Тема 1. Уголовный процесс России в системе форм уголовного судопроизводства: история, современность и тенденции дальнейшего развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Уголовный процесс России в системе форм уголовного судопроизводства: история, современность и тенденции дальнейшего развития



Концептуальные идеи развития уголовного судопроизводства России, их социально-экономическая и правовая обусловленность.

Место российского уголовного процесса в типологии форм судопроизводства. Условия перехода от розыскной формы процесса к состязательной в зарубежных правовых системах и России. Сущность «смешанной» формы процесса и особенности её влияния на развитие состязательного судопроизводства.

Уголовная политика и уголовный процесс в современной России: концепция уголовной политики в ХХI веке; уголовный процесс в условиях формирования правового государства.

Назначение уголовного судопроизводства: спорные вопросы теории и практики.

Тенденции и перспективы развития системы уголовного процесса в России. Роль правовых традиций в определении тенденций развития процессуального законодательства России и влияние на них континентальной и англо-саксонской систем права.

Развитие системы источников уголовно-процессуального права на современном этапе. Научные концепции о круге источников уголовно-процессуального права.

Конституция Российской Федерации и международные стандарты -основные ориентиры обеспечения защиты прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве.

Европейские стандарты в области уголовного процесса.

Актуальные проблемы регулирования уголовно-процессуальных отношений в решениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, приказах Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ и других ведомственных актах.

Современная система принципов уголовного судопроизводства. Влияние Европейского Суда по правам человека на систему принципов российского уголовного процесса. Проблемы реализации отдельных принципов уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальная форма: основные направления развития. Понятие и значение дифференциации формы уголовного судопроизводства. Зарубежный опыт регулирования упрощённого порядка уголовного судопроизводства.

Разграничение уголовно-процессуальных функций и перспективы их развития в условиях формирования правового государства.

Альтернативы уголовному преследованию в уголовном судопроизводстве.

Актуальные проблемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

 

Семинар «Уголовный процесс России в системе форм уголовного судопроизводства: история, современность и тенденции дальнейшего развития» – очная форма обучения

1. Исторические типы уголовного процесса. Современный тип уголовного судопроизводства в России.

2. Развитие системы источников уголовно-процессуального права на современном этапе.

3.Проблемы реализации принципов уголовного судопроизводства.

4. Тенденции и перспективы развития уголовно-процессуальной формы (унификация и дифференциация).

5.Альтернативы уголовному преследованию в уголовном судопроизводстве.

Семинар «Тенденции и перспективы развития системы уголовного процесса в России» – очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами по заданной теме, подготовленными в ходе подготовки к семинару, кратко излагая суть и обосновывая свое видение какого-либо проблемного вопроса по теме занятия.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

4. Подводятся итоги дискуссии и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

Задания для самостоятельной работы

1. Тематика докладов.

1.1. Характеристика процессуальных функций и особенности их реализации на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.

1.2. Соотношение публичности и диспозитивности в уголовном судопроизводстве.

1.3. Критерии определения разумного срока уголовного судопроизводства.

1.4. Роль и значение судебной практики в регулировании уголовного судопроизводства.

2. Проанализировать основные черты различных исторических типов уголовного процесса.

3.Раскрыть содержание любого из принципов уголовного судопроизводства и проанализировать механизм его реализации на примере любого процессуального действия, предусмотренного УПК РФ.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарам

При подготовке доклада необходимо проанализировать несколько соответствующих источников из рекомендуемой литературы, обобщить информацию и изложить собственные выводы по исследуемому вопросу. 

По итогам выполнения второго задания для самостоятельной работы студентам необходимо составить сравнительную таблицу различных исторических типов уголовного процесса и определить тип российского уголовного процесса на современном этапе.

Результаты выполнения третьего задания должны быть представлены в виде письменной работы, отражающей проблемные вопросы реализации принципов уголовного судопроизводства.

