Тема 13. Основы социальной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Основы социальной философии.



1. Общество как способ бытия человечества. Структура общества.

2. Общественное развитие. Прогресс и регресс. Эволюция и революция.

3. "Кризис современной цивилизации" и альтернативные проекты будущего.

 

Литература

 

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

  1. Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта. // Вопросы философии. 2007. №1.
  2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
  3. Войкунский А.Е. Метаморфозы Интернета. //Вопросы философии. 2001.№11.
  4. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? //ВФ. 1991.№3.
  5. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2002.
  6. Ковалев А.М. Законы истории и облик современного мира. Идеи, размышления, гипотезы. М., 2003.
  7. Ковалев А.М. Общество – развивающийся организм. Идеи, размышления, гипотезы. Т.4. М., 2000.
  8. Кравченко И.И. Общественный кризис и его отражение в ряде западных концепций. //ВФ. 2001.№8.
  9. Култыгин В.П. Незападные концепции глобализации. //Личность. Культура. Общество. 2002. Т.4. Вып. 1-2.
  10. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.
  11. Пантин В.И.Волны и циклы социального развития. М., 2004.
  12. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. //ВФ. 2001.№3.
  13. Рорти Р. Философия и будущее. //ВФ. 1994.№6.
  14. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.
  15. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен. // Вопросы философии. 2006. № 2.
  16. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избр. Социально-философская публицистика. М., 1996.
  17. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005.
  18. Фромм Э. Иметь или быть? (любое издание).
  19. Фромм Э. Бегство от свободы (любое издание).
  20. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

 

Методические рекомендации

 

Ничто не заключает в себе столько таинственного, как два понятия – «человек» и «общество». Люди живут совместно, они образуют общество. Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии, социологии и т.п. Поэтому задача семинара – уяснить особенности философского подхода к объяснению общественных явлений.

В первом вопросе необходимо рассмотреть специфику философского осмысления общества. Что такое «общество» с точки зрения философии? Какова природа общества? Рассмотрите, какие подходы к природе общества существуют в философии. Каковы особенности общества? Какова структура общества? Что такое гражданское общество? Информационное общество? Постиндустриальное общество? Какова роль Интернета в современном мире? Можно ли считать, что интренет – эта новая подструктура социальной реальности?

Во втором вопросе освещаются проблемы философии истории. Как общество развивается? Что такое общественное развитие? Какие существуют концепции в истории философии? Что такое прогресс и регресс в развитии общества? Каковы способы развития общества? В чем смысл эволюционного и революционного изменений в обществе?

Третий вопрос посвящен прогностической функции философии и глобальному моделированию. Существует ли "кризис современной цивилизации" и если «да», то каковы его проявления? Каковы особенности современной социокультурной ситуации? Какие «диагнозы» человеку и обществу XXI века выставляют современные философы? (например, Э.Фромм). Согласны ли Вы с такими выводами? Какие существуют проекты будущего? Можно рассмотреть концепции С.Хантингтона, Д.Белла, О.Тоффлера, Ф. Фукуямы и др.

 

 


 Рекомендации и советы студентам по изучению курса "Философия".

1. В системе обучения особое значение приобретает ваша самостоятельная работа. Поэтому следует обратить внимание на выбор учебника по философии. Хотя учебником по этой дисциплине выпущено много, не все из них соответствуют современному ГОС дисциплины. Работать следует по учебникам, которые даны в разделе Литература к курсу (Основная литература). В качестве вспомогательной литературы, вы можете также пользоваться при изучении отдельных тем или вопросов теми изданиями, которые представлены в Дополнительной литературе, а также Информационные массивы Internetа.

2. В разделе ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА содержится указание тем лекций с их кратким тезисным содержанием. Просматривая содержание темы, Вы сможете сориентироваться в материале и правильно организовать свою самостоятельную работу.

3. Семинарские занятия призваны не только закрепить или более глубоко изучить тот материал, который был рассмотрен в лекционном курсе, но и помочь вам совершенствовать навыки поиска и систематизации материала по конкретным проблемам, реферирования научной литературы. При подготовке к семинарским занятиям необходимо верно отобрать литературу, правильно расставить акценты при подготовке, уделить внимание наиболее важным моментам. Не забывайте читать Методические рекомендации к семинарским занятиям. Там Вы найдете советы по правильному отбору материала к конкретным вопросам темы. Обязательно продумайте логику вашего ответа. Необходимо ознакомиться как с соответствующей  учебной литературой, так и с монографической литературой, указанной в библиографическом списке к каждой теме. Попытайтесь сформулировать собственное мнение по изучаемой проблеме.

