Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические особенности культуры Возрождения

Поиск

Эпоха Возрождения – беспокойное время, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты.

Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Основными чертами культуры Возрождения являются:

● Антропоцентризм
● Гуманизм
● Модификация средневековой христианской традиции
● Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии
● Новое отношение к миру

Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие простого товарно-денежного хозяйства.

Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности.

Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества. Во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность.

Новое мироощущение человека, определенный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступала античность. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается утвердить материальный мир, но у него много общего с культом универсальной и самостоятельной личности. В результате мир. В котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек предстает личностью, стремящейся абсолютизировать, осуществить себя в своем гордом индивидуализме.

Гуманисты подчеркнули самоценность человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.

Они видели его предназначение в активном созидательном действии, познании и преобразовании, в украшении своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел.

Лидирующим видом искусств была живопись.

Дополнительно:

● Индивидуализм, означающее, что в центре своего мировоззрения и жизненной позиции деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность.
● Культ светской жизни – не церковный; ярко выраженная стремление к чувственным удовольствием.
● Освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к автором и учением, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, Аристотеля (В средневековье такого себе позволить не могли)
● Ярковыраженное внимание к прошлому – древности – античной культуре.; Античная культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонение и подражания.
● Чрезвычайный вкус к искусству

Основные этапы эпохи Возрождения:

● Культура Возрождения зародилась в Италии.
● Итальянская Возрождения делят на четыре этапа:
1. Проторенессанс — Пред Возрождения – вторая половина 13 – 14 в
2. Ранее Возрождения – 15 век
3. Высокое возрождение – конец 15 века – первая треть 16 века
4. Позднее Возрождение – конец 16 века
● В различных странах культура Возрождения различаются различными темпами. Наивысшая. Развития культуры ренессанса приходится на 16-й век –классическое Возрождение, когда ренессанс распространяется на другие страны Европы.

Социальные факторы Возрождения:

● Возрождения это эпоха истории культуры, поразивший начало перехода от феодализма к капитализму
● Определяющими изменениями в жизни общества стали:
1. Первые зачатки капиталистической промышленности
2. Накопления торгового и ростовщического капитала
3. Прогрессирующий развития Городов
4. Освобождение человека от сословных ограничений

Гуманизм:

● Гуманизм также оказывается ничем иным, как культом творческой индивидуальности. Творчество – вот главный путь раскрытия способности человека.
● Под человеческим гуманиста стали понимать совокупность качеств, требующих специальной тренировки по их формирования. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утончённое отношение к жизни; Способность вызывать ответную симпатию.

Антропоцентризм:

● Индивид,Личность ставится гуманистами в центр теоретических построений. Сквозь призму личности рассматривается все темы и вопросы, начиная от социальной-этических и кончая религиозными.
● Человек – творец великого и прекрасного, царства культуры
● Данте Алигьери (1265 – 1321) Божественная комедия Данте стала первой источником важнейших идей гуманистического мировоззрения.

Итог:

● Эпоха Возрождения полностью перевернула “картину мира “европейца, сформировала основы современного мировоззрения. В центр бытия помещается не Бог, а человек.
● Бог растворяется в природе.
● Подрывается принцип авторитета, Канонов, Догмы. Человек становится хозяином своей судьбы, он сам влияет на ход истории. Человек рассматривается как творческая личность, которая может улучшить свое бытие, построить более совершенный мир.
● Создаются модели идеального общества.

27. Специфические особенности культуры Просвещенья

За что боролись:

● Провозгласили культ разума, а не бога.
● Боролись за просвещение народа, широкое распространение знаний, видели в этом главное средство борьбы с феодальным строем
● Утвердили воспитательную роль искусства, видели в этом главную цель творчества.
● Героем произведений становится простолюдин, человек третьего сословия. Он – воплощение разума, идеала.
● Просветители искали пути к разумной организации общества, Основанной на свободе, равенстве и братстве.