При подготовке к семинарам необходимо изучить нормы уголовно-процессуального законодательства, основную и дополнительную литературу в целях выявления актуальных вопросов по изучаемой теме. Рекомендуется также ознакомиться с материалами опубликованной судебно-следственной практики, включая решения Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ, касающиеся регулирования уголовно-процессуальных отношений. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно дискуссионных вопросов, обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства, устоявшиеся правовые понятия и иные юридические категории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Проанализируйте Концепцию судебной реформы в Российской Федерации и выделите основные направления развития российского уголовно-процессуального законодательства.

2. Назовите типы уголовного судопроизводства.

3. Определите место российского уголовного процесса в типологии форм судопроизводства.

4. Какова роль норм международного права в сфере уголовного судопроизводства?

5. Каково значение и юридическая сила решений Конституционного Суда РФ и Постановлений Пленума Верховного Суда РФ?

6. Определите роль принципов в реализации задач уголовного судопроизводства.

7. Выделите основания для дифференциации уголовно-процессуальной формы в российском уголовном процессе.

8. Охарактеризуйте альтернативы уголовному преследованию в уголовном судопроизводстве.

9. Сформулируйте основные тенденции развития системы уголовного процесса в России.

Тема 2. Актуальные вопросы правового статуса участников уголовного судопроизводства

Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.

Положение суда в уголовном процессе как органа правосудия. Вопросы его полномочий и состава. Совершенствование института подсудности.

Особенности реализации прав участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

Реализация полномочий прокурором в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.

Правовое положение и процессуальная самостоятельность дознавателя и следователя на современном этапе развития уголовно - процессуального законодательства.

Конституционные и уголовно-процессуальные гарантии прав потерпевшего и гражданского истца. Обеспечение имущественных прав потерпевшего и гражданского истца по уголовным делам. Участие потерпевшего и гражданского истца в процессе доказывания.

Проблемы обеспечения прав и законных интересов частного обвинителя.

Особенности реализации прав участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты:

Конституционные и уголовно-процессуальные гарантии прав подозреваемого и обвиняемого в уголовном судопроизводстве РФ. Реализация прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого и гражданского ответчика в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса. Обеспечение имущественных прав подозреваемого, обвиняемого и гражданского ответчика. Особенности участия подозреваемого, обвиняемого и гражданского ответчика в процессе доказывания.

Гарантии полномочий защитника на предварительном расследовании. Коллизии между уголовно-процессуальными гарантиями деятельности защитника на предварительном расследовании и деятельностью по расследованию преступлений. Проблемы законности и обоснованности средств и методов защиты, применяемых на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Проблемы правового статуса иных участников уголовного судопроизводства (свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого).

Семинар «Совершенствование правового статуса участников уголовного судопроизводства» – очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами по заданной теме, подготовленными в ходе подготовки к семинару, кратко излагая суть и обосновывая свое видение какого-либо проблемного вопроса по теме занятия.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. Подводятся итоги дискуссии и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

 

Практическое занятие «Актуальные вопросы правового статуса участников уголовного судопроизводства» –очная форма обучения

Практическое занятие посвящено решению практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и правильного ее разрешения.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать непосредственно в ходе занятия, либо использует материалы задач, приведенных в настоящей рабочей программе по теме занятия, которые студенты должны решить заранее при подготовке к практическому занятию.

2. Студенты на основе анализа условий задач дают правовую оценку приведенных ситуаций с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результаты решения задач обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Тематика докладов.

1.1. Актуальные вопросы совершенствования правового статуса лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование.

1.2. Задачи и полномочия таможенных органов как участников уголовного судопроизводства.

1.3. Проблемы применения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства и пути их решения.

1.4. Актуальные вопросы реализации конституционного права граждан на реабилитацию и возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц при осуществлении уголовного судопроизводства.

2. Задачи.

2.1. Приговором Коптевского районного суда г. Москвы от 13 июля 2011 года Т., ранее не судимый, осужден по п. п. «а», «б», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ на 2 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Т. признан виновным в краже, то есть тайном хищении чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение, с причинением значительного ущерба гражданину.

