Тема 3. Проблемы доказательств и доказывания в уголовном судопроизводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Проблемы доказательств и доказывания в уголовном судопроизводстве



Общая характеристика учения о доказательствах (теории доказательств) в уголовном судопроизводстве. Проблема истины в уголовном судопроизводстве.

Развитие основных понятий теории доказательств (понятие доказательств, предмета и пределов доказывания).

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам. Понятие «главного факта». Доказывание вспомогательных и промежуточных обстоятельств.

Проблемы определения пределов доказывания.

Содержание и форма доказательства. Основания классификации доказательств.

Доказывание, его познавательная и удостоверительная стороны. Особенности процесса и средств доказывания на различных стадиях уголовного судопроизводства.

Спорные вопросы полномочий суда в доказывании по уголовным делам. Пределы участия защитника, подозреваемого, обвиняемого и иных участников уголовного процесса в собирании и представлении доказательственной информации.

Проблемы свободы оценки доказательств. Роль внутреннего убеждения в оценке доказательств. Правила оценки доказательств.

Проблемы допустимости доказательств. Критерии допустимости доказательств в решениях высших судебных инстанций.

Дискуссионные вопросы применения «асимметрии правил допустимости доказа­тельств» и «плодов отравленного дерева»: суть концепций, теоретические и практические подходы.

Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства.

Дискуссионные вопросы использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

Проблемы презумпции и преюдиции в уголовно-процессуальном доказывании.

Семинар «Проблемы доказательств и доказывания в уголовном судопроизводстве» – очная форма обучения

1. Цель доказывания по уголовным делам. Проблема истины в уголовном судопроизводстве.

 2. Развитие представлений о системе доказательств в теории уголовного процесса.

3. Понятие и элементы процесса доказывания по уголовному делу (собирание, проверка, оценка доказательств).

4.Свойства доказательств: относимость, допустимость, достоверность. Достаточность совокупности доказательств.

Семинар «Современные проблемы доказывания по уголовным делам» – очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Групповая дискуссия»

1. Студенты в ходе подготовки к занятию делятся на несколько подгрупп, каждая из которых заранее готовит мотивированный доклад по наиболее актуальным проблемам процесса доказывания по уголовным делам, который она будет представлять, на основе заранее проведенного анализа норм УПК РФ, научной литературы и материалов судебно-следственной практики.

2. Представители каждой группы кратко излагают суть и обосновывают достоинства и преимущества своей позиции.

3. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу мнения представителей других подгрупп, которые должны аргументировать и защитить свое мнение.

4. Подводятся итоги дискуссии и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

 

Практическое занятие «Проблемы доказательств и доказывания в уголовном судопроизводстве» –очная форм а обучения

Практическое занятие посвящено решению практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и правильного ее разрешения.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать непосредственно в ходе занятия, либо использует материалы задач, приведенных в настоящей рабочей программе по теме занятия, которые студенты должны решить заранее при подготовке к практическому занятию.

2. Студенты на основе анализа условий задач дают правовую оценку приведенных ситуаций с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результаты решения задач обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Тематика докладов.

1.1. Особенности собирания доказательств на стадии возбуждения уголовного дела.

1.2. Особенности применения способов проверки доказательств по делам о таможенных преступлениях.

1.3. Собирание доказательств стороной защиты. Проблема «параллельного расследования».

1.4. Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве.

2. Задачи.

2.1 Добровольцев обвинялся в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия - пистолета (ст. 222 УК РФ). В ходе судебного разбирательства подсудимый Добровольцев заявил, что приобретенный и хранившийся у него пистолет он сдал работникам милиции добровольно, как только узнал, что из этого пистолета предположительно был убит человек. В подтверждение своих слов он сослался на протокол обыска в его доме, в котором был отражен факт и процедура изъятия пистолета, находившегося в его доме. Однако прокурор заявил ходатайство о признании протокола обыска в квартире Добровольцева недопустимым доказательством, указывая на грубое нарушение, допущенное следователем, а именно: в качестве понятого при этом обыске участвовал сам Добровольцев. Защитник Добровольцева возразил против удовлетворения ходатайства, указав на то, что данный протокол свидетельствует о невиновности подзащитного, а также на то, что указанное нарушение допущено стороной обвинения, за ошибки которого защита отвечать не должна.

Какое решение должен принять суд в данной ситуации?

2.2. По делу Калашникова, обвинявшегося в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов (ч.1 ст. 222 УК РФ), был проведен обыск в служебном кабинете, в ходе которого были изъяты граната и два металлических устройства в виде авторучек. Найденные предметы были осмотрены, приобщены к материалам дела и направлены на баллистическую и взрывотехническую экспертизы. 

