Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «ФИЛОСОФИЯ»

 

 

  

Блок дисциплин: ГСЭ.Ф3

Направление: 034300.62 Физическая культура

Квалификация:  бакалавр

Институт социальных технологий

Форма обучения: очная

                                     

                                                    

 

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и культурологии

 

 

                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                              На заседании

                                                                              учебно-методической комиссии 

                                                                     ___________________________

                                                                              «___» ________________2011г.

                                                                              Протокол №

 

                                                                              Председатель УМК                                                                               

                                                                              _________/___________________/

                                                                                                            

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

Дисциплина «ФИЛОСОФИЯ»

 

 

  

Блок дисциплин: ГСЭ.Ф3

Направление: 034300.62 Физическая культура

Квалификация:  бакалавр

Институт социальных технологий

Форма обучения: очная

 

 

Семестр: 3

Общая трудоёмкость дисциплины: 4 зачётные единицы,144 часа

В том числе:

Аудиторных – 58 часов, из них:

Лекций – 36 часов;

Практических – 18 часов;

Контроль самостоятельной работы – 4 часа;

Самостоятельная работа  - 59 часов;

Итоговый контроль – экзамен (27 часов)

 

Сыктывкар 2011

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления 034300.62 Физическая культура

Автор

Доцент, к.ф.н.____________________________

                                      

Рецензент:

Доцент, к.ф.н.____________________________

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры философии и культурологии

Протокол заседания № __ от «__» _________2011 г.

Заведующий кафедрой

Доцент, к.ф.н. ________________________Ю.Г.Козырев

                          

Согласовано:

Председатель УМК __________________________________

__________________________ /                                      /

                       

 

Декан-эксперт блока ГСЭ

__________________________ /                                      /

 

 

Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии – это выверенная тысячелетиями школа разумного мышления человечества. В нашей стране осуществляется формирование новой системы образования с учетом всех отечественных достижений и в соответствие с мировыми стандартами. Важное место в системе подготовки специалистов в университете занимает социально-гуманитарная подготовка. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.

Цель преподавания философии состоит в том, чтобы сформировать у студентов систематизированное мировоззрение, способствующее развитию самостоятельного творческого мышления; связать существование философии с потребностями человеческого духа и бытия; приобщить студентов к достижениям мировой философской мысли; познакомить с основными этапами истории философии; способствовать формированию и совершенствованию культуры мышления.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

М ЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.

Учебная дисциплина «Философия» входит в базовую (обязательную) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл»; логически связана с такими дисциплинами, как «История», «Социология», «Политология», «Культурология», «Этика».

 

К ОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к:

  • пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
  • пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (в сфере научно-исследовательской деятельности):

  • способностью и готовностью к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ студент должен:

Знать: основные проблемы, теории и методы философии, основные этапы развития философского знания.

Уметь: давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; логически обосновывать высказанное положение; понимать потребности общества, личности и возможности использования полученных знаний в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.

Владеть: общефилософскими методами анализа социальных явлений и процессов.

Демонстрировать: способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

 

 

Календарно-тематический план

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции Семинары
             
1. Раздел 1.Что есть философия? 8 4 2 2 4
             
  Тема 1. Предмет и функции философии. 3 1 1 - 2
  Тема 2. Структура философского знания. 5 3 1 2 2
             
2. Раздел 2. История философии. 42 24 12 12 18
             
  Тема 1.  Философия древности. 7 4 2 2 3
  Тема 2. Философия Средних веков. 7 4 2 2 3
  Тема 3. Философия Ренессанса. 7 4 2 2 3
  Тема 4. Философия Нового времени. 7 4 2 2 3
  Тема 5. Современная философия Запада. 7 4 2 2 3
  Тема 6.  Отечественная философия. 7 4 2 2 3
             
3. Раздел 3. Философия бытия. 16 8 4 4 8
  Тема 1. Основные типы и формы бытия. 6 3 1 2 3
  Тема 2. Материя. Движение и пространство. 6 3 2 1 3
  Тема 3. Основные законы и принципы диалектики. 4 2 1 1 2
             
