Тема 7. Современная философия Запада. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Современная философия Запада.



1. Психоаналитическая философия: З.Фрейд и Э.Фромм.

2. Основные идеи и представители экзистенциализма.

3. Постпозитивизм: основные идеи и представители.

 

Литература

 

1. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.

2. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы "второго пришествия". //ВФ. 2000. №10.

3. Кантор В.К. Фрейд-Достоевский. //ВФ.2000. №10.

4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

6. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

7. Габитов Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме.

8. Андреев Л. Ж.-П.Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

9. Туган-Барановский М.И.Три великие этические проблемы (нравственное мировоззрение Достоевского). / Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. Сборник социально-философских произведений. М., 1996.С.19-39.

10. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 

 

Тема 8. Специфика русской философии.

  1. Проблема исторической судьбы России: культурно-историческая альтернатива «славянофильство» - «западничество».
  2. Русская религиозная философия (В.Соловьев, Н.А.Бердяев).
  3. Русский космизм: основные идеи и представители.

 

Литература

 

  1. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: опыт философской биографии. // Вопросы философии. 1988. № 6.
  2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.27-64.
  3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2003.
  4. Кувакин В.А. Философия В.Соловьева. М., 1988.
  5. Лосев А.Ф. Соловьев. М., 1983.
  6. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. //ВФ. 1994.№4.
  7. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
  8. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2006.
  9. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева. // Вопросы философии. 1989. № 6.

Методические рекомендации

       Русская философия насчитывает десять веков своего существования. Ее начало восходит ко времени Киевской Руси, ее развитие продолжается и сейчас. Русская философия с первых веков своего существования была приобщена к восточноевропейской и западноевропейской традициям философской мысли (к Платону, Аристотелю (через византийскую литературу), к философии Нового времени, идеям Просвещения, Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Маркса, Ницше и др.). Поэтому целью семинара является осмысление сущности национального своеобразия русской философии в его конкретном проявлении.

       Славянофильство и западничество – уникальный феномен русской культуры, истоки которого восходят к «Философским письмам» П.Я.Чаадаева. При ответе на первый вопрос следует иметь в виду, что в интеллектуальной обстановке 30-40-х гг. XIX в. практически вся умственная жизнь была сконцентрирована в тесных кружках и салонах – своеобразных «легких, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль» (Чичерин). Главными вопросами были: кто мы, откуда, какова наша роль и предназначение в истории и каким будет или должно быть будущее. Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, и все их помыслы были направлены на поиск путей, которые могли бы привести к исправлению дел в России. Ознакомьтесь с основными идеями славянофильства (учение о целостности духа, понятие соборности, идея противопоставления внутренней свободы внешней необходимости). Рассмотрите, как западники трактовали личность человека, их отношение к правовому государству. Как славянофилы и западники рассматривали русскую историю?

       Второй вопрос предполагает знакомство с творчеством великого русского философа В. С.Соловьева. В своих воспоминаниях о В.С.Соловьеве поэт А.Блок назвал его рыцарем-монахом. Это определение как нельзя более точно выразило единство мысли, воли и нравственного действия философа. В своем учении Соловьев стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Поэтому свое учение философ назвал философией «всеединства». Ознакомьтесь с биографией и трудами Соловьева. Дайте общую характеристику его учения. Особо обратите внимание на трактовку «русской идеи» В.С.Соловьевым.

       Русский космизм – это уникальное явление русской общественной мысли. Являясь одной из позднейших модификаций философско-культурного знания о всеобщей неразрывной связи природы и человека, русский космизм стал результатом взаимовлияния философской, гуманитарной и естественно-научной мысли. Обратите внимание, что существуют три ветви космизма: религиозно-философское течение, естественнонаучное течение и поэтически-художественное. На семинаре предполагается знакомство с первыми двумя. При подготовке к ответу следует иметь в виду особую трактовку личности, характерную для русской философии: стремление представить человека не как атомарное существо, а личность, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанным со всеобщим. Выделите общие идеи космизма (активная эволюция, гуманизм, целостное восприятие мира, идея антропокосмизма и панпсихизма и др.) Ознакомьтесь с учениями Н.Федорова, В.Вернадского.

 

Тема 9. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.

1. Категория бытия, ее жизненный и философский смысл. Основные формы бытия.

2. Специфика философского определения материи. Материя как субстанция. Принципы неисчерпаемости материи и материального единства мира.

3. Способ и формы существования материи.

4. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.

 

Литература

 

1. Ахундов У. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.

2. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. //ВФ. 2000. №6.

3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

5. Каган М.С. Диалектика бытия и небытия в жизни человеческого общества. // Личность. Культура. Общество. 2003. Т.5. Вып. 1-2.

6. Кутовский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983.

7. Носов Н.А. Виртуальная реальность. //ВФ. 1999. № 10.

8. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

Методические рекомендации

       Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она выражает проблему существования в общем виде. Философия осмысливает эту проблему с помощью категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, пространство, время, материя, становление, качество, количество, время.

       Первый вопрос предполагает всестороннее знакомство с категорией бытия. Обратите внимание, что с помощью этой категории фиксируются сложные связи всеобщего характера. Проследите развитие представлений о бытии в истории философии. Расскажите об основных формах бытия.

       Второй вопрос знакомит с другой важнейшей категорией философии – «материя». Рассмотрите, как менялись представления о материи в истории философии. Какова современная трактовка материи? В чем сущность принципа неисчерпаемости материи?

       В третьем вопросе необходимо ознакомиться с атрибутами материи – пространство, время и движение. Раскройте содержание этих категорий. Каковы структурные уровни материи?

Цель четвертого вопроса – осветить проблему единства мира и разобраться в основных моделях мира. Что такое «субстанция»? В чем суть монистической, дуалистической и плюралистической модели мира? Опишите варианты этих моделей из истории философии (учения Б. Спинозы, Р.Декарта, Г.Лейбница)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.007 с.)