Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №2 Музыкальный и вокальный слух

Поиск

Ответ:

Под музыкальным слухом понимается способность различать на слух высоту тоновых звуков, зависит в первую очередь от качества и тренированности слуха. Как следствие - способность воспринимать, узнавать и воспроизводить звуки разной высоты, то есть чувствовать чистоту интонации, называется также интонационным, звуковысотным слухом. Также сюда можно включить способность различать на слух тембровую окраску голоса или различных музыкальных инструментов, запоминать и воспроизводить мелодические и гармонические построения.

Говоря о развитии слуха певца, следует обратить внимание на наличие или отсутствие у него вокального слуха.

Под вокальным слухом понимается способность певца представлять себе мышечную работу голосового аппарата другого поющего.

В основе вокального слуха лежат ощущения вибрационного и мышечного характера, а также явление хронаксии[3].

Билет № 6

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

 

 

Певческое дыхание и его роль

Понятие регистра в пении

Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но во многом и отличается от обычного дыхания.

 

Основные отличия певческого дыхания от обычного:

1. Обычное дыхание непроизвольно, а певческое – осознанный, регулируемый процесс, который необходимо превратить в устойчивый певческий навык, т.е. довести до автоматизма.

2. Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается.

3. Дыхательный цикл: вдох-выдох-пауза. У поющего: вдох-пауза (задержка дыхания) – равномерный контролируемый выдох.

4. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания, дыхательных движений в минуту становится гораздо меньше.

5. Количество вдыхаемого воздуха контролируется в зависимости от певческих задач.

6. Для воспроизведения звука требуется создание значительного давления воздуха под голосовыми складками и, следовательно, в полости грудной клетки. В связи с этим работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

 

В зависимости от того, какие из органов участвуют в дыхании, можно говорить о типах дыхания. Различают следующие типы дыхания.

1. Ключичное (другие названия: костальное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и потому затруднено голосообразование. Диафрагма не задействована. Этот тип дыхания неприемлем для пения.

2. В старо-итальянской вокальной школе (до начала XIX-го века) было распространено грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

3. Нижнерёберно-диафрагматическое (другие названия: смешанное, грудо-брюшное, косто-абдоминальное,) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

4. Абдоминальное (другие названия: брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки

Деление дыхания на отдельные типы является условным, на практике чистых типов дыхания и резких границ между ними нет.

В обычной жизни мужчинам присуще “низкое” дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более “высоко” и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Такое дыхание не является каким-то особым, певческим, и возникает в результате приспособления дыхания к пению.

Постановка певческого дыхания требует осознанного контроля поющего и умения равномерно распределять набранный воздух.

Этапы освоения певческого дыхания:

1. Освоение правильной певческой установки (правильное положение корпуса, головы, поза, отсутствие мышечных и психологических зажимов);

2. Подключение диафрагмы (согласная «К», упражнения «Вороны»)

3. Освоение плавного вдоха (вдыхаем воображаемый аромат цветка)

4. Освоение плавного выдоха (упражнения «Свеча», «Парус», выдох на «ТЦ…»)

5. Освоение задержки дыхания (упражнение «Испугайся»)

6. Автоматизация всего процесса на распевочном материале.

Объяснения:

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса (певческая установка). Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

У начинающего петь прежде всего необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже в начале пения музыкальной фразы заметно быстрое “спадение” (оползание) стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

Шум при вдохе создается от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенное русло трахеи и бронхов. Помимо того, что он создает неприятный посторонний шум во время пения, такой вдох вреден для голосовых складок. Вызывая сухость, он отрицательно отражается на их работе и, следовательно, на качестве воспроизводимого звука. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание певца на шуме, сопровождающем вдох. Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное, глубокое дыхание.

Чтобы вдох был достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать и расширять нижние ребра. Такое движение значительно увеличивает объем грудной клетки и потому обеспечивает нужный запас дыхания (полнота вдоха). Кроме того, поднятые и расширенные нижние ребра растягивают прикрепленную к ним диафрагму и тем самым создают наилучшие условия для ее работы – длительного сокращения с наименьшим напряжением.

В противоположность описанному, поверхностный вдох часто бывает шумным, при нем мало увеличивается объем грудной клетки и не обеспечивается нужный запас дыхания. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдох через нос при закрытом рте легче наводит на ощущение полноты и глубины вдоха, но осуществим только при пении упражнений.

При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое нёбо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с “настройкой” ротоглотки на полузевок.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох.

Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией или установкой, следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка.

Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания (т.е. воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох.

Под экономным расходованием дыхания понимается постепенная его подача, при которой максимально больший процент воздуха превращается в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием. Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы. В связи с этим у них значительная часть дыхания расходуется бесполезно.

Умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха называется опорой дыхания. Опора должна быть пластичной, гибкой, упругой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков. Опора дыхания является составной частью певческой опоры. Понятие “опора дыхания” обычно употребляется для конкретизации одной из сторон голосообразования, а именно – работы дыхательных мышц. Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука. Певческая опора зависит не только от согласованной работы голосовых складок и дыхания, но и от правильной функции органов надскладочного отдела голосового аппарата.

Вокалисты различают, кроме оптимального:

· вялое дыхание

· форсированное дыхание

В первом случае, как определяет само название, дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, отчего не создается нужное для фонации подскладочное давление (опора дыхания). При таком дыхании работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро утомляются, страдает сила, тембровая окраска звука и опора. При вялом, недостаточном смыкании складок происходит большой расход выдыхаемого воздуха. Дыхание становится коротким, опора дыхания - недостаточной. Звук теряет интонационную устойчивость, обретает сиплый призвук, теряет “собранность”.

Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц; вдох обычно шумный, с перебором дыхания; выдох характеризуется значительным напором мышц-выдыхателей. Голосовые складки, чтобы противостоять чрезмерному подскладочному давлению, перенапрягаются. Звук становится форсированным: крикливым, маловыразительным, бедным по тембру, сила звука снижается.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры. Нужно следить, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, оставался “резерв дыхания”. При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох.

Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность ему неопёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно “полетный”, несобранный, ниже оптимальной силы.

Упражнения:

· Плавный вдох носом, длительный выдох

· Задержка дыхания с целью активизировать диафрагменную мышцу.

· «КШ», «КС» с акцентом на «К» активизирует диафрагму

· Набор дыхания, плавный, без толчков длительный выдох на звук «Ц», способствует активизации межрёберных мышц и диафрагмы

· Упражнения на стаккато, активизирующие диафрагму

· Упражнение «Парус». Направленный выдох на лист бумаги висящий перед лицом. Следить, чтобы напор воздуха был одинаковый на всём протяжении выдоха, а листок под одним и тем же градусом наклона

· «Горячее дыхание». Представить, что дышишь на поднесённое ко рту зеркало

· «Холодное дыхание». Губы сложить трубочкой и дуть, как бы пытаясь остудить воду или задувая свечу.

· Вибрация губами (Сет Риггз). Глиссандо вверх и вниз.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.009 с.)