Билет 1. Минойская культура крита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Минойская культура крита



БИЛЕТ 1. МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТА

МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА - ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра [середина 4-го тысячелетия - XII век (в основном по XV век) до н. э. на острове Крит, свя­зан­ная с древ­ней­шей ци­ви­ли­за­ци­ей на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы.

Ра­нее рас­смат­ри­ва­лась в рам­ках эгей­ской куль­ту­ры. От­кры­та в начале XX века А. Эван­сом, на­звав­шим её по име­ни ца­ря Ми­но­са. Эван­сом пред­ло­же­но вы­де­ле­ние (в основном на ос­но­ве сме­ны сти­лей ке­ра­ми­ки) в Минойской культуре 3 пе­рио­дов (ран­не-, сред­не-, позд­не­ми­ной­ский) с под­раз­де­ле­ни­ем на фа­зы; эта схе­ма (с кор­рек­ти­ва­ми) ис­поль­зу­ет­ся боль­шин­ст­вом ис­сле­до­ва­те­лей.

    В ран­не­ми­ной­ский пе­ри­од куль­ту­ра Кри­та по ря­ду по­ка­за­те­лей от­ста­ва­ла от со­сед­них куль­тур. В кон­це пе­рио­да фик­си­ру­ет­ся уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, по­яв­ле­ние круп­ных по­сёл­ков, подъ­ём ре­мес­ла, ин­тен­си­фи­ка­ция даль­них свя­зей, в ко­то­рые бы­ли вклю­че­ны Пе­ред­няя Азия, Еги­пет и другие зем­ли. В ор­би­ту влия­ния Минойской культуры вхо­дят ряд ост­ро­вов Эгей­ско­го мо­ря. В сред­не­ми­ной­ском пе­рио­де (с конца III-го - начала II-го тысячелетия) по­яв­ля­ют­ся круп­ные цен­тры (Кносс, Фест, Мал­лия и др.), сви­де­тель­ст­вую­щие о фор­ми­ро­ва­нии государственных об­ра­зо­ва­ний. На ко­нец сред­не­ми­ной­ско­го пе­рио­да и на­ча­ло позд­не­ми­ной­ско­го пе­рио­да (со­от­вет­ству­ют не­од­вор­цо­во­му пе­рио­ду; XVII - середина XV веков) при­хо­дят­ся су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния в струк­ту­ре куль­ту­ры и её рас­цвет. Крит, ве­ро­ят­но, объ­е­ди­ня­ет­ся под гла­вен­ст­вом Кнос­са и ста­но­вит­ся силь­ней­шей морской дер­жа­вой, на мес­те ста­рых по­яв­ля­ют­ся но­вые двор­цо­вые ком­плек­сы, оформ­ля­ет­ся сеть су­хо­пут­ных до­рог. Около 1450 года многие цен­тры Минойской культуры гиб­нут в ка­та­ст­ро­фе, по-ви­ди­мо­му свя­зан­ной с зем­ле­тря­се­ния­ми, син­хрон­ны­ми из­вер­же­нию вул­ка­на на острове Сан­то­рин. Позд­нее (око­ло ру­бе­жа XV и XIV веков, есть другие да­ти­ров­ки) на Кри­те рас­про­стра­ня­ет­ся ми­кен­ская куль­ту­ра, что свя­зы­ва­ют с за­вое­ва­ни­ем его ахей­ца­ми, тра­ди­ции Минойской культуры за­ту­ха­ют.

  Об­щественный строй ми­ной­ской ци­ви­ли­зации, в но­во­двор­цо­вый пе­ри­од, был ос­но­ван на экс­плуа­та­ции сель­ско­го на­се­ле­ния с уча­сти­ем весь­ма раз­ви­той бю­ро­кра­тической сис­те­мы. Во гла­ве го­су­дар­ст­ва сто­ял мо­нарх, имев­ший об­шир­ный круг при­бли­жён­ных, не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что его власть име­ла тео­кра­тический ха­рак­тер. Вы­де­ля­ет­ся жен­ское бо­же­ст­во, ве­ро­ят­но быв­шее центральной фи­гу­рой пан­те­о­на. Важ­ную роль иг­рал, оче­вид­но, бог в об­ра­зе бы­ка или че­ло­ве­ка с бычь­ей го­ло­вой; куль­ты, свя­зан­ные с ним, от­ра­зи­лись и в греческих ми­фах о Ми­но­тав­ре.

