Билет 8. Культура эпохи классики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 8. Культура эпохи классики.



  В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано с окончательным оформлением классического полиса. Центральной фигурой античной цивилизации стал новый культурно-исторический тип человека – полноправный и свободный гражданин полиса, носитель новой системы ценностей. Именно античный человек создал уникальную культуру, ставшую основой современной мировой культуры. Он создал величайшие образцы художественной и духовной культуры, отражавшей его богатый внутренний мир.

 

  Культура эпохи классики стала итогом интеллектуального развития общества периода архаики. Была разрушена сковывавшая человека традиция, благодаря чему высвободилась огромная творческая энергия, которую античный человек блестяще реализовал в создании памятников культуры, имеющих мировое значение. Эта культура отражала, как отметил Г. Гегель, ту «временную гармонию человека с природой и его политическим миром», которой он достиг в V в. до н. э. в рамках античной цивилизации. Наиболее точным выражением этой гармонии стали произведения искусства эпохи высокой классики, отличавшиеся красотой формы и ясностью содержания. В художественной и духовной культуре классической эпохи была найдена и выражена идеальная мера гармонии, ритма, эстетических и этических оценок.

 

  Те духовные ценности, которые сложились в архаическую эпоху, привели к утверждению высокой гражданственности, основанной на гуманистических началах. В центре античной гуманистической системы ценностей стоит не бог или царь, а рядовой гражданин, у которого духовное превалирует над материальным. Центральным элементом этой системы ценностей было понятие счастья. Геродот рассказал нам о диалоге между Солоном и царем Крёзом. На свой вопрос: «Кто самый счастливый человек на свете?» утопавший в богатстве царь надеялся услышать собственное имя. Но Солон назвал самым счастливым человеком на свете рядового гражданина Телла и перечислил те простые общечеловеческие ценности, которые для обычного человека оказались дороже царских сокровищ. Телл был счастлив потому, что был свободен, зажиточен, имел славную семью, прекрасных сыновей, дожил до того времени, когда смог увидеть внуков, и погиб со славой, защищая родной полис. Фразой «Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто жизнь закончил благополучно» Солон подчеркнул принципиальное отличие античной, гуманистической системы ценностей от древневосточной, «варварской».

 

    Смыслом жизни и высшей добродетелью объявляется любовь к доброй славе. Она воспринимается как высшая награда за безупречное и жертвенное служение гражданскому коллективу, за совершенный ради родного полиса подвиг. Обретенная слава определяла место героя среди сограждан, создавала атмосферу почета, уважения и любви, которую не способны дать никакие материальные блага. Только слава делала имя человека бессмертным, что порождало уникальную атмосферу оптимистического мироощущения греков, запечатленную в памятниках искусства.

 

  Важно отметить, что в классическую эпоху в Греции были созданы условия, когда разрыв между идеальным в системе ценностей и реальным в жизни общества практически исчез. В этой духовной атмосфере памятники культуры обретали эстетически совершенную и законченную форму, становились классическими образцами. Наиболее полно и последовательно эта тенденция была выражена в афинских памятниках художественной культуры, когда во времена правления Перикла Афины превратились в культурный центр Эллады. Как передает Фукидид, Перикл высоко оценивал культурное лидерство Афин: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы». На Афины равнялись все полисы Древней Греции.

 

БИЛЕТ 9. ФЕНОМЕН СОКРАТА.

      Сократ — одно из самых загадочных явлений античного духа, что объясняется переходным характером его философии. До Сократа были Софисты, которые изобрели ораторское искусство как таковое. Софисты – пример беспрецедентной алчности. Сократ был совсем другим, его интересовал только человек, человеческий разум. С точки зрения Сократа, даже в искусстве должен творить разум. Из-за такой вот философии Греция и уходит все дальше от природы. Этот человек хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, его роковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры. Кто дал право понимать и оценивать жизнь? И не есть ли это просто даже противоречие — понимать и оценивать жизнь? Досократовская философия не могла и не хотела обнимать жизнь логикой. Тем более она не хотела исправлять ее логикой. Но Сократ поставил проблему жизни, набросился на жизнь как на проблему. Он хотел силами духа исправить жизнь, свободу духа он противопоставил самостоятельным проявлениям бытия, и отсюда это странное, так несовместимое со всем предыдущим, почти что негреческое, неантичное учение о том, что добродетель есть знание, что всякий желает только собственного блага, что стоит только научить человека, и он будет добродетельным.