4. По философии студенты выполняют контрольные работы. Выберите тему из представленного списка. Обратите внимание на методические рекомендации по написанию контрольных работ, а также на требования к их оформлению!

5. Словарь основных терминов и контрольные тесты по курсу поможет вам усвоить специальные терминов дисциплины.

                                Задания для самостоятельной работы

 

Методические рекомендации

       Задания данного раздела выполняются студентами самостоятельно в течение учебного года. При необходимости часть из них может быть обсуждена на семинарах или консультациях. По усмотрению преподавателя все или часть заданий из этого раздела может быть вынесена в качестве третьего вопроса на экзамен.

       Данные задания необходимо выполнять в отдельной тетради, количество страниц на одно задание ограничений не имеет, однако ответ должен быть грамотным, логичным и полным. Переписывать задания не следует, необходимо указать номер задания, а далее следует его выполнение. Необходимые таблички, схемы, рисунки можно вставлять непосредственно в текст ответа, указывая при этом их заголовок.

       Выполнение заданий из данного раздела должно опираться как на знания, полученные в ходе лекций и семинаров, так и на дополнительную литературу. Приступая к выполнению задач, внимательно прочитайте задание или вопрос, на который надо ответить. Затем ознакомьтесь с литературой по теме задания. Составьте небольшой план ответа, который позволит более последовательно изложить ваш ответ. Ответ должен быть аргументирован!

       Надеемся, что работа с этим разделом станет для вас увлекательной творческой лабораторией, которая позволит не только глубже узнать содержание курса философии, но и выразить свое мнение по многим "вечным" проблемам. Желаем удачи!

 

Задание 1. О каких чертах, особенностях мифа идет речь?

Аристотель писал: "...имя мудрости необходимо отнести к од­ной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоос­новы и причины: и добро, и "то, для чего" есть один из видов причин. А что это не мастерство творения, объяснили уже первые философы. По­тому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философство­вать... Но тот, кто не понимает и удивляется, признается в своем неведе­нии (и поэтому тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться для понимания, а не для какой-нибудь выгоды".

 

Задание 2. Как, на Ваш взгляд, соотносятся мировоззрение и философия. Объясните свой ответ.

а) философия — это теоретическая основа, ядро мировоззрения;

б) философия обладает мировоззренческой функцией;

в) полностью совпадает по содержанию и объему с мировоззре­нием.

 

Задание 3. О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?

Аристотель считал, что "есть конкретная наука, которая ис­следует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как та­кового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части...".

 

Задание 4. О какой функции философии идет речь?

"От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно ждать от него философского образования, достаточного для того чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответст­вующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с ра­ботой философа, чтобы доводить феномены до самого философского охвата"(И.В.Гете)

 

Задание 5. Почему можно считать моральную позицию Сократа со­ответствующей его философскому учению?

"Афиняне разозлились на Сократа за то, что он находил их недостатки, призывал к справедливости, обращался к их совести. На не­го подали в суд, обвинивши его в том, что он совращает молодежь и не признает Бога. И суд приговорил Сократа к смерти. В конце концов, если Сократ откажется от своих убеждений, перестанет будить у людей со­весть и искать в их душах правду, и будет молчать, тогда его оставят в живых. Но Сократ не соглашается: без этого жизнь для него - не жизнь. И Сократ должен умереть. Его друзья и ученики в замешательстве, они предлагают ему организовать побег. Но мудрец отказывается от этой возможности остаться в живых. Убежать - это значит отказаться от то­го, чему он учил всю жизнь, вести себя боязливо, криводушно, неспра­ведливо - это значит предать самого себя.

Сократ спокойно выпивает чашу с отравленным соком и уми­рает"'.