В кассационной жалобе осужденный Т. просит снизить наказание, указывая на то, что судом не было учтено мнение государственного обвинителя, просившего осудить Т. к 1 году лишения свободы.

Обязан ли суд при определении наказания назначать вид и размер наказания, о котором просит какая-либо из сторон процесса?

2.2. Р. обвиняется в умышленном убийстве Н.

В ходе расследования уголовного дела об убийстве Н. постановлением следователя потерпевшей признана С., двоюродная сестра убитого.

В судебном заседании защита указала, что вопреки требованиям закона в качестве потерпевшей была признана С., которая не является близким родственником Н.

Кто может быть признан в качестве потерпевшего по делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица? Обоснована ли позиция стороны защиты о нарушении закона при признании С. в качестве потерпевшей? Как должен поступить суд в данной ситуации?

2.3. Н. обратилась в городской суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ, в которой указала, что она подала прокурору города жалобу на нарушение сотрудником полиции К. неприкосновенности ее частной жизни и  неприкосновенности жилища. При этом Н. утверждала, что К. взломал дверь комнаты, где живет семья Н. Однако прокурор не принимает к указанному лицу никаких мер, несмотря на то, что она просила привлечь его к уголовной ответственности.

Суд прекратил производство по жалобе Н. на том основании, что согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверкой сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении занимаются дознаватель, орган дознания, следователь, а не прокурор.

Каковы полномочия прокурора по уголовному преследованию на этапе рассмотрения заявления о преступлении? Считаете ли Вы решение суда по жалобе Н. обоснованным и законным?

2.4. Как следует из материалов дела, 21 декабря 2009 г. в осмотре трупа Щ. в качестве специалиста принимал участие Н.А.

Затем, судебно-медицинские экспертизы вещественных доказательств, в том числе следов крови потерпевшего Щ., проведены судебно-медицинским экспертом Н.И., а судебно-медицинская экспертиза трупа Щ. проведена судебно-медицинским экспертом Н.А.

Н.А. и Н.И. в период производства предварительного следствия по данному уголовному делу являлись супругами.

Вправе ли были Н.А. и Н.И. вдвоем участвовать в данном уголовном деле в качестве экспертов и (или) специалистов? Что обязан был сделать следователь, обнаружив, что второй супруг уже принимает участие в качестве специалиста или эксперта по делу?

3. Проанализировать решения Конституционного Суда РФ в части защиты прав и законных интересов личности в сфере уголовного судопроизводства.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию

При подготовке доклада необходимо проанализировать несколько соответствующих источников из рекомендуемой литературы и приведенных к теме нормативных правовых актов, обобщить информацию и изложить собственные выводы по исследуемому вопросу. 

При решении задачи нужно определить все статьи УПК РФ, подлежащие применению в указанных случаях, и мотивировать свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие правоотношения. Задачи решаются студентами самостоятельно, а решения обсуждаются в дискуссии на занятии.

Для выполнения третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «Консультант Плюс», в которых содержатся решения Конституционного Суда РФ. Кроме того, соответствующие материалы можно найти на сайте Конституционного Суда РФ в сети Интернет. По итогам выполнения задания необходимо подготовить письменную работу с выдержками из решений Конституционного Суда РФ.

При подготовке к семинару необходимо изучить нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие статус участников уголовного судопроизводства, основную и дополнительную литературу в целях выявления актуальных вопросов по изучаемой теме. Рекомендуется также ознакомиться с материалами опубликованной судебно-следственной практики, включая решения Конституционного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся реализации прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно дискуссионных вопросов, обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства, устоявшиеся правовые понятия и иные юридические категории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте роль суда в состязательном уголовном процессе.

2.Определите полномочия прокурора в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.

3.Обозначьте проблемные вопросы обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого в уголовном судопроизводстве.

4.Назовите проблемы реализации полномочий защитником на предварительном расследовании.

5.Сформулируйте основные гарантии прав и законных интересов потерпевшего и свидетеля в российском уголовном процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.027 с.)