 

  Кто храбрый, кто благочестивый, кто справедливый? Храбр тот, кто знает, что такое храбрость и как нужно вести себя среди опасностей; благочестив тот, кто знает, как нужно относиться к богам; справедлив тот, кто знает, что он должен делать людям; и пр. Это на первый взгляд чудовищное учение таит в себе превращение жизни в самосознание, живого бытия в логику, и античность пошла за Сократом. Происходит радикальное изменение эстетики. Сущность сократовской эстетики, если ее формулировать попросту и притом в максимально-обнаженной форме — прекрасное то, что разумно, что имеет смысл, то есть красиво лишь то, что полезно. "– Так и навозная корзина – прекрасный предмет? – спросил Аристипп. – Да, клянусь Зевсом, – отвечал Сократ, – и золотой щит – предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй дурно. – Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? – спросил Аристипп. – Да, клянусь Зевсом, – отвечал Сократ, – равно как и хороши и дурны: часто то, что хорошо от голода, бывает дурно от лихорадки, и что хорошо от лихорадки, дурно от голода; часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы, безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено" До Сократа красивое не может быть не правильным. После Сократа – неправильное не может быть красивым. Сократ, как и любой софист его времени, это — декадент. Это первый античный декадент, который стал смаковать истину как проблему сознания. Платон — это система, наука, что-то слишком огромное и серьезное, чтобы исчерпать себя в декадентстве, Аристотель — это уже апофеоз научной трезвости и глубокомыслия. Но Сократ — отсутствие всякой системы и науки. Он весь плавает, млеет, дурачится, сюсюкает, хихикает, залезает в глубину человеческих Душ, чтобы потом незаметно выпрыгнуть, как рыба из открытого садка, у которой вы только и успели заметить мгновенно мелькнувший хвост. Сократ — тонкий, насмешливый, причудливый, свирепо-умный, прошедший всякие огни и воды декадент. Около него держи ухо востро. Трудно понять последние часы жизни Сократа, описанные с такой потрясающей простотой в платоновском “Федоне”, а когда начинаешь понимать, становится жутко. Что-то такое знал этот гениальный клоун, чего не знают люди… Да откуда эта легкость, чтобы не сказать легкомыслие, перед чашей с ядом? Сократу, который как раз и хвалится тем, что он знает только о своем незнании, Сократу — все нипочем. Посмеивается себе, да и только. Тут уже потом зарыдали около него даже самые серьезные, а кто-то даже вышел, а он преспокойно и вполне деловито рассуждает, что вот когда окостенение дойдет до сердца, то — конец. И больше ничего. Жуткий человек! Холод разума и декадентская возбужденность ощущений сливались в нем в одно великое, поражающее, захватывающее, даже величественное и трагическое, но и в смешное, комическое, легкомысленное, порхающее и софистическое. Сократ — это, может быть, самая волнующая, самая беспокойная проблема из всей истории античной философии.

 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИННИЗМА.

  Эллинизм – это эпоха, которая меняет человека и мироздание вокруг него. Это выражается тем, что в эпоху эллинизма начинают описывать. Древние греки всегда находились в потоке жизни и именно потому не нуждались в письменном описании окружающего мира. Им его и так хватало. Но в эпоху Эллинизма связь греков с окружающим миром была утеряна. По этой причине и началось описание окружающего мира. Происходит распад былой культуры. Исчезает трагедия и греческая лирика. Появляются длинные эпические поэмы и эллинистические романы. В центре таких романов находится любовная история, быстрое расставание влюбленных и счастливое воссоединение в конце произведения. В эллинистических романах можно наблюдать необычайный обхват разнородного материала (архитектура, литература, история, медицина, теология и т.д.), что иногда превращается в избыток информации. Установка такого романа – это описание мира. Описать мир означает его познать, а познать мир значит им владеть. Это иллюзия эпохи эллинизма и не только. Роман является ключевым литературным феноменом для эллинистической культуры. Скульптура – многофигурная композиция, изображение подвигов или мифов. Зрачки в скульптурах просверливают и вставляют туда драгоценные и полудрагоценные камни. Появляется эффект оживания скульптуры. Процессы, которые происходят внутри человека, проявляются в скульптуре и вообще в культуре эллинизма. Когда Александр ввел свои войска в Азию, особенно в Индию, он открыл для греков восточные религии с их магическими заклинаниями. Кроме этого Азия дала грекам искусство парфюма, завивки волос и многое другое.