 

Задание 6. Прочитайте фрагмент из произведения древнегреческого философа Парменида "О природе". В чем особенность такой постановки проблемы бытия? Какие характерные оценки бытия установил Парменид? Тожде­ственны ли "бытие" и "сущее" в его понимании? Есть ли (являются ли бытием), с точки зрения Парменида, отдельные предметы, явления? Если нет, то можно ли о них подумать?

"...Остается только один разумный путь, который говорит: "ЕСТЬ". На нем - очень много знаков что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не "было" и не "будет", так как она "есть" теперь - все вместе, одно, не­прерывное. Ибо какое рождение будем взыскивать с него? Как и откуда оно выросло? Из не-сущего? Этого я не позволяю тебе высказывать или думать, ибо нельзя ни высказывать, ни подумать: "не есть"... Так же как и из сущего сила вероятности никогда не позволит рождаться чему-нибудь, кроме него самого..."'.                   

 

Задание 7. Попробуйте вспомнить, кто из философов представлял бытие следующим образом. Какие еще представления про бытие известны вам из ис­тории философии?

 

а) Единственное (в смысле: "только бытие есть, небытия же нет").

б) Идея (или "свет идей").

в) Абсолютное понятие.

г) Воля к власти.

д) Энергию.

е) Бытие есть то, что может быть определено (определить - уста­новить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека.

 

Задание 8. Что новое во взглядах на материю у Гольбаха по отноше­нию с античной философией? Назовите плюсы и минусы приведенного определения материи.

 

"По отношению к нам материя вообще есть все то, что воз­действует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписы­ваемые нами различным веществам, основываются на различиях,... из­менениях, производимых в нас этими веществами".

 

Задание 9.

А.Ф. Лосев, анализируя сущность философского материализ­ма, поставил следующий вопрос: "На самом деле, что такое материа­лизм? Как показывает само слово, тут какую-то особенную роль должна играть материя? Какую же? Она должна лежать в основе всякого бытия, и к ней должны сводиться все причины и первопричины жизни и мира. Хорошо. Но что такое материя?"'. Далее Лосев пробует выяснить, есть ли "материя" материалистов то же самое, что и 1) материальная вещь, 2) сумма вещей, механическая или органическая, 3) внешний мир как целое.

Постарайтесь выяснить это и Вы.

 

Задание 10. Вопрос об источниках сознания "...в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытате­лей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феномено­логическая и др.".

В чем же суть и особенности каждого из этих подходов в анализе источников сознания? Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них.

 

Задание 11. Раскройте смысл высказываний:                   

а) сознание по своей природе имеет общественный характер;

б) сознание предметно;

в) человек мыслит при помощи мозга;

г) сознание - это не только мышление, самосознание, но и абст­рактная деятельность мозга;

д) самосознание выступает в разных формах;

ж) сознание - это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств;

и) при интуиции объект дан субъекту без всяких предпосылок и условий.

 

Задание 12. Раскройте смысл понятий:

"гилозоизм", "витализм", "инфор­мация", "отражение", "искусственный язык", "образ и объект внешнего мира", "са­мосознание", "интуиция".

 

Задание 13. Каким философским направлениям принадлежат сле­дующие высказывания:

а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него;

б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи;

в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я;

г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи;

д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная "живая сила";

е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит;

ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки - мочу;

з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный ха­рактер;

и) материя и сознание - это две равноценные субстанции.

 

Задание 14. Какие философские предпосылки лежат в основе сле­дующих суждений о природе:

"Природа без человека не имеет смысла, она не имеет движения, она есть хаос, недифференцированная и индеферентная материя, стало быть, в конечном счете ничто"(Ж.Кальвез).

"...вся Вселенная... есть не что иное, как одно живое "Я" (Н.А.Морозов).

Задание 15. Проанализируйте следующие высказывания о природе и укажите лежащую в их основе общую идею:

1) Природа - связанное целое.

2) "В природе все идет от простого к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных уровнях развития".(Н.А.Добролюбов)

3) "Жизнь природы - беспрерывное развитие, развитие отвлечен­ного, простого, неполного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию, это - диалектика физического мира".(А.И.Герцен)

4) "...в природе все совершается... диалектически,...она движется не в вечно однородном, постоянно снова повторяющемся круге, а пере­живает действительную историю" (К.Маркс)

5) "Так как природа есть начало движения и изменения, а предме­том нашего исследования является природа, то нельзя оставлять не вы­ясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы" (Аристотель)

 


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Агностицизм – это направление в теории познания, представители которого отрицают возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Антиномия – противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории.

