По проектированию благоприятных условий для обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проектированию благоприятных условий для обеспечения



образовательного процесса на уровне начального

общего образования

Часть 1 статьи 66 Федерального закона об образовании определяет стратегическую направленность начального общего образования на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Для обеспечения развития у обучающихся начальной школы начальных форм познавательной и личностной рефлексии как основы формирования внутренней позиции школьника, которая в документах ФГОС начального общего образования включена в личностные образовательные результаты, специалистам Психологической службы общеобразовательной организации рекомендуется:

- развивать у обучающихся способности к самоопределению, то есть переходить от общей позиции к осознанию собственной позиции; способности к саморазвитию и самопознанию;

- развивать умение подключаться к совместным с партнерами действиям, инициировать сотрудничество, координировать свою позицию в групповой работе;

- выполнять рефлексивные операции при решении мыслительных задач, обобщение способов решения, моделирование и идеализацию.

В работе Психологической службы общеобразовательной организации важно использовать научно обоснованные методы и технологии, способствующие развитию социально-коммуникативных компетенций младших школьников:

- организовывать совместную деятельность обучающихся и их диалогическое взаимодействие;

- проектировать и реализовывать сюжетные ситуации, в которых моделируются и в игровой форме решаются социально-коммуникативные задачи;

- внедрять психолого-педагогические программы, эффективность которых для решения психологических задач обучающихся начальной школы является экспериментально доказанной (например, программа "Введение в школьную жизнь" Г.А. Цукерман, в которой проводятся занятия в игровой форме, направленные на знакомство детей с школьной жизнью, ее порядком, на овладение коммуникативными навыками учебного сотрудничества).

В младшем школьном возрасте впервые наиболее отчетливо выявляются те дефициты и искажения развития, которые возникли в дошкольном детстве. В школе становятся очевидными:

- слабые звенья в структуре когнитивной и эмоциональной сферы;

- несформированность произвольных форм поведения - недостаточность саморегуляции;

- незрелость мотивационных образований;

- неспособность к усвоению групповых норм, школьная дезадаптация (внутренняя позиция школьника);

- снижение психоэмоционального благополучия.

Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации в рамках диагностического направления работы целесообразно направить на изучение конкретных эмоциональных и поведенческих реакций обучающихся вне зависимости от темпа их психического развития.

Специалистам Психологической службы общеобразовательной организации рекомендуется внимательно отнестись к маркерам психологического неблагополучия обучающихся и проводить диагностику:

1. Затруднений включения в совместную (фронтальную и групповую) учебную и внеучебную деятельность, что проявляется во внешней пассивности или, напротив, в неадекватном вмешательстве в согласованную деятельность других участников.

2. Нарушений партнерских взаимоотношений со сверстниками, что проявляется в конфликтности и негативных эмоциональных реакциях: неумение сотрудничать в паре со сверстником - планировать, согласовывать усилия и осуществлять совместные действия для достижения общей цели. Умение сотрудничать и взаимодействовать в паре предполагает наличие у каждого из ее участников умений убеждать, аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать партнера, контролировать его действия и адекватно реагировать на них, оказывать помощь партнеру в случае необходимости и разрешать конфликты, возникающие в процессе выполнения совместного задания.

Психологические проблемы просоциального поведения обучающихся начальной школы чаще всего обусловлены дефицитом и обедненностью их социального опыта, фрагментарностью представлений о себе и сверстнике, что проявляется в их неспособности сотрудничать в предметной совместной деятельности.

В этой связи специалистам Психологической службы общеобразовательной организации в конструктивном профессиональном взаимодействии с учителем рекомендуется:

- организовывать специальное обучение коммуникативным навыкам сотрудничества в парах или малых группах в дополнение к педагогическим приемам, используемым учителем на уроках;

- при организации учебной и внеучебной работы в подгруппах учителю и педагогу-психологу целесообразно отказаться от дифференциации и группирования детей по каким-либо признакам: ни по признакам темпа психического развития, ни по признаку уровня развития коммуникативных компетенций, ни по признакам наличия или отсутствия определенного вида дизонтогенеза, ни по принадлежности детей к тем или иным социальным слоям;

- встать на позицию ребенка, понять и принять то, что неспособность обучающегося организовать взаимодействие, неумение договариваться, согласовывать свои действия с действиями собеседника или партнера по совместной деятельности, контролировать их, оказывать ему помощь, разрешать конфликты, слушать и слышать его - все это есть следствие особенностей восприятия ребенком ситуации коммуникативного взаимодействия.

Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в начальной школе рекомендуется направить на решение психологических проблем обучающихся в мотивационной сфере, которые проявляются в:

- незаинтересованности в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами;

- невыраженной любознательности и интеллектуальной пассивности.

Известно, что мотивационная сфера - трудно управляемая и сугубо индивидуальная система. Вместе с тем с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов к обучению и воспитанию возможно построение модели позитивного развития мотивационной сферы обучающихся. Педагог и различные информационные источники являются носителями общественно-социального культурного опыта. Именно от содержания и средств преподнесения информации зависит то, как в дальнейшем полученные знания повлияют на развитие мотивации и самосознания обучающихся.

Для профилактики нарушений психосоциального развития и снижения познавательной мотивации перед педагогом-психологом и учителем стоит ответственная задача проектирования учебных ситуаций, в которых:

- решение зависит от способности детей договориться и принять общее решение;

- развивается умение добывать знания разными способами на основе изученных предметных действий.

Для развития познавательной мотивации важно, чтобы в процессе решения задач возникал познавательный социокогнитивный конфликт между участниками, что необходимо для осознания ими собственной деятельности. Рекомендуется проектировать учебные задания, при решении которых возникают противоречия между:

- имеющимися знаниями и фактами, получаемыми в деятельности; различными уровнями знаний участников;

- использованием сформированного понятия, успешно применяемого ранее, и невозможностью его применить в конкретном задании.

Развитие мотивации сотрудничества обучающихся необходимо осуществлять в специально организуемых ситуациях взаимодействия в малых группах. Педагог-психолог совместно с учителем задает проблемную ситуацию, распределяет функции участников, обсуждает пути и варианты решения проблемы.

Для решения задачи развития мотивации сотрудничества рекомендуется:

- представить обучающимся исторически культурные способы взаимодействия;

- научить обучающихся разрешению конфликтов в процессе совместной деятельности;

- развивать способности осознать свою значимость, роль в процессе выполнения совместного задания;

- оказывать помощь в планировании этапов выполнения группового задания (то есть ориентировочный этап деятельности);

- обучать школьников распределять свои действия и действия партнеров, ориентироваться на промежуточный результат;

- научить оценивать свои ошибки и ошибки партнера, испробовать различные способы исправления.

Педагогу-психологу важно учитывать, что переживание обучающимися чувства радости, удовлетворения, гордости связано не только с успехами в учебной деятельности, но и с развитием новых межличностных отношений с учителями и сверстниками.

 

Рекомендации для специалистов Психологической службы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.008 с.)