По проектированию благоприятных условий для обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проектированию благоприятных условий для обеспечения



образовательного процесса на уровне среднего

общего образования

Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации на уровне среднего общего образования в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона об образовании направлена на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности <21>.

Для создания благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса, способствующих максимально гармоничному и полноценному развитию личности старших подростков, предотвращению или снижению рисков отклонений в психосоциальном развитии и поведении, необходимо непрерывное взаимодействие специалистов Психологической службы ОО, администрации, педагогов, родителей.

Рекомендуется проведение взаимодополняющих мероприятий, целью которых становится развитие и формирование основных психологических новообразований обучающихся старшего подросткового возраста:

1. Организация психологических занятий, содействующих познавательной и личностной рефлексии - осознанию вариативных индивидуальных траекторий личностного и профессионального становления. Основным результатом данных мероприятий выступает психологическая готовность к профессиональному и личностному самоопределению, самостоятельный и осознанный профессиональный выбор обучающимися.

В сферу профессиональных обязанностей специалистов Психологической службы общеобразовательной организации с обучающимися на этапе профессионального выбора включена работа по формированию компетенций, способствующих эффективному выбору будущей профессиональной деятельности. Необходимо проводить занятия, на которых обучающимся предоставляется возможность:

- рассуждать о карьере, обратить внимание на самого себя и на свое сознание, ценности, интересы, мотивы, особенности мышления, механизмы восприятия и эмоциональное реагирование (рефлексивный компонент);

- проявить активную позицию и принять ответственность за свои поступки, высказывания, решения;

- обсудить в кругу сверстников планы своего профессионального и личного будущего;

- установить деловые контакты (интерактивное поведение) - направленность деятельности на реализацию выстроенных профессиональных планов.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся представляет собой взаимосвязанные направления психолого-педагогической деятельности и включает в себя профессиональное просвещение и профессиональное консультирование, выявление и развитие способностей, пробуждение профессиональных интересов. Важным условием результативности этой работы является взаимодействие Психологической службы общеобразовательной организации с администрацией, педагогами, учителями. В частности, педагоги помогают формировать необходимые знания, способствуют углубленному и более интенсивному изучению важных предметов школьной программы.

Обучающихся необходимо ознакомить:

- с существующими специальностями и специализациями, при этом ориентироваться на интересы и предпочтения обучающихся;

- с вариантами обучения и общеобразовательными организациями интересующего обучающегося профиля;

- с необходимыми знаниями и навыками;

- с возможными трудностями;

- с особенностями трудоустройства.

2. Проведение занятий развивающей и коррекционной направленности, содействующих развитию и формированию у обучающихся Я-концепции:

- полных и дифференцированных знаний о своих возможностях;

- адекватной самооценки;

- способности к самоконтролю своей поведенческой и психической активности.

3. Проектирование и проведение групповых и индивидуальных программ развития ценностно-смысловых установок по отношению к собственной жизненной траектории, своему жизненному предназначению. Данную работу рекомендуется проводить специалистами не только Психологической службы ОО, но всеми психологически значимыми для обучающегося субъектами образовательных отношений.

4. Организация занятий в формате социально-психологического тренинга, направленных на развитие позитивных межличностных отношений, разрешение сложных ситуаций во взаимоотношениях с родителями и педагогами, овладение приемами социальной перцепции.

5. Разработка и применение педагогом-психологом развивающих программ, способствующих осознанию обучающимися индивидуальных сильных сторон и раскрытию личностного потенциала. Включение обучающихся в эти программы содействует преодолению инфантильности и личностной незрелости проблемных старших подростков.

6. Проведение мероприятий по снижению повышенной тревожности, что связано со сложными жизненными задачами, которые появляются у обучающихся старшей школы и вызывают чувство неуверенности в себе, а также личностную пассивность. Занятия будут иметь планируемый результат, если обучающиеся освоят умение принимать решения в ситуации неопределенности и смогут развить способность осуществлять осознанный выбор.

Основаниями обеспечения в общеобразовательных организациях психолого-педагогических условий реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО являются:

1. Деятельность по поддержанию психологической безопасности - сохранение психики человека, целостности личности, адаптивности функционирования, умение защищаться от психологических угроз, создавать психологически безопасные отношения, умение использовать возможности среды и личности по предотвращению психологических угроз, защищенность от проявлений психологического насилия во взаимодействии, удовлетворение потребностей в личностно-доверительном общении.

2. Соблюдение требований информационной безопасности - конфиденциальность - защита личной информации обучающихся и обучающих от несанкционированного доступа, доступность - обеспечение доступности информации для обеспечения образовательного процесса в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации и для индивидуальной работы в домашних условиях, защищенность от негативной информации - соответствие используемой информации в образовательном процессе государственному нормативно-правовому регулированию в области защиты обучающихся от негативной информации (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

3. Поддержание системы упорядоченности социальных отношений - предполагает единство действий всех участников образовательного процесса в рамках определенной системы правил.

4. Построение учебной и внеучебной деятельности с учетом культурологических, нравственных, психологических, здоровьесберегающих характеристик экологической безопасности, обеспечивающих экологичность образовательной среды.

5. Специальная организация образовательного процесса, в котором перед обучающимися стоит необходимость работать в зоне актуального и ближайшего развития: наличие системы продуманных препятствий для обучающегося, возможность преодолевать эти препятствия самостоятельно или с помощью окружающих.

6. Определение оптимального типа психолого-педагогического взаимодействия. Ориентация на личностное развитие, развитие эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания.

7. Комплекс мероприятий по формированию социально-психологической умелости - таких умений у обучающихся, которые дают возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

8. Создание аналитических ситуаций, направленных на формирование рефлексии в преодолении трудностей в обучении - организация образовательной среды, способствующей формированию у обучающихся навыков самопознания внутренних психических актов и состояний, формированию всех видов рефлексии: эмоциональной, рефлексии деятельности, рефлексии содержания учебного материала.

9. Реализация системы мер по поддержанию воспитательного потенциала образовательной среды - организация образовательной среды, насыщенной культурно значимыми объектами (герб страны, города, школы; гимн страны, города, школы; традиции страны, города, школы).

10. Обеспечение условий вариативности образовательной среды - предполагает организацию образовательной среды, максимально отвечающей потребностям и индивидуально-типологическим особенностям всех участников образовательного процесса.

11. Поддержка ресурсного потенциала образовательной среды - предполагает организацию образовательной среды, основанную на представлениях о замещающей деятельности, о компенсаторной деятельности, активизирующей личностные ресурсы обучающегося.

12. Внедрение психолого-педагогических технологий, обеспечивающих творческий и исследовательский потенциал образовательной среды - организация образовательной среды, предлагающей условия для творческой самореализации обучающихся, среды, инициирующей и стимулирующей научно-исследовательский интерес обучающихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.012 с.)