Основы договорных отношений при электроснабжении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы договорных отношений при электроснабжении



Основным документом, регламентирующим взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций, является договор на пользование электрической энергии (договор энергоснабжения, ДПЭ).

В действующем Гражданском Кодексе нормы, регулирующие договор энергоснабжения, помещены в §6 («Энергоснабжение») гл. 539-548 [7].

Гражданский кодекс РФ рассматривает:

-  правила заключения договора энергоснабжения, в том числе с населением, правила изменения и расторжения такого договора;

-  методы учета и необходимость поддержания стандартов качества электрической энергии;

-  обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и силового оборудования;

-  ответственность по договору энергоснабжения.

Впервые в Гражданском кодексе РФ косвенно отражена реальная экономическая ответственность энергоснабжающей организации за ущерб, нанесенный потребителю в результате перерывов в энергоснабжении.

1. Условия заключения договора. Договор на пользование электрической энергией помимо положений о разграничении ответственности и обязательства сторон содержит ряд разделов, вынесенных в приложения к договору, а именно [10, 11]:

-  акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

-  величину отпуска электрической энергии (ЭЭ) с помесячной разбивкой;

-  экономическое значение коэффициента реактивной мощности

- [12];

-  величину заявленной активной мощности предприятия, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы (для потребителей, оплачивающих электрическую энергию по двухставочному тарифу);

-  нормы потерь в питающих линиях и силовых трансформаторах для случаев, когда места установки счетчиков коммерческого учета электроэнергии не совпадают с границей раздела балансовой принадлежности;

-  перечень одноставочных потребителей, находящихся на балансе основного абонента с указанием активных мощностей, потребляемых ими в часы максимума нагрузки энергосистемы; реактивной энергии, потребляемой субабонентами и арендаторами, оплачивающими ЭЭ по одноставочному тарифу;

-  однолинейную схему внешнего электроснабжения с указанием всех точек поставки электрической энергии.

Как правило, энергосбытовые организации начинают проводить договорную кампанию с октября месяца. ДПЭ заключается на очередной календарный год по 31 декабря, вступает в силу с момента его подписания и считается ежегодно продленным, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.

Условия договора могут быть изменены в случае выхода новых нормативных документов, регламентирующих взаимоотношения потребителей и энергоснабжающих организаций. С инициативой о пере смотре договора должна выступать заинтересованная сторона. Условия договора изменяются путем согласования и подписания протокола разногласий.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении [3].

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственным стандартом (ГОСТ Р 54149-2010) и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения [3, 7].

В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.

Все величины и нормативы, включенные в договор должны быть экономически и юридически обоснованны с учетом конкретных условий работы потребителей и электроснабжающих организаций. Несоблюдение нормативно-правовых требований может привести к существенному перерасходованию финансовых средств за потребленные энергоресурсы.

Обоснование заявленного максимума активной мощности. Величина заявленной активной мощности в часы максимума нагрузки энергосистемы для потребителей, оплачивающих ЭЭ по двухставочному тарифу, принимается для каждого квартала (или месяца) с учетом обоснованных потребностей самого предприятия. Для разных потребителей предусмотрены различные способы оплаты заявляемой мощности: до начала, в первых числах либо с разбивкой на четыре платежа в течение расчетного периода.

Значительное количество современных предприятий содержит в своей структуре электропотребления, помимо затрат электроэнергии на основное производство, расход ЭЭ на непромышленные нужды (столовые, магазины, спортивные сооружения, соцкультбыт и т.д.), а также субабонентов и арендаторов — это в основном потребители, оплачивающие ЭЭ по одноставочному тарифу. Такие потребители должны оснащаться приборами учета активной энергии и фигурировать в приложении к ДПЭ с указанием величины активной мощности, потребляемой ими в часы максимума нагрузки энергосистемы.

Суммарная активная нагрузка одноставочных потребителей  участвующая в заявленном максимуме нагрузки основного абонента энергоснабжающей организации, должна исключаться из оплаты по основной ставке тарифа (за мощность)

В случае отсутствия в ДПЭ списка одноставочных потребителей основного абонента плата за заявленную активную мощность будет завышенной на величину .

2. Ответственность за энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Государственный контроль над соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применяется к организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а так же к их руководителям.

Государственный контроль осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (ст. 28 ФЗ № 261-ФЗ):

- федеральный государственный контроль - федеральными органами исполнительной власти;

- региональный государственный контроль - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут административную, дисциплинарную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 29 ФЗ № 261-ФЗ).

Административная ответственность предусмотрена ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

Так, несоблюдение лицами выполнения требований энергетической эффективности при содержании многоквартирных домов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб.