   Сре­ди при­чин рас­цве­та Минойской культуры ряд ис­сле­до­ва­те­лей на­зы­ва­ют тор­гов­лю оло­вом, не­об­хо­ди­мым для по­лу­че­ния ка­че­ст­венной брон­зы, важ­ней­ше­го ма­те­риа­ла эпо­хи. С ран­не­ми­ной­ско­го пе­рио­да фик­си­ру­ет­ся по­яв­ле­ние «ко­ло­ний» Минойской культуры на Кик­лад­ских островах, острове Ро­дос, в рай­оне Ми­ле­та. Позд­нее из­де­лия, свя­зан­ные с Минойской культурой, ста­но­вят­ся из­вест­ны от Ме­со­пота­мии на вос­то­ке до по­бе­ре­жья Пи­реней­ско­го полуострова на за­па­де. В рам­ках Минойской культуры поя­ви­лась древ­ней­шая в Ев­ро­пе пись­мен­ность (смотрите Крит­ское пись­мо), про­ис­хо­дит рас­цвет ар­хи­тек­ту­ры, фре­ско­вой жи­во­пи­си, ва­зо­пи­си, пла­стических ис­кусств (смотрите в статье Эгей­ское ис­кус­ст­во). Минойская культура ока­за­ла су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие ми­кен­ской и ря­да других куль­тур Восточного Сре­ди­зем­но­мо­рья.

БИЛЕТ 2. КУЛЬТУРА МИКЕНСКОЙ ГРЕЦИИ

Индоевропейский народ – ахейцы. Не являются изначальными обитателями Греции.

В отличие от критян, греки боялись мира. Они воспринимают мироздание, как источник опасности находятся с ним в состоянии постоянной войны. Греки защищаются от окружающего мира тем, что строят свои здания на возвышенностях и окружают их циклопическими стенами.

Гармонические отношения с миром отсутствуют.

Уже вскоре после Троянской битвы ослабленная Греция была захвачена дорийскими племенами. На 400 долгих лет побежденная страна окунулась в мрак. Люди разучились даже читать и писать, вернулись к кочевому образу жизни, забросили колонии и потеряли историческую память. Так троянская военная компания стала одной из главных причин потери Грецией былого могущества.

 

  Возможно, именно поэтому Гомер и написал "Илиаду" в подчеркнуто антимилитаристском стиле. Его поэму называют первым антивоенным манифестом древнего мира. "Илиада" заканчивается не падением Трои, а слезами Ахиллеса, скорбящего над поверженным Гектором.

 

Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.

Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала, и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.

   Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение древнегреческих племён по территории Балканской Греции.

 

  К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъём в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции — Микен, расположенного в Арголиде.

ГЕОМЕТРИ́ЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Ус­лов­ное на­зва­ние пе­рио­да 9–8 вв. до н. э. в иск-ве Древ­ней Гре­ции. Тер­мин воз­ник в 1870-х гг. с от­кры­ти­ем в Афи­нах т. н. ди­пи­лон­ских ваз, ук­ра­шен­ных гео­мет­рич. ор­на­мен­том. Гео­мет­ри­за­ция изо­бра­же­ний от­ме­ча­ет­ся во всех из­вест­ных ху­дож. па­мят­ни­ках этой эпо­хи – про­из­ве­де­ни­ях ма­лой пла­сти­ки (брон­зо­вые и тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки), глип­ти­ки, из­де­ли­ях де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва; наи­бо­лее пол­но раз­ви­тие Г. с. про­сле­жи­ва­ет­ся в ва­зо­пи­си. В 1930–40-х гг. в ре­зуль­та­те рас­ко­пок нек­ро­по­ля рай­она Ке­ра­мик (в Афи­нах) был вы­де­лен пред­ше­ст­вую­щий Г. с. так на­зы­вае­мый про­то­гео­мет­ри­че­ский стиль (1-я пол. 11–10 вв. до н. э.), ко­то­рый от­ли­ча­ет­ся пре­об­ла­да­ни­ем мо­ти­вов, унас­ле­до­ван­ных от иск-ва позд­не­ми­кен­ско­го и суб­ми­кен­ско­го вре­ме­ни (12 в. до н. э.), но вы­пол­нен­ных с по­мо­щью цир­ку­ля (кон­цен­трич. кру­ги и по­лу­кру­ги, вол­ни­стые ли­нии).

