Развитие внимания детей как направление коррекционно-развивающей работы педагога-психолога доу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие внимания детей как направление коррекционно-развивающей работы педагога-психолога доу



Для  диагностики  и коррекции внимания важно рассмотреть  определение, виды, основные свойства и нормальное развитие внимания в онтогенезе. Дадим общую характеристику понятию внимание.

В психологии существует много определений  понятия. А. Маклаков дает следующее определение вниманию - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [25]. П. Я. Гальперин рассматривал внимание как функцию внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления.  Он, разрабатывая деятельностный подход к изучению внимания, сделал вывод о том, «что внимание представляет собой деятельность контроля произвольного внимания, его механизм рассматривается как сокращенная форма контроля над действием» [11]. Т. Рибо считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, и определяли внимание как сосредоточение на определенном предмете, опосредованное словом [25, с. 216].

 Наиболее точным, отражающим основные свойства внимания (избирательность, объем, устойчивость), на наш взгляд, является определение внимания, данное В. Н. Дружининым – «осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием» [16, с. 52]. 

По Г.А. Урунтаевой внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления [43]. Внимание играет важную  роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина  «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности» [10, с.123]. Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Для полного и точного определения внимания выделяют его виды. А. Г. Маклаков называет следующие виды внимания [25]:

1. По происхождению и способам осуществления выделяют два вида внимания:

1) Непроизвольное: является наиболее простым видом внимания. Его называют пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания индивида.

2) Произвольное: управляется сознательной целью,  связан с волей и выработан в результате трудовых усилий, поэтому называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по происхождению социальные: произвольное внимание формируется у ребенка при его общении со взрослыми.

3) Следующий вид внимания назван Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Этот вид носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем индивид включается  в деятельность: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат [ 25, с. 128].

С.Л. Рубинштейн  отмечает, что «произвольное внимание можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на какое-либо явление или предмет окружающей действительности, вследствие чего становится возможным усвоение конкретного знания» [37, с.79].

Произвольное внимание, будучи  функциональной характеристикой сознания, обладает  социальной основой. Характерно лишь для  человека и  связано с  трудовой деятельностью человека. Б.Г. Ананьев отмечал характеристику данного вида:  «сознательное переключение внимания с одного объекта на другой и концентрация внимания на этом новом объекте»     [ 2, с. 16].

Произвольное внимание  связано  с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Основной функцией  является  регулирование протекания психических процессов (Ю.Г. Тамберг) [40]. Важную роль играет речь. Словесно сформулированная задача организует ориентировочную деятельность, направляет внимание на определенные предметы.

Произвольное внимание связано с вычленением значимой информации. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности [34].

Онто- и филогенетически произвольное внимание достаточно новое  относительно непроизвольного этапа в становлении сложных актов концентрации на различных объектах внешнего и внутреннего мира человека. Оно складывается при жизни в ходе овладения им особыми орудиями-средствами, сформированными человечеством в ходе развития общества.

Основными функциями произвольного внимания являются: активная регуляция протекания психических процессов, регуляция хода выполнения деятельности и контроля  результатов, контроль и организация поведения, сохранение объекта сосредоточения и поддержание определенной интенсивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям, формирование и разрушение автоматизированных навыков, а также игнорирование отвлекающих факторов и фокусировка на нужной деятельности. Произвольное внимание позволяет выделять  значимую и нужную информацию; избирательно извлекать из памяти нужные сведения, выделять существенное.

П.Я. Гальперин считал, что произвольное внимание в психической деятельности является своеобразным «контролером», т.е. представляет собой умственные действия [11]. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Произвольное внимание есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного), являются результатом формирования новых умственных действий.

На ранних этапах развития функция произвольного внимания разделена между – ребенком и взрослым. Взрослый, указывая на объект и называя его словом, выделяет этот объект, ребенок отвечает на его сигнал, запоминая жест, схватывая предмет или повторяя слово [29]. В дальнейшем, предмет выделяется для ребенка из внешнего мира. Так для детей обнаруживается возможность ставить цель самостоятельно. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется сначала в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении собственной речевой инструкции [24].