Против чего боролись:

● Просветители выступали против феодализма, звали к борьбе с ним
● Против феодальной собственности
● Против экономического и духовного рабство, объявили войну церкви

И этот исторический период произошли две крупнейшие революции в Англии 1688 г. и Франции 1789 г., которые утвердили капиталистический строй, они представляли не победу определённого класса общества над старым строим, они провозглашали политический строй для нового европейского общества.

В конце 17-го начало 18-го веков в Европе вспыхнула мощная культурное движение известные в истории под названием просвещение.

Культура просвещения возникла в тот момент, когда начал воцаряться капитализм.

Прогрессивных деятелей 18-го века, своим творчеством боровшихся с феодализма современники называли просветителями

Представители просветителей – Джонатан Свифт и Даниель Дефо (Писатели)

Немецкие просветители боролись в феодальных государствах, в которых ещё не созрели условия для революционный ликвидации феодального строя. Они звали к объединению, верили в грядущее избавление от власти тиранов. Но герои их произведений зачастую погибали в неравной схватке с деспотизмом.

Иммануил Кант 1724-й – 1804-й года немецкий Философ родоначальник немецкой классической философии, стоящие на грани эпоха просвещения и романтизма.

Общие черты деятельности просветителей разных стран:

● Борьба против абсолютизма, феодальной собственности.
● Борьба против экономического и духовного рабство.
● Объявления войны церкви.
● Провозглашение культа разума, а не бога
● Верили в победу разума
● Боролись за просвещение народа, широкое распространение знаний, видели в этом главное средство борьбы с феодальным строем
● Утверждали воспитательную задачу искусства.

Характерные особенности эпохи просвещения:

● В экономической и социально политической сфере:
1. Рост экономического и политического значения буржуазии
2. Усиление антифеодального движения
3. Распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы

● В духовной сфере:
1. Отказ от религиозного мирапознания
2. Обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества
3. Превращение литературы в ведущую форму художественного творчества

Дополнительно:

Английское просвещение – основные идеи:
● Джон Лок 1632-й – 1704-й года:
1. Сторонник парламентской монархии
2. Обосновал единственные неотъемлемые права человека
3. Один из авторов теории общественного договора
4. Предположил принцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную

● Адам смит 1723-й – 1790-й года:
1. Считал что человек является основой всего общества и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде
2. Для существования естественного порядка требуется система естественной свободы, основу которой смит видел в частной собственности
3. – Мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении – и этого достаточно для процветания государства
● Англичане озабочены изучением самостоятельности человека
● Создают экономическую теорию. Если один стремится к максимальной выгоде, понимая стремление другого – это ведёт к процветанию общества
● Английская просвещения называют парламентским просвещением оно пронизана духом авантюризма. Люди стараются обсуждать Проблемы и договариваться между собой.

Французское просвещение:

● Вольтер франсуа Мари Аруэ 1694-й– 1778 г.
1. Сторонник неравенства. Общество должно делиться на образованных богатых и на тех, кто ничего не имею, обязан на них работать
2. Сторонник просвещенный монархии, опирающийся на образованную часть общества, на интеллигентная, на Философов
3. Выступал против религиозного фанатизма и главенство церкви над государством и обществом.
● Шарль Луи Монтескье 1689—1755 гг
1. Противник деспотизма, защитник личной свободы и частной собственности
2. Свобода – право делать то что дозволено законом
3. Разработал учение о разделение властей на три ветви исполнительную, законодательную и судебную
4. Сторонник конституционной монархии
● Жан-Жак Руссо 1712—1778 гг
1. Источник всех бедствий – частная собственность
 2. Народ – источник власти
3. Идеал государства – демократическая республика мелких собственников
4. Идея управления крайности богатства и бедности
● Французы озабочены проблемами порядка управления
● Принимают монархию как должное, пытаются её усовершенствовать, делают идеальной
● Монарх должен быть просвещенным

Немецкое просвещение:

● Гёте и Шиллер
1. Отрицательно относились к культу разума, Отдавая предпочтение чувственному началу в человеке
2. Считали народ носителем национальной культуры, и прежде всего народного языка
3. Требовали от литературы изображение ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом
● Немцы изучают себя, пытаюсь проникнуть в духовную составляющую человека. Духовный поиск впоследствии продолжается в немецкой философии и музыки
● Исследуют национальную историю
● Философский взгляд на жизнь. Человек учиться задавать вопросы, оценивать происходящее события с разных позиций