4. Раздел 4. Философия познания. 18 8 4 4 10
             
  Тема 1. Сознание и бытие. 5 2 1 1 3
  Тема 2. Познавательные способности человека. 5 2 1 1 3
  Тема 3. Научное познание. 4 2 1 1 2
  Тема 4. Истина и заблуждение. 4 2 1 1 2
             
5. Раздел 5. Философия человека. 18 12 6 6 6
  Тема 1. Человек и природа. 6 4 2 2 2
  Тема 2. Человек и общество. 6 4 2 2 2
  Тема 3. Человек и культура. Смысл жизни человека. 6 4 2 2 2
             
6. Раздел 6. Социальная философия. 18 8 4 4 10
             
  Тема 1. Общество и его сферы. 5 3 1 2 2
  Тема 2. Общество и история. 4 1 1   3
  Тема 3. Наука и техника. 4 1 1   3
  Тема 4. Глобальные проблемы. 5 3 1 2 2
             
  ВСЕГО: 120 64 32 32 56
             

 

 

Содержание учебной дисциплины

 

Раздел 3. Философия бытия.

Студент должен знать:

- основные подходы в решении проблемы бытия, основные типы бытия и их взаимосвязь;

- смысл понятий дух, материя;

- содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени;

- исторические типы диалектики, основные принципы и законы

 

Студент должен уметь:

- объяснять философский смысл проблемы бытия, проанализировать развитие и изменение представлений о бытии в историко-философском контексте, показать единство мира и его разнообразие, многообразие видов, уровней бытия.

- анализировать категорию материи и ее атрибуты, представить развитие и изменение представлений о материи в историко-философском контексте, показать многообразие структурных уровней материи.

- показать и проанализировать: качество и свойства предметов, качество и количество, их взаимосвязь, изменение, единичное, особенное, общее, причина и следствие; объяснять сущность детерминизма и индетерминизма, необходимости и случайности, динамические и статистические закономерности.

 

Тема 1. Сознание и бытие.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.

с ознание как сущностную характеристику человека, природу и факторы происхождения сознания, структуры и функции сознания, бессознательное, самосознание.

Тема 3. Научное познание.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

 

Тема 1. Человек и природа.

Человек и природа. Природа как объективная реальность, живая и неживая природа, естественная и искусственная природа, биосфера и ноосфера, "господство над природой» и результаты ее реализации.

Тема 2. Человек и общество.

Проблема антропосоциогенеза и роль труда в этом процессе, многомерность человеческой жизни. Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость.

Тема 2. Общество и история.

Понятие истории как действительности общественной жизни. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Тема 3. Наука и техника.

Наука и техника. Понятие техники и ее философская трактовка. Происхождение и природа техники, основные проблемы философии техники. Проблема гуманизации техники в нач. XXI в.

Список используемой литературы и средств обучения

Основная:

  1. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. Рек. МО РФ. Ростов н/Д, 2008.
  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учеб. для вузов. 5 изд., пер. и доп. М., 2004.

Дополнительная:

  1. История философии [Электронный ресурс]. М.: ДиректМедиа Паблишинг, ЗАО "Новый Диск", 2005 CD-ROM.
  2. Философская энциклопедия [Электронный ресурс].- М.: Советская Энциклопедия, Большая Российская Энциклопедия, ДиректМедиа Паблишинг, 2006.
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Уч-к для вузов. М.: Тепс, 1996;1997, 2002.
  4. Бучило Н. Ф. Философия: учебное пособие. Рек. МО РФ. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.
  5. Никифоров А. Л. Философия науки: история и теория: учебник. М.: Идея - Пресс, 2006.
  6. Философия и и методология науки. Ч.1-2. М., 1994.
  7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1995;1996, 1999.
  8. Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2001.
  9. Спиркин А. Философия. Рек. МО и ПО РФ. М.: Гардарики, 1998; 1999.
  10. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М.: Высшая школа, 1996.
  11. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. Курс лекций. М.: Магистр, 1997; 2000.
  12. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И.Богута. М.: Мысль, 1994.
  13. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4тт. М., 1994-1997.
  14. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студ. вузов. Рек. МО РФ / Под ред. С. Б. Крымского. М.: ВЛАДОС, 2003.
  15. Тихонравов Ю. Философия. М.: Инфра-М, 1999; 2000. Рек. МО ПО РФ.
  16. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. М., 1996-1999.
  17. Ильин В.В. Философия. Учеб. для вузов. М.: Акад. проект, 1999.
  18. Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. М., 1997-2001.
  19. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Доп. МО РФ / Сост.: П. В.Алексеев, А. В.Панин; МГУ им. Ломоносова. Философский ф-т. М.: ООО "ТК Велби", 2003.
  20. Философия: 100 экзаменационных вопросов. СЭКСПР-справочник для студ. вузов. Ростов-на-Дону, 2001.
  21. Русская философия: Словарь/ Под общ.ред. М.А.Маслина. М.: Республика, 1995
  22. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб.: Учебное пособие / Сост. Н.В.Солнцев. М.: ИНФРА-М, 2001.
  23. Человек в философии Просвещения / Отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб: СПбцентр истории идей, 2008.

 

Контроль знаний.

Литература

 

1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5.

2. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий. //Вопросы философии. 1989.№9.

3. Зотов А.Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений. //Вопросы философии. 1991. №12.

4. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6.

5. О настоящем и будущем (размышления о философии). Беседа Б.И. Пружинина с В.А. Лекторским. // Вопросы философии. 2007. № 1.

6. Торосян В.Г. Ценность философии. // Вопросы философии. 1993. №9.

7. Стернин А.О. Чеовек и его миропонимание. // Общественные науки и современность. 2006. № 1.

8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002.

 

Методические рекомендации

Философия представляет собой поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия, то есть вопросы наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек. На семинаре предполагается знакомство с точками зрения различных авторов, представленные в статьях из философских журналов, которые указаны в списке.

Во втором вопросе следует рассмотреть понятие мировоззрения, выяснить его элементы, структуру, рассказать об исторических типах. Какие перспективы мировоззрения на рубеже тысячелетий видит А.Ф. Зотов в своей статье? Каким из путей, выделенных А.Ф. Зотовым как возможные, по вашему мнению, пошло человечество в начале XXI века? Согласны ли Вы с такой трактовкой?

В третьем вопросе следует раскрыть содержание предмета философии. Какие проблемы попадают в круг исследования философии?

В четвертом вопросе следует разобраться, какова роль философии в жизни общества. В чем проявляется эта роль? Играет ли философ и если «да», то какую, роль в жизни общества?

Последний вопрос посвящен сложной проблеме соотношения философии и науки. Является ли философия наукой? Должна ли философия быть наукой? Каким критериям научности соответствует философское знание? Рассмотрите точку зрения А.Л. Никифорова по этому вопросу. Согласны ли Вы с ней?

Тема 2. Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли.

  1. Конфуцианство: основные идеи и принципы.
  2. Даосизм: понятие «Дао» и идеал человеческого поведения.
  3. Буддизм: проблема жизни, смерти и бессмертия.

Литература

  1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980.
  2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С.5-34, 43-44.
  3. Древнекитайская философия. М., 1994. Т.1. С.114-174.
  4. Духовная культура Китая. Энциклопедия. /Под ред. М.П. Титаренко. М., 2005. Том «Философия».
  5. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 8-65.
  6. Китайская филосо фия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
  7. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С.11-35.
  8. Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае. // Вопросы философии. 2007. № 5.
  9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
  10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.

Методические рекомендации

Духовными истоками философии являются мифы и зачатки научных знаний. Под влиянием мифов философские знания получили мировоззренческую направленность, а под влиянием науки – способы их реализации. Философские представления о мире обнаруживаются уже в VI – V вв. до н.э. в Китае и Индии.

