Особенности и условия развития внимания в старшем дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и условия развития внимания в старшем дошкольном возрасте



В старшем дошкольном возрасте внимание имеет  в основном, непроизвольный характер. Исследователи  (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) преобладание непроизвольного внимания в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте связывают с возрастными психологическими особенностями детей [3].

Чтобы оптимально организовать работу по   развитию внимания необходимо знать особенности внимания дошкольников.  Старший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка, главным  событием является поступление в школу. В этот  период на  новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего мир и самого себя. Новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения [12,  с. 59].

Внимание ребенка начинает привлекаться объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями и раздражителями, имеющими сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с потребностями ребенка [48].

С развитием произвольного внимания дети могут направлять сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение времени. В среднем периоде дошкольного возраста произвольность внимания выражается в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесной инструкции взрослого. Однако, период сосредоточения у 4-5 детей короткий (максимум  3-5 минут), при этом  внимание легко переходит на другие, не относящиеся к деятельности раздражители. Такие ситуации отвлекаемости внимания свойственны в период дошкольного детства. Характеристики  устойчивости и концентрации внимания  не сформированы необходимым образом. Внимание детей нестабильный, изменчивый и слабо концентрированный процесс, не обеспечивающий эффективности когнитивных процессов. Это детерминировано в  психофизиологическими аспектами, в частности, незрелостью лобной части  головного мозга и несформированностью длинных ассоциативных путей, создающих связи  передних отделов с проекционными зонами коры височных и затылочных долей мозга [22].

Б.Г. Ананьев отмечает, что у дошкольника первоначально произвольное внимание неустойчиво. Нужно чтобы взрослый организовал деятельность и четко определил задание. При этих условиях дети могут на первых порах обнаружить произвольное внимание [2]. Со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые для них интеллектуально значимыми, например, на играх-головоломках и т.д. [29, с.16]. Единой направленностью в формировании мотивации произвольного внимания у старших дошкольников, по мнению С.Л. Рубинштейна [37], является перенос центра тяжести от внешней стороны личности к внутренней стороне. Однако не только у дошкольника, но даже в младшем школьном возрасте, уровень осознанности мотивов остается низким, а волевая активность совершается преимущественно по внешней стимуляции (А.И. Выготский) [8]. К концу дошкольного периода начинают возникать зачатки более активного, произвольного внимания. Увеличивается сосредоточение, объем и стабильность произвольного внимания; формируются компоненты произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; волевых усилий старшего дошкольника [35].

Хронологически появляются первые зачатки произвольного внимания в форме ориентации собственной деятельности с помощью самоинструкции с ориентацией на внешние средства в 5-6 лет [14]. С  7 лет – дальнейшее формирование и совершенствование произвольного внимания, в том числе и высшее произвольное внимание.

Внимание может рассматриваться не как отдельный процесс психики, а   как  свойство  другого психического процесса (память, мышление), то есть служит связующим  звеном психических процессов.

Г.А. Урунтаева [35,с.121] отмечает: «чтобы был осуществлен качественный переход от развития непроизвольного внимания к произвольному, развития внимания в целом, необходимо качественное изменение условий жизни ребенка, а также освоение новых видов деятельности: игровой, трудовой, продуктивной. Ребенок умеет управлять своими действиями под указания взрослого уже в середине дошкольного возраста. Исполняя указания ребенок учится быть внимательным, то есть самостоятельно направлять  внимание». Значит, для развития произвольного внимания нужно уметь им управлять.

В старшем дошкольном возрасте ребенок  использует в своей речи функцию планирования. Ребенок проговаривает установки своих действий, переходя от общих к частным, а затем переходит к выполнению. То есть развитие произвольного внимания определяется не только развитием активной речи, но и оценкой важности смысла деятельности. Развитие внимание также зависит и от овладения нормами и правилами поведения, умением ребенка  руководить своими  действиями с помощью волевых  усилий [39].

Л.Ф. Тихомирова, указывает на то, что дети 6-7 лет овладевают произвольным вниманием,  но преобладающим вниманием остается непроизвольное [42]. Концентрация внимания на неинтересной деятельности обуславливает трудности,  а  в процессе игры ребенок способен длительное время сохранять внимание. Это нужно использовать как одно из оснований при построении обучения. Используя в ходе занятия игровые элементы, смену видов деятельности, можно поддерживать внимание детей, не позволяя потерять интерес к учебной деятельности.  В старшем дошкольном возрасте наблюдается рост устойчивости и концентрации внимания [31].

Личность и волевые качества также могут характеризовать степень развития произвольного внимания. Для дошкольника еще достаточно не просто сконцентрировать своё внимание, когда возникают новые отвлекающие факторы. Работа имеет большую успешность, когда раздражители отсутствуют и нет ничего, что может отвлекать. Характеристика изменения внимания старших дошкольников заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направляя его к определенным объектам, явлениям и используя некоторые средства для их удержания [30].

Как правило, взрослые  сталкиваются с тем, что произвольное внимание детей дошкольного возраста не организовано, нестабильно. Полное развитие произвольного внимания обеспечивает хорошую динамику мнемоники, а также процесс мышления, а также улучшение его структуры и последовательности. На практике это делается для повышения точности и четкости организации детской деятельности [15]. Чтобы привлечь внимание детей важно помнить, что одной из основных задач выполняемой работы является обучение ребенка самоконтролю, умению планировать действия, следовать плану и сравнивать свою работу со  стандартами.

Произвольное внимание связано с речью. Чем лучше развита речь, тем выше уровень развития восприятия и тем лучше формируется произвольное внимание. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, которые ставит взрослый, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

По мнению И.Л. Баскаковой, основы произвольного внимания находятся вне личности ребенка. Это означает, что формирование непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Последнее развивается на основе того, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает управлять вниманием. Автор  указывает, что, со старшего дошкольного возраста, дети могут удерживать внимание на действиях, которые оказываются для них интеллектуально значимы. К 6-7 годам внимание ребенка представляет цельный, сформировавшийся процесс, хотя и не достигает той ступени, которая характерна для подросткового возраста [15].

Таким образом, в старшем дошкольном   возрасте внимания  приобретать произвольный характер. Можно  отметить диффузный, неустойчивый характер развития внимания, недостаточный  самоконтроль. В процессе игры, интересной деятельности  дети могут более  длительное время сохранять внимание. Это нужно использовать как одно из оснований при построении обучения. Используя в ходе занятия игровые элементы, смену видов деятельности, можно поддерживать внимание детей. При работе по развитию произвольного внимания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, которые значительно обусловлены и личностными факторами. Важным условием успешности обучения ребенка в школе является высокий уровень произвольности познавательных психических процессов, ведущим из которых является произвольное внимание. Благодаря произвольному вниманию ребенок способен слушать и слышать педагога, выполнять инструкции, контролировать действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.005 с.)