Механизмом физиологического характера произвольного внимания является точка возбуждения в коре мозга, которая  поддерживается импульсами  второй сигнальной системы. Поэтому важна роль вербалики взрослого для  развития  у ребёнка произвольного внимания. Появление произвольного внимания исторически обусловлено трудовой деятельностью. Потому как без самокоординации  вниманием нельзя  реализовать сознательную и планомерную деятельность. Психологической спецификой произвольного внимания  служит  сопровождение его переживанием  волевого усилия, напряжения. Продолжительная по времени  поддержка произвольного внимания провоцирует процесс  утомления. Поэтому важно чередование видов деятельности, действий. Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность) [19].

Большинство психодиагностических методик для исследования внимания направлены на изучение свойств внимания. Рассмотрим их. К основным свойствам внимания относят:

1) Устойчивость - заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте [25, с. 231];

2) Концентрация внимания - степень или интенсивность сосредоточенности. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация всвязана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре ГМ. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга [44, с. 47];

3) Распределение внимания - способность выполнять несколько видов деятельности одновременно;

4) Объем - количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно;

5) Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Возникает при действии посторонних раздражителей.

6) Рассеянность – неспособность сосредоточиться на заданном предмете  [25, с. 252].

Р.В. Овчарова выделяет  характеристики произвольного внимания [31]:

–  целенаправленность – задачи, которые взрослый или ребенок ставит перед собой в различных видах деятельности;

– организованный характер деятельности – человек как бы готовится, он знает, что ему нужно быть внимательным к тому или иному предмету, он направляет на него свое внимание сознательно, организует необходимые психические процессы для данной деятельности;

–  устойчивость – внимание присутствует в различный промежуток времени и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание [12]:  интересы человека, которые побуждают его к занятию видом деятельности;  осознание долга и обязанности, которые требуют лучше выполнять деятельность.

Внимание имеет этапы развития. Первый этап – первый год жизни ребенка. В первые месяцы жизни отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок  реагирует только на внешние раздражители. В пять-семь месяцев уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито. Второй этап – начало второго года жизни, когда начинают проявляться зачатки произвольного внимания. Большое значение для развития внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Происходит обогащение взаимодействия ребенка с окружающим миром, взаимодействие со взрослыми [12, с. 52].

Третий этап – школьный возраст – активное развитие произвольного внимания. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. формируется усидчивость, самоконтроль поведения. В школьном возрасте развитие внимания есть  стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках, преобладает непроизвольное внимание. Чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным,интересным. В старших классах внимание становится произвольным и достигает более высокого уровня развития [12, с. 238].

Произвольное внимание у детей развивается в направлении от выполнения целей, которые ставит взрослый к задачам, поставленным самим ребенком. Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности за усвоение знаний. Это побуждает внимательно выполнять даже неинтересное задание. У детей процесс формирования произвольности внимания связан с развитием его свойств [38]. Произвольное внимание дает возможность направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени [48].

Одно из направлений деятельности педагога-психолога в ДОУ коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа включает индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия. Основные цели работы - развитие психических процессов, в том числе внимания.

Рассмотрим понятие и принципы коррекционно-развивающей работы, задачи и особенности проведения в дошкольном возрасте.

Слово коррекция в педагогике изначально использовалось в области дефектологии по отношению к обучению и воспитанию детей с нарушениями в психическом развитии. Соответственно, большинство понятий коррекционной работы разрабатывались в рамках дефектологии и используются сейчас. Коррекционная работа понимается как комплексные меры психологического, медицинского и педагогического характера, способствующие исправлению или ослаблению недостатков психофизического развития [21]. Переход коррекционно–развивающей работы в практику общей педагогики привел к  изменению задач и субъектов коррекционных воздействий. Основное изменение целей и задач коррекционно–развивающей работы в системе общего образования в создании оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы. Соответственно уточнено понятие коррекционно-развивающей работы. Основное уточнение касается субъектов. В настоящее время субъектами являются все дети, у которых имеются трудности в обучении и в социальной адаптации [49].

Коррекционно–развивающая работа базируется на фундаментальных положениях общей, возрастной и педагогической психологии. Основными из этих положений являются следующие:

– Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, которая рассматривает ситуацию психокоррекции личности как опыт реальной жизнедеятельности.

– Концепция В.И. Мясищева, в которой личность понимается как продукт системы значимых отношений (в коррекционную работу должны быть включены ребенок и его окружение).