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира. Примерно 4 тыс. лет назад начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества. Также они есть своеобразный ключ к пониманию специфики и системы ценностей китайской цивилизации. Наибольшее распространение и влияние получила философия конфуцианства, рассмотрению основных идей которой посвящен первый вопрос семинара. 

В первом вопросе необходимо ознакомиться с основными вехами жизни Конфуция и сборником «Суждения и беседы». Затем следует рассмотреть основные положения конфуцианства. Необходимо обратить внимание на идею социальной гармонии, рассказать об идеале совершенного человека, изучить систему таких понятий конфуцианства как «ли» («порядок»), «дэ» («добродетель»), «жэнь» («человеколюбие»), «и» («справедливость»), «сяо» («сыновья почтительность»), «жан» («вежливость»), «чжун юн» («золотая середина») применительно как к жизни отдельного человека, так и к системе управления государством. Обратите внимание на то, какие именно этические понятия позволяют человеку, по мысли Конфуция, следовать «дао» («правильный путь»).

Даосизм - одно из важнейших направлений развития философской мысли Китая. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Второй вопрос предполагает знакомство с основными положениями религиозно-философской доктрины даосизма. Рекомендуется ознакомиться с биографией основоположника даосизма – Лао-цзы и главным трудом даосизма – «Дао дэ цзин» («Каноническая книга о Дао и дэ»). Необходимо изучить учение о Дао, интерпретирующее одну из основных категорий китайской культуры. Другим важным понятием даосизма выступает «у вэй» («недеяние»).

Воздействие древнеиндийской цивилизации на мировую культуру было поистине огромным. В частности, древнеиндийская религиозно-философская мысль отличается поразительным своеобразием и непреходящей ценностью. В IV в. до н.э. в северной Индии возникло новое учение – буддизм. В третьем вопросе следует также ознакомиться с жизненным путем основоположника буддизма – Сиддхартха Гаутама. Разберите основные идеи буддизма, а также понятие «нирвана», «сансара», «карма».

      

Литература

 

1. Аристотель. Т.1. М., 1976. С.70-92, 119-126, 146-148.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003.

3. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М.,1988.

4. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

6. Платон. Государство. //Соч. Т.3 (1). М., 1071. С.89-455.

7. Платон. Диалоги. СПб., 2000.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т.1.

9. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Методические рекомендации

Античная философия охватывает огромный временной период (VII в. до н.э. – VI в. н.э.) и включает в себя три периода развития: досократовская философия (VII-VI вв. до н.э.), классическая философия V-IV вв. до н.э. и период римско-эллинистической философии (III в. до н.э. - VI в.н.э.).

       Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира, космоса, другими словами, решить вопрос о первоначале мира. Происхождение и структура мира, свойства природы – вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. С именами Левкиппа и Демокрита, последними, кто пытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции натурфилософии, связывают рождение материализма. В первом вопросе следует рассмотреть основные идеи философии атомистов. Особое внимание следует уделить трактовке атома в концепции атомистов и ее отличие от современных трактовок этого понятия. Особо следует подумать над вопросом о том. какие же проблемы и как мыслила решить философия атомистов.

       Выдающимся мыслителем древности является, несомненно, Платон. Платону принадлежит большое количество сочинений, и практически все из них дошли до нашего времени. Все они – образцы высокого литературного таланта. В своих сочинениях Платон предстает первым в европейской истории, мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы. С позиций своей системы он разработал учения практически о всех сторонах человеческой жизни: о бытии, о космосе, о познании, о душе, о Боге, об обществе и т.п. Платона считают создателем первого в истории идеалистического учения. Поэтому ответ на второй вопрос семинара следует начать с выяснения того, что такое «объективный идеализм» и почему это понятие характеризует философскую систему Платона. Следует рассмотреть учение об идеях («эйдосах»), теорию познания, а также учение о душе.

