Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа культуры по Бердяеву.

Поиск

 

Бердяев очень четко, в духе формальной, а не диалектической логики высказывается по всем вопросам культуры. Прежде всего, он четко разводит культуру и цивилизацию.

«Культура и цивилизация не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органически свой период была связана с жизнью религиозной».

· Культура не демократична по своему характеру.
· Культура по самой природе чужда реализму.
· Культура символична по своей природе.
· Культура аристократична по своей природе.

Культура относится к числу благородных феноменов потому, что изначально связана с религией, её основу составляют культ предков, почитание могил и памятников, священные предания и легенды, которые передаются от поколения к поколению. Культура обеспечивает связь времен, и чем она древнее, тем она прекраснее, ибо аккумулирует в себе все самое лучшее, что было выработано тем или иным народом, нацией на протяжении многих столетий.

«Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Она получила свой символизм от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь».

Основной закон культуры - преемственность и тем признает действие в культуре консервативного начала, наряду с творческим, обращенным к будущему и созидающим новые ценности.

У цивилизации нет столь благородного происхождения, как у культа. Бердяев подчеркивает мирское происхождение цивилизации. «Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие».

Культура, считает он, проходит в своем развитии ряд стадий, среди которых можно выделить стадии зарождения, цветения, или высшего подъема, и упадка. Самым плодотворным периодом развития культуры является стадия увядания.  

Завершение одной культурной эпохи и начало другой сопровождаются катаклизмами, глубокими потрясениями, возникновением.

 

Духовная форма (по Бердяеву)

Интуиция человека духовна.
Интуиция - это дух.
Имеет возможность соединять два мира: запредельный и тот, который лежит перед нашими глазами. Духовная интуиция представляет собой духовную свободу, она от Бога - дыхание от Бога. Свобода имеет не только божественное происхождение, но и пребывает добытийственном ничто.

Ничто - некая альтернатива Богу, из которой он творит мир.

Свобода есть великая свобода и риск.
Свободный дух - источник подлинной творческой активности, то ничто - удаление от Бога, нравственная деградация. Человек творит новое бытие. Духовную совбоду нельзя рационализировать. Всякая культура - остывшая свобода личного духа художника, есть отделившаяся от человека результаты его творчества. Трагедия культурного творчества заключается в том, что дух вынужден воплощаться.

Таким образом, все плоды культуры - остывшая свобода духа, в котором Бог соединяется с человеком, давая ему возможность самовыражаться.

 

Природа культуры по Тойнби.

 

Интеллектуальная форма(по Тойнби) исходит из существования различных культур, которые обладают совей собственной истиной.

По Тойнби

Причина развития культуры, кроется в множествах факторах, воздействующих на народ.

Каждая культура обладает свой собственной истиной. Тойнби открывает диалогическую сущность развития культуры, концепция развития каждой культуры- концепция вызовов и ответов.

Что происходит с культурой в процессе становления народа?
Народ пытается решить проблемы и ответить на вопросы. Пока культура народа позитивно решает вопросы, с которыми он встречается в своей жизни, культура развивается. Но, в тот момент, когда народ делает неверный шаг - начинается деградация.

Культура осуществляется как серия ответов, даваемая творческим и человеческим духом на те вызовы, которые бросает ему общество. Ответы могут быть различными: если правильные ответы, то культура расцветает.
Если неправильный - то увядание национальной культуры.

Природа культуры по Гегелю.


Инстинктивная

Спиралевидная, инстинкт + рассудок.


По Гегелю


Вся мировая культура и ее история выступает реализацией божественного разума или мирового духа, под которым выступает Бог.

Человеческая цивилизация- развертывание мировым духом своей сущности (наука, религия, искусство), которая реализуется в исторических судьбах целых народов.
Развитие мировой культуры обнаруживает свою целостность и логику, которая берет начало в Боге.

Роль философии-должна способствовать тому, что она позволяет объединить это в одну божественную сюиту (от фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование») и увидеть тот план, который задумал Бог

Роль свободы чем более низок, тем более он свободен.

Свобода – это осознанная необходимость у истока стоит Бог.

Свобода у мирового духа способность подчинять себе индивидуальные творческие личностей, которые через свои усилия осуществляют замысел творца.

Все, что делают люди, есть осуществление целей мирового Духа, который незримо дирижирует мировой историей и культурой.
Свобода- осознанная необходимость, для творческого человека она необходима, чтобы творить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.006 с.)