Тема 5. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела



Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела, её место в системе уголовного судопроизводства. Дискуссии о необходимости ее сохранения в уголовно-процессуальном судопроизводстве.

Проблемы правовой регламентации отдельных поводов для возбуждения уголовного дела (заявления о преступлении, явки с повинной, сообщения о совершённом или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании).

Соотношение основания для возбуждения уголовного дела с наличием признаков состава преступления, критерии достаточности данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Проблемные аспекты порядка приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях. Спорные вопросы производства отдельных следственных и иных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела.

Гарантии прав и законных интересов личности на данной стадии уголовного процесса.

Вопросы установления оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, соотношение данных оснований. Проблемы обеспечения законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела.

Семинар «Проблемы стадии возбуждения уголовного дела» – очная форма обучения

1. Стадия возбуждения уголовного дела, её значение и место в системе уголовного судопроизводства.

2. Проблемы правовой регламентации отдельных поводов для возбуждения уголовного дела.

3. Актуальные вопросы производства проверки сообщений о преступлениях.

4. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела: проблемные аспекты.

 

Практическое занятие «Проблемы стадии возбуждения уголовного дела » –очная форма обучения

Практическое занятие посвящено решению практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и правильного ее разрешения.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать непосредственно в ходе занятия, либо использует материалы задач, приведенных в настоящей рабочей программе по теме занятия, которые студенты должны решить заранее при подготовке к практическому занятию.

2. Студенты на основе анализа условий задач дают правовую оценку приведенных ситуаций с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результаты решения задач обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Тематика докладов.

1.1. Особенности установления поводов и основания для возбуждения уголовного дела по делам о таможенных преступлениях.

1.2. Средства и сроки проверки сообщения о преступлении: проблемные аспекты.

1.3. Проблемы производства следственных действий до возбуждения уголовного дела.

2. Задачи.

2.1. Органом дознания 19.03.2012 г. вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении С. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК РФ.

Постановлением и.о. заместителя прокурора города от 25.03.2012 г. постановление о возбуждении уголовного дела отменено.

Заявитель – гражданин В., считая решение прокурора незаконным, в поданной суду жалобе на постановление прокурора указал, что оно вынесено прокурором с нарушением сроков, предусмотренных ч. 4 ст. 146 УПК РФ.

При рассмотрении жалобы В. было установлено, что копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурор получил 19.03.2012 г., т.е. в день вынесения постановления, а материалы, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела, лишь 24.03.2012 г.

Правомочен ли прокурор отменять постановление о возбуждении органом дознания уголовного дела?

В течение какого срока он может реализовать данное полномочие?

С какого момента начинает течь срок для принятия прокурором решения об отмене постановления органа дознания о возбуждении уголовного дела?

 Какое решение должен принять суд по жалобе В.?

2.2. В районной газете «Известия» была опубликована статья, содержащая информацию о совершении директором ООО «Вектор» Тихомировым присвоения вверенного имущества в крупном размере и описаны обстоятельства совершения этого преступления. На основании данной статьи следователь районного отдела внутренних дел приступил к проверке оснований для возбуждения уголовного дела и потребовал от главного редактора газеты «Известия» Бурлакова предоставить документы и материалы, подтверждающие изложенные в статье данные, а также сообщить данные о лице, предоставившем эту информацию. Бурлаков выполнить требования следователя отказался.

Является ли статья в газете поводом к возбуждению уголовного дела?

Вправе ли следователь проводить проверку оснований к возбуждению уголовного дела на основании сообщения о преступлении, распространенном в средствах массовой информации?

Правомерен ли отказ главного редактора газеты «Известия» Бурлакова от выполнения требований следователя?

Каким образом следовало поступить следователю после ознакомления со статьей?

2.3. По заявлению о совершении гражданином Нечаевым вымогательства, совершенного с применением насилия, следователем была проведена проверка оснований к возбуждению уголовного дела. При этом Карташвили и Холодков, являвшиеся очевидцами совершения преступления, от дачи объяснений отказались. Следователь разъяснил Карташвили и Холодкову, что они обязаны дать объяснения, так как не являются родственниками Нечаева и права воспользоваться ст. 51 Конституции РФ (привилегия против самообвинения) не имеют.

Вправе ли Карташвили и Холодков отказаться от дачи объяснений в стадии возбуждения уголовного дела?

Правомерны ли действия следователя?

3. Изучите статистические данные в части возбуждения уголовных дел в сфере таможенного дела.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию

При подготовке доклада необходимо проанализировать несколько соответствующих источников из рекомендуемой литературы и приведенных к теме нормативных правовых актов, обобщить информацию и изложить собственные выводы по исследуемому вопросу.

При решении задачи нужно определить все статьи УПК РФ, подлежащие применению в указанных случаях, и мотивировать свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие правоотношения. Задачи решаются студентами самостоятельно, а решения обсуждаются в дискуссии на занятии.