По ходатайству защиты суд установил, что обыск в кабинете Калашникова был проведен с нарушением уголовно-процессуального закона, признал протокол обыска недопустимым доказательством и исключил его из разбирательства дела.

Решите вопрос о юридической силе вещественных доказательств, полученных в ходе этого обыска - гранаты и двух металлических предметов, признанных экспертами огнестрельным оружием, а также заключений экспертиз.

2.3. При рассмотрении уголовного дела Скворцова и Трусова их защитниками было заявлено ходатайство об исключении из разбирательства дела показаний свидетеля Васильевой на том основании, что она, являясь сожительницей Трусова, была допрошена с нарушением требований ст. 51 Конституции РФ и не предупреждалась об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Какое решение должен принять суд в связи с заявленным ходатайством?

2.4. Дергунов и Маевский обвинялись в совершении квартирной кражи. Дергунов на допросе в качестве обвиняемого виновным себя не признал и пояснил, что в день совершения кражи находился дома у знакомой Кириенко. Маевский отказался давать показания. При производстве обыска на квартире Маевского был изъят топор, послуживший орудием взлома, а на рукоятке были обнаружены отпечатки пальцев, принадлежащие по заключению экспертизы Дергунову. Кириенко при допросе подтвердила факт пребывания у нее Дергунова в ночь кражи. Потерпевшая при допросе пояснила, что слышала от соседей о двух подозрительных молодых людях, стоящих в подъезде в день кражи. Соседка потерпевшей Квасова при производстве опознания указала на Маевского как на молодого человека, которого она видела в подъезде.

Дайте оценку каждому доказательству. Классифицируйте доказательства.

3. Изучить материалы судебной практики по вопросам признания доказательств недопустимыми и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарам и практическому занятию

При подготовке доклада необходимо проанализировать несколько соответствующих источников из рекомендуемой литературы и приведенных к теме нормативных правовых актов, обобщить информацию и изложить собственные выводы по исследуемому вопросу. 

При решении задачи нужно определить все статьи УПК РФ, подлежащие применению в указанных случаях, и мотивировать свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие правоотношения. Задачи решаются студентами самостоятельно, а решения обсуждаются в дискуссии на занятии.

Для выполнения третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонстультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной практики можно найти на сайтах судебных органов в сети Интернет.

При подготовке к семинарам необходимо изучить нормы уголовно-процессуального законодательства о доказательствах и доказывании, основную и дополнительную литературу в целях выявления проблемных вопросов по изучаемой теме. Рекомендуется также ознакомиться с материалами опубликованной судебно-следственной практики, включая решения Конституционного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно дискуссионных вопросов, обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства, устоявшиеся правовые понятия и иные юридические категории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определите цель доказывания по уголовным делам.

2. Обозначьте предмет и пределы доказывания по уголовным делам.

3. Раскройте особенности предмета доказывания по отдельным категориям уголовных дел.

4. Что понимается под «содержанием и формой доказательств»?

5. Охарактеризуйте элементы процесса доказывания по уголовному делу.

6. Определите роль суда в доказывании по уголовному делу.

7. Как распределяется бремя доказывания между сторонами?

8. Охарактеризуйте нетрадиционные способы собирания и проверки доказательств в уголовном процессе.

9.  Сформулируйте правила оценки доказательств.

10. Назовите критерии признания доказательств недопустимыми.

11. Раскройте особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам.

12. Что понимается под преюдицией?

ьные вопросы применения мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве

Социальная обусловленность, сущность, значение и место мер процессуального принуждения в системе государственного принуждения. Соотношение возможности применения мер принуждения с основополагающими принципами уголовного процесса.

Общая характеристика системы мер процессуального принуждения, их классификация.

Задержание подозреваемого в уголовном судопроизводстве, проблемы его правовой регламентации. Понятие фактического задержания. Проблемы правового положения лица, фактически задержанного по подозрению в совершении преступления.

Развитие в уголовно-процессуальном законодательстве процессуальных гарантий законного и обоснованного применения заключения под стражу, его альтернативы. Проблемы законодательной регламентации и реализации домашнего ареста и залога. Проблемные вопросы применения других мер пресечения (подписки о невыезде и надлежащем поведении, личного поручительства, наблюдения командования воинской части, присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым).

Проблемы правовой регламентации и практики применения иных мер процессуального принуждения (обязательства о явке, привода, временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество, денежного взыскания).

Семинар «Актуальные вопросы применения мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве» – очная форма обучения

1. Проблемы правовой регламентации задержания подозреваемого.

