Билет 5. Культура архаики. Рациональное и иррациональное в древне греческой культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 5. Культура архаики. Рациональное и иррациональное в древне греческой культуре.



 

  В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» — эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения новой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Однако новая мораль сохраняла принципы морали гомеровского времени с ее ведущим принципом состязательности. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип — кто лучше послужит полису.

 

Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. Свидетельство тому — поэма Гесиода «Теогония». Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи.

 

  Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

Архаическая эпоха — время становления архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте — древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т. е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях— укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре — главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса.

 

Возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII — начале VI в. до н. э. преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические существа. В VI в. до н. э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.

 

   Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

 

  С эпохой архаики связано явление исключительной важности для европейской культуры — возникновение философии. Переход от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его пониманию означал скачок в интеллектуальном развитии человечества. Постановка и формулировка проблем, опора на человеческий разум как на средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в самом мире, а не вне его — вот то, что существенно отличает философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений.

  В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующей эпохи. Фиксация поэм Гомера, произведенная в Афинах при Писистрате, ознаменовала конец «эпического» периода. Эпос как отражение опыта всего общества в новых условиях должен был уступить первенство другим видам литературы. В эту эпоху, наполненную бурными социальными конфликтами, развиваются лирические жанры, отражающие переживания индивида. Гражданственность отличает поэзию Тиртея, воодушевлявшего спартанцев в их борьбе за обладание Мессенией. В своих элегиях Тиртей восхвалял воинские доблести и излагал нормы поведения воинов. И в позднейшие времена их пели во время походов, они пользовались популярностью также вне Спарты как гимн полисному патриотизму.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.006 с.)