Результаты выполнения третьего задания должны быть представлены в виде статистической таблицы, отражающей состояние, структуру и динамику возбуждения уголовных дел в сфере таможенного дела за последние 5 лет. Для выполнения задания студентам рекомендуется использовать статистическую отчетность, размещенную на сайте Федеральной таможенной службы РФ в сети Интернет.

При подготовке к семинару необходимо изучить нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела, основную и дополнительную литературу в целях выявления проблемных вопросов по изучаемой теме. Рекомендуется также ознакомиться с материалами опубликованной практики правоохранительных органов. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно дискуссионных вопросов, обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства, устоявшиеся правовые понятия и иные юридические категории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте поводы для возбуждения уголовного дела.

2. Как соотносится основание для возбуждения уголовного дела с наличием признаков состава преступления?

3. Какие следственные действия могут проводиться до возбуждения уголовного дела?

4. Проанализируйте нормативные правовые акты, определяющие порядок приема, регистрации и проверки в таможенных органах сообщений о преступлениях.

5. Охарактеризуйте механизм обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении.

6. Назовите виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, и раскройте порядок их обжалования.

7. Проанализируйте основания для отказа в возбуждении уголовного дела.

8. Раскройте отличия в порядке возбуждения уголовных дел публичного, частного и частно-публичного обвинения.

Тема 6. Проблемные вопросы стадии предварительного расследования

Общая характеристика стадии предварительного расследования, её значение и место в системе уголовного судопроизводства. Проблемы развития форм предварительного расследования.

Теоретическая модель предварительного следствия в современных условиях. Дискуссия по поводу создания единого следственного аппарата и задачи повышения процессуальной самостоятельности следователя. Механизм реализации полномочий следователя в уголовном судопроизводстве.

Актуальные вопросы производства дознания, совершенствование его теоретической и нормативной моделей. Понятие и виды органов дознания; проблемы их законодательной регламентации и способа организации. Проблемы взаимодействия следователя и органов дознания.

Дознание в сокращенной форме: проблемы правовой регламентации и правоприменения. Особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме.

Понятие и значение общих условий предварительного расследования, их виды. Теоретические и практические аспекты определения подследственности. Процессуальная природа производства неотложных следственных действий.

Досудебное соглашение о сотрудничестве: понятие, значение и порядок заключения.

Понятие и система следственных действий. Проблемы совершенствования процессуальной регламентации и производства отдельных следственных действий.

Дискуссия о сохранении в уголовном процессе института предъявления обвинения. Проблемы, возникающие при привлечении лица в качестве обвиняемого, способы их разрешения. Теория и практика изменения и дополнения обвинения. Вопросы частичного прекращения уголовного преследования.

Актуальные вопросы приостановления предварительного следствия и дознания по различным основаниям. Институт розыска подозреваемого и обвиняемого и проблемы его совершенствования. Проблемные вопросы возобновления приостановленного предварительного расследования.

Дискуссионные вопросы окончания предварительного расследования.

Совершенствование законодательства, регулирующего прекращение уголовного дела. Разъяснения высших судов относительно отдельных оснований для прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Проблемы прекращения уголовных дел по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям.

Теория и практика окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения и дознания составлением обвинительного акта (постановления). Проблемные вопросы процедуры ознакомления с материалами уголовного дела.

Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением или с обвинительным актом (постановлением). Возвращение уголовного дела следователю или дознавателю для производства дополнительного расследования, его значение для уголовного судопроизводства.

Семинар «Проблемные вопросы стадии предварительного расследования» – очная форма обучения

1. Понятие и значение стадии предварительного расследования, её место в системе уголовного судопроизводства. Проблемы развития форм предварительного расследования.

2. Проблемы совершенствования процессуальной регламентации и производства отдельных следственных действий.

3. Дознание в сокращенной форме: проблемы правовой регламентации и правоприменения.

4. Досудебное соглашение о сотрудничестве: понятие, значение и порядок заключения.

Семинар «Актуальные вопросы производства предварительного следствия и дознания» – очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами по заданной теме, подготовленными в ходе подготовки к семинару, кратко излагая суть и обосновывая свое видение какого-либо проблемного вопроса по теме занятия.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. Подводятся итоги дискуссии и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

 

Практическое занятие «Проблемные вопросы стадии предварительного расследования » –очная форма обучения

Практическое занятие посвящено решению практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и правильного ее разрешения.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать непосредственно в ходе занятия, либо использует материалы задач, приведенных в настоящей рабочей программе по теме занятия, которые студенты должны решить заранее при подготовке к практическому занятию.

2. Студенты на основе анализа условий задач дают правовую оценку приведенных ситуаций с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результаты решения задач обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Тематика докладов.

1.1. Развитие форм предварительного расследования.

1.2. Уголовно-процессуальная регламентация следственных действий: тенденции развития и совершенствования.

1.3. Концепция дознания в сокращенной форме: достижения и вопросы совершенствования.

1.4. Актуальные вопросы института предъявления обвинения.

1.5. Прокурорский надзор и судебный контроль за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела.

2. Задачи.