При этом несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 250 тыс. руб.

Дисциплинарная ответственность урегулирована нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарная ответственность - это ответственность, которая может быть применена к работнику за дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, к нему применяются: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (п. 5, 6, 9 или 10 ч.1 ст. 81 ТК РФ, ст. 192 ТК РФ, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11 ТК РФ).

Сверх этого для лиц, находящихся на государственной гражданской службе, предусмотрены: предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности (п. 2, подп. «а-г» п. 3, п. 5 и 6 ч.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Следующий вид ответственности - гражданско-правовая ответственность, регулируемая гражданским кодексом (ГК РФ). Гражданско-правовая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возникающих из отношений, регулируемых законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, а также за причинение вреда в результате несоблюдения требований, установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в следующих формах:

- выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ);

- взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами – при неисполнении денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ);

- выполнение обязательства в натуре (ст. 396 ГК РФ).

В заключение следует сказать, что нормативно-правовая база энергосбережения - это живой, адаптивный механизм, который постоянно претерпевает изменения, вызванные требованиями современного мира, политикой Государства и т.д. Но цель у этой базы остается неизменной - создать условия добычи, производства, передачи, распределения и потребления топливно-энергетических ресурсов при максимальной технической и экономической эффективности.

3. Информационные технологии в энергосбережении. ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) создано 22 декабря 2009 года на базе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития. РЭА - центр обмена информации, мониторинга, координации стимулирования проектов в области

энергоэффективности, возобновляемых источников энергии и инноваций в ТЭК. Задачи РЭА:

- содействие международной кооперации по реализации проектов и финансированию;

- информационное взаимодействие на международном уровне в области ТЭК, ЭЭ И ВИЭ;

- информационно-аналитическое обеспечение формирования государственной энергетической политики (подготовка национальных докладов о состоянии тэк и энергоэффективности в РФ);

- создание единого информационно-аналитическогоцентра ТЭК, комплексной системы мониторинга в области ТЭК и энергоэффективности стандартов;

- участие в разработке законодательства, методологии, федеральных стандартов;

- консультирование и информационная поддержка при разработке региональных программ повышения энеогоэффективности;

- ' содействие в подготовке проектов по энергоэффективности с бюджетным имкоммерческим финансированием;

- сбор и распространение информации о проектах в области энергоэффективности;

- консультационная поддержка участников рынка (распространение информации о технологиях, инновациях и лучших практиках в области энергоэффективности;

- поддержка проектов в области энергоэффективности и инновационной энергетики (в том числе в форме ЧГП)

- популяризация и стимулирование энерго- и ресурсосбережения среди населения, распространение информационных материалов.

Постановление Правительства РФ № 391 от 1 июня 2010 г. Определяет порядок создания Государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность» [26].

Официальным оператором геоинформационной системы (ГИС) определено Министерство энергетики Российской Федерации.

Фактическим исполнителем задач по созданию и эксплуатации ГИС «Энергоэффективность» является созданное в 2009 г. Российское энергетическое агентство (РЭА). Сайт РЭА находится по адресу http://rosenergo.gov.ru. Доступ к опубликованной информации свободный.

Цели создания нформационной системы:

- свободное предоставление актуальной информации о требованиях законодательства Российской Федерации об энергосбережении;

- предоставление информации о ходе реализации положений законодательства об энергосбережении;

- предоставление объективных данных об энергоемкости экономики, и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Состав информации ГИС:

- нормативно-правовая база;

- технологии, решения, лучший российский и зарубежный опыт;

- методические материалы (стандарты, типовые документы, инструкции);

- статистика и аналитика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

- обучающие и просветительские материалы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

- шаблоны проектов и технико-экономических обоснований в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Кроме приведенной общесистемной информации, в ГИС должны представляться:

- показатели энергоемкости экономики, данные о потенциале снижения ее отраслей;

- данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций;

- данные о ходе и результатах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении жилищных фондов;

- средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений;

Сама ГИС реализована в виде федерального портала и системы региональных интернет-ресурсов, отражающих общесистемную и региональную информацию.

Постановлением Правительства предусмотрен перечень министерств и ведомств и их специализация при обработке, анализе и предоставлении информации в ГИС:

- Минэнерго (РЭА);

- Минэкономразвития;

- Минрегионразвития;

- Министерство промышленности и торговли;

- Министерство финансов;

- Министерство образования и науки;

- Федеральная служба по тарифам;

- Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба;

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Органы государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления представляют соответственно региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и информацию о ходе их реализации.