   Рос­пи­си Г. с. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ус­лож­не­ни­ем ком­по­зи­ции и обо­га­ще­ни­ем мо­ти­вов ор­на­мен­та (кру­ги, тре­уголь­ни­ки, ром­бы, ме­андр, сва­сти­ка, вол­ны, зиг­за­ги и пр.), по­стро­ен­ных пре­им. из пря­мых вы­тя­ну­тых и ло­ма­ных ли­ний. На ран­нем эта­пе Г. с. ор­на­мен­таль­ные фри­зы ук­ра­ша­ют лишь гор­ло и пле­чи со­су­да (ос­таль­ная часть по­кры­та чёр­ным ла­ком), с сер. 9 в. до н. э. фри­зо­вая рос­пись за­кры­ва­ет всю по­верх­ность.

  С раз­ви­ти­ем Г. с. вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся тон­ко про­ду­ман­ное, под­чи­нён­ное за­ко­нам тек­то­ни­ки со­че­та­ние рос­пи­си и фор­мы из­де­лия. Ок. сер. 8 в. до н. э. в ор­на­мент ком­по­зи­ции на­чи­на­ют вклю­чать гео­мет­ри­зов. изо­бра­же­ния лю­дей и жи­вот­ных. В ва­зо­пи­си Г. с. сме­ня­ет­ся «ори­ен­та­ли­зи­рую­щим сти­лем».

ТЕАТР.

  Из трагиков дошли полные произведения лишь Еврипида, Софокла, и Эсхила. А из комедиантов – Аристофан. Утверждая, что античный театр был невероятно ритуальным, мы не осознаем НИЧЕГО! Театр обычно находился у подножья Акрополя (с др.гр. – скала) По правилам Древнегреческой архитектуры людское строилось внизу, а мистическое и магическое –наверху. Внутри амфитеатра находилась воронка(этакая чаша), которая спускала то, что происходило на сцене еще ниже. Ниже людского. Воронка, как таковая, встречалась только в амфитеатрах, которые имели форму круга или полукруга. Круг пугал греков, он принадлежал Хаосу, древним хтоническим богам. Не Олимпийцам. В отличие от квадрата и прямоугольника, которые были более привычны порядколюбивым грекам. Государство платило за зрителей в театре, даже не просто платило, а давало им эти деньги в руки. Плата за проход в театр – это символическая сумма, два обола. (Один обол обычно клали вместе с покойником при захоронении.) Один обол – плата за переезд в загробный мир. Два обола - плата за «туда и обратно». Поход в театр считали путешествием в другой мир. Перед спортивными состязаниями и театральными постановками приносились кровавые жертвы, кровью которых окроплялись зрители, дабы во время действа изначально сухая душа сохранила разум и память. Сцену называли орхестра, а сценой – само строение. Труппа делилась на хор и протагонистов со второстепенными героями. Хор прежде всего танцевал священные танцы, в основе которых стоит переставляющийся геометрический рисунок – двигающийся лабиринт. Точка зрения воплощающаяся устами героев произведения – это человеческая точка зрения. Точка зрения зрения высказанная хором – это божественная точка зрения. В театральном представлении всегда присутствует предрешенность, рок, как ни поступишь –результат предначертан. Зачастую этот результат негативный.

 

  В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма. Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису.   Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.
  Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.
   Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

МУЗЫКА.

  Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает около 20 столетий (2-е тыс. до н. э. — V в. н. э.) Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей, пение и игра на инструментах стали составной частью гимнастических и художественных состязаний.

Известны имена древнегреческих музыкантов: Терпандр, Сакад из Аргоса, Тимофей из Милета и др. Существовали союзы певцов и танцоров. Позднее получили распространение оркестры. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах.

ФИЛОСОФИЯ.

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были: переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия; увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация; развитие научного знания, торговли и ремесел; превращение умственного труда в особый вид деятельности. Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода. На первых порах развития древнегреческой философии хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы: откуда появился мир; каким образом он существует; кто управляет природой. Однако у мифологии и философии есть отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы: почему происходит именно так; что является причиной определенного явления; что есть истина. Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Почитание богов сохраняется до последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает вытесняться христианской религией.
                                 

БИЛЕТ 9. ФЕНОМЕН СОКРАТА.

      Сократ — одно из самых загадочных явлений античного духа, что объясняется переходным характером его философии. До Сократа были Софисты, которые изобрели ораторское искусство как таковое. Софисты – пример беспрецедентной алчности. Сократ был совсем другим, его интересовал только человек, человеческий разум. С точки зрения Сократа, даже в искусстве должен творить разум. Из-за такой вот философии Греция и уходит все дальше от природы. Этот человек хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, его роковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры. Кто дал право понимать и оценивать жизнь? И не есть ли это просто даже противоречие — понимать и оценивать жизнь? Досократовская философия не могла и не хотела обнимать жизнь логикой. Тем более она не хотела исправлять ее логикой. Но Сократ поставил проблему жизни, набросился на жизнь как на проблему. Он хотел силами духа исправить жизнь, свободу духа он противопоставил самостоятельным проявлениям бытия, и отсюда это странное, так несовместимое со всем предыдущим, почти что негреческое, неантичное учение о том, что добродетель есть знание, что всякий желает только собственного блага, что стоит только научить человека, и он будет добродетельным.

 

  Кто храбрый, кто благочестивый, кто справедливый? Храбр тот, кто знает, что такое храбрость и как нужно вести себя среди опасностей; благочестив тот, кто знает, как нужно относиться к богам; справедлив тот, кто знает, что он должен делать людям; и пр. Это на первый взгляд чудовищное учение таит в себе превращение жизни в самосознание, живого бытия в логику, и античность пошла за Сократом. Происходит радикальное изменение эстетики. Сущность сократовской эстетики, если ее формулировать попросту и притом в максимально-обнаженной форме — прекрасное то, что разумно, что имеет смысл, то есть красиво лишь то, что полезно. "– Так и навозная корзина – прекрасный предмет? – спросил Аристипп. – Да, клянусь Зевсом, – отвечал Сократ, – и золотой щит – предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй дурно. – Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? – спросил Аристипп. – Да, клянусь Зевсом, – отвечал Сократ, – равно как и хороши и дурны: часто то, что хорошо от голода, бывает дурно от лихорадки, и что хорошо от лихорадки, дурно от голода; часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы, безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено" До Сократа красивое не может быть не правильным. После Сократа – неправильное не может быть красивым. Сократ, как и любой софист его времени, это — декадент. Это первый античный декадент, который стал смаковать истину как проблему сознания. Платон — это система, наука, что-то слишком огромное и серьезное, чтобы исчерпать себя в декадентстве, Аристотель — это уже апофеоз научной трезвости и глубокомыслия. Но Сократ — отсутствие всякой системы и науки. Он весь плавает, млеет, дурачится, сюсюкает, хихикает, залезает в глубину человеческих Душ, чтобы потом незаметно выпрыгнуть, как рыба из открытого садка, у которой вы только и успели заметить мгновенно мелькнувший хвост. Сократ — тонкий, насмешливый, причудливый, свирепо-умный, прошедший всякие огни и воды декадент. Около него держи ухо востро. Трудно понять последние часы жизни Сократа, описанные с такой потрясающей простотой в платоновском “Федоне”, а когда начинаешь понимать, становится жутко. Что-то такое знал этот гениальный клоун, чего не знают люди… Да откуда эта легкость, чтобы не сказать легкомыслие, перед чашей с ядом? Сократу, который как раз и хвалится тем, что он знает только о своем незнании, Сократу — все нипочем. Посмеивается себе, да и только. Тут уже потом зарыдали около него даже самые серьезные, а кто-то даже вышел, а он преспокойно и вполне деловито рассуждает, что вот когда окостенение дойдет до сердца, то — конец. И больше ничего. Жуткий человек! Холод разума и декадентская возбужденность ощущений сливались в нем в одно великое, поражающее, захватывающее, даже величественное и трагическое, но и в смешное, комическое, легкомысленное, порхающее и софистическое. Сократ — это, может быть, самая волнующая, самая беспокойная проблема из всей истории античной философии.