– Теория деятельности А.H. Леонтьева, утверждающая, что развитие может проходить эффективно только в рамках ведущей деятельности.

– Концепция личности С.Л. Рубинштейна о формах психологических контактов между людьми.

– Положение Д.Б. Элькониным о коррекционном потенциале игры, который заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых занятий [6].

Общей целью коррекционно-развивающей работы является создание условий для развития ребенка, реализации его потенциала, оказание помощи в преодолении и компенсации отклонений в развитии. Достижение цели возможно только в условиях одновременно учитывающих возрастные особенности детей и особенности отклонения в развитии [6].

Значит при определении задач коррекционно–развивающей работы необходимо учитывать следующее:

–коррекционно–развивающее воздействие должно быть выстроено с учетом основных линий развития данного возрастного периода, опираться на специфические для возраста особенности и новообразования;

– воздействие должно предусматривать доразвитие, исправление, компенсацию психических процессов и новообразований, свойственные предыдущему периоду развития и являющиеся основой развития на данном возрастном этапе;

– создание условий для формирования и развития психических функций, для которых данный возрастной период является сензетивным;

– предпосылки для развития на следующем возрастном этапе;

– раннее начало коррекционно–развивающей работы [6].

Коррекционно-развивающая работа должна быть методологически обоснованной. Одним из обоснований являются принципы – положения, которые определяют разработку коррекционно–развивающих программ:

– Гуманизма – вера в возможности ребенка, субъектного, позитивного..

– Принцип системного подхода – понимание человека как целостной системы.

– Принцип реальности – учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

– Принцип деятельностного подхода предполагает опору на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его формирование.

 – Принцип индивидуально-дифференцированного подхода форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов [6, с.85].

С учетом требований к организации и проведению коррекционно–развивающей работы можно выделить особенности в дошкольном возрасте:

– использование ведущего вида деятельности дошкольного  периода – игровой, и вида деятельности последующего этапа развития – учебной;

– коррекция и развитие не только несформированных в соответствии с возрастом психических процессов, но и навыков учебной деятельности;

– включение коррекционно–развивающей работы в занятия.

Коррекционная направленность педагогического процесса особенно и усилена в содержании и методах работы специалистов дошкольного образования. Коррекционная функция проявляется: в коррекционно-развивающих мероприятиях, связанных с преодолением элементов недоразвития во всех сферах психики; в повышении адаптационных возможностей детей; в реализации потенциальных возможностей детей.

Изменение в психике, активности ребёнка происходит в результате психолого-педагогического воздействия. Взаимодействия педагогов, родителей, психолога в образовательном процессе позволяют реализовать возможности детей, преодолевая элементы психофизического недоразвития. [45].

Этапы коррекционно-развивающую работы (О.А. Карабанова) [18]: ориентировочный этап (установление контакта), этап актуализации и объектирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций (выявление трудностей, проблем, диагностика), конструктивно- формирующий этап (развитие), обобщающе-закрепляющий этап (перенос усвоенного опыта в реальную жизнь).

Таким образом, внимание -  осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение контроля за их протеканием. Произвольное внимание предполагает сосредоточенность на чем-либо, это планомерное внимание, контроль которого осуществляется по заданному нормативу, составленному плану и образцу. Если рассматривать произвольное внимание как деятельность психического контроля то, можно сделать вывод, что  акты внимания – это результат формирования новых умственных действий.  Механизмом физиологического характера произвольного внимания является точка возбуждения в коре мозга, которая поддерживается импульсами второй сигнальной системы. Психологической спецификой произвольного внимания служит сопровождение его переживанием волевого усилия, напряжения. Коррекционная работа понимается как комплексные меры психологического, медицинского и педагогического характера, способствующие исправлению или ослаблению недостатков психофизического развития, которые препятствуют полноценному психическому развитию и социальной адаптации. Коррекционно–развивающая работа  имеет  целью создание условий для развития ребенка, реализации его потенциала, оказание помощи в преодолении и компенсации отклонений в развитии. Достижение цели возможно в условиях одновременно учитывающих возрастные особенности детей и особенности недостатков развития. Коррекционно-развивающая работа должна быть методологически обоснованной. При подготовке и проведении коррекционно–развивающей работы с дошкольниками должны быть учтены особенности психического развития и социальной ситуации развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.032 с.)