Часть 1. История философии: мыслители, школы, направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. История философии: мыслители, школы, направления



 

1. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов.

2. Формирование атомистики. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки.

3. Учение Сократа – рождение философии нового типа.

4. Философия Платона: общая характеристика.

5. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Сократ, Платон).

6. Аристотель: его труды и учение.

7. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм). Проблемы этики.

8. Философия. Ее предназначение в понимании греческих и римских философов.

9. Античность и философия последующих эпох.

10. «Бог –мир – человек» в средневековой философии.

11. Философское учение Аврелия Августина (Блаженного).

12. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.

13. Учение Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья.

14. Лоренцо Вала. «О наслаждении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура.

15. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании».

16. Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека». Антропоцентризм.

17. Натурфилософия эпохи Возрождения (Николай Коперник, Джордано Бруно).

18. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм.

19. Френсис Бэкон. Обоснование эмпиризма.

20. Рене Декарт. Обоснование научного познания с позиций рационализма.

21. Рене Декарт. Принцип методического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания.

22. Монадология Лейбница. Его вклад в логику и теорию познания.

23. Сенсуализм Джона Локка.

24. Скептицизм Давида Юма.

25. Субъективный идеализм Джорджа Беркли.

26. Ориентация на разум, науку как общая черта философии ХУП века.

27. Проблема «человек – общество – государство» в трудах мыслителей ХУП века (Томас Гоббс, Дж. Локк).

28. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма.

29. Этика Канта. Постулаты «практического» разума.

30. Гегель: общая характеристика учения.

31. Гегель: проблемы морали, права, государства.

32. Гегель: система «абсолютного идеализма».

33. Философия Л.Фейербаха: опыт преодоления гегелевского идеализма.

34. Л.Фейербах. «Сущность христианства». Антропологический материализм.

35. Философия К.Маркса: общая характеристика.

36. Философская антропология Маркса. Отчуждение человека в социальной истории.

37. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».

38. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей».

39. Особенности «антихристианства» Ницше.

40. Философия Ницше в России.

41. Позитивизм Х!Х-ХХ веков: направления, представители, идеи.

42. Логический позитивизм («Венский кружок»). Проблема разграничения науки и метафизики.

43. Аналитическая философия ХХ века (Б.Рассел, Л.Витгенштейн).

44. Парадоксы теории множеств и логическое исследование оснований математики (Б.Рассел).

45. Л.Витгенштейн. «Логико-философский трактат». Его место в философской мысли ХХ века.

46. Феноменология Э.Гуссерля. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии.

47. Герменевтика, ее основные идеи и источники.

48. Творчество М.Фуко. «Слова и вещи». Структурализм как направление мысли и тип метафизики.

49. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Основные представители.

50. Экзистенциализм в Германии. М.Хайдеггер.

51. Французский экзистенциализм. Ж.-П.Сартр, А.Камю.

52. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия.

53. Русская философия Х1Х - начала ХХ вв.: ее особенности, основные темы и представители.

54. Философия всеединства Вл. Соловьева.

55. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века. Условия его формирования и идейные источники.

56. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества.

57. Экзистенциализм Н.А.Бердяева и Л.Шестова.

58. Русский космизм (Н.Федоров).

59. Чему учит история философии? (Природа философских проблем).

60. Философия в системе культуры.

 

 

Часть 2. Философия: основные понятия и проблемы

 

61. Мир как целокупная реальность. Мифологические, религиозные, научные, философские «картины» мира.

62. Проблема бытия в истории философии.

63. Материализм и идеализм – альтернативные способы миропонимания.

64. Универсальные связи бытия. Принципы диалектического миропонимания.

65. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение.

66. Поиск «позитивной» диалектики (Гераклит, Н.Кузанский, Гегель и др.).

67. Философия природы – обобщение исторического опыта ее освоения.

68. Микро-, макро-, мегамир, их взаимосвязь.

69. Случайность и закономерность, гармония и хаос в природе.

70.Познавательные, технические, философские, ценностные аспекты отношения людей к природе.

70.Природа сознания (философские аспекты).

71. Формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое).

72. Политика и власть. Философские концепции государства.

73.Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.)

74. Гипотеза общественного прогресса (за и против).

75. Тема смысла истории в философии ХХ века.

76. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

77. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики.

78. Созерцательный (Дж.Локк) и активно-деятельностный (И.Кант) подходы к познанию (сравнительный анализ).

79. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.

80. Классические и современные концепции философии науки и техники.

81. Исторические типы научной рациональности.

82. Проблемы обоснования науки в философии ХХ века.

83. Проблема истины, ее критерии.

84. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса.

85. Наука и человеческие ценности.

86. Познавательно-теоретическое отношение к миру: стремление к истине, объективному постижению сущего.

87. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функции и структура.

88. Согласование целей, знаний и их применений с нравственными ценностями – главное призвание философии.

89. Основные понятия этики: добро и зло, долг, совесть, смысл жизни, счастье и др.

