А.А. Ухтомский и М.М. Зощенко. Попытки всё объяснить 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.А. Ухтомский и М.М. Зощенко. Попытки всё объяснить



 

Ухтомский писал, что будущее счастье человечества возможно только тогда, когда все станут ценны для каждого и каждый станет ценен для всех. Когда у человека развита доминанта внимания к другому, тогда его опыт постоянно обогащается новыми понятиями, сведениями, которые раскрывают реальность с разных сторон. Тот, кто отвергает ближнего, зацикливаясь на себе, пресекает это живое пополнение опыта и огромные пласты реальности проходят мимо. Даже наблюдая какие-то явления, он ничего не увидит, так как будет ослеплен собственной теорией. Поэтому человеку следует пробить скорлупу в собственной обособленности, а это возможно только при обращении к другому: когда другой человек представляет ценность, воспринимается как личность, которой никогда больше не будет – только тогда возможно полноценное развитие самого человека.

Обращением к собеседнику названо обращение к ближнему в попытке понять и принять его. Не истолковать поступки, исходя из своего понимания, а постараться встать на место ближнего, понять его мотивацию. Только при таком подходе окружающая реальность начнёт отвечать взаимностью. Человек получит приток нового опыта, жизнь его станет чрезвычайно интересной. Он познает действительность с разных сторон и ощутит глубину мира и других людей. Станет способным воспринимать красоту. Стремление понять суть явления, книги или человека делает жизнь полноводной рекой.

Для академика Ухтомского действие доминанты юности и ее угасание было связано со способностью человека проявить внимание к ближнему, войти в его положение. Учёный называет это проявлением доминанты на лицо другого. Проявление доминанты юности не зависит от возраста – есть люди, которые до конца жизни сохраняют способность живого восприятия. 

Академик описал христианскую любовь в терминах нейрофизиологии. В советские годы академику Ухтомскому давали работать и не репрессировали только потому, что он был ученым мировой величины. Некоторые его творения, в которых раскрывается связь между работой мозга и Евангельскими принципами, в советские годы не издавались.

В своих работах Ухтомский цитирует Священное Писание, приводит изречения святых отцов.

Подробнее см. упомянутую третью часть статьи «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»; третья часть называется «Обращение к полноте и доминанта на лицо другого»

http:// solovki - monastyr. ru / abba - page / solovki _ page /1899/

Также – статью «О развитии монашества, о теории «созависимости» и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем», главы «Нейрофизилогия и любовь», «Услышать голос другого» http:// solovki - monastyr. ru / abba - page / solovki _ page /1426/

 

 


[1] Его историю см. в главе «История спортсмена», во 2-ой части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1987/

[2] Слова, заимствованные из фильма «Остин Пауэрс» (1999).

[3] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: Монография /Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.

 

[4] Понятно, что не спорт вреден сам по себе - разрушается человек, когда из спорта и прочих занятий творит себе идолов.

[5] Cм. «Послесловие. О духовном излучении» из книги Ивана Ильина «Путь к очевидности» https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/

[6] Там же, см. главу «О пастырском призвании».

[7] При всем том, отравленный пессимизмом, он продолжал писать бодрые и оптимистичные произведения, в которых, впрочем, заметна одна ужасающая подробность: они написаны так, словно духовной глубины ни в человеке, ни в мироздании нет; только – куда-то ехать, что-то делать, что-то кушать, на что-то тратить деньги, но для чего? к чему? – не объясняется.

[8] См. главы «О смерти. Письмо первое», «О бессмертии. Письмо второе» из книги Ивана Ильина «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

 

[9] Основные характеристики постмодернистского общества и его отличия от традиционного и современного общества // Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.

 

[10] Своими словами здесь указывается на учение преподобного Иоанна Дамаскина о духовных ведениях; см. его книгу «Краткое изложение священного трезвения», главу «О восьми мысленных ведениях» и далее.

[11] См. подробнее слово 49 из книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические».

[12] Фрагменты проповеди на слова «Возлюби ближнего как самого себя» (Мф. 19:19); https://vk.com/wall-184086372_257

[13] Подробнее см. цикл лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма». 

[14] Гусев Георгий Витальевич. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2007.

 

[15] Точные цитаты см. с четвертой части статьи «Обращение к полноте», в главе «Целостный взгляд на человека» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1896/

[16] Святитель Феофан Затворник. «Путь ко спасению».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.006 с.)