Апория – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

Априори – знание, предшествующее опыту.

Архэ – (в древнегреческой натурфилософии) это обозначение первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное.

Атрибут материи – это такое свойство материи, которое всегда и везде присуще как всей материи, так и любым материальным объектам.

Бытие – это одна из важнейших категорий философии, которая выражает проблему существования в ее общем виде, а также отражает множественность форм жизни мира во всех его проявлениях, реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном разнообразии.

Верификация – установление достоверности высказываний опытным путем.

Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности универсума.

Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.

Движение – это механическое перемещение тел в пространстве, а также любые взаимодействия, изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Демиург – зодчий мира.

Диалектика – это учение, которое признает принцип всеобщей относительности и всеобщего развития на основе единства и борьбы противоположностей.

Дуализм - это направление в философии, согласно которой мир образован двумя существующими исходными началами: духовной и материальной.

Душа – понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психическую жизнь человека, его внутренний мир.

Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков.

 и выполняемых им социальных функций

Идеализм – это философское направление, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию.

Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как единичный представитель человеческого рода, без учета конкретных социальных или психологических характеристик.

Индивидуальность – это термин, обозначающий единственность, неповторимость, уникальность человеческого существа.

Иррационализм – это учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы человеческого сознания, как представление, воображение, воля, переживание, бессознательные элементы сознания (инстинкты, «озарения», интуиция).

Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Картина мира – это состояние мировоззрения в определенном временном интервале, в рамках данной эпохи.

Личность – это термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей (интеллектуальных, эмоциональных, волевых)

Материализм – это философское направление, в котором основным вопросом философии считается вопрос о материи.

Материя – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания.

Метод – это путь исследования, ведущий к истине, а также основной теоретический инструмент познания и упорядочения научного знания.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире.

Монизм – это направление в философии, представители которого объясняют единство мира с помощью одной субстанции.

Мышление – это осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей и их выражение в системе абстракций.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе и мышлении.

Номинализм – это философское направление, признающее, что универсалии существуют только в мышлении.

Общество – это совокупность индивидов, взаимодействующих между собой, а потому находящихся в определенной связи и отношении.

Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлена его деятельность.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Пантеизм – это философское учение, в котором признается слияние бога с природой, когда бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая естественная, существующая во всех природных объектах сила.

«Пограничная ситуация» (в экзистенциализме) – это такие ситуации в жизни человека, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием.

Познание – это процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека с целью ее дальнейшего возможного изменения.

Рациональное познание – это опосредованное знание, полученное с помощью органов чувств и воспроизводимое в основных формах, отражающих общее, существенное в предметах.

Реализм – это философское направление. Признающее, что универсалии существуют реально, независимо от сознания человека.

Скептицизм – направление в теории познания, представители которого не отрицают познаваемости мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате.

Соборность – это специфическое понятие русской философии, под которым понимается свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению.

Сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа, а также интегрированный способ, с помощью которого человек выражает отношение с миром бытия.

Субстанция – понятие, обозначающее внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она существует.

Субъект – это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности.

Универсалия – это общее понятие вещи.

Философия – это систематизированное знание о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, выраженное в научных понятиях и категориях.

Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств, которое дает непосредственное знание о предметах и их свойствах.

Экзистенция – (в экзистенциализме) это самый глубокий уровень личности человека, то, что не может стать объектом не только изучения, но и философского созерцания.

 

 

Приложение 1

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и культурологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Философия»

 

Русский космизм (Н.Федоров)

  Научный руководитель: к.ф.н., доцент

    Ковалева Е.Д.

 

  Исполнитель:              студент гр.823

                       Иванов И.И.

 

 

Сыктывкар 2011


Приложение 2

Содержание

Введение………………………………………………….……………………...........3

1. Общая характеристика русского космизма...….……………………...…..…….4

2. Философская концепция Н.Ф.Федорова.............…………………..…..…........11

Заключение…...……………………………………………….……………………..17

Список литературы…………...…………………………….………………...............18

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.114 с.)