2. Меры пресечения: проблемные вопросы оснований для их применения.

3. Актуальные проблемы применения иных мер процессуального принуждения.

 

Практическое занятие «Актуальные вопросы применения мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве » –очная форма обучения

Практическое занятие посвящено решению практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и правильного ее разрешения.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать непосредственно в ходе занятия, либо использует материалы задач, приведенных в настоящей рабочей программе по теме занятия, которые студенты должны решить заранее при подготовке к практическому занятию.

2. Студенты на основе анализа условий задач дают правовую оценку приведенных ситуаций с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результаты решения задач обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Тематика докладов.

1.1. Проблема отграничения процессуального от фактического задержания, подозреваемого. Сроки задержания.

1.2. Актуальные вопросы использования домашнего ареста и залога в качестве мер пресечения альтернативных заключению под стражу.

1.3. Проблема наложения ареста на имущество в теории уголовного процесса и практической деятельности.

2. Задачи.

2.1.Громов обвиняется в совершении убийства Сомова, а также в незаконном изготовлении и ношении холодного оружия. 2 октября ему избрана мера пресечения – заключение под стражу. 28 октября Громов из следственного изолятора направлен на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу в областную психиатрическую больницу, где находился до 9 декабря. В отношении инкриминируемых ему действий Громов признан вменяемым.

10 декабря Громов возвращен в следственный изолятор. При проверке его личного дела в следственном изоляторе было установлено, что 2-х месячный срок содержания под стражей Громова истек. Других документов, являющихся основанием для содержания Громова под стражей, в следственный изолятор не поступало.

 Как должна поступить в данном случае администрация следственного изолятора?

Должно ли быть засчитано в срок содержания под стражей время пребывания Громова на стационарной экспертизе с 28 октября по 9 декабря?

2.2. Своим постановлением об избрании обвиняемому домашнего ареста в качестве меры пресечения судья возложил на подразделение уголовного розыска осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений.

Какие ограничения и запреты включает в себя эта мера пресечения?

В какой форме должен осуществляться надзор?

2.3. Органами предварительного следствия К. подозревалась в том, что путем обмана и злоупотребления доверием похитила денежные средства, принадлежащие Л., У. и Б., причинив потерпевшим значительный ущерб.

16 декабря 2010 года К. задержана в порядке ст. 91 УПК РФ и допрошена в качестве подозреваемой.18 декабря 2010 года следователь с согласия руководителя следственного органа обратился в суд с ходатайством об избрании в отношении К. меры пресечения в виде заключения под стражу. Судьей данное ходатайство было удовлетворено.

Между тем, в представленных суду материалах дела имеются документы, согласно которым К. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Из копий протоколов допросов потерпевших Л., У., Б, свидетелей и самой К. усматривается, что деньги, в хищении которых она подозревается, получены в ходе риэлтерской деятельности, связанной с подготовкой К. сделок купли-продажи квартир.

Является ли законным решение об избрании в отношении К. меры пресечения в виде заключения под стражу?

2.4. Проанализируйте постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» и составьте схему порядка избрания соответствующих мер пресечения, а также порядка продления сроков содержания под стражей и домашнего ареста.

3. Изучить материалы судебной и правоохранительной практики по вопросам избрания мер процессуального принуждения и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений и решений правоохранительных органов.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию

При подготовке доклада необходимо проанализировать несколько соответствующих источников из рекомендуемой литературы и приведенных к теме нормативных правовых актов, обобщить информацию и изложить собственные выводы по исследуемому вопросу. 

При решении задачи нужно определить все статьи УПК РФ, подлежащие применению в указанных случаях, и мотивировать свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие правоотношения. Задачи решаются студентами самостоятельно, а решения обсуждаются в дискуссии на занятии.

Для выполнения третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонстультантПлюс», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.

При подготовке к семинару необходимо изучить нормы уголовно-процессуального законодательства, определяющие порядок избрания мер процессуального принуждения, основную и дополнительную литературу в целях выявления проблемных вопросов по изучаемой теме. Рекомендуется также ознакомиться с материалами опубликованной судебно-следственной практики, включая решения Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно дискуссионных вопросов, обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства, устоявшиеся правовые понятия и иные юридические категории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте систему мер процессуального принуждения и назовите основания их классификацию.

2. Раскройте понятие фактического задержания, его отличие от процессуального.

3. Сформулируйте основания законного и обоснованного применения заключения под стражу.

4. Назовите альтернативы применению заключения под стражу.

5. Обозначьте актуальные проблемы применения иных мер процессуального принуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.052 с.)