Писатель Зощенко о неврозах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Писатель Зощенко о неврозах.



Иной путь, созидательный, может быть представлен в образе дореволюционного педагога Рачинского. Он был крупным ученым, учился за границей, преподавал в Петербурге. Ближе к 40 годам ушел из университета и переехал на жительство в Татево. «Наполняя длинные деревенские досуги чтением и со страстью предаваясь цветоводству, он, однако, не находил в этом удовлетворения и подчас сильно хандрил». Возможно, этот период был самым тяжелым периодом его жизни.

 

«Но выход нашелся – неожиданный, но счастливый и неизмеримо важный как для самого Рачинского, так и для целого русского народа». Однажды, посетив местную сельскую школу, он попал на урок арифметики. Урок показался ему скучным и он «попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, – и этим определилась вся его дальнейшая судьба». Он построил прекрасное здание школы, в которой сделался учителем. Со временем он стал основателем Обществ трезвости по всей России.

 

* * *

 

Примечательны данные о продолжительности уроков в школе Рачинского. Он отмечал в своих статьях, что его ученики готовы и способны учиться целый день. Чтобы понять, как выносили школьные учителя и ученики такие продолжительные занятия, надо иметь в виду постоянную «жизнь в духе и для духа, известный возвышенный строй всех интересов, всех отношений, известное вдохновение. Уроки теряли в Татеве значение отдельных уроков, а являлись составными частями общего целого, шагами на одном, ясном и для всех понятном пути к совершенствованию духовному».

Вследствие высоты духовного строя школы такого рода занятия могут происходить с легкостью. Если педагоги сумеют поддержать настроение духовной жажды – дело выиграно. «Если нет – то занятия, обращенные только на ум, оказываются непосильными удержать в своей власти детей» [14].

 

* * *

 

В сочинении Михаила Зощенко «Возвращённая молодость» рассматриваются те же вопросы: идея юности, радость жизни и угасание. Писатель жил в атеистическом государстве и это повлияло на его мировоззрение. Поэтому нам интересна та часть произведения, где описана проблема, приводятся имена великих людей, которые к 40 годам утратили способность творить и стали испытывать хандру. И не интересны его рецепты борьбы с этим состоянием. Писатель уверяет, что действия святых – только самовнушение. Весьма примитивная точка зрения, ведь можно привести массу фактов, которые говорят об обратном. Зощенко же совершенно отрицает наличие духовного мира и сводит всё к простому неврозу. Попытка такого банального объяснения обречена.

 

Некоторые мысли из работы М. Зощенко «Возращенная молодость» рассматриваются в части 4.2 статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2074/

применительно к теме «трех Д» – Депрессия, Деперсонализации, Дереализации.

См. главы:

- «»Три Д», «снятие человека» и отказ совести».

- «Расчеловечивание и попытка защититься от "Трех Д" с помощью метафор и психологических конструкций».

 

Чувство, когда тошно жить, знакомо не только выдающимся личностям. Есть огромное количество простых людей, которые ничего не открыли, не написали книг, но сходились друг с другом в ощущении тошнотворности бытия.

Зощенко рассказывал об одной девушке, на письмо которой отвечал. В гражданскую войну она бросила гранату в четырёх белогвардейцев, убивших мирного жителя, отомстив смертью за смерть. Она страдала, ощущала себя как механический человек. Говорила, что вся страна живёт: строит, проводит соцсоревнования, но она не может принять в этом участие, потому что внутри – полная апатия, отсутствие каких-либо движений души (деперсонализация). Много раз думала о самоубийстве, но в последний момент что-то её останавливало. Рекомендация писателя была простой: изменить обстановку, угол зрения на происшедшее и съездить отдохнуть.

В годы репрессий уничтожалось огромное количество невиновных людей. Расстрельные списки кто-то подписывал. Об исполнителях смертной казни есть свидетельства, что они мертвецки напивались после казни. Известно, что в послереволюционные годы 90% партийного руководства страдало неврозами – уничтожение тысяч людей не проходит бесследно для психики. Заклинд, которого называли «врачом партии», утверждал, что эти неврозы возникают в результате несоблюдения правил гигиены. Но неверующие в Бога люди, например, психиатр Антон Кемпински, отмечали, что когда в истории случались попытки переступить через совесть (хотя Кемпински не знал, как объяснить её наличие), они заканчивались психическими расстройствами[15].

Подобное объяснение даёт и Зощенко - там, где речь идёт о возвращённой молодости. Наблюдения М. Зощенко констатируют, что обычно к 37-40 годам бурная деятельность учёных прекращается, они перестают творить, жизнь становится неприятна – хандра, внутренняя тоска и неустроенность начинают довлеть над человеком. В качестве примера можно привести выдержки из писем немецкого химика Либиха: «...Я почти устал от своей жизни и могу представить себе, что в иных случаях выстрел или веревка являются прохладительными средствами». В 35-летнем возрасте ученый писал: «...Не будь я женат и не имей я троих детей – порция синильной кислоты была бы мне приятнее, чем жизнь...»

Разными способами люди пытаются ослабить переживания негативного самоощущения. Чтобы дать отдых мозгу, измученному постоянной интеллектуальной деятельностью и сочинением стихов, Владимир Маяковский играл в карты, но полностью отвлечься от напряжения в мозге не мог. «Даже гуляя по улицам, Маяковский бормотал стихи. Даже играя в карты, чтоб перебить инерцию работы, Маяковский … продолжал додумывать». Ничто – ни увлечения, ни поездка заграницу, не давали отдых его голове. А если иной раз ему и удавалось выключиться из работы, он вскоре снова брался за нее, «чтоб создать ту повышенную нервную инерцию, при которой он чувствовал, что живет».

 

Зощенко объясняет раннюю смерть писателей угасанием их творчества, неправильной деятельностью мозга. Переутомлённый изнуряющей работой, он неправильно управляет органами – происходит общий сбой в организме, который он называет неврастенией. Но писатель уловил только некоторые аспекты проблемы, а не полную картину. Поэтому решение проблемы, предложенное писателем, неудовлетворительно: отдых, лечение, смена обстановки. Как до Зощенко, так и после него многие люди пытались так поступать. Но преуспели мало.

Чтобы увидеть проблему в её полноте, на работу Михаила Зощенко нужно посмотреть сквозь призму статьи священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня. О гордости». В ней он описывает молодого талантливого человека, которого собственная гордость со временем превращает в злобного, одинокого, отделившего себя от мира и людей и в конце концов, от Бога.

 

Что приводит к зависимости?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.005 с.)