бы я был одеждой, то охотнее всего я стал бы_________, потому что__________________________________. 16. Если бы я был частью тела, то охотнее всего я стал бы______, потому что__________________________________. 17. Если бы я был месяцем года, то охотнее всего я стал бы_____ _______, потому что_____________________________. 18. Если бы я был числом, то охотнее всего я стал бы__________, потому что__________________________________. 19. Если бы я был днем недели, то охотнее всего я стал бы_____, потому что______________________________. 20. Если бы я был частью речи, то охотнее всего я стал бы
Ребята объединяются в пары и рассказывают друг другу о результатах своей работы: какие пункты анкеты показались наиболее интересными, на какие было сложнее всего отвечать? Пусть скажут друг другу о том, какие ответы партнера показались неожиданными или, наоборот, соответствующими ему. Затем соберитесь снова в круг и спросите о чувствах участников группы - понравилось ли упражнение, была ли продуктивной работа в паре? Есть ли что-то важное, что хочется сказать в кругу всем участникам?
Предложите ребятам вспомнить как можно больше разных черт характера. Ответы фиксируйте на доске. Обращайте внимание на различие понятий «чувство», «черта характера», «поступок». После этого предложите список качеств, посмотрите вместе с ребятами, есть ли в нем какие-то новые качества, которые вы не вспомнили. 310 * Сценарии занятий
Качеств |
|||||||||||||||||||||||
1. | аккуратность | 21. | обаяние | |||||||||||||||||||||
2. | беспечность | 22. | обидчивость | |||||||||||||||||||||
3. | вдумчивость | 23. | осторожность | |||||||||||||||||||||
\ 4. | доверчивость | 24. | отзывчивость 1 | |||||||||||||||||||||
5. | жизнер а д остность | 25. | педантичность | |||||||||||||||||||||
6. | заботливость | 26. | подвижность | |||||||||||||||||||||
7. | завистливость | 27. | подозрительность | |||||||||||||||||||||
8. | застенчивость | 28. | принципиальность | |||||||||||||||||||||
9. | злопамятность | 29. | презрительность | |||||||||||||||||||||
10. | импульсивность | 30. | радушие | |||||||||||||||||||||
11. | искренность | 31. | раскованность | |||||||||||||||||||||
12. | капризность | 32. | рассудительность | |||||||||||||||||||||
13. | медлительность | 33. | решительность | |||||||||||||||||||||
14. | мечтательность | 34. | скромность | |||||||||||||||||||||
15. | мнительность | 35. | сдержанность | |||||||||||||||||||||
16. | мстительность | 36. | сострадательность | |||||||||||||||||||||
17. | настойчивость | 37. | терпеливость | |||||||||||||||||||||
18. | нежность | 38. | трусость | |||||||||||||||||||||
19. | нерешительность | 39. | упорство | |||||||||||||||||||||
[ 20. | несдержанность | 40. | уступчивость |
4 |
Предложите участникам взять небольшой лист бумаги, написать на нем 5 качеств, которые они больше всего в себе ценят и/или за которые, как им кажется, их уважают другие люди. Теперь пусть ребята перевернут лист и напишут 5 своих качеств, которые им не нравятся.
Закончив работу, участники молча ходят по залу и выбирают человека, которого меньше всего знают. Предложите им объединиться в пару с этим человеком. Дайте инструкцию для работы в парах: «Обменяй-
311
Раздел 3
тесь карточками. Теперь ваша задача, получив карточку и прочитав 5 положительных качеств, подумать, что это за человек, какие у него радости и трудности в жизни. Попробуйте представить себя этим человеком, постарайтесь при этом забыть, кому принадлежит карточка. Расскажите от первого лица об этом человеке и его жизни, представив себя на его месте, не употребляя в речи названия качеств. То же самое проделывается с отрицательными качествами. При этом можно продолжать свой рассказ, а можно представить себя другим человеком и рассказать от его имени. Поменяйтесь ролями. Теперь старайтесь внимательно выслушать рассказ о себе другого человека, не перебивайте его, будьте внимательны к своим чувствам».
После проведения упражнения важно обсудить его сначала в парах, потом — в общем кругу. Спросите ребят, как они воспринимали рассказ о себе, совпадал ли он с их представлениями о своей жизни, какие чувства они испытывали.
Заключительное обсуждение
Обсудите занятие в общем кругу. Что было самым интересным и важным сегодня? Что нового ребята узнали о себе, об окружающих, о теме? С каким чувством они уходят?
<Jk Сценарии занятий
занятие Z Какой я?
Цели: способствовать самопознанию, формированию образа Я; обращению к внутреннему миру другого человека; работе с образом Я в метафорической форме.
Навыки, над которыми работаем:
■ умение осознавать свои предпочтения
ш умение выражать симпатию
ш умение представлять себя в метафорической форме
Материалы: бланки теста для каждого участника, бумага, ручки.
Работа группы
Разминка
Инструкция: «Сейчас каждый из вас ответит на мой вопрос, но не словами, а действием: «Ты умный или красивый?» Те, кто считает себя умным, отходит к правой стене зала, кто красивым — к левой». По команде ведущего все снова собираются вместе и на следующем вопросе вновь разделяются.
Список вопросов:
- Сильный или сообразительный?
- Добрый или с чувством юмора?
- Надежный или изобретательный?
- Смелый или общительный?
- Оптимист или пессимист?
Работа по теме занятия
1 |
Предложите ребятам простой психологический тест, например, «Круг, треугольник, квадрат».
313
Раздел 3
Тест «Круг, треугольник, квадрат»
Инструкция
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке.
О
Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего это я». Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. В результате получится упорядоченный ряд геометрических фигур. Фигура, которую вы поместили на первое место, — ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией двух или даже трех фигур.
Обработайте вместе с группой результаты.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.23 с.)