Просветители США:

● Концепция естественных и неотъемлемых прав человека, к которым относились жизнь, свободу и собственность
● Основой государства является общественный договор

Основные идеи просвещения и их значение:

● Критика:
1. Церкви
2. Старинных традиций
3. Абсолютной монархии

● Достоинствами считали:
1. Способность человека к общению
2. Участия человека в коллективной социальной деятельности
3. Развития просвещения народа

Итог:

Значение идей просвещения в том,что просветители выдвинули новые теории, прогрессивные и революционные для 18-го века

В конце 17 века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Учёные, писатели, художники, композиторы – все эти передовые люди разных стран – испытывали ненависть к феодальным порядкам и считали своим долгом бороться с ним.

Творцы искусства видели цель творчества в гражданском воспитание общества. Их произведения способствовали формированию нового мировоззрения.


28. Специфические особенности Постмодерна

Постмодернизм - синтез или конвергенция всех предыдущих устремлений человечества, который пытается обобщить культуру, формируя новый ее облик - универсальный глобализм, который радикальный и эклектичен. Все разнородные позиции должны выявить между собой пропорциональные связи, обеспечивающие гармонию всеобщему существованию, мерой которых выступает телесно-чувственные переживания человека. Кризисное состояние культуры постмодерна связано с тем, что человечество запуталось в лабиринте многовековых ценностей и традиций народов, человек устал пользоваться своим умом, к чему его призывали эпохи классики и модерна. Там, где все слова уже сказаны, все учения уже открыты, но из-за назойливости СМИ человек вынужден некритически принимать навязанные ему положения в готовом виде извне и выдавать их за свои собственные знания.

Специфические особенности культуры постмодерна
● Необходимые для описания Феноменов культуры и выявления социальных оснований из-за низкого виденья мира, формируются в постмодернистское философии.
● Борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, авторский приоритет
● Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала
● Смешение жанров, высокой и низкой, стилевой синкретизм
● Театральная современная культура, работа на публику, обязательный учёт аудитории

Основные черты постмодернизма по Хассану:
● Неопределённость, включающая в себя все виды неясности, двусмысленности, разрывов повествования, перестановок
● Фрагментарность. Писатель – постмодернист занимается документацией, предпочитает коллаж, монтаж, используется готовый или расчётный литературный текст
● Деканонизации, относящиеся ко всем канонам и всем официальным условиям

Характерные черты черты постмодерна:
● Отказ от основных философских понятий прошлого
● Интерес к нетрадиционным формам философии
● В мир философии были введены обыденный опыт, аффект, интуиция и тому подобное
● Философия характеризуется большим разнообразием, сложностью, смешением стилей и жанров

Посмотри организм представляет собой направление в искусстве, пришедшие в 50-ые годы прошлого века на смену модернизма.
Возникают одновременно в нескольких развитых странах: Америка Европа
Представляет собой художественное течения, являющиеся, продолжением модернизма. Постмодернистское искусство самого начала казалось многообразным, разнообразным и противоречивым.

Основные черты Постмодернизма:
● Плюрализм
● Неопределённость
● Фрагментарность
● Многовариативность истолкования
● Утрата я
● Поверхностность, как принцип
● Отказ от мимесиса, изобразительности
● Ирония, пародийность
● Искусство, как игра
● Эпатажность
● Плагиат и цитирование
● Смешение высокой и низкой культур
Плюрализм предполагает сосуществование различных художественных методов. Он не исключает и реализма, хотя под реализмом понимается не только критический реализм 19-го века, но и чисто внешние реалистическая манера художественного творчества.

P. S. Родзинский
В эпоху постмодерна происходит разочарование, усталость перенасыщения предыдущих эпох.

Все это приводит человечество к революциям, мировым воинам.

В постмодерне царствует свобода, иначе говоря свобода выступает средством и ценностью, это способ выхода их кризиса культуры. Поэтому свобода стоит ближе всего к удовольствию,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.011 с.)