Психолого-педагогическая характеристика группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика группы



 

ЗПР конституционального происхождения (психофизический, психический инфантилизм). Простой психический инфантилизм – состояние психической незрелости, главным образом, эмоционально-волевых свойств личности, без дополнительных психопатологических синдромов. Детям свойственна повышенная эмоциональность, неустойчивость, преобладание игровых интересов над учебными, чрезмерная зависимость от близких. Выраженная истощаемость внимания. Преобладание конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим.

Гармонический инфантилизм – пропорциональное сочетание психической и физической незрелости. Интеллектуальная недостаточность у детей с неосложненным инфантилизмом имеет вторичный характер, определяемый отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Это проявляется в преобладании конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим.

Дисгармонический инфантилизм – сочетание психического инфантилизма с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективность, возбудимость, эгоцентризм и др.

Органический инфантилизм – сочетание психического инфантилизма с психоорганическим синдромом.

Соматогенная форма ЗПР. Эмоциональная незрелость вследствие длительных хронических заболеваний, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствуют формированию боязливости, робости, неуверенности в своих силах. Нарушение динамики психических процессов, что проявляется в колебании внимания, снижении способности к концентрации внимания, снижения объема памяти, в инертности мыслительных процессов.

Психогенная форма ЗПР. Эмоциональное отчуждение, несформированность самостоятельности как свойства личности. Пассивность, отсутствие сопереживания по отношению к другим, импульсивность, нарушение образа «Я». Сильная потребность в общении со взрослыми. Выраженное снижение познавательной активности. Не наблюдается грубых нарушений предпосылок интеллекта: внимания, памяти, работоспособности, зрительно-пространственных функций. Наблюдается снижение мотивации к учебной деятельности.

ЗПР церебрально-органического генеза. Отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Возрастная динамика психического развития детей с ЗПР церебрально-органического генеза определяется как тяжестью поражения ЦНС, так и временем возникновения дефекта. Наблюдается дефицитарность предпосылок интеллекта, а именно памяти, внимания, пространственного гнозиса, праксиса и речи, выраженные нарушения темпа восприятия у детей (замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации), трудности синтеза воспринимаемых объектов.

Повышенная утомляемость, недоразвитие свойств внимания и памяти. Выраженное недоразвитие устойчивости, точности и распределения внимания.

Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности
Психофизический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость Нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.
Соматогенная форма Сформированность психических процессов. Астения, раздражительная слабость. Снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальности.
Психогенная форма При сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.) Возможна иррегулярность в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов.
ЗПР церебрально-органического генеза Недоразвитие психических процессов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности. Частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций. Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема внимания во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

 

В возрасте пяти лет более отчетливо проявляется форма ЗПР. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной формами ЗПР наблюдаются отчетливые нарушения в поведении, что проявляется в повышении аффектации, в снижении навыков самоконтроля, в наличии патохарактерологических реакций. Однако такие поведенческие реакции могут наблюдаться и у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В отличие от остальных форм ЗПР у детей этой формы отмечается недоразвитие познавательных процессов и речи. Особое внимание уделяется особенностям развития восприятия. Оно отличается ограниченным объемом. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Особенно наглядно проявляется недоразвитие восприятия объектов в осязательной модальности.

Функция Ребенок с ЗПР
Развитие моторики При ходьбе опускает голову, движение рук и ног недостаточно координированы. При ходьбе на скамейке наблюдается напряжение, пытается ходить боком, приставляя ноги. Во время прыжков заметно напряжение, страх. Движения пальцев рук слабо координированы, особенно при рисовании, конструировании, собирании мелких предметов.
Сенсорно-перцептивная деятельность Знает названия цветов, правильно их дифференцирует, но недостаточно использует их в процессе рисования и конструирования. При соотнесении сложных форм с местом наблюдается значительное число «пробующих движений» (недоразвитие ориентировочной основы деятельности). Может правильно ориентироваться в сторонах собственного тела, но затруднена ориентировка в сторонах тела собеседника. Выраженное отставание в развитии изобразительной деятельности и конструктивной.
Умственное развитие Порядковый счет сформирован, но испытывает трудности при сравнении количеств, особенно если они расположены в разной конфигурации или разной величины. Затруднено пересказывание рассказа, но по наводящим вопросам воспроизводит сюжет. Речь фразовая, но могут наблюдаться аграмматизмы и нарушения фонематической стороны речи.
Поведение Может подчинять свои желания требованиям взрослых, но могут наблюдаться аффективные реакции (негативизм, упрямство, протест и др., особенно при переутомлении). Недостаточно владеет правилами взаимоотношений с окружающими, может проявлять эгоцентризм, эмоциональное замыкание, агрессивность
Навыки самообслуживания В целом правильно пользуется предметами домашнего обихода, но не проявляет инициативы для соблюдения порядка. Может самостоятельно одеваться, но затрудняется в застегивании пуговиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.009 с.)