 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИННИЗМА.

  Эллинизм – это эпоха, которая меняет человека и мироздание вокруг него. Это выражается тем, что в эпоху эллинизма начинают описывать. Древние греки всегда находились в потоке жизни и именно потому не нуждались в письменном описании окружающего мира. Им его и так хватало. Но в эпоху Эллинизма связь греков с окружающим миром была утеряна. По этой причине и началось описание окружающего мира. Происходит распад былой культуры. Исчезает трагедия и греческая лирика. Появляются длинные эпические поэмы и эллинистические романы. В центре таких романов находится любовная история, быстрое расставание влюбленных и счастливое воссоединение в конце произведения. В эллинистических романах можно наблюдать необычайный обхват разнородного материала (архитектура, литература, история, медицина, теология и т.д.), что иногда превращается в избыток информации. Установка такого романа – это описание мира. Описать мир означает его познать, а познать мир значит им владеть. Это иллюзия эпохи эллинизма и не только. Роман является ключевым литературным феноменом для эллинистической культуры. Скульптура – многофигурная композиция, изображение подвигов или мифов. Зрачки в скульптурах просверливают и вставляют туда драгоценные и полудрагоценные камни. Появляется эффект оживания скульптуры. Процессы, которые происходят внутри человека, проявляются в скульптуре и вообще в культуре эллинизма. Когда Александр ввел свои войска в Азию, особенно в Индию, он открыл для греков восточные религии с их магическими заклинаниями. Кроме этого Азия дала грекам искусство парфюма, завивки волос и многое другое.

   Александр Великий, он же Македонский – сын Филиппа, царя Македонии. Филипп получил прекрасное греческое образование в Фивах. Он распространял греческую культуру и литературу в Македонии. При дворе ставился и цитировался (даже молодым Александром) Еврипид. Идея Филиппа – «отмщение персам» с помощью придачи Греции целостности. Мать Александра – фракийская принцесса Олимпиада, с юности посвященная в культ Диониса.

