Тема 1. 2: государственная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2: государственная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.



 

Изучаемые вопросы:

 

1. Общая характеристика программы.

2. Региональные и муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

3. Контрольные вопросы.

 

Учебная цель:

 

Ознакомить студентов с основными положениями Государственной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

 

Время: 2 часа

 

Литература:

1. Богатырева О.Н, Кузьмина И.Д. Нормативно-правовая база
энергосбережения в Российской Федерации: учебное пособие / СПбГТУРП. СПб., 2014.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в ред. От 05.04.2013).

4. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 01.04.2013).

 

Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2010 г. (№ 2446-р) [45].

 


 

1. Общая характеристика программы. Программа включает следующие разделы:

I. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и уровня эффективности использования энергии в Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, прогноз развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы.

III. Конечные результаты реализации Программы.

IV. Срок и этапы реализации Программы.

V. Перечень основных мероприятий Программы.

VI. Основные меры правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

VII. Перечень и краткое описание подпрограмм Программы.

VIII. Целевые индикаторы и показатели Программы.

IX. Обоснование состава и значений целевых индикаторов и показателей Программы и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение.

X. Информация по ресурсному обеспечению Программы за счет средств федерального бюджета.

XI. Меры государственного регулирования и минимизации рисков, управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.

XII. Методика оценки эффективности Программы.

В Программе дана сравнительная характеристика энергосбережения и эффективности использования энергии в Российской Федерации в сравнении с развитыми странами.

Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 % мощностей действующих электростанций, 83 % жилых зданий, 70 % котельных, 70 % технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.

В промышленности эксплуатируется 15 % полностью изношенных основных фондов.

Сохранение высокой энергоемкости российской экономики может привести к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.

В 2000-2008 гг. после долгого отставания Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. За эти годы данный показатель снизился на 35 %, то есть в среднем снижался почти на 5 % в год. Наибольшее влияние на снижение энергоемкости валового внутреннего продукта оказали структурные сдвиги в экономике России.

Уровень энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4 раза. Низкая энергетическая эффективность влечет за собой низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства.

Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан.

Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, что снижает финансовую стабильность.

Потенциал энергосбережения оценивается в миллионах тонн условного топлива по двум направлениям: в сфере производства и преобразования энергетических ресурсов и в сфере их потребления.

В сфере производства и преобразования энергетических ресурсов общая возможная экономия оценивается в размере 403,89 млн т у.т., из которых наибольший удельный вес занимает газ - 257,43 млн т у.т. или 63,7 %. На долю угля приходится 83,5 млн т у.т. или 20,7 %, нефтепродуктов - 49,53 млн. т у.т. или 12,3 %.

Единый топливно-энергетический баланс Российской Федерации за 2007 год свидетельствует о потреблении первичных энергетических ресурсов в объеме 955,3 млн т у.т. Наибольший удельный вес в нем принадлежит природному газу - 529 млн т у.т. или 55,3 %; на долю сырой нефти приходится 337,3 млн т у.т. или 35,3 %; угля - 156,6 млн т у.т. или 16,4 %; атомной энергии - 60,55 млн т у.т. или 6,3 %.

В целом по промышленности основным видом потребляемых ресурсов также является тепловая энергия. Ее удельный вес составляет 32,3 % (79,0 млн т у.т.), доля природного газа составляет 25,5 % (62,5 млн т у.т.), электрической энергии - 21,3 % (52,2 млн т у.т.), угля - 18,2 % (44,5 млн т у.т.).

Оценка технического потенциала повышения энергетической эффективности в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что он является одним из самых значительных в мире. Он составляет более 40 % уровня потребления энергии.

Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Основными целями Программы являются:

- снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % в 2007-2020 гг.;

- формирование в России энергоэффективного общества.

Основными задачами программы являются:

- существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам;

- снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;

- формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации Программы являются:

- обеспечение снижения энергоемкости валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы не менее чем на 7,4 % на I этапе (2011-2015 гг.) и на 13,5 % за весь срок реализации Программы (2011-2020 гг.);

- обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы в размере не менее 100 млн т у.т. к концу I этапа (к 2016 г.) и 195 млн т у.т. к концу II этапа (к 2021 г.);

- обеспечение суммарной экономии энергии в размере 334 млн т у.т. на I этапе (2011-2015 гг.) и 1124 млн т у.т. за весь срок реализации Программы (2011-2020 гг.).

Срок реализации Программы - 2011-2020 гг. Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:

- на I этапе (2011-2015 гг.) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;

- на II этапе (2016-2020 гг.) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.