90. Основные этические учения в истории философской мысли.

91. Великие моралисты: Конфуций, Будда, Моисей, Христос и др.

92. Тема Бога в истории философии.

93. Обоснование идеи Бога Августином и Ф.Аквинским.

94. Религиозная философия в ХХ веке (неотомизм, персонализм, русская религиозная философия и др.) (можно по выбору).

95. Человек как предмет философии.

96. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы.

97. Проблема смысла жизни в истории философии (можно по выбору рассмотреть отдельные этапы).

98. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни.

99. Новая постановка проблемы человека в ХХ веке.

100. «Экзистенциальная» философия и ее варианты: философская антропология, экзистенциализм (русский, европейский), персонализм (можно по выбору).

101.Свобода и несвобода, необходимость, ответственность человека, их диалектика.

102. Постиндустриальное общество, его идеалы и тенденции развития.

103. «Сценарии» будущего: русский космизм, теория пределов роста, гипотеза ноосферы (В.Вернадский), коэволюция человека и природы.

104. Познание мира, развитие духовной культуры общества, самореализация личности в гармонии с эволюцией Вселенной и Разумом как высшая ценность бытия человека.

105. Роль философской мысли в современном мире.

 

 


Методические рекомендации по написанию контрольной работы

 

       Что такое контрольная работа?

 

Контрольная работа является важной частью самообразования студентов-заочников. В учебном процессе под контрольной работой понимается краткое изложение в письменном виде содержания учения, научной проблемы, результатов научного исследования. Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе обзора литературы и других источников.

Контрольная работа предполагает самостоятельную работу студента по выбранной теме и носит обучающий характер с элементами научного исследования. Ее главная цель – способствовать формированию у студента навыков работы с научной и справочной литературой по заданной теме, навыков грамотно, логично и последовательно излагать материал на основе изученной литературы, делать самостоятельные выводы и суждения.  

Контрольная работа выполняется в течение семестра и сдается на проверку преподавателю. Работа должна быть грамотно и аккуратно написана разборчивым почерком от руки. Контрольные работы, в которых не раскрыта тема или которые неверно оформлены, могут быть возвращены студенту на доработку. Общий объем контрольной работы составляет 18- 20 страниц. Тема контрольной работы выбирается из приведенного ниже списка. Нельзя самостоятельно менять тему или ее формулировку.

       Как работать над контрольной работой?

       Рекомендуется следовать приведенному алгоритму:

1.Работу необходимо начать с подбора литературы по выбранной теме. Для этого можно использовать библиотечные каталоги, библиографические списки соответствующих разделов учебников, электронные каталоги библиотек в интернете. При написании контрольной работы следует привлекать не только учебную и справочную литературу, но и монографические издания, журнальные статьи. Общий список использованной литературы должен быть не менее 3-4 наименований, из которых учебников и справочников должно быть не больше 2.

2.Далее необходимо хорошо обдумать саму тему. Важно уяснить, какие более детальные вопросы следует осветить, чтобы как можно полнее раскрыть тему. На этом этапе работы разрабатывается план контрольной работы, в соответствии с которым начитывается литература, делаются выписки, подбирается иллюстративный материал – то есть собираются материалы к контрольной работе.

3.После того, как материалы к контрольной работе собраны, можно приступать к ее написанию. Контрольная работа состоит из следующих частей: Титульного листа, Содержания, Введения, 2-3 глав, Заключения, Списка использованной литературы. Необходимо выдерживать поля не менее: сверху – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см, снизу – 1,5 см. Титульный лист и Содержание оформляются в соответствие с установленными правилами (см. Приложение 1-2). Нумерация страниц сквозная. (Внимание! На титульном листе и на листе с Содержанием номера страниц не указываются). В тексте глав сноски делаются постранично.

4.Во Введении следует в общих чертах охарактеризовать проблему, раскрываемую далее в отдельных главах контрольной работы подробно и основательно. Почему возникла эта проблема, как эта проблема решалась ранее, какие книги прочитаны по данной проблеме и каково мнение их авторов. Можно охарактеризовать исторический фон событий, о которых пойдет речь в реферате, дать определения, которые будут использованы в основной части и т.д. Далее указывается цель и задачи контрольной работы. Введение обычно излагается не более, чем на 2-3 стр.

5.В Главах детально раскрывается содержание темы, поэтому основной объем контрольной работы приходится именно на эту часть. Здесь уместны цитаты, определения, аргументы. В конце каждой главы должен содержаться краткий вывод по проблеме, в ней обсуждаемой.

6.В Заключении подводятся краткие итоги всему тому, что рассмотрено в главах контрольной работы, делаются общие выводы, высказывается собственное мнение по поставленной проблеме. Объем Заключения не должен превышать 1-2 стр.

7. Список использованной литературы должен содержать указанную в алфавитном порядке и оформленную в соответствие с библиографическими требованиями литературу, на основе которой была написана контрольная работа.

 


Темы семинарских занятий с методическими рекомендациями



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.03 с.)