   Александр Великий, он же Македонский – сын Филиппа, царя Македонии. Филипп получил прекрасное греческое образование в Фивах. Он распространял греческую культуру и литературу в Македонии. При дворе ставился и цитировался (даже молодым Александром) Еврипид. Идея Филиппа – «отмщение персам» с помощью придачи Греции целостности. Мать Александра – фракийская принцесса Олимпиада, с юности посвященная в культ Диониса.

Натура страстная. Если уж любила, то любила до потери памяти. Примером является её сын Александр. А если уж ненавидела, то ненавидела до глубины души. Тут уж примером становится её муж Филипп, который постоянно изменял ей с какими-то прекрасными девами. В день рождения Александра было пророчество, что сын Филиппа, рожденный в день трех побед, будет непобедим. Александр Великий происходит от двух великих героев. От Геракла по папе и от Ахилла по маме. Внешне Александр был идеальным каноническим греком – красавчиком с внешностью Бога. Характер же скорее был мамин – страстный и порывчатый. Царевич с молодости был крайне честолюбив. Всегда везде хотел быть первым. Он был привержен крайнему влиянию матери, что вынудило Филиппа призвать в Македонию своего старого друга Аристотеля, дабы тот обучил Александра. Когда царевич подрос, своим идолом и каноном он выбрал Ахиллеса. Не признавал ночного кинжала и яда. Уважал лишь честные геройские методы. Многие, особенно Фивы, не верили в способность Александра выйти за территорию Македонии. Но вот Александр, зимой, сошел со своих гор, напал на Фивы и, по советам союзников, стер этот город с лица земли. Вот тут-то греки и испугались. Встречает Диогена. «Если бы я не родился Александром, я бы хотел родиться Диогеном». В 22 года он стал практически властителем мира. Велик он не только за свои полководческие подвиги, на за желание изменить мироздание, стать демиургом и создать новый мир. То, что Александр является богом, подтверждает оракул Амона. Он признает его сыном Зевса, на что Александр отвечает: «Я царствую на земле, а ты царствуй на Олимпе». Александр строит новые города в количестве более 100 штук. В том числе и Александрию Египетскую. Города эти были большей частью искусственными, имели 2 магистрали, 4 района, храм. Александр считал, что для новых городов нужен новый народ. У него появилась идея скрещивания македонцев и греков с обитателями Востока. Александр считал себя благодетелем человечества. Не признавал никаких переговоров кроме полной капитуляции противника. Хоть он лишал их свободы, Александр давал им новый уровень жизни. Был внимателен к своим друзьям, но на всех остальных смотрел скорее как на фигуры. Ему был чужд всякий расизм. Погиб в 32 года в Вавилоне. После его смерти греки осознали, что теперь живут в незнакомом для них мире. И вместо своей центричности, ощущаемой на протяжении сотен лет, они оказались на западной окраине гигантской империи. Греки еще могли смириться с этим фактом, когда их вел их Александр, их Бог, но когда царь умер, это максимально выбило их из колеи. Эллинизм – это эпоха, которая меняет человека и мироздание вокруг него. Из-за Александра начинается симбиоз восточных культур и греческого мира.

   Эллинизм - это конкретно-историческое явление, проявившее себя в результате походов Александра Македонского. Эллинизм характеризуется сочетанием античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах жизни общества.

Эпоха эллинизма - это время экономического подъема Греции. Активно развивается градостроительство. Особенно процветает наука. Мощным научно-исследовательским центром становится Александрия Египетская. Здесь в начале был основан культурный центр «Мусейон» (Дом муз). В нем находились библиотека, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоопарк, медицинские лаборатории. Здесь жили и работали: математик Евклид, ботаник Феофраст, астроном Аристарх Самосский. В сицилийском городе Сиракузы работал математик Архимед.

  В эллинистический период появляются и новые философские учения - эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В них усиливается субъективизм, а преобладающими настроениями становятся глубокое разочарование и пессимизм.

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью.

В период эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.01 с.)