Натура страстная. Если уж любила, то любила до потери памяти. Примером является её сын Александр. А если уж ненавидела, то ненавидела до глубины души. Тут уж примером становится её муж Филипп, который постоянно изменял ей с какими-то прекрасными девами. В день рождения Александра было пророчество, что сын Филиппа, рожденный в день трех побед, будет непобедим. Александр Великий происходит от двух великих героев. От Геракла по папе и от Ахилла по маме. Внешне Александр был идеальным каноническим греком – красавчиком с внешностью Бога. Характер же скорее был мамин – страстный и порывчатый. Царевич с молодости был крайне честолюбив. Всегда везде хотел быть первым. Он был привержен крайнему влиянию матери, что вынудило Филиппа призвать в Македонию своего старого друга Аристотеля, дабы тот обучил Александра. Когда царевич подрос, своим идолом и каноном он выбрал Ахиллеса. Не признавал ночного кинжала и яда. Уважал лишь честные геройские методы. Многие, особенно Фивы, не верили в способность Александра выйти за территорию Македонии. Но вот Александр, зимой, сошел со своих гор, напал на Фивы и, по советам союзников, стер этот город с лица земли. Вот тут-то греки и испугались. Встречает Диогена. «Если бы я не родился Александром, я бы хотел родиться Диогеном». В 22 года он стал практически властителем мира. Велик он не только за свои полководческие подвиги, на за желание изменить мироздание, стать демиургом и создать новый мир. То, что Александр является богом, подтверждает оракул Амона. Он признает его сыном Зевса, на что Александр отвечает: «Я царствую на земле, а ты царствуй на Олимпе». Александр строит новые города в количестве более 100 штук. В том числе и Александрию Египетскую. Города эти были большей частью искусственными, имели 2 магистрали, 4 района, храм. Александр считал, что для новых городов нужен новый народ. У него появилась идея скрещивания македонцев и греков с обитателями Востока. Александр считал себя благодетелем человечества. Не признавал никаких переговоров кроме полной капитуляции противника. Хоть он лишал их свободы, Александр давал им новый уровень жизни. Был внимателен к своим друзьям, но на всех остальных смотрел скорее как на фигуры. Ему был чужд всякий расизм. Погиб в 32 года в Вавилоне. После его смерти греки осознали, что теперь живут в незнакомом для них мире. И вместо своей центричности, ощущаемой на протяжении сотен лет, они оказались на западной окраине гигантской империи. Греки еще могли смириться с этим фактом, когда их вел их Александр, их Бог, но когда царь умер, это максимально выбило их из колеи. Эллинизм – это эпоха, которая меняет человека и мироздание вокруг него. Из-за Александра начинается симбиоз восточных культур и греческого мира.

   Эллинизм - это конкретно-историческое явление, проявившее себя в результате походов Александра Македонского. Эллинизм характеризуется сочетанием античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах жизни общества.

Эпоха эллинизма - это время экономического подъема Греции. Активно развивается градостроительство. Особенно процветает наука. Мощным научно-исследовательским центром становится Александрия Египетская. Здесь в начале был основан культурный центр «Мусейон» (Дом муз). В нем находились библиотека, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоопарк, медицинские лаборатории. Здесь жили и работали: математик Евклид, ботаник Феофраст, астроном Аристарх Самосский. В сицилийском городе Сиракузы работал математик Архимед.

  В эллинистический период появляются и новые философские учения - эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В них усиливается субъективизм, а преобладающими настроениями становятся глубокое разочарование и пессимизм.

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью.

В период эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов.

БИЛЕТ 1. МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТА

МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА - ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра [середина 4-го тысячелетия - XII век (в основном по XV век) до н. э. на острове Крит, свя­зан­ная с древ­ней­шей ци­ви­ли­за­ци­ей на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы.

Ра­нее рас­смат­ри­ва­лась в рам­ках эгей­ской куль­ту­ры. От­кры­та в начале XX века А. Эван­сом, на­звав­шим её по име­ни ца­ря Ми­но­са. Эван­сом пред­ло­же­но вы­де­ле­ние (в основном на ос­но­ве сме­ны сти­лей ке­ра­ми­ки) в Минойской культуре 3 пе­рио­дов (ран­не-, сред­не-, позд­не­ми­ной­ский) с под­раз­де­ле­ни­ем на фа­зы; эта схе­ма (с кор­рек­ти­ва­ми) ис­поль­зу­ет­ся боль­шин­ст­вом ис­сле­до­ва­те­лей.