Программой предусмотрены мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях российской экономики и социальной сфере в процессе нового строительства и модернизации.

В табл. 2.1 приведена экономия первичной энергии в млн. тонн условного топлива за счет реализации программы по отдельным секторам российской экономики.

Интегральным (обобщенным) целевым показателем энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации в целом является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить достижение цели по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % в 2007-2020 гг.

Система целевых индикаторов и показателей Программы, отражающих целевую результативность ее мероприятий, приведена в табл. 2.2.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности разрабатывают свои целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в составе соответствующих региональных и муниципальных программ.

 


 

Таблица 2.1

 

Экономия первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы

на период до 2020 года, млн. т у.т.

 

 

 

 

2011-

2020
гг.,
всего

В том числе

  2011-

из них по годам

 
Сектор экономики 2015 гг., всего 2011 2012 2013 2014 2015 2020
Электроэнергетика 312,81 82,45 8,07 12,24 16,27 20,55 25,32 58,5
Теплоснабжение и                
системы коммуналь-                
ной инфраструктуры 184,18 51,84 5,41 7,76 10,17 12.82 15,68 35,53
Промышленность 333,25 110,35 9,85 15,97 22,06 28,14 34,33 50,75
Сельское хозяйство 7,94 2,03 0,17 0,29 0,41 0,52 0,64 1,55
Транспорт 72,2 18,54 1,56 2,64 3,71 4,78 5,85 14,21
Государственные                
(муниципальные)                
учреждения и сфера оказания услуг 115,95 39,56 4,92 6,36 7,90 9,41 10,97 18,38
Жилищный фонд 97,83 29,18 2,55 4,12 5,95 7,12 9,44 17,04
Всего по Программе 1124,16 333,95 32,53 49,38 66,47 83,34 102,29 195,51

 

Значения целевых индикаторов и показателей Программы по этапам ее реализации определены таким образом, чтобы при любом сценарии развития экономики Российской Федерации было достигнуто снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % в 2007-2020 гг.

При планировании финансового ресурса обеспечения Программы принималось во внимание высокая экономическая, политическая и финансовая значимость проблемы повышения энергетической эффективности. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, табл. 2.3.

Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях частной формы собственности, определяются по согласованию с хозяйствующими субъектами.

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляют 0,7 % общих расходов на реализацию Программы.

При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены только за счет средств федерального бюджета.


 

Таблица 2.2

 

Интегральные целевые индикаторы и показатели Программы

на период до 2020 года

 

Индикатор Единица

Показатели по годам

  измерения 2011 2012 2013 2014 2015 2020
1. Снижение энергоемкости              
валового внутреннего              
продукта % 2 4 5,9 6,5 7,4 13,5
2. Обеспечение годовой              
экономии первичной              
энергии млн т у.т. 32,5 49,4 66,5 83,3 102,2 195,5
3. Обеспечение суммарной              
экономии природного              
газа млрд куб. 11 17 21 27 33 63
4. Обеспечение суммарной млрд            
экономии электроэнергии кВтч 21 32 44 54 67 81
5. Обеспечение суммарной              
экономии тепловой              
энергии млн Гкал 70 70 96 121 143 247
6. Обеспечение суммарной              
экономии нефти и              
нефтепереработки млн т 1 1 1 2 2 3
7. Обеспечение суммарного              
снижения выбросов млн т            
парниковых газов экв. СО-» 62 93 125 157 192 393

 

В Программе предусмотрены стимулирующие механизмы и меры государственной поддержки проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

- стимулирование региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет софинансирования из федерального бюджета;

- стимулирование энергоэффективных технологий и оборудования на основе предоставления государственных гарантий по кредитам;

- стимулирование проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет мер государственной поддержки;

- финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объектах государственных (муниципальных) учреждений;

- финансирование научно-исследовательских работ, осуществление образовательной деятельности и информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.


 

Таблица 2.3

 

Объемы финансирования Программы

 

 

 

Источник финансирования

Всего
2011-2020 гг.

В том числе

I этап 2011-2015 гг. II этап 2016-2020 гг.
Всего на реализацию программы 9532,4 3553,3 5979,1
В том числе:      
— средства федерального бюджета 70,0 35,0 35,0
— средства бюджетов РФ 625,3 208,2 417,1
— внебюджетные источники 8837,1 3310,1 5527,0

 

Министерство энергетики Российской Федерации руководит деятельностью по реализации Программы, несет ответственность за ее выполнение и конечные результаты, рациональное использование выделяемых средств и определяет формы и методы управления реализацией Программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.031 с.)