       При подготовке к третьему вопросу семинара следует рассмотреть модель идеального государства, предложенную Платоном. Обратите внимание, что с учением о душе Платона тесно связано его учение об идеальном государстве. Кто и почему, по мысли Платона, должны управлять государством? Концепция государства Платона вызывает неугасающий интерес ученых, порождая ее различные интерпретации. На семинаре предполагается ознакомиться с интересным взглядом на идеальное государство Платона, изложенным в книге Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Почему К.Поппер считал концепцию Платона одной из первых моделей тоталитарного государства? Что такое «открытое общество» и каковы его «враги»? Согласны ли Вы с подобным мнением? Ответ аргументируйте.

       Четвертый вопрос семинара посвящен выдающемуся мыслителю Аристотелю. Четвертый вопрос семинара посвящен выдающемуся мыслителю Аристотелю. В чем расхождения между Платоном и Аристотелем в вопросе об идеях? Почему Аристотель критиковал концепцию Платона? Каковы основные положения учения Аристотеля о сущности?

 

Литература

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
  2. Августин: pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2002.
  3. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
  4. Левин Г.Д. Проблема универсалий. Современный взгляд. М., 2005.
  5. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
  7. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

 

Методические рекомендации

       Начало Средневековья совпало с коренными переменами в области религиозных и мировоззренческих представлений народов Европы. Христианство становится основой мировоззренческой системы всей европейской цивилизации. Поэтому и философия в эпоху средневековья существовала прежде всего как христианская философия. Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед человеком совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми, которые были разработаны в учениях античности. Были перевернуты представления о человеке, о мире, о боге, об обществе. Более того, была развернута совершенно новая концепция самого человека, учение о его способностях и жизненно важных идеалах. Все эти моменты необходимо учитывать при подготовке к семинарскому занятию.

       Первый вопрос предполагает обсуждение взглядов крупнейшего представителя эпохи патристики Августина Аврелия. Его творения по своему значению для последующего культурного развития Запада несопоставимы с иными творениями патристики. Более того, без знакомства с трудами Августина невозможно понять смысл схоластики. Обратите внимание на биографию этого мыслителя и ознакомьтесь с его трудом «Исповедь». При ответе обратите внимание на следующие ключевые моменты: как Августин решал проблему Бога и его отношения к миру? Каковы его представления о душе? Как он решал вопрос о соотношении веры и разума? Особо необходимо остановиться на философии истории Августина Аврелия. Каким образом он трактует историю человечества? В чем смысл противопоставления «града Божьего» и «светского града»? Каковы этапы развития человеческой истории и каков конец истории? Что такое «эсхатология» и применимо ли это определение к учению Августина?

       Схоластика – важный этап в развитии духовной культуры Европы, а схоластическое богословие наложило глубокий отпечаток на всю культуру западного средневековья. На семинаре предполагается рассмотреть учение Фомы Аквинского, крупнейшего представителя этого этапа, учение которого воплотило в себе «золотой век» схоластики. На протяжении 1000-летней истории схоластики получили развитие и всестороннее изучение несколько проблем, среди которых центральными являются: проблема соотношения веры и разума, спор о природе общих понятий (так называемый спор об универсалиях) и проблема доказательства бытия Бога. Фома Аквинский решил все эти проблемы в духе средневековой схоластики. Поэтому на семинаре необходимо раскрыть его понимание в вопросе о соотношении веры и разума, ознакомиться с его доказательствами бытия Бога и выяснить его позицию в споре об универсалиях.

       Уильям Оккам - наиболее ярким представитель поздней схоластики, чьи атаки на основы схоластики являются шагом к Новому времени. Его имя ассоциируется в первую очередь со знаменитой «бритвой Оккама». При ответе на третий вопрос семинара следует выяснить, в чем ее суть, почему он разделяет теологию и науку, как он обосновывает необходимость подобного разделения. Подумайте, почему именно учение У.Оккама рассматривается как введение к новоевропейской науке.

 

Литература

 

1. Вольтер Ф. Философские трактаты и диалоги. М., 2005.