    В ран­не­ми­ной­ский пе­ри­од куль­ту­ра Кри­та по ря­ду по­ка­за­те­лей от­ста­ва­ла от со­сед­них куль­тур. В кон­це пе­рио­да фик­си­ру­ет­ся уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, по­яв­ле­ние круп­ных по­сёл­ков, подъ­ём ре­мес­ла, ин­тен­си­фи­ка­ция даль­них свя­зей, в ко­то­рые бы­ли вклю­че­ны Пе­ред­няя Азия, Еги­пет и другие зем­ли. В ор­би­ту влия­ния Минойской культуры вхо­дят ряд ост­ро­вов Эгей­ско­го мо­ря. В сред­не­ми­ной­ском пе­рио­де (с конца III-го - начала II-го тысячелетия) по­яв­ля­ют­ся круп­ные цен­тры (Кносс, Фест, Мал­лия и др.), сви­де­тель­ст­вую­щие о фор­ми­ро­ва­нии государственных об­ра­зо­ва­ний. На ко­нец сред­не­ми­ной­ско­го пе­рио­да и на­ча­ло позд­не­ми­ной­ско­го пе­рио­да (со­от­вет­ству­ют не­од­вор­цо­во­му пе­рио­ду; XVII - середина XV веков) при­хо­дят­ся су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния в струк­ту­ре куль­ту­ры и её рас­цвет. Крит, ве­ро­ят­но, объ­е­ди­ня­ет­ся под гла­вен­ст­вом Кнос­са и ста­но­вит­ся силь­ней­шей морской дер­жа­вой, на мес­те ста­рых по­яв­ля­ют­ся но­вые двор­цо­вые ком­плек­сы, оформ­ля­ет­ся сеть су­хо­пут­ных до­рог. Около 1450 года многие цен­тры Минойской культуры гиб­нут в ка­та­ст­ро­фе, по-ви­ди­мо­му свя­зан­ной с зем­ле­тря­се­ния­ми, син­хрон­ны­ми из­вер­же­нию вул­ка­на на острове Сан­то­рин. Позд­нее (око­ло ру­бе­жа XV и XIV веков, есть другие да­ти­ров­ки) на Кри­те рас­про­стра­ня­ет­ся ми­кен­ская куль­ту­ра, что свя­зы­ва­ют с за­вое­ва­ни­ем его ахей­ца­ми, тра­ди­ции Минойской культуры за­ту­ха­ют.

  Об­щественный строй ми­ной­ской ци­ви­ли­зации, в но­во­двор­цо­вый пе­ри­од, был ос­но­ван на экс­плуа­та­ции сель­ско­го на­се­ле­ния с уча­сти­ем весь­ма раз­ви­той бю­ро­кра­тической сис­те­мы. Во гла­ве го­су­дар­ст­ва сто­ял мо­нарх, имев­ший об­шир­ный круг при­бли­жён­ных, не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что его власть име­ла тео­кра­тический ха­рак­тер. Вы­де­ля­ет­ся жен­ское бо­же­ст­во, ве­ро­ят­но быв­шее центральной фи­гу­рой пан­те­о­на. Важ­ную роль иг­рал, оче­вид­но, бог в об­ра­зе бы­ка или че­ло­ве­ка с бычь­ей го­ло­вой; куль­ты, свя­зан­ные с ним, от­ра­зи­лись и в греческих ми­фах о Ми­но­тав­ре.

   Сре­ди при­чин рас­цве­та Минойской культуры ряд ис­сле­до­ва­те­лей на­зы­ва­ют тор­гов­лю оло­вом, не­об­хо­ди­мым для по­лу­че­ния ка­че­ст­венной брон­зы, важ­ней­ше­го ма­те­риа­ла эпо­хи. С ран­не­ми­ной­ско­го пе­рио­да фик­си­ру­ет­ся по­яв­ле­ние «ко­ло­ний» Минойской культуры на Кик­лад­ских островах, острове Ро­дос, в рай­оне Ми­ле­та. Позд­нее из­де­лия, свя­зан­ные с Минойской культурой, ста­но­вят­ся из­вест­ны от Ме­со­пота­мии на вос­то­ке до по­бе­ре­жья Пи­реней­ско­го полуострова на за­па­де. В рам­ках Минойской культуры поя­ви­лась древ­ней­шая в Ев­ро­пе пись­мен­ность (смотрите Крит­ское пись­мо), про­ис­хо­дит рас­цвет ар­хи­тек­ту­ры, фре­ско­вой жи­во­пи­си, ва­зо­пи­си, пла­стических ис­кусств (смотрите в статье Эгей­ское ис­кус­ст­во). Минойская культура ока­за­ла су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие ми­кен­ской и ря­да других куль­тур Восточного Сре­ди­зем­но­мо­рья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.036 с.)