Требования по предоставлению информации:

- на федеральном портале ГИС информация представляется в обобщенном виде;

- конкретная информация по состоянию энергосбережения и энергоэффективности в субъектах федерации и муниципальных образованиях представляется на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов федерации и муниципалитетов;

- информация на федеральном портале и региональных сайтах должна обновляться не реже, чем 1 раз в квартал;

- информационные ресурсы ГИС должны быть интегрированы с государственной информационной системой «Управление».

 

Контрольные вопросы

1. Нормы Гражданского Кодекса, регулирующие договор энергоснабжения.

2. Условия заключения договора на пользование электрической энергии.

3. Разделы договора на пользование электрической энергии, выносимые в приложение к договору.

4. Обоснование в договоре на пользование электрической энергии заявленного максимума активной мощности.

5. Виды ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

6. Основные задачи РЭА в области информации.

7. Состав информации ГИС.

 

 

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ВИЭ и ЭСС,

протокол №______ от______________

 

 

Лекцию разработал доцент кафедры ВИЭ и ЭСС

Н.М. Шайтор


 

УТВЕРЖДАЮ»

 Заведующий кафедрой «ВИЭ и ЭСС»

 

«____»___________________2016 г.

З А Д А Н И Е

на семинарское занятие См-1

       Класс ________________                                  

 Дата и время ___________________

Место проведения ______________

Раздел 1: Нормативно-правовые основы энергоэффективности и энергосбережения 

Цель: Закрепить, расширить и углубить знания нормативно-правовых документов в области энергоэффективности и энергосбережения.

Изучаемые вопросы:

Тема 1.1.  Нормативно-правовая база энергосбережения и энергоэффективности

Тема 1.2.  Государственная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Тема 1.3.  Основы договорных отношений при электроснабжении

Организационно - методические указания по подготовке к занятию:

К занятию студенты должны ознакомиться с заданием, изучить соответствующий теоретический материал [1-4]. На занятиях иметь необходимые учебные пособия, рекомендованную литературу, подготовленные доклады по изучаемым вопросам. Подготовить проект программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности города Севастополя, проект договора от юридического лица ФГАОУ ВО СевГУ на получение электроэнергии от энергоснабжающей организации Севастопольэнерго.

При подготовке к семинару особое внимание необходимо уделить следующим контрольным вопросам.

Контрольные вопросы по теме 1.1

1. Иерархия нормативно-правовых документов по их юридической силе.

2. Основные федеральные законы, устанавливающие правоотношения субъектов в целях энергосбережения.

3. Назовите принципы правового регулирования в области энергосбережения и энергетической эффективности.

4. Основные положения закона «Об энергосбережении…» № 261-ФЗ от 23.11.2009г.

5. Руководящие документы по нормативно-техническому обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности.

Контрольные вопросы по теме 1.2

1. Основные разделы государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

2. Сравнительные показатели энергоёмкости РФ и других стран.

3. Основные макроэкономические показатели по итогам реализации Программы.

4. Назовите целевые индикаторы государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

5. Назовите целевые показатели государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

6. Интегральный целевой показатель энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации.

7. Перечислить стимулирующие механизмы и меры господдержки в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности.

8. Порядок разработки региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

9. Особенности разработки программ по энергосбережению для предприятий и организаций.

Контрольные вопросы по теме 1.3

1. Нормы Гражданского Кодекса, регулирующие договор энергоснабжения.

2. Условия заключения договора на пользование электрической энергии.

3. Разделы договора на пользование электрической энергии, выносимые в приложение к договору.

4. Обоснование в договоре на пользование электрической энергии заявленного максимума активной мощности.

5. Виды ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

6. Основные задачи РЭА в области информации.

7. Состав информации ГИС.

Для улучшения усвоения изучаемого материала использовать интерактивную форму самообучения. По заданию преподавателя разработать тестовые задания в открытой форме: например, на каждый контрольный вопрос подготовить 4-5 ответов, один из которых правильный. Предложить участникам дискуссии сдать тест по контрольным вопросам и изучаемым темам.

Литература для подготовки к занятию:

1. Богатырева О.Н, Кузьмина И.Д. Нормативно-правовая база
энергосбережения в Российской Федерации: учебное пособие / СПбГТУРП. СПб., 2014.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в ред. От 05.04.2013).

4. Н. Ю. Иванова, И. Э. Комарова, А. А. Малинин. Подготовка презентации курсовых проектов и выпускных квалификационных работ — 2-е изд. СПб: Университет ИТМО, 2015. — 49 с.

Задание разработал доцент кафедры ВИЭ и ЭСС 

к.т.н., доцент                

                                               Шайтор Н.М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.064 с.)