2. Гольбах П. Избр. Филос. произв. В 2 т. М., 1963.

3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.

4. Ламетри Ж.О. Сочинения. М., 1988.

5. Руссо Ж.-Ж.. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.

Методические рекомендации

       Философия Нового времени XVI-XVIII веков – это период становления и оформления многих естественных наук (физики, химии, математики, механики и др.). Потому центральное место в проблематике этого периода занял вопрос о выработке общенаучных методов познания, а ведущим разделом философии становится гносеология.

       Просвещение занимает особое место в философии нового времени, а его значение выходит далеко за рамки эпохи, когда жили и творили его представители. Почти весь XIX век прошел под знаком торжества идей Просвещения. Одним из центральных в философии Просвещения было учение о природе, которое имело материалистическую окрашенность и антиметафизическую направленность. По мнению просветителей в основание учения о природе должны быть положены опыты и эксперименты. Обратите внимание, что на этих воззрениях лежит печать механицизма: в XVIII веке химия, биология находились в зачаточном состоянии, поэтому основой общего мировоззрения оставалась механика. Законы механики в этом период считались всеобщими и применялись как к биологическим, так и к социальным явлениям. В рамках второго вопроса предполагается ознакомиться с идеями П.Гольбаха (работа «Система природы») и наиболее ярким примером механицизма – взглядами Ж.О. Ламетри (сочинение «Человек-машина»).

        Просветители видели радикальное средство совершенствования человека и общества в распространении знания, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения и философии лежала убежденность в разумности мироздания, а значит – в возможности построения общества в соответствие с разумными принципами воспитания «разумного» человека. Именно исходя из этих посылок следует раскрыть третий вопрос семинара. Каковы взгляды Ф.Вольтера и Ж.-Ж. Руссов на человека и общество? В чем их сходство и отличие? Что портит человеческую природу и как ее исправить? Какие варианты предлагали эти философы?

           

Литература

  1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
  2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. М., 1989.
  3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
  4. Нарский И.С. Кант. М., 1976.
  5. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности. // Вопросы философии. 2006. № 11.

 

Методические рекомендации

       Немецкая классическая философия подводит своеобразный итог развития философской мысли на данном этапе западноевропейской истории, внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В частности, была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения объекта и субъекта, разработан диалектический метод познания. На семинаре предполагается подробно рассмотреть учения двух крупнейших представителей немецкой классической философии – И.Канта и Г.Гегеля.

       В первом вопросе желательно ознакомиться с биографией философа и его трудами. Изучите учение о познании Канта. Почему считается, что философ совершил «копернианский переворот» в теории познания? Что понимает Кант под «критикой чистого разума»? Что представляет собой научное знание? В чем суть агностицизма И.Канта? Каковы основные идеи нравственного учения философа? В чем суть категорического императива? Почему, по мысли Канта, человек, руководствующийся категорическим императивом, не может быть счастлив? Актуальны ли идеи Канта в наше время?

       Второй вопрос предполагает знакомство с философской системой Г.Гегеля. Желательно получить представление о жизненном пути философа и его основных трудах. Философия Гегеля – это философия объективного идеализма. Разберитесь, почему. Что такое «абсолютная идея»? Какие стадии она проходит в процессе саморазвития? В чем суть диалектического метода Гегеля? Каковы законы диалектики? Что понимал Гегель под следующими понятиями: качество, количество, мера, свойство, скачок тождество, противоположность, противоречие, становление. Как вы думаете, почему философское наследие Гегеля вошло в сокровищницу мировой философской мысли?

 

Литература

 

  1. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: опыт философской биографии. // Вопросы философии. 1988. № 6.
  2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.27-64.
  3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2003.
  4. Кувакин В.А. Философия В.Соловьева. М., 1988.
  5. Лосев А.Ф. Соловьев. М., 1983.
  6. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. //ВФ. 1994.№4.
  7. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
  8. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2006.
  9. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева. // Вопросы философии. 1989. № 6.

Методические рекомендации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.087 с.)