Билет 3. Человек и мир в поэмах гомера. Феномен героя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 3. Человек и мир в поэмах гомера. Феномен героя.



Мы ничего не знаем о Гомере. Античная традиция изображает его слепым. Существует легенда, что боги забрали внешнее зрение Гомера, дав ему взамен внутреннее зрение.

Гомер не является единым автором своих поэм. Скорее всего, он обработал и свел чужие маленькие поэмы.

 

«Илиада» - это повествование о Трое, начинается с 10 года Троянской войны и повествует лишь о 51 дне войны. Фактически, вся «Илиада» - это грандиозный мальчишник.

Существует теория о том, что олимпийские боги решили с помощью Троянской войны уничтожить всё непокорное геройское племя.

 

ФЕНОМЕН ГЕРОЯ. Он сравнивал человека, чувства, которые в нем преобладают, со стихиями, дикими животными. В природе не ищется «человеческое». Природное и стихийное, по Гомеру ищется в человеке. Именно благодаря этому стихийному человек и становится героем. Совсем не благодаря человеческой составляющей.

 

Осознание человеческой судьбы в античности. Для всех происходит слепая и безудержная жеребьевка 3 мойр. Жеребьевка – это режим существования космоса.

 

Как результат:

1) Никого не надо благодарить; 2) Твоё житиё-бытиё принадлежит только тебе;

Ни перед кем не нужно оправдываться; 4) У бытия нет смысла.

«Псюхе» - душа перелетающая в Аиду (ад). У нее нет памяти, сознания, перспектив, будущего. Память и сознание возвращаются лишь при вкушении кровавой жертвы. Но лишь на короткий срок.

 

А вот греческая слава дает душе свободу. Первый шаг к героизму – оставить страх, жалость и надежду. Самоубийство рассматривалось, как распоряжение собственной смертью и было очень уважаемо.

Тело – «сома», а душа – «псюхе».

Герои Гомера – это первые настоящие герои индоевропейского типа.

 

ОДИССЕЯ. Гомер напоминает о главном: человек должен любить родину и жизнь, помогать товарищам, честно вы­полнять свой долг, хранить любовь и верность друзьям и близким, отстаивать справедливость, честь и достоинство, всегда стремиться к совершенству и высоким целям.

Судьба каждого человека предопределена и повлиять на нее могут только боги – наиболее типичная точка зрения людей того времени.

 

ИЛИАДА. Основная мысль Гомера - это память о героях и их подвигах будет жить вечно, прославляя их имена, Гомер запечатлел в истории события давно минувших веков. Идея эпоса Гомера проста: хитрость и ум помогут победить врага, превосходящего численностью, но это принесёт не только радость победы, но и горе, и страдания.

БИЛЕТ 4. ГРЕЦИЯ ПОСЛЕ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ. ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНОСТИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.

ГРЕЦИЯ ПОСЛЕ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ. Троя пала. Ее лучший воин Гектор пал от руки Ахиллеса. Последний получил всемирную славу в веках, мечты о которой и привели его на поле брани. Греки победили. 

 

Может, Греция достигла вершины своего могущества, поправ давнего конкурента? Этому не суждено было случиться. Участь победителей была, пожалуй, хуже, чем побежденных. Агамемнон, предводитель греческого войска, был коварно убит в своем доме. Да и сама Греция совсем недолго нежилась в лучах воинской славы.

 

Уже вскоре после Троянской битвы ослабленная Греция была захвачена дорийскими племенами. На 400 долгих лет побежденная страна окунулась в мрак. Люди разучились даже читать и писать, вернулись к кочевому образу жизни, забросили колонии и потеряли историческую память. Так троянская военная компания стала одной из главных причин потери Грецией былого могущества.

 

  Возможно, именно поэтому Гомер и написал "Илиаду" в подчеркнуто антимилитаристском стиле. Его поэму называют первым антивоенным манифестом древнего мира. "Илиада" заканчивается не падением Трои, а слезами Ахиллеса, скорбящего над поверженным Гектором.

 

Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.

Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала, и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.

   Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение древнегреческих племён по территории Балканской Греции.

 

  К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъём в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции — Микен, расположенного в Арголиде.

ГЕОМЕТРИ́ЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Ус­лов­ное на­зва­ние пе­рио­да 9–8 вв. до н. э. в иск-ве Древ­ней Гре­ции. Тер­мин воз­ник в 1870-х гг. с от­кры­ти­ем в Афи­нах т. н. ди­пи­лон­ских ваз, ук­ра­шен­ных гео­мет­рич. ор­на­мен­том. Гео­мет­ри­за­ция изо­бра­же­ний от­ме­ча­ет­ся во всех из­вест­ных ху­дож. па­мят­ни­ках этой эпо­хи – про­из­ве­де­ни­ях ма­лой пла­сти­ки (брон­зо­вые и тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки), глип­ти­ки, из­де­ли­ях де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва; наи­бо­лее пол­но раз­ви­тие Г. с. про­сле­жи­ва­ет­ся в ва­зо­пи­си. В 1930–40-х гг. в ре­зуль­та­те рас­ко­пок нек­ро­по­ля рай­она Ке­ра­мик (в Афи­нах) был вы­де­лен пред­ше­ст­вую­щий Г. с. так на­зы­вае­мый про­то­гео­мет­ри­че­ский стиль (1-я пол. 11–10 вв. до н. э.), ко­то­рый от­ли­ча­ет­ся пре­об­ла­да­ни­ем мо­ти­вов, унас­ле­до­ван­ных от иск-ва позд­не­ми­кен­ско­го и суб­ми­кен­ско­го вре­ме­ни (12 в. до н. э.), но вы­пол­нен­ных с по­мо­щью цир­ку­ля (кон­цен­трич. кру­ги и по­лу­кру­ги, вол­ни­стые ли­нии).

   Рос­пи­си Г. с. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ус­лож­не­ни­ем ком­по­зи­ции и обо­га­ще­ни­ем мо­ти­вов ор­на­мен­та (кру­ги, тре­уголь­ни­ки, ром­бы, ме­андр, сва­сти­ка, вол­ны, зиг­за­ги и пр.), по­стро­ен­ных пре­им. из пря­мых вы­тя­ну­тых и ло­ма­ных ли­ний. На ран­нем эта­пе Г. с. ор­на­мен­таль­ные фри­зы ук­ра­ша­ют лишь гор­ло и пле­чи со­су­да (ос­таль­ная часть по­кры­та чёр­ным ла­ком), с сер. 9 в. до н. э. фри­зо­вая рос­пись за­кры­ва­ет всю по­верх­ность.

  С раз­ви­ти­ем Г. с. вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся тон­ко про­ду­ман­ное, под­чи­нён­ное за­ко­нам тек­то­ни­ки со­че­та­ние рос­пи­си и фор­мы из­де­лия. Ок. сер. 8 в. до н. э. в ор­на­мент ком­по­зи­ции на­чи­на­ют вклю­чать гео­мет­ри­зов. изо­бра­же­ния лю­дей и жи­вот­ных. В ва­зо­пи­си Г. с. сме­ня­ет­ся «ори­ен­та­ли­зи­рую­щим сти­лем».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.)