2.1. К начальнику районного управления внутренних дел поступило заявление граждан П. и Д о совершении в отношении них преступных действий со стороны Борисова, в результате чего потерпевшим П. и Д. был причинен средней тяжести вред здоровью. Проверив заявление, начальник РУВД пришел к выводу, что в действиях Борисова помимо умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство).

Кто и в какой срок должен расследовать это дело?

2.2. При рассмотрении уголовного дела в суде было установлено, что копия обвинительного акта была вручена П. 19.09.2011г., тогда как прокурор утвердил обвинительный акт лишь 23.09.2011г.

Допущено ли нарушение прав обвиняемого при вручении ему обвинительного акта? Если права обвиняемого нарушены, какие последствия влечет такое процессуальное нарушение?

2.3. В производстве следователя Смыслова находилось дело по обвинению Бураковой в совершении вымогательства по отношению к потерпевшей Кужиловой. Потерпевшая на допросе сообщила, что от имени Бураковой к ней приезжал некий молодой человек и требовал уплатить 25 000 долларов США, которые Кужилова якобы брала в долг у Бураковой. Потерпевшая также сообщила, что сможет опознать этого молодого человека.

В ходе расследования выяснилось, что от имени Бураковой к Кужиловой приезжал бывший работник милиции Фролов. Представитель потерпевшей Кужиловой адвокат Салмина заявила ходатайство о проведении опознания Фролова. Однако следователь в удовлетворении данного ходатайства отказал, ссылаясь на то, что Фролов участвует в производстве по делу в качестве свидетеля, а проведение опознания возможно только в отношении обвиняемого.

Обоснована ли позиция следователя?

2.4. Обвиняемый в хищении денежных средств Ш., в отношении которого была избрана мера пресечения – подписка о невыезде, был найден мертвым в своей квартире. На теле Ш. обнаружено повреждение, характерное для огнестрельного ранения, причиненного выстрелом с близкого расстояния. При осмотре трупа следователь на пиджаке Ш. заметил черное пятно, происхождение которого осталось невыясненным.

Для установления причин смерти обвиняемого следователь назначил по делу комплексную судебно-медицинскую и судебно-баллистическую экспертизу, перед которой поставил следующие вопросы:

Когда наступила смерть Ш.?

Какова причина смерти Ш.?

Не имело ли в данном случае место самоубийство?

Какова дистанция выстрела?

Каков химический состав пятна, обнаруженного на пиджаке Ш.?

Были отпечатаны через копировальную бумагу три экземпляра постановления о назначении комплексной экспертизы, первый из которых приобщен к уголовному делу, второй направлен по почте в бюро судебно-медицинских экспертиз Нижегородского департамента здравоохранения, третий – в экспертно-криминалистический отдел УВД Нижегородской области.

Верно ли следователь определил виды экспертиз для установления интересующих его фактов?

В чем различие между комплексной и комиссионной экспертизами?

Какие ошибки допущены при постановке и формулировке вопросов?

2.5. При ознакомлении с материалами дела, поступившего от следователя с обвинительным заключением, прокурор пришел к выводу, что действия обвиняемого следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 105 УК РФ, а по ч. 1 ст. 108 УК РФ, а также о том, что отпали основания для содержания обвиняемого под стражей.

Какое решение может принять прокурор в данной ситуации? Как должно быть оформлено принятое решение?

Вправе ли следователь не согласиться с принятым прокурором решением?

3. Изучить статистику прекращения уголовных дел по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарам и практическому занятию

При подготовке доклада необходимо проанализировать несколько соответствующих источников из рекомендуемой литературы и приведенных к теме нормативных правовых актов, обобщить информацию и изложить собственные выводы по исследуемому вопросу. 

При решении задачи нужно определить все статьи УПК РФ, подлежащие применению в указанных случаях, и мотивировать свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие правоотношения. Задачи решаются студентами самостоятельно, а решения обсуждаются в дискуссии на занятии.

Результаты выполнения третьего задания должны быть представлены в виде статистической таблицы, отражающей состояние и основания прекращения уголовных дел за последние 5 лет. Для выполнения задания студентам рекомендуется использовать статистическую отчетность, размещенную на сайте Следственного комитета РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы РФ и других правоохранительных органов в сети Интернет.

При подготовке к семинарам необходимо изучить нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок производства предварительного расследования, основную и дополнительную литературу в целях выявления проблемных вопросов по изучаемой теме. Рекомендуется также ознакомиться с материалами опубликованной практики правоохранительных органов. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно дискуссионных вопросов, обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства, устоявшиеся правовые понятия и иные юридические категории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите основные отличия форм предварительного расследования.

2. Дайте понятие и выделите отличительные черты следственных действий.

3. Проанализируйте нормы глав 22-27 УПК и выделите основные правила производства следственных действий.

4. Раскройте особенности производства дознания в сокращенной форме.

5. Охарактеризуйте порядок и особенности заключения досудебного соглашения.

6. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения. Назовите наиболее спорные вопросы.

7. Охарактеризуйте проблемные вопросы приостановления и возобновления предварительного расследования.

8. Назовите последствия прекращения уголовных дел по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям.

9. Раскройте процедуру ознакомления с материалами уголовного дела.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.065 с.)